Напоминание

"Великая российская революция: сто лет изучения"


Автор: Урбаханова Елена Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: город Мирный, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: тематический классный час
Тема: "Великая российская революция: сто лет изучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




31октября зал ДШИ 16:30

К Л А С С Н Ы Й Ч А С

«Великая российская революция:

сто лет изучения».

На экране заставка №1

Включить запись залпа орудий с Крейсера «

Аврора»

(Фонограмма)

№1 Долгих Фёдор муз. В. Шаинского « Крейсер « Аврора » »

(Фонограмма)

заставка №2 -

« Крейсер « Аврора »

В исполнении Долгих Фёдора прозвучала песня

В. Шаинского « Крейсер « Аврора » »

Крейсер

«Аврора»

получил

всемирную

ивестность,

подав

сигнал

холостым

выстрелом из орудия к началу Октябрьской революции 1917 года. «Аврора» стал

кораблём-символом

российского

флота

и

ныне

является

объектом

культурного

наследия России.

2017-й – год столетия революционных событий 1917 года. И хотя дискуссии о

событиях тех лет не прекращаются, исследователи сходятся в одном: революция

имела всемирно-историческое значение и оказала влияние на судьбы всех народов

мира.

Институт истории Российской Академии Наук, Российское историческое общество,

Федеральное

архивное

агентство

и

Исторический

музей

подготовили

научную

конференцию

на

тему

«Великая

российская

революция:

сто

лет

изучения».

Представители 23 стран рассуждали о том, как повлияла революция на судьбы мира.

Еще недавно на школьных уроках истории нам говорили о Февральской революции

и об Октябрьской революции. Но, с точки зрения современной науки, была одна −

Великая российская революция. Она началась в 1917-м и длилась почти 6 лет.

Закончилась с завершением гражданской войны в 1922-м году. Революционные

события определили весь XX век и изменили карту мира.

Русская революция 1917 года занимает совершенно особое место. Вновь и вновь мы

обращаемся к осмыслению этого поистине тектонического сдвига в судьбах и

России, и многих стран мира.

И, конечно же мы не будем сегодня углубляться в исторические подробности этого

периода. А так как мы с вами учащиеся и работники школы искусств мы конечно же

поговорим об искусстве того времени.

Искусство периода Октябрьской революции.

Знакомясь с произведениями советского искусства, сразу замечаешь, что оно очень

отличается от предыдущего периода в истории искусства, т.е. дореволюционного.

Это

отличие

состоит

в

том,

что

все

советское

искусство

пронизано

советской

идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского

государства

и

коммунистической

партии,

как

руководящей

силы

советского

общества.

Если

в

искусстве

19-го

-

начала

20-го

века

художники

подвергали

серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие

произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское

искусство

был проложен пафос строительства социалистического государства.

Уже в первые месяцы, после прихода к власти советское правительство принимает

ряд постановлений, важных для развития культуры:

В ноябре 1917 при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и

охраны памятников искусства и старины.

«Об охране библиотек и книгохранилищ» (17 июня 1918)

«О регистрации, приеме на учёт и хранении памятников искусства и старины»

(5 октября 1918) о всеобщем учёте произведений и памятников искусства и

старины. Этим учётом занимался музейный отдел Наркомпроса.

«О признании научных, литературных, музыкальных и художественных

произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918)

Важным аспектом политики правительства в области искусства стал вопрос

музеев. В первые годы советская власть национализировала художественные музеи,

частные собрания и коллекции (Третьяковская галерея, частные галереи Щукина,

Морозова,

Остроухова —

в

Москве,

Эрмитаж,

Русский

музей

и

проч. —

в

Петрограде). Был национализирован московский Кремль, его соборы превращены в

музеи, предприняты меры по охране памятников Звенигорода, Дмитрова, Коломны,

Серпухова, Мохайска, Новгорода, Пскова и т. д.. Царские дворцы и некоторые

помещичьи

усадьбы

(Останкино, Кусково, Мураново, Абрамцево и т. д.) были

превращены в музеи. В 1919 году в России насчитывалось 87 музеев, в 1921—210.

Для

изучения

и

систематизации

художественных

ценностей

был

учрежден

Государственный музейный фонд, где сосредотачивались музейные ценности. После

учёта,

систематизации

и

изучения

наступала

стадия

комплектования

музеев —

ценности

примерно

равномерно

распределялись

по

различным

музеям

страны.

