Напоминание

Как развивать навыки чтения и понимания текста с первых классов.


Автор: Омарова Айгуль Капановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ КСШ № 1
Населённый пункт: город Каргат
Наименование материала: статья
Тема: Как развивать навыки чтения и понимания текста с первых классов.
Раздел: начальное образование





Назад




КАК РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА С

ПЕРВЫХ КЛАССОВ

С

удовольствием

хочу

поделиться

с

вами

своими

педагогическими

находками и наблюдениями.

Формирование читательской компетентности в начальной школе — одна из

ключевых

задач

современного

образования.

Чтение

— это

не

просто

технический

навык

распознавания

графических

символов,

а

сложный

когнитивный

процесс,

включающий

декодирование,

интерпретацию,

интеграцию информации и критическую оценку содержания.

Понятие читательской компетентности

Читательская

компетентность

в

начальной

школе

определяется

как

совокупность умений,

позволяющих учащемуся не только бегло и правильно

читать,

но и осмысливать прочитанное,

устанавливать связи между частями

текста,

делать

выводы и

применять

полученную информацию в

новых

ситуациях.

Согласно

современным

педагогическим

исследованиям,

эффективное понимание текста предполагает взаимодействие трёх уровней:

буквального

(фактического),

интерпретативного

(инференциального)

и

оценочного. Уже в первом классе дети способны оперировать элементами всех

трёх

уровней,

хотя

степень

их

выраженности

и

сложности

должна

соответствовать возрастным возможностям.

Важно

подчеркнуть,

что

понимание

текста

не

является

автоматическим

следствием

техники

чтения.

Даже

при

высокой

скорости

и

точности

декодирования ученик может не улавливать смысл прочитанного,

если у него

не

развиты метакогнитивные

стратегии,

то

есть

умения

контролировать

собственное понимание,

выявлять затруднения и корректировать стратегию

чтения.

Именно поэтому развитие понимания должно быть интегрировано в

сам процесс обучения чтению, а не рассматриваться как отдельный этап.

Этапы формирования навыков чтения в первые годы обучения

Обучение

чтению в

первом классе

начинается

с

изучения

фонетики.

Начиная со второго полугодия первого класса и в течение второго

класса

акцент постепенно смещается с техники чтения на понимание. В этот период

учащиеся знакомятся с более сложными

текстами — повествовательными,

описательными,

а позже и с текстами,

содержащими элементы рассуждения.

Здесь особенно важна роль учителя в моделировании стратегий понимания:

постановка

целей

чтения,

актуализация

предшествующего

опыта,

формулирование гипотез

о содержании текста,

выделение

ключевых идей,

рефлексия

после

чтения.

Такие

приёмы формируют у ученика осознанное

отношение к чтению как к инструменту познания.

К концу второго — началу третьего класса учащиеся должны уметь не только

отвечать на прямые вопросы по тексту, но и делать несложные умозаключения,

определять причинно-следственные связи,

различать факты и мнения,

а также

выражать

собственное

отношение

к

прочитанному.

Это

требует

систематической

работы с

текстами

разных

жанров

и

типов,

включая

художественную литературу,

научно-популярные

материалы,

инструкции и

простые документы.

Роль учителя в формировании читательской компетентности

Эффективность развития навыков чтения

и понимания

текста

напрямую

зависит

от

профессиональной компетентности учителя

начальных классов.

Педагог должен не только владеть методикой обучения чтению,

но и понимать

когнитивные

механизмы,

лежащие

в

основе

понимания.

Важно,

чтобы

учитель умел дифференцировать задания в зависимости от уровня подготовки

учащихся,

использовать диалог как средство развития мышления и создавать

условия для самостоятельной читательской деятельности.

Одной из ключевых функций учителя является демонстрация «мыслительной

работы»

при

чтении.

Это

можно

делать

с

помощью «говорения

вслух»:

учитель читает

текст

и параллельно комментирует

свои мысли — что он

ожидает увидеть дальше, что кажется ему непонятным, как он связывает новую

информацию с

уже известной.

Такая стратегия делает

процесс понимания

прозрачным для ученика и формирует у него представление о том,

как «думать

над текстом».

Кроме

того,

учитель должен систематически включать

в уроки

задания,

направленные на развитие всех компонентов читательской компетентности.

