Автор: Гельманова Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКОУ " Киреевский центр образования №1"
Населённый пункт: Тульская область, г. Киреевск
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние классической музыки на детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ГАРМОНИЯ РАЗВИТИЯ: ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Введение
Дошкольный возраст – это период интенсивного физического,
когнитивного, эмоционального и социального развития ребенка. В этот
критически важный отрезок онтогенеза закладываются основы
личности, формируются базовые навыки и способности, которые во
многом предопределят дальнейший путь развития. В стремлении к
максимальному раскрытию потенциала ребенка, педагоги и родители
ищут наиболее эффективные методы и средства развития. Одним из
таких проверенных временем и научно обоснованных инструментов
является классическая музыка. Ее воздействие на детей дошкольного
возраста многогранно и простирается далеко за рамки простого
эстетического удовольствия, оказывая глубокое влияние на целый ряд
аспектов их развития.
Классическая музыка, благодаря своей структурированности,
сложности, гармонической насыщенности и выразительности,
представляет собой уникальный ресурс для стимуляции развития
различных зон головного мозга, формирования эмоциональной
сферы, совершенствования когнитивных функций и развития речевых
навыков. Цель данной статьи – детально проанализировать
комплексное влияние классической музыки на детей дошкольного
возраста, рассмотреть механизмы этого влияния и предложить
практические рекомендации по ее интеграции в образовательный и
воспитательный процесс.
1. Теоретические основы воздействия музыки на ребенка
Воздействие музыки на человека – явление, известное с древнейших
времен. В современной науке это изучается в рамках таких
дисциплин, как музыкальная психология, музыкотерапия,
нейробиология. Исследования показывают, что слуховая система
человека, и в особенности мозг, чрезвычайно чувствительны к
звуковым колебаниям, обладающим ритмом, мелодией и гармонией.
•
Нейрофизиологический аспект: Слушание музыки
активизирует различные участки головного мозга, включая кору
больших полушарий, лимбическую систему (связанную с
эмоциями) и слуховые центры. Сложные музыкальные
структуры, такие как мелодические линии, гармонические
последовательности и ритмические рисунки, способствуют
развитию нейронных связей. В частности, прослушивание
музыки, особенно классической, может стимулировать
активность в областях, отвечающих за память, внимание,
пространственное мышление и речевую функцию. Ритмическая
составляющая музыки способствует развитию координации и
моторных навыков.
•
Эмоционально-психологический аспект: Музыка обладает
мощным потенциалом для воздействия на эмоциональное
состояние человека. Она способна вызывать широкий спектр
эмоций: радость, грусть, спокойствие, возбуждение, восторг.
Классическая музыка, отличающаяся богатством выразительных
средств (динамика, тембр, темп, мелодия), позволяет ребенку не
только испытывать разнообразные эмоции, но и учиться
распознавать их, а также регулировать собственное
эмоциональное состояние. Способность переживать музыку,
сопереживать ее настроению способствует развитию эмпатии.
•
Когнитивный аспект: Прослушивание и осмысление
музыкальных произведений требует от ребенка концентрации,
внимания, умения различать звуки, мелодии, ритмы. Сложность
и структурированность классической музыки стимулируют
развитие памяти, логического мышления, способности к анализу
и синтезу. Некоторые исследования, хоть и вызывают дискуссии,
предполагают существование так называемого «эффекта
Моцарта», который связывает прослушивание определенных
музыкальных произведений с временным улучшением
пространственно-временных способностей.
•
Социально-коммуникативный аспект: Совместное
прослушивание музыки, обсуждение музыкальных впечатлений,
участие в музыкальных играх способствуют развитию навыков
общения, умения слушать и выражать свое мнение. Музыка
может стать средством объединения детей, создания общей
атмосферы.
2. Влияние классической музыки на когнитивное развитие детей
дошкольного возраста
Классическая музыка, с ее упорядоченностью, гармонией и сложной
структурой, оказывает значительное позитивное влияние на
когнитивные процессы у дошкольников.
