Автор: Волгина Любовь Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 34
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Универсальные учебные действия на уроках музыки"
Раздел: среднее образование
Содержание учебного предмета «Музыка» в рамках федеральных государственных
стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
творческой
личности,
способной
воплощать свои идеи в жизнь.
Основным нововведением стандартов второго поколения является рассмотрение
универсальных
учебных
действий
(УУД),
которые
обеспечивают
этапы
усвоения
содержания
курса
обучения.
Универсальные
учебные
действия
представляют
собой:
Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности,
включая осознание ее цели,
ценностно-смысловых и операциональных характеристик;
Совокупность
способов
действий
учащегося,
обеспечивающих
его
способность
к
самостоятельному
усвоению
новых
знаний
и
умений,
включая
организацию
этого
процесса.
В широком смысле термин УУД обозначает «умение учиться», т.е. способность
человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий
учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить
ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия,
коммуникативные действия.
Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении
реализации
своего
творческого
потенциала,
готовности
выражать
и
отстаивать
свою
эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-
нравственных
оснований,
развитии
самосознания,
позитивной
самооценки
и
самоуважения, жизненного оптимизма.
Регулятивные действия обеспечивают
организацию
учащимся
своей
учебной
деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель
предмета,
а
именно,
что
музыкальное
произведение,
представляющее
настоящее
искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-
нравственные ценности человечества.
Познавательные
универсальные
действия
включают
в
себя
приобщение
к
шедеврам
мировой
музыкальной
культуры
–
народному,
профессиональному
музыкальному
творчеству
–
способствует
формированию
целостной
художественной
картины
мира,
воспитанию
патриотических
убеждений,
толерантности
жизни
в
поликультурном
обществе,
развитию
творческого,
символического,
логического
мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и
социальное развитие учащегося.
Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение
слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать
со сверстниками и взрослыми.
Педагогические приёмы для формирования УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ: дай себе помочь, выход за пределы, отсроченная реакция,
лови ошибку, театрализация, идеальное задание.
Дай себе помочь: я максимально использую ситуации, в которых ученики могут
мне
помочь. Я предлагаю ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал,
который применяю в
дальнейшем
на уроках (это задания для контрольной работы,
кроссворды, ребусы, загадки).
Выход за пределы:
В ходе конструирования урока я выхожу за пределы учебника,
предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей
действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы
«Балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского» дети рассказывают о своих любимых
героев из мультфильмов и сказок.
Отсроченная реакция: Я после прослушивания музыки и заданного вопроса не
тороплюсь
опрашивать
учеников.
Выдерживаю
определённая пауза.
Это
позволяет
“подтянуться”
тем
сообразительным
ребятам,
которые
в
силу
своих
личных
качеств
медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик
часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового
ответа
на
поставленный
мной
вопрос.
В
то
же
время
ученик-флегматик
(внешне
–
тугодум), поразмышляв, может выдать мне блестящий ответ.
Лови ошибку! Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.
1.Сначала я
учеников заранее предупреждаются об этом. Но в дальнейшем я
вывешиваю восклицательный знак. Иногда, особенно в младших классах, подсказываю
"опасные места" интонацией или жестом. Здесь важно научить детей быстро реагировать
на ошибки. (Людвиг ванн Бетховен русский композитор).
2.
Ученик
получает
текст
со
специально
допущенными
ошибками
–
пусть
«поработает
учителем».
Тексты
подготавливаю
заранее
или
пользуюсь
материалом
который приготовили другие ученики, в том числе старшие.
Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему. К примеру 4 класс тема
«Музыкальные
инструменты.
Квартет».
Дети
разыгрывают
басню
И.А.Крылова
«Квартет»).
Идеальное задание
: Я предлагаю выполнить дома работу по выбору учащихся. На
пример: сочинить мелодию к стихотворению, которое понравилась ребенку больше всего
(учебник 2 класс с.64-65) или нарисовать рисунок на понравившееся стихотворение;
сочинить стихотворение, на произведение, прослушанное во время урока или нарисовать
свои впечатления.
Здесь
важный
психологический
эффект:
самостоятельный
выбор
задания
дает
дополнительную возможность самореализации, т.е. ребенок делает то, что ему больше
нравится.
Результаты развития личностных УУД:
Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом;
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого
содержания;
Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в
целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: "Лист защиты", резюме, вход в урок, идеальный опрос,
райтинг, организация работы в группах, светофор.
«Лист защиты» Я перед каждым уроком, всегда в одно и то же место, ложу “Лист
защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и
быть уверенным, что его сегодня не спросят. Я, подшивая эти листы, и держу ситуацию
под контролем. Пример: ребенок выполняет все задания заданные мной на уроке, но я его
не спрашиваю, что именно он выполнил и как он выполнил; не спрашиваю мнения о
прослушанном произведении, какую песню будем петь на уроке и т.д.- ребенок молчит
весь урок.
Резюме: Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к
уроку, учебному предмету или ко мне.
Вход в урок Я начинаю урок с "настройки". Например, знакомлю с планом урока.
