Автор: Каламбет Яна Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ОСР ГБУСОН РО СРЦ г. Гуково"
Населённый пункт: Ростовская область город Гуково
Наименование материала: Статья
Тема: Профилактика употребления ПАВ, проводимая педагогом-психологом в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Раздел: дополнительное образование
Профилактика
употребления
психоактивных
веществ,
проводимая
педагогом-психологом
в
условиях социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних
Введение
Употребление
психоактивных
веществ
(ПАВ)
среди
несовершеннолетних
представляет существенную угрозу их физическому и психическому здоровью, а также
социальному благополучию. Социально-реабилитационные центры (СРЦ) играют
важную роль в оказании помощи и поддержки подросткам, находящимся в трудной
жизненной ситуации. Педагог-психолог в таких учреждениях выполняет ключевую
функцию — профилактику употребления ПАВ и формирование здорового образа
жизни.
Значение профилактики ПАВ в СРЦ
Профилактика направлена на предотвращение первых опытов употребления и
развитие устойчивого негативного отношения к ПАВ. В условиях СРЦ подростки часто
испытывают дефицит поддержки и ресурсы для адаптации к социальной среде. Здесь
работа педагога-психолога должна учитывать особенности эмоционального состояния,
мотивации и социального окружения несовершеннолетних.
Методы
профилактической
работы
педагога-
психолога
Основные методы профилактики, применяемые педагогом-психологом в СРЦ:
●
Психообразование
—
информирование
о
вреде
ПАВ,
формирование
критического
мышления
и
навыков
принятия
здоровых
решений.
●
Когнитивно-поведенческая терапия — тренировка навыков саморегуляции,
управление стрессом и формирование позитивных моделей поведения.
●
Групповые
тренинги
и
мастер-классы
—
развитие
коммуникативных
навыков, повышение самооценки и укрепление социальной поддержки.
●
Индивидуальные консультации — выявление личностных факторов риска и
поддержка
в
формировании
мотивации
к
отказу
от
ПАВ.
●
Семейное вовлечение — работа с родителями и законными представителями
для
создания
благоприятного
домашнего
окружения.
Результаты и эффективность профилактических
мероприятий
Исследования показывают, что систематическая профилактическая работа педагога-
психолога
способствует
снижению
уровня
склонности
к
употреблению
ПАВ,
улучшению эмоционального состояния и социальной адаптации несовершеннолетних,
а также укреплению сопротивляемости социальным рискам.
Заключение
Профилактическая деятельность педагога-психолога в социально-реабилитационном
центре является важным компонентом комплексной поддержки несовершеннолетних,
находящихся в уязвимом состоянии. Использование разнообразных методов и
индивидуальный подход позволяет эффективно снижать риск вовлечения подростков
в употребление психоактивных веществ, способствуя их здоровому и гармоничному
развитию.