Автор: Хисамутдинова Людмила Юрьевна
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: МОБУ СОШ №4
Населённый пункт: Город Мелеуз
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перестройка и ее последствия.
Раздел: полное образование
Методическая разработка урока для 11 класса
Тема : « Перестройка и ее последствия»
Цель:
Проследить
эволюцию
в
общественном
развитии
в
эпоху
«Перестройки»
Задачи :
Образовательная
: Изучить основные изменения в экономической
политической и духовной сферах общества;
Развивающая : Развивать навыки работы с историческими источниками и
документами;
Воспитательная Учитывать исторический опыт России в формировании
патриотических ценностей.
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Ход урока:
План урока :
1.
Предыстория перестройки
2.
Изменения в экономической сфере общества
3.
Политические реформы
4.
Развитие духовной сферы
5.
Итоги перестройки и ее последствия
I Этап
Предыстория перестройки Реформы Ю.В. Андропова (1982 -1984) (слайд 2) и
К . У. Черненко (1984-1985) ( Слайд 3)
Цели «Перестройки»:
•
Совершенствование социализма
•
Очищение от сталинизма
•
Возврат к ленинским истокам
Противники перестройки:
-
Перестройка это: Заговор империалистов с целью развала «великой
державы»
Сторонники Горбачева
-
Перестройка
это
:
Объективная
необходимость,
обусловленная
кризисными явлениями во всех сферах
II этап Последующее изучение темы с применением кейс – технологии
(слайды 4,5)
Работа в группах
1 группа Экономические реформы изучение документов приложение 1 и 2
2 группа изменения в политической сфере приложение 3 и 4
3 группа Тенденции развития духовной сферы приложение 5 и 6
III
Этап
Основные этапы и итоги перестройки итоги перестройки –
обобщение полученных знаний (5- 10 слайд)
Мы изучили процессы, протекавшие в СССР в период перестройки (1985-
1991), кратко остановились на причинах и этапах этого явления. Выделим
некоторые итоги данной эпохи :
Прежде всего нужно сказать о крахе, который потерпела перестройка в
СССР (1985-1991). Итоги как для руководящих кругов, так и для страны в
целом были неутешительные.
Страна распалась на ряд независимых государств, в некоторых из них
начались
вооруженные
конфликты,
произошло
катастрофическое
снижение экономических показателей, полностью была дискредитирована
коммунистическая идея, а КПСС была ликвидирована.
Главные же цели, которые ставила перестройка, так и не были
достигнуты.
Наоборот,
положение
ещё
больше
усугубилось.
Единственные
позитивные
моменты
можно
увидеть
только
в
демократизации общества и в зарождении рыночных отношений. СССР в
период перестройки 1985-1991 годов являл собой государство, не
способное противостоять внешним и внутренним вызовам .
IV Этап Закрепление полученных знаний
1.
Почему историческая эпоха с 1985 по 1991 годы получила название «
Перестройка»?
2.
Какие изменения произошли в экономике?
3.
В
чем
проявилась
политическая
реформа?
К
чему
привели
конституционные изменения?
4.
Выделите
положительные
и
отрицательные
стороны
политики
«Гласности»?
Домашнее задание п. 37, отвечать на вопросы 1-3
Приложение1
Стратегия ускорения социально – экономического развития
Стратегия ускорения социально-экономического развития страны требует максимальной
мобилизации имеющихся в народном хозяйстве резервов. XXVII съездом КПСС
поставлена задача усилить роль экономических рычагов в повышении эффективности
производства и проведении режима экономии, в обновлении основных фондов, ускорении
оборачиваемости
оборотных
средств,
снижении
себестоимости
и
повышении
рентабельности производства. Разработанная КПСС стратегия ускорения социально-
экономического развития страны определяет качественно новый этап совершенствования
социалистического
воспроизводства,
мобилизации
всех
возможностей
социально-
экономического роста, заложенных в природе социализма.