Это делаю в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими
знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на
вопрос: (тема урока в вопросной форме, загадке, ребусе). После расслабимся прослушивая
музыку. Затем потренируем мозги умными мыслями о прослушанной музыки на уроке. И
наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (что дети узнали на уроке нового).
Идеальный
опрос:
ученики
сами
оценивают
степень
своей
подготовки
и
сообщают об этом учителю.
Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка
ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев
отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна
цель
использования
данного
приема
заключается
в
формировании
умения
регулярно
оценивать свой труд.
Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же,
так и разные, но работающие на общий результат задания.
Светофор
Во
многом
проблемы
повышения
эффективности
устного
опроса
решает прием, который назовем: «Светофор»
«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная,
с другой — зеленая.
ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой
стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Красный сигнал означает «Я не знаю!» или «Нет». Это — сигнал тревоги. Это
ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.
Зеленый сигнал — «Знаю!» . или «Да».
Результаты развития регулятивных УУД:
Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.
Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Контроль
в
форме
сличения
способа
действия
и
его
результата
с
заданным
эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата.
Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик.
Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Свои
примеры,
пересечение
тем,
повторяем
с
контролем, «Да» и «Нет» говорите, опрос "по цепочке", опрос-итог.
«Да» и «Нет» говорите. Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра
"учит":
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать учеников.
Суть игры: я загадываю число, предмет, композитора или героя оперы, балета и др.
Ученики должны узнать, что я загадала. Для этого они задают вопросы, на которые я
отвечаю только словами "да", "нет", "и да", "и нет".
Результаты развития познавательные УУД:
Общеучебные универсальные
действия
(выделение
и
формулирование
познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого
высказывания,
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач,
рефлексия
способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);
Логические универсальные
действия
(анализ
объектов
выделения
признаков,
синтез,
классификация
объектов,
установление
причинно-следственных
связей,
логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
КОММУНИКАТИВНЫЕ: взаимоопрос, организация работы в группах, "Да" и
"Нет" говорите, советуйтесь.
Взаимоопрос. В конце урока дети друг другу задают вопросы по пройденной
теме.
Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же,
так и разные, но работающие на общий результат задания. Я после прохождения большой
темы
(
4
класс
тема
«В
музыкальном
театре»)
провожу
игру
«Своя
игра»
или
«Музыкальная викторина», где вопросы задаются по пройденному материалу.
«Да» и «Нет» говорите. Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра
"учит":
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать учеников.
Суть игры: я или ученик загадывает число, предмет, композитора или героя оперы,
балета и др. Ученики должны узнать, что я загадала. Для этого они задают вопросы, на
которые я отвечаю только словами "да", "нет", "и да", "и нет.
Советуйтесь:
я
советуюсь
с
учащимися,
обсуждая,
например,
проблемы
отношений. Я убеждаю учеников, что их мнение значимо для меня, но предупреждаю:
последнее
слово
остается
за
мной.
Важно
поблагодарить
учеников
за
совместное
обсуждение.
Результаты развития коммуникативных УУД:
Планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками -
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка
вопросов -
инициативное
сотрудничество
в
поиске
и
сборе
информации;
Решение
конфликтов -
выявление,
идентификация
проблемы,
поиск
и
оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
Умение
с
достаточной
полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли в
соответствии
с
задачами
и
условиями
коммуникации;
владение
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими
и
синтаксическими
нормами родного языка.
Овладение
учащимися
универсальными
учебными
действиями
создает
возможность
самостоятельного
успешного
освоения
новых
знаний,
умений
и
компетентностей
на
основе
формирования
умения
учиться.
Эта
возможность
обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к
обучению, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях
познания,
в
том
числе,
в
области
музыкального
образования
и
являющиеся
формой
выражения сформированности ключевых компетенций в этой области.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта урока музыки
по теме: Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки
Раздел «В музыкальном театре»
Ц е л ь :
формирование
образовательных
компетенций
(информационных,
коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Музыка» по
теме Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Учебные задачи:
1)
направленные на достижение личностных результатов:
формирование
основ
уважительного
отношения
к
русской
культуре,
осознание национальной принадлежности;
формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие
этических
чувств
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости.
2)
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия и исполнения музыки;
формирование
умения
оценивать
учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условием
ее
реализации
в
процессе
познания
содержания
музыкальных образов оперы;
взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
3)
направленные на достижение предметных результатов обучения:
знание
основных
закономерностей
музыкального
искусства
(опера,
увертюра);
формирование основ музыкальной культуры;
умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и
современной песне;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Оборудование и материалы:
Учебник
«Музыка.
2
класс»
авторы
Е.Д.
Критская,
Г.П.
Сергеева,
Т.С.
Шмагина;
Хрестоматия «Музыка. 2 класс».
Фонохрестоматия. 2 класс.
Пианино.
Карточки с новыми терминами .
Плакат с текстом песни «Сказки гуляют по свету».
Этапы
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Формирован
ие УУД
Организа
ционный
момент
Настраивание
у ч а щ и х с я
н а
деятельность.