•
Развитие внимания и памяти: Слушание классической музыки
требует от ребенка концентрации. Необходимость воспринимать
мелодию, ритм, тембр, различать отдельные инструменты или
голоса тренирует произвольное внимание. Запоминание
музыкальных тем, мелодий, последовательности звуков
способствует развитию слуховой и зрительной (при наличии
визуального сопровождения) памяти. Прослушивание
произведений разной длительности и сложности помогает
постепенно увеличивать объем удерживаемой в сознании
информации.
•
Стимуляция логического мышления: Музыка обладает
внутренней логикой. Структура музыкального произведения,
развитие мелодии, гармонические переходы – все это имеет
свою причинно-следственную связь. Дети, даже неосознанно,
начинают улавливать эту закономерность. Анализ музыкальных
фрагментов, попытки предугадать развитие мелодии, сравнение
различных музыкальных тем способствуют развитию логического
мышления и способности к анализу.
•
Развитие пространственно-временных
представлений: Музыка разворачивается во времени и имеет
свою структуру, создавая ощущение движения, развития.
Ритмическая упорядоченность помогает формировать чувство
темпа, длительности. Пространственные характеристики музыки
(например, стереоэффекты, динамика) могут косвенно влиять на
формирование пространственного мышления. Хотя «эффект
Моцарта» до сих пор остается предметом научных дебатов, сам
факт положительного влияния музыки на способность к
пространственному мышлению подтверждается многими
исследованиями.
•
Развитие речи и языковых способностей: Музыка и речь
тесно связаны. Интонация, ритм, темп – общие элементы для
обоих видов деятельности. Прослушивание классической
музыки, особенно вокальных произведений (арии, песни),
расширяет пассивный словарь ребенка, знакомит его с новыми
словами и оборотами, развивает чувство ритма и интонации, что
положительно сказывается на артикуляции и выразительности
речи. Музыкальные произведения могут служить источником
вдохновения для сочинения собственных историй или стихов.
•
Стимуляция творческого мышления: Классическая музыка,
благодаря своей образности и эмоциональности, пробуждает
воображение. Дети могут представлять себе картины, героев,
сюжеты, слушая музыку. Это стимулирует творческое мышление,
способность к ассоциациям и фантазии. Прослушивание музыки
может стать отправной точкой для создания собственных
рисунков, историй, танцев.
3. Влияние классической музыки на эмоционально-
психологическое развитие
Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста находится в
стадии активного формирования. Классическая музыка выступает
мощным инструментом для ее гармоничного развития.
•
Обогащение эмоциональной палитры: Классическая музыка
способна вызывать у детей широкий спектр эмоций – от радости
и восторга до грусти и умиротворения. Знакомство с
разнообразными музыкальными произведениями помогает
ребенку научиться распознавать и называть различные
эмоциональные состояния.
•
Эмоциональная регуляция: Способность музыки влиять на
настроение ребенка используется в терапевтических целях.
Медленная, спокойная музыка может помочь ребенку
успокоиться, снять напряжение, расслабиться перед сном. Более
энергичная и мажорная музыка может способствовать поднятию
настроения, снятию апатии. Обучение детей ассоциировать
определенные музыкальные произведения с конкретными
эмоциональными состояниями помогает им развивать навыки
саморегуляции.
•
Развитие эмпатии: Прослушивая музыкальные произведения,
ребенок учится сопереживать. Он может ассоциировать музыку с
определенными образами или ситуациями, чувствуя радость
героя, грусть персонажа или напряжение драматического
момента. Эта способность к сопереживанию, основанная на
музыкальных впечатлениях, является важным компонентом
развития эмпатии – способности понимать и разделять чувства
других людей.
•
Снятие стресса и тревожности: В современном мире дети
также подвержены стрессам. Музыка, особенно спокойная,
гармоничная классика, обладает успокаивающим эффектом. Она
помогает снизить уровень тревожности, снять эмоциональное
напряжение, создать ощущение безопасности и комфорта.
•
Формирование эстетического вкуса: Знакомство с шедеврами
классической музыки с раннего возраста способствует
формированию у ребенка эстетического вкуса, развитию чувства
прекрасного. Он учится ценить гармонию, красоту, мастерство
исполнения, что обогащает его внутренний мир.
