Напоминание

"Проблемные ситуации и пути их создания на уроке в начальной школе"


Автор: Трунова Анна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: Ейск Краснодарского края
Наименование материала: Проблемные ситуации и пути их создания на уроке в начальной школе.
Тема: "Проблемные ситуации и пути их создания на уроке в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И

ПУТИ ИХ СОЗДАНИЯ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение: Концептуальные Основы Проблемного Обучения

Современная парадигма начального образования акцентирует

внимание на активном, деятельностном подходе к обучению, где

учащийся выступает не пассивным реципиентом информации, а

субъектом познавательной деятельности. В этом контексте особую

значимость приобретает технология проблемного обучения,

центральным элементом которой является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – это такая познавательная ситуация, которая

характеризуется столкновением учащихся с чем-то новым,

неожиданным, ранее неизвестным, и требует от них самостоятельного

поиска решения. Она выступает как психологический барьер, который

мотивирует к поиску новых знаний и способов их применения.

Цель данной методической разработки: Обобщить теоретические

основы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

и предложить практические пути их конструирования,

обеспечивающие повышение познавательной активности, развитие

критического мышления и самостоятельности учащихся.

Задачи:

1. Определить сущность и педагогическую роль проблемных

ситуаций в начальной школе.

2. Классифицировать типы проблемных ситуаций, применимые на

данном возрастном этапе.

3. Разработать конкретные методические приемы создания

проблемных ситуаций по основным предметам начальной школы

(русский язык, математика, окружающий мир).

4. Описать алгоритм действий учителя по управлению проблемной

ситуацией.

5. Проанализировать педагогические эффекты от внедрения

проблемных ситуаций в учебный процесс.

Методологическая база: Разработка опирается на идеи проблемного

обучения, сформулированные такими учеными, как А.Н. Леонтьев,

И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев. Важным является

понимание возрастных особенностей младших школьников, их

когнитивных способностей и мотивационных механизмов.

I. Сущность и Педагогическая Роль Проблемных Ситуаций в

Начальной Школе

Проблемная ситуация является не просто заданием,

а психологическим состоянием, возникающим, когда ученик

осознает, что не может решить поставленную задачу имеющимися у

него знаниями или способами действия. Это состояние

характеризуется удивлением, противоречием, затруднением.

Педагогическая роль проблемной ситуации многогранна:

Мотивационная функция: Осознание недостатка знаний

стимулирует познавательный интерес, желание разобраться в

сути явления, найти ответ. Ребенок активизируется, чтобы

преодолеть возникшее затруднение.

Познавательная функция: Проблемная ситуация служит

отправной точкой для активного поиска информации,

формирования гипотез, проверки их, установления причинно-

следственных связей. Это ведет к подлинному, осознанному

усвоению знаний, а не к их механическому запоминанию.

Развивающая функция: В процессе разрешения проблемных

ситуаций у младших школьников развиваются такие важные

мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение,

обобщение, классификация. Формируются навыки

самостоятельной работы, умение выдвигать предположения и

аргументировать свою точку зрения.

Формирование самостоятельности: Успешное решение

проблемной задачи укрепляет уверенность ребенка в своих

силах, способствует развитию рефлексивных способностей –

умения оценивать свои действия и результаты.

Для начальной школы создание проблемных ситуаций особенно

актуально, поскольку в этом возрасте преобладают наглядно-

образное мышление и повышенная потребность в игровой

деятельности. Проблемная ситуация, поданная в игровой форме,

воспринимается детьми более естественно и вызывает больший

энтузиазм.

II. Классификация Проблемных Ситуаций для Начальной Школы

Проблемные ситуации могут различаться по степени сложности, по

источникам возникновения и по способам постановки. Для начальной

школы целесообразно использовать следующую классификацию,

учитывая специфику обучения и возрастные особенности:

1. Ситуации Неожиданности (Удивления)

Возникают, когда представленная информация противоречит

имеющимся у ребенка представлениям или жизненному опыту.

Пример: Ученик знает, что вода – жидкость, но сталкивается с

ситуацией, когда вода в морозилке превращается в твердый лед.

Или видит, как падает тяжелый предмет, но плавает легкий.

Суть: Столкновение с фактом, который не укладывается в

привычную схему.

2. Ситуации Столкновения Мнений (Дискуссионные)

Возникают, когда у учащихся появляются разные взгляды на одно и то

же явление или событие.

Пример: При обсуждении поступка литературного героя дети

дают ему полярно противоположные оценки. Или при решении

математической задачи разными учениками получены разные,

но обоснованные ответы.

Суть: Противоречие между разными точками зрения, требующее

анализа и поиска истинного решения.