Претворение в жизнь стратегии ускорения социально-экономического развития страны,
выработанной XXVII съездом КПСС, предполагает качественные преобразования
материального производства на основе достижений научно-технического прогресса,
инициатором и проводником которого в конкретную производственную практику
призваны выступать инженерно-технические кадры. Апрельский ( 1985 г.) Пленум ЦК
КПСС выдвинул концепцию и стратегию ускорения социально-экономического развития
страны, курс на обновление социализма, которые получили дальнейшее углубление и
обогащение в решениях XXVII съезда КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции,
пленумов ЦК и оформились в генеральную линию революционной перестройки всех
сторон жизни советского общества. [5]КПСС развил и углубил выдвинутые на
апрельском ( 1985 г.) Пленуме ЦК концепцию и стратегию ускорения социально-
экономического развития страны, курс на обновление социализма, получившие широкую
поддержку партии, всего народа.
Фактически они учитываются в экономической политике КПСС, которая нашла
отражение в глубоко обоснованной XXVII съездом КПСС стратегии ускорения
социально-экономического развития страны путем совершенствования экономической
системы
социализма,
использования
новейших
научно-технических
достижений,
проведения активной и сильной социальной политики. В решающей сфере человеческой
деятельности - экономике намечена научно обоснованная система мер в целях
перестройки народного хозяйства, широкого внедрения наиболее эффективных и
ресурсосберегающих
технологий.
Экономическая
политика,
организационная
и
идеологическая деятельность КПСС, усилия всего советского народа, партий и народов
стран социалистического содружества подчинены реализации важнейшей задачи -
производить быстрее, больше, лучше на основе всемерной интенсификации производства,
достигнуть и превзойти высшие мировые показатели производительности общественного
труда.
Приложен
ие 2
ЗАКОН О КООПЕРАЦИИ В СССР
I. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЕЕ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ
СТРАНЫ
Статья 1. Кооперация в системе социалистических общественных отношений
1. Социалистическая кооперация является постоянно развивающейся, прогрессивной
формой общественно полезной деятельности. Она открывает перед гражданами широкие
возможности для приложения своих сил и знаний к производительному труду в
соответствии с призванием, желанием и способностями каждого, получения доходов в
зависимости от количества и качества труда, вклада в конечные результаты деятельности
кооператива и для удовлетворения потребностей его членов.
2. В условиях политической и экономической систем СССР, при ведущей роли
государственной (общенародной) формы собственности повсеместное развитие получает
кооперативная форма собственности, способствующая более полному использованию
возможностей и преимуществ социализма, приумножению общественного богатства,
насыщению рынка высококачественными товарами и услугами, их удешевлению и все
более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей советских
людей.
3. Государство, исходя из важного значения кооперации для экономического и
социального развития общества, рационального использования материальных и трудовых
ресурсов, углубления процесса демократизации, всемерно поддерживает кооперативное
движение, содействует его расширению, гарантирует соблюдение прав и законных
интересов кооперативов и их членов.
4. Кооперативные предприятия (организации), далее именуемые "кооперативы", наряду с
государственными предприятиями (объединениями) являются основным звеном единого
народнохозяйственного комплекса. Труд в кооперативах почетен, престижен и всемерно
поощряется государством.
5. Кооперация в СССР предоставляет членам кооперативов реальные возможности и
материально заинтересовывает их в повышении эффективности хозяйствования на основе
самостоятельной разработки и реализации кооперативами своих планов производства,
распределения и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и осуществления
других видов деятельности, а также в улучшении социальных условий жизни коллектива.
Деятельность кооперативов, высокая производительность труда и система его оплаты
призваны стимулировать развитие экономического соревнования, конкуренцию на рынке
товаров, работ и услуг как между кооперативами, так и кооперативов с государственными
предприятиями и организациями, способствовать всемерному повышению эффективности
хозяйствования.
Приложение 3
Закон СССР от 1 декабря 1988 г. N 9853-XI
"Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР"
I. Внести в Конституцию СССР следующие изменения и дополнения:
1. Главу 12 изложить в следующей редакции:
"Глава 12
Система и принципы деятельности Советов народных депутатов
Статья 89. Советы народных депутатов - Съезд народных депутатов СССР и Верховный
Совет СССР, Съезды народных депутатов и Верховные Советы союзных и автономных
республик, местные Советы народных депутатов - краевые, областные, автономных
областей, автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и
сельские - составляют единую систему представительных органов государственной
власти.
Статья 90. Срок полномочий Советов народных депутатов - пять лет.
Выборы народных депутатов назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения
срока полномочий соответствующих органов государственной власти.