4. Классическая музыка как средство развития двигательной
активности и координации
Несмотря на кажущуюся статичность, музыкальное восприятие тесно
связано с двигательной активностью. Классическая музыка может
быть использована для развития моторики и координации у детей
дошкольного возраста.
•
Ритмика и координация: Ритмическая структура музыки
является отличной основой для развития чувства ритма и
координации движений. Прослушивание музыки с ярко
выраженным ритмом стимулирует детей к движениям в такт:
притопываниям, хлопкам, танцевальным движениям. Это
тренирует синхронность движений, их согласованность.
•
Развитие общей моторики: Применение музыки в подвижных
играх, танцевальных упражнениях, занятиях физкультурой
позволяет сделать эти занятия более эмоциональными и
эффективными. Дети охотнее выполняют движения под музыку,
что способствует развитию крупной моторики, ловкости,
гибкости.
•
Развитие мелкой моторики: Прослушивание музыки может
сопровождаться действиями, требующими развития мелкой
моторики: игра на детских музыкальных инструментах
(маракасы, бубны, ксилофоны), манипуляции с предметами в
такт музыке, рисование или лепка под музыку, ассоциирующуюся
с определенными образами.
•
Связь музыки и движения: Многие классические произведения
имеют ярко выраженную образность, которая может быть
использована для постановки танцевальных этюдов или
импровизаций. Дети могут “рисовать” музыку движениями,
воплощая в жизнь образы, звучащие в произведении.
5. Практические рекомендации по интеграции классической
музыки в дошкольное образование
Эффективное использование классической музыки в работе с
дошкольниками требует системного подхода и понимания возрастных
особенностей детей.
5.1. Создание музыкального фона:
•
Спокойная музыка для режимных моментов: Медленная,
гармоничная классическая музыка (например, произведения
Баха, Генделя, Моцарта, Шопена) может использоваться во
время сна, приема пищи, спокойных игр. Это способствует
созданию умиротворяющей атмосферы, снижению возбудимости
и облегчению перехода от одной деятельности к другой.
•
Музыка для познавательных занятий: Соответственно
тематике занятия, можно подбирать музыкальные произведения,
которые помогают создать нужное настроение или
ассоциируются с изучаемым материалом. Например, музыка,
изображающая шум леса, для занятия о природе; торжественная
музыка для знакомства с государственными символами.
•
Музыка для творчества: Мелодичные, образные произведения
(например, Чайковский – «Времена года», Дебюсси – «Лунный
свет») могут служить фоном для рисования, лепки, сочинения
историй, стимулируя воображение детей.
5.2. Целенаправленное музыкальное образование:
•
Слушание и анализ музыкальных произведений: Важно не
просто включать музыку, а организовывать активное слушание.
Обсуждайте с детьми, что они слышат, какие образы возникают,
какое настроение вызывает музыка. Задавайте вопросы: «Какой
эта музыка? Грустная или веселая? Быстрая или медленная? На
что она похожа?»
•
Музыкальные игры: Игры, развивающие чувство ритма,
координацию, умение различать музыкальные инструменты,
мелодии. Например:
o
«Угадай мелодию»: Дети угадывают знакомые
произведения.
o
«Повтори ритм»: Педагог отстукивает ритм, дети
повторяют.
o
«Музыкальные инструменты»: Дети угадывают
инструменты по звучанию.
•
Импровизация под музыку: Предложить детям изобразить
движениями или звуками то, что они слышат в музыке. Это
может быть танец «Волшебного леса» под произведения
Чайковского или «Путешествие на корабле» под музыку
Римского-Корсакова.
•
Знакомство с композиторами: Рассказывать детям о
композиторах в доступной форме, показывая их портреты,
рассказывая интересные истории из их жизни. Это помогает
персонализировать музыку и сделать ее более близкой.
5.3. Выбор музыкального репертуара:
•
Разнообразие жанров и эпох: Не ограничивайтесь только
одним композитором или периодом. Знакомьте детей с
различными стилями классической музыки: от эпохи Барокко до
XX века.
