Автор: Морозова Анастасия Анатольевна
Должность: МБОУ "Косихинская СОШ им А.М. Топорова"
Учебное заведение: МБОУ "Косихинская СОШ им А.М. Топорова"
Населённый пункт: Село Косиха, Косихинский район, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках
русского языка и литературы»
Ни для кого не секрет, что современная жизнь гораздо более динамичная,
чем раньше. Нынешний век – век информационный, и, разумеется, цифровые
технологии вошли во все сферы жизни. Образовательный процесс – не
исключение. Конечно, это не значит, что традиционная форма обучения
отошла на второй план, но тем не менее, компьютерные технологии
присутствуют почти на каждом уроке.
Выбранная тема актуальна, так как электронные учебные средства при
рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и
учеников, повышают интерес к образовательному процессу.
Что же такое цифровые образовательные ресурсы? Проще говоря, это –
объект, предназначенный для использования в образовательном процессе,
представленный в цифровой форме.
Что дает использование ЦОР на уроках:
- интерактивность (возможность взаимодействия в коллективе);
- наглядность (использование иллюстративного материала);
- мультимедийность (возможность добавить в урок звук, видео);
- возможность создания совместных проектов, с использованием
технологий;
- разнообразие (возможность смены видов деятельности на уроке);
- использование комбинированных форм работы.
Теперь обратимся конкретно к видам работ с использованием ЦОР на уроках
литературы.
Разумеется, любой урок становится интереснее для ученика, если в нем
сочетаются разные методы преподнесения материала, опроса, наглядности,
закрепления изученного.
Согласитесь, работа с текстом художественного произведения может стать
гораздо увлекательнее, если в урок включить аудио-сопровождение или
отрывок из фильма по этому произведению. К примеру, в ходе изучения
романа-эпопеи Л.Н.Толстого « Война и мир» мы можем поучаствовать на
первом балу Наташи Ростовой, побывать в «нехорошей квартире» при
изучении романа «Мастер и Маргарита». По своему собственному опыту
могу сказать, что даже небольшой отрывок фильма, продемонстрированный
на уроке, пробуждает интерес к изучаемому произведению, и даже те дети,
которые не читали произведение, дома посмотрят фильм.
Говоря про аудио, можно привести в пример использование классических
композиций при изучении лирики. Как не включить ребятам на уроке
изучения повести «Гранатовый браслет» А.И.Куприна Largo appassionato
второй сонаты Бетховена.
Так же интересным моментом для меня послужило использование на уроках
изучения творчества С.Есенина, В.Маяковского, Б.Пастернака аудио песен
разных жанров на стихи поэтов. Можно подключить детей к поискам таких
композиций.
Так же прекрасным стимулятором внимания является использование
наглядного материала: портреты писателей, фотографии эпох изучаемого
произведения, иллюстрации к ним и многое другое.
Отличной возможностью прикоснуться к жизни того или иного писателя,
окунуться в эпоху их славы являются онлайн-экскурсии по домам-музеям,
галереям и библиотекам.
Одной из испробованных мною форм работы с цифровыми ресурсами
являлось следующая: ученикам 7 класса в конце 4 четверти я предложила
творческое задание: создать в социальной сети страницу писателя ( сети ВК
или телеграм). Ребята добавляли на страницу информацию о жизни писателя,
фото, отрывки из произведений, раскручивали канал, агитируя
одноклассников подписываться и оставлять реакции. Такая форма работы
объединила учебный процесс и процесс электронной коммуникации.
Еще одной интересной формой работы я для себя отметила работу с онлайн-
переводчиками. Суть работы в следующем – ребята берут стихотворение или
отрывок прозаического произведения, добавляют этот текст в онлайн-
переводчик, переводят его на другой язык, а затем получившийся текст
переводят обратно на русский. Полученный текст весь класс сопоставляет с
оригиналом, угадывая его. Этот метод немного развлекательный, но, тем не
менее, повышает интерес к литературе.
Какие же возможности ЦОР можно использовать на уроках русского языка?
Прежде всего, это использование наглядного материала, выведение текстов
на экран при различных формах работы, к примеру: вставить пропущенные
буквы в текст, найти ошибки, составить пары слов, расставить знаки
препинания и тд.
Так же незаменимым является использование ЦОР при самостоятельной
подготовке к урокам, к ВПР, к ГИА. Это использование различных сайтов, у
которых есть функция онлайн- решения заданий (Решу ВПР, Решу ОГЭ, Учи
Ру, Экзамер.ру и многие другие).
