Автор: Шевкунова Марина Саффаевна
Должность: Инструктор по физкультуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Муравушка"
Населённый пункт: город Обнинск Калужская область
Наименование материала: Учебная программа дополнительного образования
Тема: "Развитие гибкости у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по позновательно- речевому развитию детей № 16 «Муравушка»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
НАПРАВЛЕННАЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
« ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКА»
для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет)
Срок реализации программы: 2 года
составила: инструктор по физической культуре
Шевкунова Марина Саффаевна
Обнинск 2023г.
1
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Пояснительная записка………………………….......стр. 3-6
2.
Цели и задачи…………………………………............... стр. 7
3.
Условия реализации программы…………………….... стр. 8-9
4.
Предполагаемые результаты…………………………....стр.10
5.
Контроль результатов обучения ………………………стр. 11
6.
Учебно-тематический план обучения............................стр.12-13
7.
Содержание компонентов программы........................... стр.14-20
8.
Методическое обеспечение программы .........................стр.21-30
10. Словарь гимнастических терминов ..............................стр.31-32
11. Список литературы........................................................ стр.33-34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2
Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной и в
будущем. Здоровье для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен
фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем крепче здоровье ребенка,
тем больше успехов он достигнет в общем развитии, в науке, в умении работать и быть
полезным для общества.
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей — непростая задача. Человечество имеет
опыт создания приоритета здоровья в обществе. Прекрасный пример того Древняя Греция,
воспитательная система в которой была основана на идее гармоничного развития человека.
Каждый равноправный гражданин в этой стране должен был заниматься спортом, если он
рассчитывал играть какую-либо роль в своем государстве.
Дошкольный возраст — наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, в
это время формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. В период до-
школьного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней
двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. От того, как прове-
дет ребенок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть состояние общества в
нашей стране.
Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на
создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры
интеллектуальных способностей. Прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом
нужно с дошкольного возраста.
На протяжении последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения
состояния здоровья детей. В Концепции охраны здоровья населения России, в числе перво-
очередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлече-
ние групп населения в активные занятия физической культурой и спортом. Следовательно,
физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста должно
рассматриваться, как приоритетное направление деятельности образовательных учрежде-
ний, ведь в общей системе образования дошкольников именно этот вид воспитания имеет
решающее значение для охраны и укрепления здоровья и становления личности, развития
физического и психического потенциала ребенка. Для решения поставленных задач приме-
няются различные средства, методы и формы физкультурной работы. Одной из таких форм
является спортивно-оздоровительная работа с детьми в системе дополнительного образова-
ния. Написание программы стало необходимым, в связи с проведением мониторинга и
анкетирования родителей. Так мониторинг показал, что с каждым годом у детей возни-
кают проблемы с выполнением тестов на гибкость, а анкетирование родителей показало,
3
что не все родители могут позволить водить своих детей в спортивные секции (материаль-
ные причины и занятость на работе).
Программа разработана с учетом требования СанПин и в ее основу положена авторская
программа дополнительного образования И.А. Винер «Гармоничное развитие детей
средствами гимнастики» серия «Работаем по новым стандартам» которая разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что художественная гимнастика как вид
деятельности в программах дошкольных учреждений не разработана, нет методических
рекомендаций, разработок по данному направлению. Данная программа послужит одним
из важнейших инструментов обновления содержания, образования в дошкольных
учреждениях и будет способствовать развитию физических способностей.
Новизна данной программы заключается еще и в следующем:
Проблемы оздоровления детей решаются с позиции комплексного использования общей
физической подготовки, хореографии, акробатики и художественной гимнастики. При
этом художественная гимнастика приобретает характер художественной гимнастики
оздоровительной направленности.
Обучение
в
оздоровительной
группе
художественной
гимнастики
способствует
созданию у детей мотивации к продолжению занятий художественной гимнастикой в
группах начальной подготовки.