Входит
в
класс
под
музыку Арабского танца
из
оперы
«Руслан
и
Людмила»
-
Ка ку ю
т е м у
д л я
разговора
подсказывает
нам музыка?
Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы учителя:
-Мир сказки, волшебства.
Личностные УУД
Развитие
доброжелательности
и
эм о ц и о н а л ь н о -
нравственной
отзывчивости.
Актуализац
ия темы
Работа
над
осмысление
м
содержания
музыки
Подготовка
проблемной ситуации
-Какую
песню
уместно
сейчас спеть, если сказка
будет впереди?
-Кто рассказывает сказки
детям?
Зачитать
отрывок
из
поэмы
А.С.
Пушкина
«Руслан и Людмила».
Р а с с к а з а т ь
к р а т к о е
содержание сказки.
Знакомство
с
замыслом
М . И .
Г л и н к и
п о
созданию
музыкального
спектакля.
Д а е т с я
п о н я т и е
увертюры .
-Как вы думаете, какому
герою сказки посвящена
эта музыка?
К а к
п о л у ч и л о с ь
у
М.И.Глинки
с о з д ат ь
образ
Руслана?
Какие
средства
выразительности он для
этого использует?
Добро
в
сказке
борется
со злом.
В
с к а з к е
Г л и н к а
рассказал о противниках
Руслана.
-Как вы думаете,
какая
музыка
должна
быть у злых сил?
Ч т е н и е
о т р ы в к а
и з
поэмы
А.С.
Пушкина
о
Черноморе.
- Обратите внимание на
Исполняют знакомую
песню Е.
Птичкина
«Сказки
гуляют
по
свету»
(2
куплета),
вспоминают
героев.
Дети
перечисляют,
вспоминают
Кота ученого.
Индивидуальное
и
коллективное
чтение
отрывка
на
стр.
8 2
учебника.
Дети называют сказку.
Вспоминают термин «опера».
Слушание увертюры к опере
«Руслан
и
Людмила»
(главная
партия)
Характеристика героя-Руслана
Отвечают,
используя
понятия
«темп, динамика, тембр».
Обращение
к
характеристикам
музыки
в
учебнике
на
странице
82.
Д а ю т
п р е д п о л а г а е м у ю
характеристику музыки злых сил.
Обращение к учебнику на стр.84.
Описывают образ Черномора.
Слушание марша Черномора.
Называют
средства
музыкальной
выразительности.
Раскрывают
Коммуникативные
УУД
У ч а с т и е
в
коллективном пении.
Регулятивные УУД
У ч а т с я
с л у ш а т ь
вопросы
и
отвечать
на них.
Познавательные
УУД
Учатся
работать
с
печатным текстом.
Познавательные
УУД
Учатся понимать
особенности
музыкального
театра.
Регулятивные УУД
Учатся
воспринимать
музыку как образное
искусство
Познавательные
УУД
Учатся использовать
специальную
терминологию
музыкального
искусства.
Коммуникативные
УУД
У ч а т с я
с т р о и т ь
понятные
аргументированные
высказывания.
Познавательные
УУД
Учатся
в ы д е л я т ь
специальную
н о т н у ю
з а п и с ь
в
у ч е б н и к е :
к а к
о н а
отражает
музыкальную
характеристику
образа
Черномора?
-Подтвердились ли наши
предположения
относительно
музыкального
образа
Черномора?
Какой
м у з ы к а л ь н ы й
образ
вам
показа лся
ярче: образ Черномора в
марше или образ Руслана
в увертюре?
А
к а к о й
г е р о й
понравился больше?
Почему?
доступные
особенности
нотной
записи.
Сравнивают тембр инструментов в
Марше
с
тембрами
Арабского
танца
Отвечают,
аргументируя
своё
мнение.
и н ф о р м а ц и ю
и з
нотного текста.
Коммуникативные
УУД
Формирование
умения
гр ам от но
ст роить
р еч е в ы е
высказывания.
Регулятивные УУД
Развитие
ум е н и я
осмысливать
полученную
информацию.
Познавательные
УУД
Формирование
уме н и я
и з л а г а т ь
свою точку зрения.
Развитие
ум е н и я
глубже
п о н и мат ь
смысл произведения.
Обобщение
у р о к а
и
вывод.
Вспомнить важные слова
из песни «Сказки гуляют
по свету».
Разучивают
3
куплет
пе сни
«Сказки гуляют по свету», слова
к о т о р о г о
п о д с к а з ы в а ю т
нравственный
вывод:
«Добро
побеждает зло».
Делают вывод темы урока.
Регулятивные УУД
Формирование
умения
а н а ли з и роват ь
и
о ц е н и в а т ь
с в о ю
деятельность
Планируемый
результат
деятельности:
размышлять
о
добре
и
зле,
оценивать
эмоциональный
характер
музыки
и
определять
содержание
образов,
накопить
багаж
музыкальных
впечатлений
и
опыт
хорового
исполнительства
на
основе
развития
певческого голоса.