Автор: Урбаханова Елена Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: город Мирный, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: тематический классный час
Тема: "Великая российская революция: сто лет изучения"
Раздел: дополнительное образование
31октября зал ДШИ 16:30
К Л А С С Н Ы Й Ч А С
«Великая российская революция:
сто лет изучения».
На экране заставка №1
Включить запись залпа орудий с Крейсера «
Аврора»
(Фонограмма)
№1 Долгих Фёдор муз. В. Шаинского « Крейсер « Аврора » »
(Фонограмма)
заставка №2 -
« Крейсер « Аврора »
В исполнении Долгих Фёдора прозвучала песня
В. Шаинского « Крейсер « Аврора » »
Крейсер
«Аврора»
получил
всемирную
ивестность,
подав
сигнал
холостым
выстрелом из орудия к началу Октябрьской революции 1917 года. «Аврора» стал
кораблём-символом
российского
флота
и
ныне
является
объектом
культурного
наследия России.
2017-й – год столетия революционных событий 1917 года. И хотя дискуссии о
событиях тех лет не прекращаются, исследователи сходятся в одном: революция
имела всемирно-историческое значение и оказала влияние на судьбы всех народов
мира.
Институт истории Российской Академии Наук, Российское историческое общество,
Федеральное
архивное
агентство
и
Исторический
музей
подготовили
научную
конференцию
на
тему
«Великая
российская
революция:
сто
лет
изучения».
Представители 23 стран рассуждали о том, как повлияла революция на судьбы мира.
Еще недавно на школьных уроках истории нам говорили о Февральской революции
и об Октябрьской революции. Но, с точки зрения современной науки, была одна −
Великая российская революция. Она началась в 1917-м и длилась почти 6 лет.
Закончилась с завершением гражданской войны в 1922-м году. Революционные
события определили весь XX век и изменили карту мира.
Русская революция 1917 года занимает совершенно особое место. Вновь и вновь мы
обращаемся к осмыслению этого поистине тектонического сдвига в судьбах и
России, и многих стран мира.
И, конечно же мы не будем сегодня углубляться в исторические подробности этого
периода. А так как мы с вами учащиеся и работники школы искусств мы конечно же
поговорим об искусстве того времени.
Искусство периода Октябрьской революции.
Знакомясь с произведениями советского искусства, сразу замечаешь, что оно очень
отличается от предыдущего периода в истории искусства, т.е. дореволюционного.
Это
отличие
состоит
в
том,
что
все
советское
искусство
пронизано
советской
идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского
государства
и
коммунистической
партии,
как
руководящей
силы
советского
общества.
Если
в
искусстве
19-го
-
начала
20-го
века
художники
подвергали
серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие
произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское
искусство
был проложен пафос строительства социалистического государства.
Уже в первые месяцы, после прихода к власти советское правительство принимает
ряд постановлений, важных для развития культуры:
В ноябре 1917 при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и
охраны памятников искусства и старины.
«Об охране библиотек и книгохранилищ» (17 июня 1918)
«О регистрации, приеме на учёт и хранении памятников искусства и старины»
(5 октября 1918) о всеобщем учёте произведений и памятников искусства и
старины. Этим учётом занимался музейный отдел Наркомпроса.
«О признании научных, литературных, музыкальных и художественных
произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918)
Важным аспектом политики правительства в области искусства стал вопрос
музеев. В первые годы советская власть национализировала художественные музеи,
частные собрания и коллекции (Третьяковская галерея, частные галереи Щукина,
Морозова,
Остроухова —
в
Москве,
Эрмитаж,
Русский
музей
и
проч. —
в
Петрограде). Был национализирован московский Кремль, его соборы превращены в
музеи, предприняты меры по охране памятников Звенигорода, Дмитрова, Коломны,
Серпухова, Мохайска, Новгорода, Пскова и т. д.. Царские дворцы и некоторые
помещичьи
усадьбы
(Останкино, Кусково, Мураново, Абрамцево и т. д.) были
превращены в музеи. В 1919 году в России насчитывалось 87 музеев, в 1921—210.
Для
изучения
и
систематизации
художественных
ценностей
был
учрежден
Государственный музейный фонд, где сосредотачивались музейные ценности. После
учёта,
систематизации
и
изучения
наступала
стадия
комплектования
музеев —
ценности
примерно
равномерно
распределялись
по
различным
музеям
страны.