Актуальность
Актуальность
общеобразовательной программы обусловлена тем, что в настоящее
время в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная
активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка-
дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром
телепередач.Так анкетирование родителей ДОУ «Какое место занимает физкультура в
вашей семье» показало, что только 13% опрошенных родителей отводит место в вечернее
время и выходные дни подвижными играми и физическими упражнениями , а 74% отдают
предпочтение просмотру телепередач. Анализ состояния здоровья детей старшего
дошкльного возраста ДОУ показал, что только 52,3%
детей имеют первую группу
здоровья, а 39,1% вторую группу и имеют различные отклонения в здоровье, а третью
группу имеют 8,6%.
В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления
здоровья
ребенка,
коррекции
недостатков
физического
развития,
профилактики
4
заболеваний и увеличения двигательной активности детей, формирования у них интереса
к физической культуре.
Дети наше будущее, а будущее надо беречь. Что может быть более прекрасным,
если будущее будет эстетически воспитанным, гармонически развитым, физически
здоровым.
При разработке этой программы составлена модель физической культуры личности,
одной из составляющих которой являются социально-духовные ценности:
1)нравственность – физкультурно-спортивная этика поведения, общения, культуры;
2)волевые проявления – смелость, решительность, настойчивость и др.;
3) отношение к труду – трудолюбие, умение довести начатое дело до конца, осознанное
желание трудиться;
4)эстетика –ощущения и оценка красоты движений, поз;
5)здоровый образ жизни – соблюдение оптимально здорового режима;
6)мировоззрение – высокий уровень знаний и убеждений.
Таким образом, в основу программы заложено духовно-нравственное и физическое
воспитание ребенка средствами физической культуры и спорта, в частности, средствами
художественной гимнастики.
Свой выбор я остановила на данной программе так как считаю, что гармоничное
развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей,
составляющих его общество, а такие важные данные человека как сила, воля, выдержка,
жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в дошкольном возрасте.
Прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом нужно с дошкольного возраста.
Включение спортивного образования в процесс обучения способствует формированию у
детей интереса к физическому совершенствованию. В связи с этим перед собой я
поставила цель: приобщить детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни
посредством художественной гимнастики.
Практическая значимость
Данная программа является важным звеном физического воспитания дошкольника, через
его реализацию развивается физическая активность, двигательные навыки, расширяется
кругозор ребенка, повышается личностная мотивация детей к занятиям спортом.
Она позволит продемонстрировать достижения детей, а также увидеть единство семьи и
детского сада.
5
Отличительные особенности данной общеобразовательной программы от
уже
существующих
В связи с высочайшими требованиями в художественной гимнастике существует жесткий
отбор, ограничивающий число желающих заниматься этим видом спорта. Помочь найти
себя «нестандартным» детям, удовлетворить творческие потребности, развить интересы,
усвоить знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные
способности. Данная программа дает «зеленый свет» для занятий художественной
гимнастикой всем желающим детям, в том числе с отклонениями в физическом развитии и
состоянии здоровья. В связи с этим разработана методика применения художественной
гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания девочек
5-8 лет. Гимнастика - один из основных видов спорта, которым можно заниматься с
младенчества и который входит в обязательную программу подготовки любого
спортсмена. Благодаря занятиям гимнастикой можно улучшить показатели физического
развития,
физические
качества,
исправить
недостатки
телосложения,
осанки.
Художественная гимнастика добавляет новые возможности в развитие детей. Она
развивает не только физические качества, но и память, внимание, быстроту реакции, а
также эстетическое восприятие детей - понимание красоты и гармонии - благодаря
выполнению упражнений под музыку. Таким образом, программа, созданная на основе
художественной и ритмической гимнастики, расширяет границы возможностей детей и
показана практически всем.