Статья 91. Важнейшие вопросы общесоюзного, республиканского и местного значения
решаются на заседаниях Съездов народных депутатов, сессиях Верховных Советов и
местных Советов народных депутатов или ставятся ими на референдумы.
Съезды народных депутатов избирают Верховные Советы и Председателей Верховных
Советов. Местные Советы народных депутатов избирают председателей Советов.
Верховные Советы и местные Советы народных депутатов, за исключением городских
(городов районного подчинения), поселковых и сельских, имеют свои президиумы.
.Статья 92. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля,
сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на
предприятиях, в учреждениях и организациях.
Статья 93. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы
руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного
строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют
контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 94. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного,
свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности
исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов
перед ними и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Приложение 4
ЗАКОН О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основы выборов народных депутатов СССР
Выборы народных депутатов СССР проводятся по одномандатным избирательным
округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании. С целью обеспечения представительства общественных организаций по
нормам, установленным настоящим Законом, одна треть народных депутатов СССР
избирается от общественных организаций - Коммунистической партии Советского Союза,
профессиональных
союзов,
кооперативных
организаций,
Всесоюзного
Ленинского
Коммунистического Союза Молодежи, объединений женщин, ветеранов войны и труда,
научных
работников,
творческих
союзов
и
других
организаций,
созданных
в
установленном законом порядке и имеющих общесоюзные органы. Выборы народных
депутатов от общественных организаций проводятся на их съездах, конференциях либо
пленумах их общесоюзных органов.
Статья 2. Всеобщее избирательное право
Выборы народных депутатов СССР от избирательных округов являются всеобщими:
право избирать имеют граждане СССР, достигшие 18 лет. Право избирать депутатов от
общественных организаций имеют все делегаты их съездов, конференций либо участники
пленумов их общесоюзных органов.
Народным депутатом СССР может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года.
Статья 3. Равное избирательное право
Выборы народных депутатов СССР от избирательных округов являются равными:
избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в
выборах на равных основаниях.Женщины и мужчины имеют равные избирательные
права.
Военнослужащие пользуются избирательными правами наравне со всеми гражданами.
Статья 4. Прямое избирательное право
Выборы народных депутатов СССР от избирательных округов являются прямыми:
народные депутаты избираются гражданами непосредственно.
Народные депутаты СССР от общественных организаций избираются непосредственно
делегатами их съездов, конференций либо участниками пленумов их общесоюзных
органов.
Статья 5. Тайное голосование
Голосование на выборах народных депутатов СССР является тайным: контроль за
волеизъявлением голосующих не допускается.
Приложение 5
Нина Андреева
Не могу поступаться принципами
Написать это письмо я решила после долгих раздумий. Я химик, преподаватель в
Ленинградском технологическом институте имени Ленсовета. Как многие другие,
являюсь куратором студенческой группы. В наши дни студенты после периода
общественной
апатии
и
интеллектуального
иждивенчества
постепенно
начинают
заряжаться энергией революционных перемен. Естественно, возникают дискуссии - о
путях перестройки, ее экономических и идеологических аспектах. Гласность, открытость,
исчезновение зон, запретных для критики, эмоциональный накал в массовом сознании,
особенно в молодежной среде, нередко проявляются и в постановке таких проблем,
которые в той или иной мере "подсказаны" западными радиоголосами или теми из наших
соотечественников, кто не тверд в своих понятиях о сути социализма. О чем только не
заходит разговор! О многопартийной системе, о свободе религиозной пропаганды, о
выезде на жительство за рубеж, о праве на широкое обсуждение сексуальных проблем в
печати, о необходимости децентрализованного руководства культурой, об отмене
воинской обязанности... Особенно много споров среди студентов возникает о прошлом
страны. На февральском Пленуме ЦК еще раз подчеркнута настоятельная необходимость
того,
чтобы
"молодежь
училась
классовому
видению
мира,
пониманию
связи
общечеловеческих и классовых интересов. В том числе и пониманию классовой сущности
перемен, происходящих в нашей стране". Это видение истории и современности
несовместимо с политическими анекдотами, низкопробными сплетнями, остросюжетными
фантазиями, с которыми можно сегодня нередко встретиться. Взять вопрос о месте И. В.
Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость
критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической
личности,
сколько
всей
сложнейшей
переходной
эпохи.