Параллельно развернулось масштабное музейное строительство.

Ленинский план монументальной пропаганды

]

. заставка №3,4- (Памятник К.

Марксу и Ф. Энгельсу, обелиск Революционным деятелям)

В 1918 году Ленин издал декрет «О памятниках республики». В нём оглашался план

воздействия на народные массы с помощью скульптуры. За короткие сроки лучшими

советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям

революции и культуры. К сожалению, большинство из них не сохранилось из-за

дешевизны примененных материалов.

Политический плакат. заставка №5-10

Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции,

играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания

революционного народа». Поэтому наряду с монументальной скульптурой самое

активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и

оперативным видом искусства. Плакаты были чрезвычайно распространены,

печатались большими тиражами и размещались повсеместно.

Праздничное оформление городов

. заставка №11

Художественное оформление празднеств — ещё одно новое явление советского

искусства, не имевшее традиции. В число праздников входили годовщины

Октябрьской революции, 1 мая, 8 марта и другие советские праздники.

Это создало новый нетрадиционный вид искусства, благодаря которому живопись

приобрела новое пространство и функции. К праздникам создавались

монументальные панно, которые характеризовались огромным монументально-

агитационным пафосом. Художники создавали эскизы оформления площадей и

улиц.

Живопись и графика заставки №12, 13, 14.

В

первые

годы

революции

продолжали

развиваться

традиционные

станковые

формы. Многие из советских художников старшего поколения первых лет советской

власти сформировались, разумеется, ещё в предреволюционные годы и, естественно

«соприкосновение

с

новой

жизнью

было

сопряжено

для

них

с

немалыми

сложностями,

которые

были

связаны

с

ломкой

уже

сложившихся

к

периоду

революции

творческих

индивидуальностей.

Многие

художники,

артисты.

музыканты и композиторы не приняли идеологию революции и вынуждены были

эмигрировать за границу .

Ну и наконец мы подходим уже к более близкой нам теме - к музыкальной культуре

постреволюционного периода.

Советская музыкальная культура с 1917 по 1932 годы

За пятнадцатилетие с 1917 по 1932 г. советская музыкальная культура прошла

большой и сложный путь развития, сопровождавшиеся различными трудностями и

противоречиями, но в целом исключительно богатый и плодотворный по своим

итогам.

Успехи

и

достижения

советской

музыки

явились

результатом

тех

гигантских

исторических сдвигов в жизни народов СССР, которые были вызваны Великой

Октябрьской

революцией

и

победоносным

строительством

социализма

в

нашей

стране.

В

небывало

короткий

срок

Советский

Союз

превратился

из

отсталой

полуфеодальной страны с варварскими формами эксплуатации трудящихся, тяжелым

национальным

гнетом,

вопиющим

бескультурьем

и

отсутствием

элементарных

гражданских прав у подавляющей массы населения — в могучую социалистическую

державу,

обладающую

развитой

индустрией,

коллективизированным

сельским

хозяйством и предоставляющую все культурные блага в пользование народа.

1917—1920

годы

были

для

советского

искусства

периодом

утверждения

его

основополагающих

руководящих

принципов

принципов

партийности,

народности и демократизма. Надо было четко определить

главное направление

развития искусства в условиях советского строя, взять в свои руки все имеющиеся

средства художественной Пропаганды и подчинить их делу просвещения народных

масс и борьбы за идеи пролетарской революции. Новый этап, связанный с переходом

страны

к

мирному

строительству,

требовал

иного,

более

дифференцированного

подхода к решению творческих и художественно-просветительных задач. В области

творчества этот новый этап характеризовался напряженными поисками путей и

средств

отображения

революционного

содержания

современности

в

наиболее

действенных и впечатляющих формах. Советская музыка прочно утверждается на

новых социалистических основах.

Осуществляется на деле ленинский тезис —

«искусство

принадлежит

народу». Огромная

работа

по

пере стройке

организационных

форм

музыкальной

жизни,

по

строительству

новых

массовых

очагов

художественной

пропаганды

создала

предпосылки

для

подлинной

демократизации музыкального искусства и приобщения к нему широчайших масс

трудящихся. Идеи народности и реализма глубоко входят в сознание советской

художественной интеллигенции, искренне стремившейся служить своим искусством

великому делу коммунизма. Рождаются новые национальные музыкальные школы и

укрепляются связи между искусством всех народов Советского Союза. Все это

приводит к решительным сдвигам в советской музыке, позволившим ей подняться

на

новую

ступень

развития.