3. Ситуации Невозможности Применения Ранее Известного

Способа (Затруднения)

Возникают, когда ученик сталкивается с задачей, для решения

которой известного алгоритма недостаточно или он неприменим.

Пример: Ученик умеет складывать двузначные числа, но ему

предлагается задача на сложение трехзначных чисел, где

требуется переход через разряд. Или он знает, как определить

время по часам со стрелками, но сталкивается с электронными

часами.

Суть: Осознание недостаточности имеющихся знаний или

навыков для новой задачи.

4. Ситуации Противоречия Между Быстротой Решения Задачи и

Уверенностью в Правильности Ответа

Возникают, когда ученик находит несколько вариантов решения, но не

может выбрать наиболее оптимальный или правильный.

Пример: При решении задачи по математике ученик может

использовать арифметический метод и метод составления

уравнения (если это предусмотрено программой). Оба метода

дают верный ответ, но один более сложный.

Суть: Поиск наиболее эффективного и обоснованного пути

решения.

5. Ситуации, Обусловленные Образцом

Когда в учебнике или на доске приведен образец решения, а ученику

предлагается задача, схожая, но имеющая существенное отличие.

Пример: Даны образцы написания слов с проверяемой

безударной гласной, где проверочное слово очевидно.

Предлагается слово, где проверочное слово нужно найти

самостоятельно.

Суть: Понимание принципа, а не простое копирование.

III. Практические Пути Создания Проблемных Ситуаций на Уроках

в Начальной Школе

Создание проблемных ситуаций требует от учителя творческого

подхода, глубокого знания предмета и понимания психологии

младшего школьника. Ниже представлены конкретные приемы по

предметам.

1. Русский Язык

а) Орфография и Пунктуация:

Создание противоречия: Предложить ученикам написать слово

с изучаемой орфограммой, заведомо допустив ошибку, а затем

провести самопроверку по правилу.

o

Пример (безударная гласная в корне): Учитель пишет на

доске: «Дети играли во дворе. На деревьях

росли ялди». Спрашивает: «Все ли здесь правильно?».

После выявления ошибки, предлагает найти проверочное

слово, которое указывает на правильную букву.

Создание ситуации невозможности применения: Дать

предложение, где два слова имеют схожее звучание, но пишутся

по-разному (паронимы) или имеют разное значение (омонимы).

o

Пример: «Наступила весна, и на деревьях

распустились листья». Предложить составить

предложения, используя слова «весна» и «вес нас» или

«листья» и «листик».

Дискуссионная ситуация: Предложить два варианта

пунктуационного оформления предложения, один из которых

правильный, а другой – нет, но выглядит правдоподобно.

o

Пример: «Мама, пришла домой» (неправильно) и «Мама

пришла домой» (правильно). Обсудить, почему в первом

случае запятая не нужна, а во втором – необходима.

б) Лексика и Словообразование:

Ситуация неожиданности: Показать картинку и попросить

назвать предмет, используя только одно слово. Затем показать

другую картинку, где этот же предмет изображен иначе, и

сказать, что новое слово звучит иначе.

o

Пример: Показать обычную кружку, затем –

эмалированную. Назвать первую – «кружка», вторую –

«чашка». Спросить, почему названия разные.

Противоречие между знанием и незнанием: Предложить

незнакомое слово, но дать контекст, из которого можно

предположить его значение.

o

Пример: «В лесу было много грибов. Некоторые из них

были съедобные, а другие – ядовитые, их есть нельзя».

Спросить, что такое «съедобный» и «ядовитый».

в) Синтаксис и Связная Речь:

Ситуация невозможности применения: Дать набор слов, из

которых нужно составить предложение, но порядок слов не

очевиден, или одно из слов может быть использовано в разных

грамматических формах.

o

Пример: Слова: «дети», «читают», «книгу», «интересную».

Предложить составить предложения: «Дети читают

интересную книгу», «Интересную книгу читают дети».

Обсудить разницу в смысловых оттенках.

Создание противоречия: Предложить текст с нарушенной

логикой или смысловыми несостыковками.

o

Пример: «Солнце светило ярко. На небе лежали белые

облака. Зима была в самом разгаре». Спросить: «Что здесь

не так?».

2. Математика

а) Арифметические Действия:

Ситуация затруднения: Дать задачу на сложение или

вычитание, где результат выходит за рамки изученного

диапазона.

o

Пример: Ученик умеет считать до 20. Предложить задачу:

«В одной корзине 15 яблок, а в другой – 7. Сколько яблок

всего?».

