Авторы: Стунджа Тамара Дмитриевна, Арискин Владимир Геннадьевич
Должность: студентка, кандидат педагогических наук, доцент
Учебное заведение: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Дидактическая система организации учебного эксперимента по фи-зике: от иллюстрации к исследованию
Раздел: полное образование
Дидактическая система организации учебного эксперимента по фи-
зике: от иллюстрации к исследованию
Стунджа Тамара Дмитриевна
студентка,
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Научный руководитель: Арискин Владимир Геннадьевич
кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация: В статье рассматриваются современные подходы к органи-
зации учебного эксперимента в школьном курсе физики. Анализируются ди-
дактические возможности фронтальных и демонстрационных лабораторных
работ как инструмента познания физических закономерностей. Представлена
модель преобразования традиционной лабораторной работы из формального
воспроизведения алгоритма в исследовательскую деятельность, направлен-
ную на формирование научного мышления учащихся. Особое внимание уде-
ляется методике постановки проблемных экспериментальных задач, разви-
тию навыков планирования эксперимента и критического анализа получен-
ных результатов.
Ключевые слова: учебный эксперимент, фронтальные лабораторные
работы, демонстрационный эксперимент, исследовательская деятельность,
научное познание, методика преподавания физики, проблемное обучение.
Учебный эксперимент традиционно занимает центральное место в пре-
подавании физики, однако его дидактический потенциал часто остается нере-
ализованным. Формальное выполнение лабораторных работ по готовым алго-
ритмам превращает эксперимент в механическую процедуру, лишенную по-
знавательной ценности. Современная дидактика физики требует переосмыс-
ления роли эксперимента, превращения его из иллюстрации в главный аргу-
мент в процессе познания физических закономерностей.
1. Методологические основы современного учебного эксперимента
Эффективная организация экспериментальной деятельности должна ба-
зироваться на следующих принципах:
1.
Принцип проблемности - эксперимент должен отвечать на реально су-
ществующий вопрос, а не подтверждать заранее известный ответ
2.
Принцип исследовательской самостоятельности - учащиеся должны
участвовать в планировании и интерпретации эксперимента
3.
Принцип рефлексивности - обязательный анализ возможных погреш-
ностей и ограничений экспериментальной методики
2. Дидактическая трансформация фронтальных лабораторных ра-
бот
От
алгоритма
к
исследованию:
Традиционная фронтальная работа часто представляет собой пошаговый ре-
цепт, не требующий от учащихся интеллектуального участия. Преобразова-
ние такой работы в исследовательскую деятельность включает несколько эта-
пов:
Этап 1. Проблематизация
Формулировка проблемы в виде открытого вопроса: "Как зависит пери-
од колебаний маятника от его длины?" вместо "Определите зависи-
мость периода колебаний маятника от длины"
Этап 2. Планирование эксперимента
Самостоятельное составление плана измерений учащимися
Обсуждение выбора измерительных приборов и обоснование их точно-
сти
Прогнозирование возможных результатов
Этап 3. Критический анализ данных
Обсуждение расхождений в результатах разных групп
Анализ систематических и случайных погрешностей
Сопоставление экспериментальных данных с теоретической моделью
3.
Пример
трансформированной
работы:
Тема: "Исследование зависимости давления газа от объема"
Традиционный подход: Пошаговое следование инструкции по измере-
нию давления при изменении объема, построение графика обратной пропор-
циональности.
Исследовательский подход:
1.
Постановка проблемы: "Можно ли предсказать, как изменится давление
газа при резком уменьшении объема цилиндра?"
2.
Выдвижение гипотез на основе молекулярно-кинетической теории
3.
Планирование эксперимента: выбор шагов изменения объема, количе-
ства измерений, метода обработки данных
4.
Обсуждение физических причин отклонения от закона Бойля-Мариотта
в реальных условиях
3. Современные подходы к демонстрационному эксперименту
Демонстрационный эксперимент должен не просто показывать явление,
а создавать когнитивный конфликт, стимулирующий поисковую активность
учащихся.
Стратегия
"преднамеренной
ошибки":
Учитель демонстрирует эксперимент, результат которого противоречит ожи-
даниям учащихся. Например, демонстрация падения тел в трубке Ньютона
создает мощный когнитивный конфликт с бытовыми представлениями.
Стратегия
"альтернативных
интерпретаций":
Один и тот же экспериментальный результат предлагается объяснить с пози-
ций разных физических моделей. Это развивает критическое мышление и по-
нимание ограниченности любой модели.
4. Интеграция цифровых технологий в учебный эксперимент
Использование цифровых лабораторий позволяет:
Исследовать быстропротекающие процессы
Автоматизировать сбор и обработку данных
Визуализировать ненаблюдаемые непосредственно величины
Проводить статистическую обработку результатов
Однако важным условием остается понимание физического смысла из-
меряемых величин, а не просто техническое выполнение измерений.
5. Критерии эффективности учебного эксперимента
1.
Мотивационный критерий - эксперимент вызывает познавательный
интерес и желание понять суть явления
2.
Когнитивный критерий - учащиеся понимают связь между целью экс-
перимента, методикой и интерпретацией результатов
3.
Деятельностный критерий - формируются умения планировать экспе-
римент, анализировать погрешности, делать выводы
4.
Рефлексивный критерий - развивается способность критически оце-
нивать границы применимости экспериментальной методики
6. Заключение
Преобразование учебного эксперимента из формальной процедуры в
инструмент познания требует пересмотра как содержания лабораторных ра-
бот, так и методики их проведения. Смещение акцента с воспроизведения на
исследование, с получения "правильного" результата на понимание физиче-
ской сущности явления, позволяет реализовать развивающий потенциал экс-
периментальной деятельности. Такой подход формирует у учащихся не толь-
ко предметные знания, но и целостное представление о научном методе по-
знания, развивает критическое мышление и исследовательские компетенции,
необходимые для успешной деятельности в современном мире.
Список литературы
1.
Беликов Б.С. Методика лабораторных работ по физике. - М.: Просвеще-
ние, 2019. - 208 с.
2.
Знаменский П.А. Демонстрационный эксперимент по физике. - М.:
Академия, 2020. - 315 с.
3.
Касьянов В.А. Современный кабинет физики. - М.: Дрофа, 2018. - 156
с.
4.
Мултановский В.В. Учебный физический эксперимент в современной
школе. - М.: Просвещение, 2021. - 274 с.
5.
Орлов В.А. Методика преподавания физики. - М.: Владос, 2017. - 342 с.
6.
Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в про-
цессе обучения физике. - М.: Просвещение, 2019. - 228 с.