Например, после прочтения рассказа можно предложить детям пересказать его

от

лица

другого

персонажа,

придумать

альтернативное

завершение

или

объяснить,

почему герой поступил именно так.

Такие задания развивают не

только понимание, но и эмпатию, воображение и способность аргументировать

свою точку зрения.

Значение подбора текстов и организации читательской среды

Качество читательских материалов играет решающую роль в формировании

навыков

понимания.

Тексты,

используемые

в

начальной

школе,

должны

соответствовать следующим критериям:

лексическая и синтаксическая доступность;

наличие чёткой структуры (завязка, развитие действия, развязка);

эмоциональная и познавательная значимость для ребёнка;

разнообразие жанров и стилей.

Особое

внимание

следует

уделять

балансу

между

художественной

и

нехудожественной

литературой.

Если

художественные

тексты

развивают

воображение,

эмоциональный интеллект и способность к интерпретации,

то

научно-популярные

материалы формируют

умения

работать

с

фактами,

выделять основную информацию, понимать причинно-следственные связи. Уже

с первого класса целесообразно вводить короткие познавательные тексты — о

природе,

быте,

технике

— с

последующим обсуждением и выполнением

практических заданий (например,

составление

схемы,

ответы на

вопросы,

поиск ошибок в утверждениях).

Организация читательской среды также имеет большое значение.

Классная

библиотека,

регулярное чтение вслух учителем,

обсуждение

прочитанного,

создание «читательских дневников» или «альбомов впечатлений» — всё это

способствует формированию устойчивого интереса к чтению.

Важно,

чтобы

чтение воспринималось не

только как учебная обязанность,

а

становилось

частью повседневной

жизни

ребёнка.

Для

этого

необходимо

вовлекать

родителей

в

процесс

поддержки

читательской активности:

рекомендовать

книги для семейного чтения,

проводить

совместные обсуждения,

поощрять

самостоятельный выбор литературы.

Развитие метакогнитивных стратегий понимания

Метакогнитивные

стратегии — это умения,

которые

позволяют

ученику

осознавать, контролировать и регулировать собственный процесс понимания. В

начальной

школе

формирование

таких

стратегий

должно

происходить

постепенно и в тесной связи с практической деятельностью.

К числу базовых

метакогнитивных приёмов относятся:

постановка цели чтения («Зачем я читаю этот текст?»);

прогнозирование содержания («О чём, по-вашему, будет этот рассказ?»);

самоконтроль понимания («Понял ли я,

о чём здесь говорится?»);

уточнение

непонятного («Что значит

это слово?»,

«Почему герой

так

поступил?»);

рефлексия

после

чтения

(«Что

нового

я

узнал?»,

«Согласен

ли

я

с

автором?»).

Эти

стратегии

не

возникают

сами

по

себе

— их

необходимо

целенаправленно

внедрять

в

учебный

процесс.

Например,

перед чтением

нового текста учитель может

предложить детям рассмотреть иллюстрацию,

заголовок и высказать предположения о содержании.

Во время

чтения

останавливаться на сложных местах и обсуждать их. После чтения — задавать

вопросы,

требующие не просто воспроизведения,

а интерпретации и оценки.

Особое

значение

имеет

обучение

работе

с

непонятным.

Многие дети,

сталкиваясь с

трудностями,

либо игнорируют

их,

либо

полностью теряют

интерес

к

тексту.

Учитель

должен

показать,

что

непонимание

— это

нормальная часть процесса чтения,

и научить

стратегиям его преодоления:

перечитыванию,

обращению

к

контексту,

использованию

словаря,

обсуждению

с

одноклассниками.

Индивидуализация

и

дифференциация

обучения

Уровень развития навыков чтения у первоклассников может значительно

различаться

в

зависимости

от

дошкольного

опыта,

речевого

развития,

мотивации и других факторов.

Поэтому важнейшим условием эффективного

обучения является индивидуализация и дифференциация.

Это не означает,

что

для каждого ученика нужно составлять отдельную программу, но предполагает

гибкий подход к подбору заданий, темпов работы и форм обратной связи.

Для

детей,

которые

читают

с

трудом,

целесообразно

использовать

упрощённые тексты с чёткой структурой,

повторяющимися конструкциями и

визуальной

поддержкой

(иллюстрациями,

схемами).