Противоречие между методами: Предложить решить задачу

двумя способами, когда один способ требует большего

количества действий или менее очевиден.

o

Пример: Задача: «На столе лежало 10 карандашей. 3

карандаша дали Пете, а 2 карандаша – Маше. Сколько

карандашей осталось?». Первый способ: 10 - 3 - 2. Второй

способ: 3 + 2 = 5; 10 - 5. Обсудить, какой способ

эффективнее.

Ситуация неожиданности: Представить число, которое не

соответствует привычной закономерности.

o

Пример: Ряд чисел: 2, 4, 6, 8, … Предложить следующее

число. Затем ряд: 1, 3, 7, 9… Спросить, почему пропущены

числа.

б) Геометрия:

Ситуация невозможности применения: Показать две фигуры,

например, квадрат и прямоугольник, и спросить, чем они похожи

и чем отличаются. Ученик может назвать общие признаки

(четыре угла, четыре стороны), но не может выделить ключевое

отличие (равенство всех сторон у квадрата).

o

Пример: Предложить разрезать лист бумаги на две равные

части, но не ножницами, а способом, который будет

использовать только линии сгиба.

Создание противоречия: Предложить начертить фигуру по

заданным параметрам, которые противоречат друг другу.

o

Пример: «Начертите треугольник, у которого все углы

прямые».

в) Решение Задач:

Неполная условие задачи: Дать задачу, в которой не хватает

одного или нескольких данных для решения.

o

Пример: «У бабушки было 5 внуков. Двое из них приехали в

гости. Сколько внуков осталось дома?» (Не указано,

сколько всего внуков было у бабушки, или сколько из них

уехало).

Избыточное условие задачи: Дать задачу с лишними данными,

которые не нужны для решения.

o

Пример: «Маша купила 3 красных яблока по цене 10

рублей каждое и 2 зеленых яблока по цене 12 рублей

каждое. Сколько всего яблок купила Маша?» (Цена яблок

избыточна).

Противоречие между условием и вопросом: Условие задачи

предполагает один вопрос, а задается другой.

o

Пример: «В саду росло 7 яблонь. Осенью посадили еще 5

яблонь. Сколько всего яблонь стало в саду?» (Вопрос:

«Сколько яблонь сгорело?»).

3. Окружающий Мир

а) Природные Явления:

Ситуация неожиданности: Показать изображение пустыни и

спросить, где находится это место, и какая там температура.

Затем показать изображение Северного полюса.

o

Пример: Показать фотографию рыбы, которая живет в

пресной воде, и сказать, что она была поймана в море.

Спросить, возможно ли это.

Создание противоречия: Предложить описание животного,

которое не соответствует его типичным характеристикам

(например, сказать, что крокодил питается только травой).

o

Пример: «Листья на деревьях осенью желтеют и опадают,

потому что наступает зима и им холодно». Спросить,

почему растения «чувствуют» холод.

б) Животный и Растительный Мир:

Ситуация невозможности применения: Спросить, почему

некоторые животные (например, медведь) зимой спят, а другие

(например, заяц) нет. Ответ должен предполагать рассуждение о

приспособлении к условиям.

o

Пример: Предложить назвать животное, которое летает, но

не птица (насекомые, летучая мышь).

в) Социальная Среда и Безопасность:

Создание противоречия: Представить ситуацию, где ребенок

сталкивается с выбором, и оба варианта кажутся

привлекательными, но один из них может быть опасным.

o

Пример: «Тебе предлагают конфету незнакомый человек.

Тебе очень хочется эту конфету. Что ты будешь делать?»

Дискуссионная ситуация: Обсуждение правил поведения в

различных ситуациях (на дороге, в общественном месте).

o

Пример: «Что будет, если все будут переходить дорогу на

красный свет?».

IV. Алгоритм Действий Учителя по Управлению Проблемной

Ситуацией

Создание проблемной ситуации – это лишь первый этап.

Эффективность проблемного обучения зависит от того, как учитель

управляет процессом ее разрешения.

Этапы управления проблемной ситуацией:

1. Создание (постановка) проблемной ситуации:

o

Учитель предъявляет проблемный вопрос, задачу,

противоречивое утверждение, иллюстрацию и т.д.

o

Важно, чтобы ситуация была доступна для понимания

ребенка, но требовала интеллектуального усилия.

2. Осознание проблемы учащимися:

o

Учитель дает время на обдумывание, задает наводящие

вопросы: «Что вы заметили?», «Что вас удивило?», «Что

вам непонятно?».

o

На этом этапе важно, чтобы ученики четко

сформулировали проблему, которую им предстоит решить.

