Напоминание

"Высота звука"


Автор: Сурнина Светлана Ивановна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: ДШИ г.Советска Кировской области
Населённый пункт: г.Советск Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Высота звука"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Советская детская школа искусств

им М.С.Завалишиной»

613340 г. Советск Кировской области, ул. Ленина д.50. Тел:2-10-54

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДМШ И ДШИ

По теме «ВЫСОТА ЗВУКА».

(для учащихся младших классов)

Преподаватель МОУ ДОД

«Советская детская школа

искусств им. М.С. Завалишиной»

Сурнина Светлана Ивановна.

2025 год

Модель урока

Место занятия по теме:

3-е занятие по теме

«Высота звука».

Тип занятия:

изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

ОДЦ:

создать условия для восприятия, осмысления и узнавания звуков различной высоты.

1. Образовательный аспект:

а) Познакомить с понятием высоты звука;

б) Учить ориентироваться на клавиатуре в высоких, низких и средних звуках;

в) Уметь самому воспроизвести на инструменте высокие, средние и низкие звуки.

2. Развивающий аспект:

а) Развивать музыкальный слух;

б) Развивать координацию рук;

в) Развивать общий музыкальный кругозор.

3. Воспитательный аспект:

а) Воспитывать внимание на уроке;

б) Воспитывать любовь к инструменту

ФОПД:

индивидуальная и групповая формы

Методы обучения:

репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

1)

Баян

2)

Литература:

1.С. Волков «Детям о музыке».

2.З. Роот «Песенки и праздники для малышей»

3)Музыкальный материал:

1.»Во поле берёза стояла» р. н. п.

2.»Тонкая рябина» р. н. п.

3.М.Красин «Ёлочка».

4.М.Ивановичи «Дунайские волны»

5. «Табакаряску» м. н. т.

6. «По Муромской дорожке» р. н. п.

7. Б.Савельев «Песенка кота Леопольда»

8. «Ходит зайка» р. н. п. 4) Магнитофон, флешка

Ход занятия

№ Структура,

элементы

занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Дидактиче

ские игры,

наглядный

материал

1

2

3

Экспозиция

(организационное

начало урока)

Завязка

(подготовительный

этап)

Разработка

проблемы,

развитие действия.

Приветствует уч-ся, организует на работу

Ключом открывая волшебные двери,

К нам разные звуки в сердце войдут.

И нас окрыляют, и нас вдохновляют,

С собою пускай уведут.

И звуки хрустальные нежно польются,

И бас пусть в душе запоёт,

И станет светлее, и станет добрее,

И мир красотой расцветёт.

Сегодня мы с тобой, Даниил, попробуем

сочинить сказку, а для этого нам надо

пойти в музыкальный лес.

Учитель играет русскую народную песню

«Во поле берёза стояла».

Отвечает на приветствие,

организует рабочее место.

Игра

«Музыкальный

лес»

-Кто же нас первым встречает там?

-А вот встретилась и её подружка.

-Учитель играет русскую народную песню

«Тонкая рябина».

-А без какого дерева у нас и лес не лес?

-Учитель играет песню М.Красина «Ёлочка».

-Вдруг кто-то на ветке нам запел?

-Учитель играет в верхнем регистре трели.

-А как птичка поёт, опиши эти звуки?

А это кто по лесу идёт?

Учитель играет в низком регистре попевку,

похожую на шаги медведя.

Мишенька у нас какими звуками ходит?

И ещё один зверёк повстречался в нашем

музыкальном лесу.

Учитель играет прыгающую мелодию.

Кто это?

-А вот зайка у нас прыгает звуками,

схожими с человеческим голосом по

Ученик отвечает: «Берёза».

-Рябинка.

-Ёлочка.

-Птичка.

-Тонкие, звонкие.

-Медведь.

-Мохнатыми, грубыми,

сердитыми.

-Зайка.

4

5

Целеполагание.

Кульминация

(изучение нового

материала).

высоте.

Чтоб ноты легче записать,

Придумали линеек пять.