В процессе обучения дети дошкольного возраста легко и естественно осваивают
упражнения для развития равновесия, гибкости; учатся правильно выполнять ходьбу, бег,
прыжки, танцевальные движения; получают навыки самостоятельной работы. У них
вырабатываются
такие
важные
качества,
как
внимательность,
настойчивость,
инициативность и др. Выполнение физических упражнений в свободном пространстве
(ограничение пространства - кромка ковра) развивает пространственное воображение, а
следовательно, аналитические способности. И конечно, работа в коллективе социально
адаптирует детей, а радость преодоления себя воспитывает характер.
При распределении разделов программы учитывались основные принципы дидактики,
возрастные
особенности
обучающихся
дошкольного
возраста
его
физические
и
психологические
особенности,
а
также
с
учетом
современных
образовательных
технологий.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
6
Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного
возраста на сохранение и укрепления своего здоровья посредством знакомства с
художественной гимнастикой.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Образовательные:
Обучать основам гимнастических упражнений и формирование необходимых
умений и навыков для дальнейшего совершенствования.
Способствовать укреплению здоровья, формированию основ здорового образа
жизни через знакомство с художественной гимнастикой.
Развивающие:
Развивать стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья
посредством занятий физической культурой и спортом.
Развивать творческую двигательную деятельность, умение свободно манипулиро-
вать своим телом и гимнастическими предметами;
Развивать и совершенствовать важнейшие двигательные качества;
Формировать специфические качества, необходимые для занятий гимнастикой:
музыкальности, выразительности, пластичности, грациозности и изящества;
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства сопереживания за своих
товарищей, чувство гордости за спортсменов своей страны;
Воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и
к достижениям великих российских спортсменов;
Воспитывать уверенность в себе, в своих силах, возможностях своего тела и
расширения этих возможностей.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний и
заявления от родителей или представителей ребенка. Программа предназначена для детей
5-8 лет.
Сроки реализации программы 2года
Программа рассчитана на девечек от 5 до 8 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по1часу, 2часа в неделю.
Количество часов в год 72 часа
Формы и режим занятий:
Данная программа относится к физкультурно-спортивной направленности, поэтому в
процессе работы происходит постоянная смена деятельности, что является необходимым
условием в соответствии с психофизическими особенностями данного возраста. В группе
занимаются по 10-12 человек. Такое количество детей обусловлено требованиям СанПиН
2.4.1.3049-13
Форма организации детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм
работы внутри группы, в парах, подгрупповая.
Форма проведения занятий: практическое, комбинированное, соревновательное.
Необходимым условием для реализации программы является наличие спортивного зала,
имеющего спортивное оборудование:
- гимнастические маты;
- шведская стенка с шестью пролетами;
-мягкое ковровое покрытие;
-гимнастические скамейки с разной высотой.
Для повышения профессионального мастерства педагог планирует:
- просмотр специальных видеофильмов (техники гимнастики);
- просмотр международных соревнований, тренировок гимнастов и пр.;
- посещение спортивных соревнований (детских, молодежных и взрослых);
Для успешной реализации поставленных задач предполагает тесное взаимодействие с пе-
дагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный
характер процесса обучения, развитие физических способностей детей, обуславливает его
результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию физических
качеств детей и использованию нестандартного оборудования в группах, мастер-классы,
семинары – практикумы.
8
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, рекомендации и бе-
седы на развитие физических качеств детей в домашних условиях, папки-раскладушки, се-
минары - практикумы, анкетирование по вопросам физического воспитания детей, инфор-
мационные стенды, показ открытых и итоговых занятий, совместные праздники и досуги.
Для успешной реализации создана предметно – развивающая среда.
Приобретено и используется спортивное оборудование: гимнастические маты, гимнасти-
ческие обручи, гимнастические ленты.
Материалы программы предусматривают использование инновационных педагогических
технологий: здоровьесберегающих, развивающего обучения, информационно – коммуни-
кативных, интеграции образовательного процесса, игровых.