•
Образность и доступность: Выбирайте произведения, которые
имеют ярко выраженную образность, легко воспринимаются на
слух и вызывают эмоциональный отклик у детей. Хорошо
подходят миниатюры, программные произведения (имеющие
название, раскрывающее сюжет или образ).
•
Примеры произведений для дошкольников:
o
П.И. Чайковский: «Времена года» (цикл пьес), «Детский
альбом», фрагменты из балетов «Лебединое озеро»,
«Щелкунчик».
o
В.А. Моцарт: «Маленькая ночная серенада», «Турецкий
марш», фрагменты из опер («Волшебная флейта»).
o
И.С. Бах: «Шутка», «Менуэт».
o
Л. Бетховен: «К Элизе», фрагменты из Симфонии № 9
(Ода к радости).
o
К. Сен-Санс: «Карнавал животных» (фрагменты).
o
Э. Григ: «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
o
Д. Кабалевский: «Зимний поход», «Ласковая просьба»,
«Клоуны» (произведения, специально написанные для
детей).
5.4. Систематичность и целенаправленность:
•
Регулярность: Классическая музыка должна звучать в детском
саду регулярно, а не от случая к случаю. Создание музыкального
уголка, включение музыки в режимные моменты, проведение
тематических музыкальных занятий.
•
Интеграция с другими видами деятельности: Связывать
прослушивание музыки с рисованием, лепкой, движением,
речью. Это делает восприятие более полным и глубоким.
•
Диалог с ребенком: Важно не просто включать музыку, но и
обсуждать ее с детьми, стимулировать их эмоциональный и
интеллектуальный отклик.
6. Преимущества систематического воздействия классической
музыки
Систематическое и целенаправленное знакомство детей дошкольного
возраста с классической музыкой дает ряд неоспоримых
преимуществ:
•
Развитие личности: Формируется более целостная, гармонично
развитая личность с богатым внутренним миром, развитой
эмоциональной сферой и эстетическим вкусом.
•
Улучшение когнитивных функций: Повышается способность к
концентрации, улучшается память, развивается логическое и
творческое мышление, совершенствуются речевые навыки.
•
Эмоциональное благополучие: Дети учатся лучше понимать
свои эмоции и эмоции других, развивают способность к эмпатии,
снижается уровень тревожности.
•
Подготовка к обучению: Навыки, развиваемые через музыку
(внимание, память, логика, речь), являются хорошей базой для
успешного обучения в школе.
•
Культурное обогащение: Дети знакомятся с мировым
музыкальным наследием, что расширяет их кругозор и
формирует культурные ценности.
•
Развитие дисциплины и самоконтроля: Умение слушать
музыку, ждать своего выхода в игре, соблюдать ритм
способствуют формированию дисциплины и саморегуляции.
Заключение
Влияние классической музыки на детей дошкольного возраста
является многоаспектным и глубоким. Это не просто эстетическое
развлечение, а мощный инструмент развития, способный гармонично
воздействовать на когнитивную, эмоциональную, социальную и
физическую сферы ребенка. Структурированность, богатство
выразительных средств и эмоциональная глубина классической
музыки делают ее идеальным ресурсом для стимуляции работы
головного мозга, формирования умения распознавать и управлять
эмоциями, развития логического и творческого мышления, а также
совершенствования речевых и двигательных навыков.
Систематическое и целенаправленное включение классической
музыки в образовательный процесс дошкольного учреждения,
сопровождающееся активным слушанием, обсуждением,
музыкальными играми и творческими занятиями, способствует
формированию целостной, развитой личности, обладающей богатым
внутренним миром, высокой эмоциональной культурой, развитым
интеллектом и подготовленной к успешному обучению в школе.
Инвестиции в музыкальное развитие дошкольников – это инвестиции в
их будущее, в их способность к гармоничному взаимодействию с
миром и полноценному самовыражению. Осознанное применение
классической музыки в работе с детьми дошкольного возраста
открывает новые горизонты для их всестороннего развития и
обогащения их жизни.