Расселись нотки по местам,

Как ласточки по проводам!

У каждой нотки голос свой,

Зовётся голос высотой.

Чем тоньше ноты голосок,

Тем она выше, мой дружок.

-Сегодня мы с тобой уже сходили в

музыкальный лес и выяснили, что,

оказывается, звуки у нас бывают разные по

высоте. На нашем занятии мы сейчас

научимся понимать и различать на слух

различные по высоте звуки.

Давайте-ка мы с тобой вспомним, кого мы

встретили в музыкальном лесу, и какими

звуками они были изображены?

-Птичка пела у нас звонко, тонко и эти звуки

будут называться высокими.

-А медведь у нас ходил мохнатыми,

грубыми, толстыми звуками. Они будут

называться звуками низкого регистра.

Ученик вспоминает:

-Птичку.

-Мишку.

-Зайчик прыгал звуками, похожими на

человеческий голос. Этими звуками мы

поём, разговариваем, и это будут звуки

среднего регистра. Но и человеческие

голоса бывают тоже разные.

-Вот послушаем, какие

Бывают голоса мужские:

У медведя голос – бас,

Ниже дети, чем у вас.

Кабан выходит на полянку,

И песню запевает он.

У кабана повыше голос,

Зовётся голос-баритон.

А волчий голос - он другой,

Зовётся тенором такой.

А у женщин голоса несколько иные.

У медведицы-красавицы

Голос так могуч и низок,

Он контральто называется,

Этот голос басу близок.

Высокий женский голосок

Зовут сопрано, мой дружок!

Запела лисонька-лиса

- И ещё зайчика.

6

Развязка

(первичная

проверка

понимания и

закрепления).

Под звуки фортепиано,

У лиски средний голосок,

Зовут его – меццо-сопрано.

Вот на полянке мальчик-зайчик,

Блестит на шее яркий бант,

Высокий голос у ребёнка,

Он называется дискант.

А сейчас мы с вами послушаем на

магнитофоне все эти голоса и

поотгадываем их.

-Проводится музыкальная викторина, где

используются как классическая, так и

народная музыка, записанная на флешку

-Следующее задание будет такое: мы

проведём с тобой музыкальную разминку.

Я буду играть мелодии в разных регистрах,

если звуки будут низкие, то ты приседаешь,

если средние, то стоишь на месте, высокие

- поднимаешь руки вверх.

Учитель играет.

Посмотри-ка, у баяна

Есть ремни, и есть регистры,

Много чёрных, белых клавиш-

-Ученик слушает,

отгадывает.

-Ребёнок выполняет.

Слушание

музыки.

Музыкальная

разминка.

7

Рефлексия.

Сразу их не сосчитаешь.

Вот послушайте-ка, дети,

Голоса у клавиш этих!

Снизу звук высокий, тонкий,

Словно жаворонок звонкий;

Слева – низкий звук гудит,

Словно рядом шмель летит.

Ну, а посреди, как раз,

Голос средний, как у нас!

Оказывается, у баяна всё наоборот:

высокие звуки располагаются внизу

клавиатуры, а низкие – вверху и в левой

клавиатуре. Сейчас мы с тобой уже

знакомую нам песню сыграем на баяне

высокими, низкими и средними звуками.

Ну, а сейчас скажи-ка, какой тебе регистр

больше всего понравился по звучанию?

Если вам понравилось всё то, что мы с

-Ученик играет в разных

регистрах песню «Ходит

зайка».

-Ребёнок отвечает.

8

Последействие

(применение

знаний,

подведение

итогов).

тобой сегодня делали и слушали, то вырази

ваше настроение через игру любой

мелодии в любимом регистре. Если не

понравилось, то мелодию играй в другом.

Сегодня мы с вами прошли высокие,

низкие и средние звуки. А вот вам и

домашнее задание: во всех звуках, будь то

звук мотора машины, скрип дерева, лай

собаки узнавать эти звуки по высоте.

-Ребёнок выполняет.



В раздел образования