Широко используются технические средства обучения: телевизор, проектор, музыкаль-
ный центр, фотоаппарат и видеокамера, DVD.
Форма подведения итогов – контрольные занятия, для которых разработаны контроль-
ные упражнения и нормативы для оценки общей физической подготовленности и специ-
альной физической подготовленности по спортивной гимнастике.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения данной программы происходит формирование у ребёнка
потребности к систематическим занятиям физической культурой, к соблюдению норм
9
здорового образа жизни. Так же формируется установка на освоение ценностей
физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие, направленное на
физическое совершенствование.
1год обучения
Сформируются благоприятные условия для личного развития, творческой активности
через приобщение к физической культуре и спорту;
Повысятся показатели физического развития и функциональных возможностей
детского организма;
Дети будут знать названия и уметь выполнять базовые акробатические упражнения;
Проявится интерес детей и родителей к занятиям в частности к художественной
гимнастике;
Сформируются положительные нравственные качества у детей;
2 год обучения
Дети овладеют навыками укрепления здоровья и формирования основ здорового обра-
за жизни, через знакомство с художественной гимнастикой;
Сформируются навыки, связаные с исскуством владения своим телом и гимнастиче-
скими предметами;
Повысится уровень мотивации к активному участию детей и родителей в спортивных
мероприятиях детского сада, города и области;
Пополнится словарный запас детей, связанный со спортивной терминологией;
Сформируются основные и специфические качества у детей;
Повысится уровень компетентности родителей и педагогов в данном вопросе.
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Два раза в год проводятся открытые занятия, на которых обучающиеся показывают
достигнутые результаты за прошедший период времени. Основной задачей данной
программы является создание положительной мотивации для последующих занятий
10
художественной
гимнастикой.
Результативность
программы
определяется
уровнем
качества выполнения элементов и композиций с предметами изученных в течение
учебного года в соответствии с личностным ростом ребёнка.
Достижения ребенка сравниваются не со стандартами, а с исходными возможностями. Для
этого используется стартовая диагностика. Дальнейшее отслеживание результатов
обучения проводится в течение года и по итоговому тестированию в конце учебного года.
Показатели
Методы определения
Первая стартовая
диагностика
– Уровень физического развития;
– уровень физической
подготовки;
– функциональное состояние
систем организма;
– уровень психического развития
– Антропометрические данные;
– медицинское обследование;
– наблюдения
Вторая оперативная
диагностика (в
течение учебного
года)
– Уровень физической
подготовленности;
– уровень овладения
определенными умениями и
навыками, двигательными
действиями
– Тесты;
– тесты, наблюдения педагога,
показательные выступления,
открытые занятия,
самопроверка
Третья итоговая
диагностика (в
конце учебного
года)
– Уровень физической
подготовленности;
– уровень владения
определенными двигательными
действиями, умениями и
навыками;
– уровень физического развития;
– уровень психического
развития, воспитанности
– Тест (сравнительный анализ);
– тесты, показательные
выступления, соревнования;
– медицинское обследование,
антропометрические данные
(сравнительный анализ);
– тесты, анкеты, наблюдения
педагога
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11
(1 год обучения)
№
п/п
Содержание
Количество
часов
1
Вводная лекция. История художественной гимнастики.
Инструктаж по технике безопасности.
2 часа
2
Общая физическая подготовка.
20 часов
3
Специальная физическая подготовка.
16 часов
4
Акробатическая подготовка
10 часов
5
Прыжковые упражнения.
8 часов
6
Музыкально-ритмическая подготовка.
8 часов
Контрольные занятия. Показательные выступления.
3 часа
Итого
72 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2 год обучения)
12
№
п/п
Содержание
Количечтво
часов
1
Вводные
лекции.
История
художественной
гимнастики.
Инструктаж по технике безопасности.
2 часа
2
Общая физическая подготовка.
11 часов
3
Специальная физическая подготовка. Беспредметная
подготовка.Акробатическая подготовка.