Параллельно развернулось масштабное музейное строительство.
Ленинский план монументальной пропаганды
]
. заставка №3,4- (Памятник К.
Марксу и Ф. Энгельсу, обелиск Революционным деятелям)
В 1918 году Ленин издал декрет «О памятниках республики». В нём оглашался план
воздействия на народные массы с помощью скульптуры. За короткие сроки лучшими
советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям
революции и культуры. К сожалению, большинство из них не сохранилось из-за
дешевизны примененных материалов.
Политический плакат. заставка №5-10
Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции,
играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания
революционного народа». Поэтому наряду с монументальной скульптурой самое
активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и
оперативным видом искусства. Плакаты были чрезвычайно распространены,
печатались большими тиражами и размещались повсеместно.
Праздничное оформление городов
. заставка №11
Художественное оформление празднеств — ещё одно новое явление советского
искусства, не имевшее традиции. В число праздников входили годовщины
Октябрьской революции, 1 мая, 8 марта и другие советские праздники.
Это создало новый нетрадиционный вид искусства, благодаря которому живопись
приобрела новое пространство и функции. К праздникам создавались
монументальные панно, которые характеризовались огромным монументально-
агитационным пафосом. Художники создавали эскизы оформления площадей и
улиц.
Живопись и графика заставки №12, 13, 14.
В
первые
годы
революции
продолжали
развиваться
традиционные
станковые
формы. Многие из советских художников старшего поколения первых лет советской
власти сформировались, разумеется, ещё в предреволюционные годы и, естественно
«соприкосновение
с
новой
жизнью
было
сопряжено
для
них
с
немалыми
сложностями,
которые
были
связаны
с
ломкой
уже
сложившихся
к
периоду
революции
творческих
индивидуальностей.
Многие
художники,
артисты.
музыканты и композиторы не приняли идеологию революции и вынуждены были
эмигрировать за границу .
Ну и наконец мы подходим уже к более близкой нам теме - к музыкальной культуре
постреволюционного периода.
Советская музыкальная культура с 1917 по 1932 годы
За пятнадцатилетие с 1917 по 1932 г. советская музыкальная культура прошла
большой и сложный путь развития, сопровождавшиеся различными трудностями и
противоречиями, но в целом исключительно богатый и плодотворный по своим
итогам.
Успехи
и
достижения
советской
музыки
явились
результатом
тех
гигантских
исторических сдвигов в жизни народов СССР, которые были вызваны Великой
Октябрьской
революцией
и
победоносным
строительством
социализма
в
нашей
стране.
В
небывало
короткий
срок
Советский
Союз
превратился
из
отсталой
полуфеодальной страны с варварскими формами эксплуатации трудящихся, тяжелым
национальным
гнетом,
вопиющим
бескультурьем
и
отсутствием
элементарных
гражданских прав у подавляющей массы населения — в могучую социалистическую
державу,
обладающую
развитой
индустрией,
коллективизированным
сельским
хозяйством и предоставляющую все культурные блага в пользование народа.
1917—1920
годы
были
для
советского
искусства
периодом
утверждения
его
основополагающих
руководящих
принципов
—
принципов
партийности,
народности и демократизма. Надо было четко определить
главное направление
развития искусства в условиях советского строя, взять в свои руки все имеющиеся
средства художественной Пропаганды и подчинить их делу просвещения народных
масс и борьбы за идеи пролетарской революции. Новый этап, связанный с переходом
страны
к
мирному
строительству,
требовал
иного,
более
дифференцированного
подхода к решению творческих и художественно-просветительных задач. В области
творчества этот новый этап характеризовался напряженными поисками путей и
средств
отображения
революционного
содержания
современности
в
наиболее
действенных и впечатляющих формах. Советская музыка прочно утверждается на
новых социалистических основах.
Осуществляется на деле ленинский тезис —
«искусство
принадлежит
народу». Огромная
работа
по
пере стройке
организационных
форм
музыкальной
жизни,
по
строительству
новых
массовых
очагов
художественной
пропаганды
создала
предпосылки
для
подлинной
демократизации музыкального искусства и приобщения к нему широчайших масс
трудящихся. Идеи народности и реализма глубоко входят в сознание советской
художественной интеллигенции, искренне стремившейся служить своим искусством
великому делу коммунизма. Рождаются новые национальные музыкальные школы и
укрепляются связи между искусством всех народов Советского Союза. Все это
приводит к решительным сдвигам в советской музыке, позволившим ей подняться
на
новую
ступень
развития.
