Автор: Ким Альбина Винировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Карабашская СОШ №2
Населённый пункт: Бугульминского р-на, РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Мультстудия "Чародеи"" (из опыта работы по развитию обучающихся начальных классов средствами создания мультфильмов)
Раздел: начальное образование
Мультстудия «Чародеи»
(из опыта работы по развитию обучающихся начальных классов
средствами создания мультфильмов)
Ким Альбина Винировна
Учитель начальных классов, МБОУ Карабашская СОШ №2
Бугульминского р-он, РТ
С
внедрением
Федеральных
образовательных
государственных
стандартов в обучении традиционная система создала предпосылки для
возникновения новых методов и средств социализации детей, а также
освоения новых программ.
Четыре
года
назад
мы
с
детьми
решили
обучиться
созданию
мультипликационных фильмов своими руками. Организовали мультстудию
«Чародеи» для детей начальных классов. Это программа развития и
творческой социализации детей, путем использования различных техник
создания мультфильмов. Это синтез психологии, арт-терапии и анимации,
который помогает детям эмоционально развиться, учит работать и со
сверстниками, и со взрослыми.
Цель: развитие творческой деятельности детей в процессе создания
собственного медиапродукта (мультфильма)
Задачи:
Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия с другими
участниками в процессе создания мультфильма.
Развитие восприятия и ощущения.
Формирование усидчивости, терпения, целеустремленности.
Развитие творчества детей
Мультипликация – это особый вид киноискусства, создаваемый
специалистами,
которые
используют
для
создания
персонажей
различныематериалы и техники, а «оживление» происходит путем быстрой
смены кадров.
Возраст участников студии: от 7 лет.
Мною, в интернете, было проштудировано множество программ. Я
остановилась на программе Стоп-моушен анимация. Stop Motion - отличный
способ помочь маленьким творцам рассказывать веселые истории.
Занятия проходят в обыкновенном классе, с естественным освещением.
Среди необходимого оборудования важно иметь телефон Айфон или Андроид,
с установленной программой Stoo Motion, на штативе, стол, компьютер для
монтажа, микрофон для записи голоса.
Группа численностью 8-10 человек - допустимый вариант при работе
над анимацией, но эффективнее меньшая по составу команда. На практике мы
поняли, что такой состав детей позволяет достигать наилучших результатов.
Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:
Перекладка (вырезывание персонажей из бумаги, сдвигание их на
плоскости.)
Пластилиновая анимация (лепятся персонажи из пластилина, они могут
быть как плоскими (тогда техника близка к перекладке), так и
объемными (тогда техника близка к кукольной анимации).
Предметная анимация (кубики, конструкторы, машинки, паровозики,
зверюшки и человечки).
Сыпучая анимация (не только песок, но и всякие крупы, бусины, кофе и
т.д. и т.п.)
Пиксиляция (главные актеры – мы сами дети, данная техника даёт
возможность
делать
различные
трюки
–
оживление
предметов,
превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.)
Как мы делаем мультфильмы:
Собственный мультфильм – это увлекательный творческий процесс,
масса эмоций и радость чуда - рождение самими созданного мультфильма!
Идея. Первые шаги по созданию собственного мультфильма – самые
важные. Надо максимально проявить свое творчество и фантазию.
Именно интересный сценарий – это уже половина успеха в создании
фильма.
После идеи начинают работать над сценарием и раскадровкой.
Сценарий – часть работы, в которой представляем себе ход мультфильма.
Сценарий – текст с описанием сцен, мест действия, характеров героев,
диалогов. Раскадровка – сцены в картинках. На бумаге карандашом рисуем
ход съемки.
Создание персонажей и декораций. Самая трудоемкая работа, но здесь
проявляется творческая фантазия детей.
Съемка мультфильма - с помощью приложения скаченного бесплатно
на телефон Айфон или Андроид произвести покадровую съемку героев
мультфильма в условленных декорациях.
Чем меньше движение и
больше кадров при съемке, тем плавнее и медленнее движение в
результате. Обычно в мультипликации используется 6, 12, 24 кадра в
секунду (при 6-и кадрах, движение будет более резкое, в среднем до 200
кадров (фотографий)).
Монтаж . Необходимо собрать фотографии друг за другом и задать им
единую временную шкалу, например: 0,22 секунды (средняя скорость
движения). Время может меняться в зависимости от вашей идеи. В
настройках
программы
возможно
редактировать
каждый
кадр:
увеличивать, изменять цвет и текстуру, заменять фон,
Озвучание. В качестве звуковой дорожки для первого мультика лучше
использовать музыку. Работа с текстом намного сложнее, т.к. сначала
нужно записать звук, а затем рассчитать какое количество кадров
должны сфотографировать.
Создание
титров. Больше
всего
детей
в
создании
мультфильма
восхищает, как потом герои ведут себя на экране в кадре и что в титрах
есть имена ребят.
В качестве ознакомительного примера предлагается посмотреть мультик,
созданный детьми «Весёлая прогулка».
После просмотра мультфильма
проводится анализ выполненной работы, что удалось, а над чем нужно
поработать.
Мультфильм вызывает восхищение, восторг, ну а дальше - цепная реакция -
вовлечения большего количества детей. Дети получают новые жизненные
ориентиры,
настраиваются
на
положительные
эмоции
и
радостные
впечатления. Мультипликация позволяет развивать творческие способности
детей.
Важной
организационно-психологической
ценностью
мульттерапии
является работа в команде. У каждого здесь своя роль: режиссер и сценарист,
художник и актер озвучки, оператор и монтажер. Все, как в большой семье,
или как в любом коллективе, который работает на результат. Где от усилий
одного зависит успех целой команды, успех созданного проекта.
Команда мультстудии, хотя существует всего четыре года, но уже приняла
активное участие в различных мероприятиях: в республиканских семинарах на
мастер-классе создавала мультфильм. На празднике посвященном Дню
рождения Г. Тукая демонстрировали мультфильм «Дитя и Мотылек»
(созданный
путем
перекладки).
На
уроках
по
окружающему
миру
демонстрировали фильмы-наблюдения «Выращивание лука», «Появление
плесени», «Выращивание кристалла».
Вывод.
Ни для кого не секрет, что большую часть времени современные дети
проводят за компьютером и просмотром телевизора. Мультипликационные
фильмы – это тот вид искусства, который особенно привлекает детей. Именно
мультики формируют представление о добре и зле, показывают, как надо себя
вести. А создание собственного мультфильма решает и много других задач.
Таким образом, каждый ребёнок ощущает пользу от проделанной
совместной работы, раскрывается и ощущает себя востребованным. Робкий
ребёнок
может
впервые
попробовать
быть
смелым,
агрессивный
–,
несобранный - аккуратным. Талантливые дети смогут не только поделиться
своими знаниями и опытом, но смогут научиться толерантному поведению к
друг другу.
Совместное творчество вообще способствует раскрытию души человека,
его талантов. Творчество вдохновляет и дарит радость. А тем более это важно
для детей, потому что от того каким будет детство ребёнка зависит его счастье
в будущем.