17 часов
4
Прыжковые упражнения.
8 часов
5
Упражнения с гимнастическим мячом.
8 часов
6
Упражнения с гимнастическим обручем.
8 часов
7
Упражнения с гимнастической лентой.
8 часов
8
Музыкально-ритмическая подготовка
7 часа
9
Контрольные занятия. Показательные выступления.
3 часа
Итого:
72 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
Виды подготовки
Компоненты (подвиды)
Направленности работ
13
п/п
1.
Физическая
Общефизическая
Повышение общей физической
подготовлености.
Специально-физическая
Развитие специальных физических
качеств(гибкости,прыгучести,
силы,выносливости,равновесия и
координации движений)
2.
Техническая
Беспредметная
Освоение техники акробатических
упражнений без предмета
Предметная
Освоение техники упражнений с
предметами(с мячом, обручем.с
лентой)
Хореографическая
Освоение элементов
классического, народного и
современного танцев
Музыкально-двигательная
Освоение элементов музыкальной
грамоты, развитие музыкальности
Вводное занятие:
Правила поведения и техника безопасности на занятиях;
Гигиенические требования к одежде и обуви обучающихся;
История художественной гимнастики (показ презентации)
ОФП (общая физическая подготовка)
(ОФП) – это физическая подготовка, направлена на укрепление здоровья и
разностороннее развитие занимающихся, повышение работоспособности и развитие
качеств без учета специфики избранного вида спорта. Средствами ОФП являются:
общеразвивающие упражнения, бег, кросс, плавание, ходьба на лыжах, катание на
коньках, спортивные и подвижные игры.
СФП (специальная физическая подготовка) оздоровительной направленности
Специальная физическая подготовка (СФП) – это специально организованный процесс,
направленный на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых для
успешного освоения и качественного выполнения упражнений конкретного вида спорта.
В настоящее время выделяют 7 основных физических способностей:
14
Координация
–
способность
к
целесообразной
организации
мышечной
деятельности и ловкости – способность осваивать новые движения и перестраивать
деятельность в соответствии с обстановкой;
Гибкость – подвижность в суставах – способность выполнять движения по
большой амплитуде пассивно и активно;
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать
ему за счет мышечных усилий в статических и динамических движениях;
Быстрота – способность быстро реагировать и выполнять движения с большой
скоростью и частотой;
Прыгучесть – скоростно-силовое качество, проявляющееся в высоте отталкивания;
Равновесие
– способность сохранять устойчивое положение в статических и
динамических упражнениях;
Выносливость – способность противостоять утомлению.
Основными
средствами
СФП
являются:
общеразвивающие
и
акробатические
упражнения,
элементы
классического
тренажера,
упражнения
художественной
гимнастики, а также специальные упражнения:
на ловкость – задания, игры, эстафеты, включающие сложнокоординированные
действия и упражнения с предметами;
на гибкость – упражнения на развитие подвижности в голеностопных и
тазобедренных суставах, суставах позвоночника и плеч – пружинное растягивание,
махи, фиксация поз, расслабление;
на силу – упражнения на силу рук, ног и туловища: сгибание и разгибание,
отведение и приведение, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы и т.д.;
на быстроту – упражнения на развитие скорости реакции, скорости и частоты
движений при выполнении основных упражнений;
на прыгучесть – упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а
также прыжковой выносливости;
на равновесие – сохранение устойчивого положения в усложненных условиях:
после динамических движений, с выключенным зрением, на уменьшенной и
повышенной опоры.
Основные упражнения без предметов.
Ходьба
Ходьба на носках с прямыми коленями, пятки высоко над полом.
15
«мягкий шаг» — ходьба с перекатом с носка на всю стопу, незначительно сгибая ногу
в коленном суставе.