В
музыке,
как
и
во
всем
советском
искусстве, побеждает реалистический метод в той новой, высшей его форме, которая
получила в начале 30-х годов ясное и отчетливое теоретическое определение —
социалистический р е а л и з м.. На этом новом этапе впервые выявляется во всей
своей полноте неисчерпаемое многообразие национальных путей, стилистических
средств, жанров и творческих индивидуальностей в музыке народов СССР.
Какие бы запоздалые проклятия не посылались в адрес Ленина и большевиков,
каким бы разгулом бесовских, сатанинских сил не объявлялся некоторыми
псевдоисториками Октябрьский переворот, а все-таки книга американского
журналиста Джона Рида названа как нельзя более точно – «Десять дней, которые
потрясли мир». Именно мир, а не единственно Россию. И песни запели другие –
призывные, маршевые, а не декадентско-слезливые или романтически-томные.
Одной из таких вещей, как бы предваряющих, благословляющих и исторически
предвосхищающих произошедший социальный переворот, конечно, стала песня
«Дубинушка». заставка №15, 16 - Фёдор Иванович Шаляпин
Исполнять песни октябрьской революции не брезговал и сам Фёдор Шаляпин, за
что, собственно, и пострадал. – Величайшим распоряжением императора Николая II
было велено «удалить босяка из императорских театров». Поэт Владимир
Маяковский потом напишет: «И песня, и стих – это бомба и знамя». Так вот,
«Дубинушка» и стала такой песней-бомбой. Сейчас мы послушаем с вами эту
великую песню в исполнении Ф. Шаляпина:
«Дубинушка». ( Включить запись) (Фонограмма)
Фёдор Шаляпин .-Русский оперный и камерный певец, в разное время солист
Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый
народный артист советской Республики, в 1918-1921 годах - художественный
руководитель Мариинского театра. Получил репутацию артиста, который соединил в
своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные,
необыкновенное актёрское мастерство». Занимался в разное время живописью,
графикой, скульптурой и снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое
оперное искусство.
Стилистика и лексический строй песен октябрьской революции обладают рядом
характерных особенностей, делающих их узнаваемыми: на тематическом уровне –
стремление
к
немедленным
активным
действиям,
что
выражается
глаголами
повелительного
наклонения:
«проложим»,
«пойдём»,
«окрепнем»,
«лети»
и
др.;
частое употребление общего «мы» вместо узко личностного «я» уже в первых
строчках популярных песен: «Смело мы в бой пойдём», «Смело, товарищи, в ногу»,
«Вышли
мы
все
из
народа»,
«Наш
паровоз,
вперёд
лети»
и
т.д.;
набор
идеологических штампов, характерных для этого переходного времени: «труд –
владыка мира», заря новой жизни, «мозолистая рука» пролетариата, «последний,
смертный бой», крепость боевого духа, «царство свободы», стремление раздуть
«пожар
мировой»
и
проч.;
резкое
идеологическое
размежевание
на
«своих»
и
«чужих», на «наших» и «не наших»: «белая армия, черный барон» — «Красная
Армия
всех
сильней»;
энергичный,
маршев ы й ,
п о хо д н ы й
р и т м
с
многозначительным,
легко
запоминающимся
припевом;
наконец,
максимализм,
выражающийся в готовности умереть как один в борьбе за правое дело.
Песня «Белая армия, чёрный барон», написанная по горячим следам Октябрьской
революции поэтом П. Григорьевым и композитором С. Покрассом. Эта песня как раз
хорошо передаёт атмосферу и характер послереволюционного времени.
Песня «Белая армия, чёрный барон» Включить запись (Фонограмма)
ВЫВОД: . заставка №17 - Итоги Революции
2017
год
–
год
столетнего
юбилея
Революции
1917
года.
Столетний
рубеж
–
знаковый
для
исторической
памяти.
Именно
сейчас
необходимо
поддержать
тенденцию
примирения
общества
с
событиями
1917
года
и
способствовать
популяризации качественного исторического знания для извлечения из них уроков.
заставка №18
И в заключении нашей беседы в исполнении хора старших классов «Диамант»
прозвучит «Попурри на темы советских песен» (Фонограмма)
Всех благодарю за внимание!