3. Выдвижение гипотез (предположений):

o

Учитель стимулирует учащихся к предложению возможных

решений или объяснений.

o

Принимаются любые версии, даже ошибочные, так как они

послужат основой для дальнейшего анализа. «Как вы

думаете, почему так происходит?», «Какие у вас есть

идеи?».

4. Проверка гипотез (поиск решения):

o

Это самый активный этап. Учащиеся применяют

имеющиеся знания, ищут новую информацию (через

эксперимент, наблюдение, работу с учебником,

консультацию с учителем).

o

Учитель выступает в роли консультанта, направляет,

помогает, но не дает готовых ответов.

5. Обобщение, систематизация и выводы:

o

После проверки гипотез учащиеся приходят к правильному

решению или формулируют новое знание.

o

Учитель помогает обобщить полученные результаты,

сформулировать правило, вывод.

o

Важно вернуться к первоначальной проблемной ситуации и

показать, как она была разрешена.

6. Применение нового знания:

o

Предложить учащимся решить новую задачу или

выполнить задание, где они смогут применить только что

полученное знание. Это закрепляет усвоенное и

показывает практическую ценность найденного решения.

Роль учителя на разных этапах:

На этапе постановки: Фасилитатор, провокатор, «сеятель»

сомнений.

На этапе поиска: Консультант, направляющий, мотиватор,

организатор исследовательской деятельности.

На этапе обобщения: Систематизатор, помощник в

формулировании выводов.

V. Педагогические Эффекты от Внедрения Проблемных Ситуаций

Систематическое применение проблемных ситуаций на уроках в

начальной школе оказывает глубокое позитивное влияние на развитие

личности младшего школьника:

Повышение уровня мотивации: Учебная деятельность

становится более осмысленной и интересной, когда ученик

сталкивается с необходимостью самостоятельно добывать

знания. Исчезает скука от пассивного слушания.

Развитие познавательных способностей: Активизируется

критическое мышление, логика, способность к анализу и синтезу.

Дети учатся видеть проблемы и находить пути их решения, что

является основой для дальнейшего обучения.

Формирование самостоятельности и

ответственности: Учащиеся привыкают полагаться на

собственные силы, принимать решения и нести за них

ответственность. Это формирует активную жизненную позицию.

Улучшение усвоения материала: Знания, добытые

самостоятельно, усваиваются прочнее и на более глубоком

уровне. Они становятся «своими», а не «чужими».

Развитие коммуникативных навыков: Работа над

разрешением проблемных ситуаций часто предполагает

взаимодействие в группах, где дети учатся слушать друг друга,

аргументировать свою точку зрения, вести конструктивный

диалог.

Эмоциональное развитие: Преодоление трудностей и

успешное решение проблемных задач способствуют

формированию уверенности в себе, развитию внутренней

устойчивости и позитивного отношения к обучению.

Риски и Преодоление:

Несмотря на очевидные преимущества, следует учитывать

потенциальные трудности:

Риск фрустрации: Если проблемная ситуация оказывается

слишком сложной или учитель не обеспечивает должной

поддержки, ученики могут испытывать разочарование и

снижение мотивации.

o

Путь преодоления: Тщательный подбор проблемных

ситуаций с учетом уровня подготовленности класса,

поэтапное усложнение, дифференцированный подход,

своевременная помощь учителя.

Затраты времени: Решение проблемных задач требует больше

времени, чем традиционное объяснение.

o

Путь преодоления: Эффективное планирование урока,

интеграция проблемных ситуаций в разные этапы урока

(например, в качестве «мозгового штурма» или «затравки»

к изучению новой темы), сочетание с другими формами

работы.

Необходимость специальной подготовки учителя: Учителю

необходимо владеть методиками постановки и управления

проблемными ситуациями.

o

Путь преодоления: Повышение квалификации, обмен

опытом, методическая литература.

Заключение

Внедрение проблемных ситуаций в практику начальной школы

является мощным инструментом для трансформации учебного

процесса из процесса передачи готовых знаний в процесс активного

познания. Создание противоречий, неожиданных фактов, ситуаций

затруднения – это не самоцель, а педагогически выверенный прием,

направленный на пробуждение любознательности, развитие

критического мышления и формирование у младших школьников

навыков самостоятельного поиска истины. Успех проблемного

обучения зависит от глубокого понимания учителем его сущности,

умения грамотно конструировать проблемные ситуации и эффективно

управлять процессом их разрешения, создавая на уроке атмосферу

интеллектуального поиска и взаимного уважения. Применение

предложенных в разработке методических приемов и алгоритмов

позволит педагогам начальной школы обогатить свой инструментарий

и сделать процесс обучения более результативным и увлекательным

для каждого ребенка.



В раздел образования