Им

необходима

дополнительная практика в декодировании и расширении словарного запаса. В

то же время важно не снижать уровень смысловых задач: даже при медленном

темпе чтения ребёнок может успешно отвечать на вопросы,

если текст ему

понятен.

Сильным читателям следует предлагать более сложные тексты,

требующие

анализа,

сравнения,

оценки.

Им можно давать задания творческого характера:

написать продолжение,

составить аннотацию,

подготовить мини-презентацию

по прочитанному.

Такой подход позволяет поддерживать высокий уровень

мотивации и развивать читательскую самостоятельность.

Взаимосвязь чтения и развития речи

Развитие

навыков

чтения

и

понимания

текста

неразрывно

связано

с

формированием устной и письменной речи.

Чтение

обогащает

словарный

запас,

формирует

грамматический

строй

речи,

развивает связную речь.

В

свою очередь,

высокий уровень

речевого

развития

облегчает

понимание

текста,

поскольку ребёнок легче оперирует языковыми средствами и быстрее

устанавливает смысловые связи.

Поэтому целесообразно интегрировать чтение с уроками русского языка и

развития

речи.

Например,

после

прочтения

рассказа

можно

провести

лексическую работу

с

новыми

словами,

проанализировать

построение

предложений, составить план пересказа или написать отзыв. Такая интеграция

не

только повышает

эффективность

обучения,

но и формирует

у ученика

целостное представление о языке как средстве общения и познания.

Особое внимание следует уделять развитию диалогической речи в контексте

чтения.

Обсуждение

текста

в

парах или малых группах

позволяет

детям

формулировать

свои мысли,

аргументировать

позицию,

слушать

других и

корректировать собственное понимание.

Учитель при этом выступает не как

источник

«правильного»

ответа,

а

как

организатор

диалога,

задающий

направление и поддерживающий продуктивное взаимодействие.

Диагностика уровня понимания текста

Эффективное развитие читательских навыков невозможно без

регулярной

диагностики.

Однако традиционные формы контроля — пересказ и ответы на

вопросы — не всегда позволяют

объективно

оценить глубину понимания.

Современные подходы предполагают использование разнообразных методов:

задания на установление последовательности событий;

выбор правильного заголовка к тексту;

определение главной мысли;

интерпретация поведения персонажей;

работа с «неполными» или «ошибочными» утверждениями о тексте.

Важно, чтобы диагностические задания охватывали все уровни понимания —

от буквального до оценочного.

Например,

наряду с

вопросом «Что сделал

герой?» следует задавать и такие:

«Почему он так поступил?»,

«Как бы вы

поступили на его месте?»,

«Согласны ли вы с автором?». Это позволяет выявить не только факт усвоения

информации,

но и уровень критического мышления.

Диагностика должна быть не только итоговой,

но и формирующей,

то есть

использоваться для корректировки учебного процесса.

Результаты

проверки

понимания

помогают

учителю определить,

какие

стратегии

требуют

дополнительной

проработки,

какие

тексты

вызывают

наибольшие трудности, и скорректировать методику работы.

Заключение

Развитие навыков чтения и понимания текста в первые годы обучения — это

сложный,

многоуровневый

процесс,

требующий

системного

подхода,

профессиональной

компетентности

педагога

и

активного

участия

самого

ученика.

Успешное формирование читательской компетентности невозможно

без

сочетания

технических навыков и смысловой работы,

без

интеграции

чтения с другими видами речевой деятельности и без создания благоприятной

читательской среды.

Уже

в

начальной

школе

необходимо

закладывать

основы не

просто

грамотности,

а

читательской

культуры — способности

к

осмысленному,

критическому

и

самостоятельному

чтению.

Это

требует

отказа

от

узко

технического подхода

и перехода

к

пониманию чтения

как

инструмента

познания,

самовыражения и участия в культурном диалоге.

Только при таком

подходе чтение

становится не

просто школьным предметом,

а

жизненной

компетенцией, необходимой для успешного обучения и полноценного участия

в жизни современного общества.

Таким образом,

целенаправленное,

систематическое и дифференцированное

развитие

навыков чтения

и понимания

текста с первых классов — это не

только

педагогическая

задача,

но

и

важнейший

вклад

в

формирование

личности,

способной к самостоятельному мышлению,

критическому анализу

информации и активному участию в интеллектуальной и культурной жизни.



В раздел образования