«острый шаг» — характеризуется коротким движением ноги вперед с резкой акценти-
рованной постановкой на опору и последующим подниманием на полупальцы;
«широкий шаг» — напоминает выпады, когда значительное по длине перемещение со-
гнутой ноги вперед сопровождается выпрямлением «задней» ноги при некотором на-
клоне туловища вперед. Подобный «широкому шагу» «широкий бег» требует мощного
отталкивания и выглядит стремительным;
«скрестный шаг» — поочередная смена скрестного положения ног, когда одна нога
ставится с носка перед другой, а затем положение ног меняется движением «передней»
или «задней» ног — что позволяет менять направление движения (влево, вправо,
вперед, назад);
«переменный шаг» — является соединением двух шагов одной ногой с последующим
приставлением другой («приставной шаг») и двух шагов с другой ноги, данный шаг
может выполняться в различных ритмических режимах и служит основой танцеваль-
ных шагов.
Бег
Лёгкий бег выполняется на носках.
Мягкий бег (или скользящий) выполняется так же, как и мягкий шаг, с минималь-
ными колебаниями по вертикали.
Перекатный бег выполняется эластичными толчками
вперед с небольшими колебательными движениями по вертикали.
Острый бег выполняется с небольшим продвижением
вперед выпрямлением толчковой ноги в фазе полета и отры
вистым и острым сгибанием вперед свободной ноги.
Высокий бег вьполняется сильным толчком по вертикали с задержкой в фазе поле-
та и быстрым сгибанием свободной ноги вперед.
Широкий бег выполняется энергичным толчком со значительным продвижением
вперед в небольшом наклоне.
вперед. В полете толчковая нога выпрямляется, а свободная сгибается вперед.
В фазе полета принимается положение выпада.
Пружинный бег выполняется поочередными вертикальными толчками с очень
небольшим продвижением вперед. В фазе полета ноги и туловище выпрямлены.
Бег шагом выполняется поочередными сильными толчками одной и махом другой
прямой ноги. Это прыжки шагом, чередующиеся друг с другом.
16
Упражнения для рук и плечевого пояса
Одновременные, поочередные махи и круги руками в лицевой и боковой плоско-
стях. Тоже с пружинным движением ног.
Рывковые движения руками вверх, в стороны – вверх, в стороны – назад, одна
вверх, другая – назад.
Руки сцеплены сзади: отвести руки назад, прогнуться, опустить руки, не теряя
сцепления, наклонить плечи и голову вперед. То же последовательно, начиная дви-
жения в грудном отделе.
Упражнения для туловыща
Сидя на пятках спиной к гимнастической стенке, хват руками, поднятыми вверх:
встать на колени, выпрямить руки – сильно прогнуться.
Наклоны туловища вперед и в сторону махом с пружинным покачиванием и с раз-
личными движениями руками. То же в различных стойках.
В парах – одна сидит, другая – стоя сзади, кладет руки на плечи сидящей, наклон
туловища вперед с помощью партнерши. То же в исходном положении сидя, ноги
широко врозь.
Стоя на второй или на третьей рейке лицом к гимнастической стенке, хват руками
на уровне груди: наклоны туловища вперед, каждый раз перехватывая руками за
низлежащую рейку, ноги держать прямыми, выполнять быстро в темпе маха.
Упражнения для ног
Нога на рейке вперед или в сторону – повыше: наклоны туловища к ноге с различ-
ными движениями руками и плечевым поясом. То же, сгибая опорную ногу в мо-
мент наклона.
Лежа на животе, руки в стороны: круг ногой, начиная движения назад-в сторону
коленом вперед и по полу в исходное положение. То же, лежа на спине, руки вверх,
начиная круг вперед.
Стоя спиной к стенке, хват руками на уровне головы: покачивание прямой ногой
вперед и в сторону с помощью партнерши, удержать ногу в самом высоком поло-
жении в течении 3-5 секунд.