Эпохи,
связанной
с
беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно
отходят от активной трудовой, политической и общественной деятельности. В формулу
"культа личности" насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация,
культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав.
Все это ставится под сомнение. Дело дошло до того, что от "сталинистов" (а в их число
можно при желании зачислять кого угодно) стали настойчиво требовать "покаяния"...
Взахлеб расхваливаются романы и фильмы, где линчуется эпоха бури и натиска,
подаваемая как "трагедия народов". Так иной, зацелованный критикой фильм, вопреки
невиданному рекламному прессингу, бывает весьма прохладно принят большинством
населения. Сразу же отмечу, что ни я, ни члены моей семьи не имеем никакого отношения
к Сталину, его окружению, приближенным, превозносителям. Мой отец был рабочим
Ленинградского порта, мать - слесарем на Кировском заводе. Там же работал мой старший
брат. Он, отец и сестра погибли в боях с гитлеровцами. Один из родственников был
репрессирован и после XX съезда партии реабилитирован. Вместе со всеми советскими
людьми я разделяю гнев и негодование, по поводу массовых репрессий, имевших место в
30-40-х годах по вине тогдашнего партийно-государственного руководства. Но здравый
смысл решительно протестует против одноцветной окраски противоречивых событий,
начавшей ныне преобладать в некоторых органах печати.
Приложение 6
ПРИНЦИПЫ ПЕРЕСТРОЙКИ: РЕВОЛЮЦИОННОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И
ДЕЙСТВИЙ
(
Эта статья А.Н.Яковлева, помещенная в "Правде" без подписи, являлась ответом на
опубликованное в "Советской России" письмо Нины Андреевой) "Не могу поступаться
принципами"
Апрельский (1985г.) Пленум ЦК партии положил начало новому этапу социалистического
развития, нацеленного на качественное обновление советского общества, на перестройку.
Начиная эту революционную по сути и невиданную по масштабам работу, далеко не
каждый ее участник осознавал все трудности, которые ждут нас на выбранном пути. Но
одно было ясно: по-старому жить нельзя. Страна стала терять темпы движения,
накапливались нерешенные проблемы, обозначились элементы социальной коррозии,
появились чуждые социализму тенденции. Все это привело к застойным, предкризисным
явлениям.
Аналитическая работа, проделанная партией, обсуждение ее результатов на XXVII съезде
КПСС и решения съезда, передовая общественно-политическая мысль — все однозначно
указывало: необходимы кардинально новые подходы во всех областях. В экономике и
социальной сфере, в управлении хозяйством и общественной жизни, в духовной сфере и в
стимулировании активности, инициативы трудящихся. Только так можно удержать
завоеванное трудом и героизмом предшествующих поколений. Только так можно придать
новый импульс развитию нашего социалистического общества.
Вывод партии и народа, всех, кто глубоко и искренне болеет за страну, за социализм, за
наше общее будущее, был единодушен: альтернативы перестройке нет. Отказ от
перестройки, даже ее отсрочка чреваты самыми серьезными издержками и для
внутреннего развития нашего общества, и для международных позиций Советского
государства, социализма в целом. Об этой реальной правде было сказано прямо,
откровенно, с цифрами и фактами в руках.
Прошло три года. Много вобрали они в себя. Разработана концепция, стратегия и тактика
перестройки. Четко определены ее революционные принципы: больше демократии,
больше социализма. Сегодня перестройка — социальная практика. Перестройка как образ
мысли и действия все прочнее овладевает массами, все глубже входит в жизнь, определяя
характер общественного сознания и практической работы.
За прошедшие три года мы стали другими. Подняли голову, распрямились, честно
смотрим фактам в лицо и открыто, вслух говорим о наболевшем, сообща ищем способы
решения проблем, накапливавшихся десятилетиями. Без решительного поворота к
демократизации были бы невозможны те реальные сдвиги, которые уже наметились в
решении ряда социальных и экономических задач. Все мы учимся жить в условиях
расширяющейся демократии, гласности, проходим большую школу. Школа эта непростая.
Освободиться от старого в мыслях и действиях оказалось труднее, чем мы предполагали.
Но главное, что сегодня объединяет, — сознание того, что возврата назад нет.
Губительность такого возврата очевидна.