На сайте Могу-писать можно потренироваться не только в прорешивании
тестов ОГЭ и ЕГЭ, но и в создании текстов сочинений, посмотреть примеры
оцененных сочинений с комментариями и баллами.
Отдельное внимание стоит уделить платформе РЭШ («Российская
электронная школа»). На данном сайте представлены интерактивные уроки
по всему школьному курсу с 1 по 11 класс. Данная платформа позволяет
использовать опыт коллег, интегрировать методы в своих уроках, а для
учеников это прекрасная возможность повторить упущенный или не до конца
понятый материал.
Онлайн-тренажеры по русскому языку могут помочь повторить словарные
слова, запомнить правила, выучить алгоритмы, потренировать в применении
этих правил алгоритмов (Тренажеры: СлонУм, Кид-мама, Грамота.ру,
Грамотей и многие другие. Работу с тренажерами можно включать не только
в самостоятельную подготовку, но и в различные этапы урока.
Широкую известность среди учителей приобретают сайты, позволяющие
создавать тесты по любой теме. Это так называемые сайты – тестовые
оболочки. К примеру сайты «Online Test Pad», «StepForm». Каждый учитель
может создавать тесты с учетом особенностей и возможностей класса.
Использование видео-уроков или их элементов тоже не будет лишним,
многие из таких уроков синтезируют различные методы и технологии, дети с
удовольствием включаются в процесс.
Одним из моих любимых приемов ЦОР является использование на уроках
заданий с QR-кодом. QR-код – это это двухмерный штрихкод,
предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью
камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можно закодировать
любую информацию, к примеру ответ на вопрос, часть текста из
литературного произведения и абсолютно любой текст.
Пример с урока: на уроке Литературы при изучении романа А.С.Пушкина
«Дубровский», я предложила ребятам узнать героя по описанию. Описание
было напечатано в тексте карточки, а ответ зашифрован в QR-коде, таким
образом проверить себя они могли при его помощи.
Еще одним заданием с использованием QR-кода было задание, примененное
на уроке в 6 классе по теме «Этимология», в кодах были зашифрованы
значения слов, задача учеников была составить из двух групп пары
родственных слов. То есть сначала необходимо было найти при помощи
анализатора QR-кода значения слов, затем методом сопоставления этих
значений составить пары. Это задание вызвало очень активный интерес, так
как для ребят это нечто новое, необычное.
Так же на уроках русского языка одним из методов запоминания словарных
слов я использую лингворасскраски, когда на уроке либо дома предлагаю
раскрасить словарные слова, а на следующем занятии мы пишем словарный
диктант. Так как эта форма работы является у моих учеников одной из самых
любимых, я предложила детям попробовать создать такие раскраски самим,
используя компьютерные программы. После каникул в каждом классе ребята
поделятся своими творениями.
Еще одной формой работы, к сожалению мною еще не опробованной,
является работа с нейросетью. Думаю, каждый из вас слышал это слово.
Наши с вами ученики давно опробовали эту форму работы, ведь с помощью
нейросети можно писать сочинения, доклады, сообщения, выполнять
домашнюю работу и многое другое.
Каким же образом можно использовать искусственный интеллект в своей
работе?
- При проверке заданий: нейросети могут автоматически анализировать
написанные учениками тексты, выявлять ошибки, а также предлагать
варианты исправлений, что существенно экономит время.
- Анализ произведений: ИИ может выявить ключевые темы, образы и
символы, помогая глубже понять текст, развивая критическое мышление.
- Создание учебных материалов: можно использовать систему для генерации
вопросов, тестов, учебных игр, что опять таки экономит время и делает
учебный процесс более увлекательным
- Так же при помощи нейросети можно воссоздавать портреты литературных
героев, для этого нужно указать характеристику персонажа и искусственный
интеллект сгенерирует образ. Это задание можно предложить ученикам,
разделив его на 2 части: сначала выполнить полную характеристику
персонажа, затем при ее помощи создать образ в нейросети.
Подведем итог: Использование цифровых образовательных ресурсов
обеспечивает экономию времени при объяснении материала; представление
материала в более наглядном, а значит, в более интересном виде; воздействие
на разные системы восприятия учащихся; дифференцированный подход к
обучению; оперативный контроль за усвоением материала. Чем интереснее
учебный процесс, тем быстрее мы достигаем своей цели – удержать
внимание учащихся, обеспечивая полное и оптимальное усвоение ими
учебного материала.