В

музыке,

как

и

во

всем

советском

искусстве, побеждает реалистический метод в той новой, высшей его форме, которая

получила в начале 30-х годов ясное и отчетливое теоретическое определение —

социалистический р е а л и з м.. На этом новом этапе впервые выявляется во всей

своей полноте неисчерпаемое многообразие национальных путей, стилистических

средств, жанров и творческих индивидуальностей в музыке народов СССР.

Какие бы запоздалые проклятия не посылались в адрес Ленина и большевиков,

каким бы разгулом бесовских, сатанинских сил не объявлялся некоторыми

псевдоисториками Октябрьский переворот, а все-таки книга американского

журналиста Джона Рида названа как нельзя более точно – «Десять дней, которые

потрясли мир». Именно мир, а не единственно Россию. И песни запели другие –

призывные, маршевые, а не декадентско-слезливые или романтически-томные.

Одной из таких вещей, как бы предваряющих, благословляющих и исторически

предвосхищающих произошедший социальный переворот, конечно, стала песня

«Дубинушка». заставка №15, 16 - Фёдор Иванович Шаляпин

Исполнять песни октябрьской революции не брезговал и сам Фёдор Шаляпин, за

что, собственно, и пострадал. – Величайшим распоряжением императора Николая II

было велено «удалить босяка из императорских театров». Поэт Владимир

Маяковский потом напишет: «И песня, и стих – это бомба и знамя». Так вот,

«Дубинушка» и стала такой песней-бомбой. Сейчас мы послушаем с вами эту

великую песню в исполнении Ф. Шаляпина:

«Дубинушка». ( Включить запись) (Фонограмма)

Фёдор Шаляпин .-Русский оперный и камерный певец, в разное время солист

Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый

народный артист советской Республики, в 1918-1921 годах - художественный

руководитель Мариинского театра. Получил репутацию артиста, который соединил в

своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные,

необыкновенное актёрское мастерство». Занимался в разное время живописью,

графикой, скульптурой и снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое

оперное искусство.

Стилистика и лексический строй песен октябрьской революции обладают рядом

характерных особенностей, делающих их узнаваемыми: на тематическом уровне –

стремление

к

немедленным

активным

действиям,

что

выражается

глаголами

повелительного

наклонения:

«проложим»,

«пойдём»,

«окрепнем»,

«лети»

и

др.;

частое употребление общего «мы» вместо узко личностного «я» уже в первых

строчках популярных песен: «Смело мы в бой пойдём», «Смело, товарищи, в ногу»,

«Вышли

мы

все

из

народа»,

«Наш

паровоз,

вперёд

лети»

и

т.д.;

набор

идеологических штампов, характерных для этого переходного времени: «труд –

владыка мира», заря новой жизни, «мозолистая рука» пролетариата, «последний,

смертный бой», крепость боевого духа, «царство свободы», стремление раздуть

«пожар

мировой»

и

проч.;

резкое

идеологическое

размежевание

на

«своих»

и

«чужих», на «наших» и «не наших»: «белая армия, черный барон» — «Красная

Армия

всех

сильней»;

энергичный,

маршев ы й ,

п о хо д н ы й

р и т м

с

многозначительным,

легко

запоминающимся

припевом;

наконец,

максимализм,

выражающийся в готовности умереть как один в борьбе за правое дело.

Песня «Белая армия, чёрный барон», написанная по горячим следам Октябрьской

революции поэтом П. Григорьевым и композитором С. Покрассом. Эта песня как раз

хорошо передаёт атмосферу и характер послереволюционного времени.

Песня «Белая армия, чёрный барон» Включить запись (Фонограмма)

ВЫВОД: . заставка №17 - Итоги Революции

2017

год

год

столетнего

юбилея

Революции

1917

года.

Столетний

рубеж

знаковый

для

исторической

памяти.

Именно

сейчас

необходимо

поддержать

тенденцию

примирения

общества

с

событиями

1917

года

и

способствовать

популяризации качественного исторического знания для извлечения из них уроков.

заставка №18

И в заключении нашей беседы в исполнении хора старших классов «Диамант»

прозвучит «Попурри на темы советских песен» (Фонограмма)

Всех благодарю за внимание!



В раздел образования