Упражнения с предметами
Упражнения с мячом
17
Упражнения с мячом — весьма динамичны, в них используется большое
количество различных движений: броски и ловля одной и двумя руками, перебрасывания,
перекаты по частям тела и полукаты и броски, выполняемые не только руками, но и
ногами, туловищем, головой, плечами; резкие и быстрые броски сочетаются с поворотами
и удержанием мяча в разных пространственных положениях гимнастки при фиксации
мяча на разных участках тела. Особыми действиями, характерными именно для этой
группы упражнений, являются отбивы мяча и выкруты. Броски и ловля мяча сочетаются с
кувырками, перекатами на спине или на груди, различного типа равновесиями.
Отбивы мяча.
При отбиве об пол руки провожают мяч, как бы надавливая на него и плавно
возвращаются в исходное положение. Отбивы об пол поочередно одной, двумя руками. То
же на шагах вперед, назад скрестно в сторону, с прыжками на одной, другая в различных
положениях на танцевальных шагах. Отбивы мяча вверх тыльной стороной кисти то же на
различных шагах. Отбить мяч вперед – вверх коленом, ловить после бега вперед.
Сочетания отбивов об пол одной с броском за спиной в другую и с броском под плечо.
Перекаты мяча.
Присесть, покатить мяч по полу. Бегом, опережая движение мяча, присесть, поймать мяч,
подставляя пальцы под катящийся мяч (мяч должен вкатываться на ладонь плавно, без
задержки). Перекатить мяч по правой руки, через спину, округляя ее, поймать мяч левой
за спиной. Бросить мяч вверх, поймать на тыльную сторону левой кисти, правую
положить сверху и в темпе начать вращение кистями. То же с прыжком во время броска
или во время переката вокруг кистей.
Выкруты мяча.
Вертикальный выкрут внутрь. Исходное положение: правая рука в сторону, локоть слегка
согнуть, мяч на ладони, немного приподнимая руку и поворачивая ее вовнутрь на 360,
удержать мяч на ладони. Вертикальный выкрут наружу: выполняется из конечного
положения выкрута внутрь обратным движением (мяч все время лежит на ладони без
захвата пальцами). Вертикальный выкрут правой рукой внутрь и наружу на скрестных
шагах влево. То же левой рукой – вправо. Горизонтальный выкрут внутрь – правая рука в
сторону, мяч на ладони: сгибая руку в локте, круг предплечьем вперед и внутрь.
Упражнения с обручем
Упражнения с обручем связаны, в основном, с вращением предмета (рукой, ногой,
шеей, туловищем), его бросками и перекатами на фоне различных телодвижений.
18
Основное требование к данным упражнениям — сохранение плоскости движения обруча,
иначе он будет падать. Важен и правильный хват: маховые движения выполняются
обязательно при жестком хвате.
Повороты обруча.
Повороты обруча выполняются вокруг вертикальной и горизонтальной осей, двумя и
одной рукой в различных плоскостях и направлениях и сопровождаются разными
движениями туловища и ног: наклонами, пружинными и танцевальными движениями.
Обруч вперед: повороты обруча в лицевой плоскости с наклонами в сторону из различных
стоек, основной, на носках, на одной, в другую сторону – на носок, на выпаде в сторону.
Вращения обруча.
Вращения обруча горизонтально впереди правой рукой вправо с последующей передачей
его за спиной в левую. То же с вращением обруча влево, с передачей спереди в левую
руку. Надеть обруч на себя, держать двумя руками на уровне пояса: слегка повернуть
обруч налево и, поворачивая направо, придать ему вращательные движения.
Броски обруча.
Обруч вперед: бросить его вертикально-вверх двумя, поймать изнутри за верхний край.
Броски обруча одной рукой. Обруч в лицевой плоскости хватом сверху, бросить его вверх
и поймать двумя руками.
Махи, круги и восьмерки обручем.
Махи обручем выполняются по дуге, по кругу и восьмеркой в различных плоскостях и
направлениях. Они подразделяются на малые, средние и большие махи, круги и
восьмерки. Малые круги выполняются только кистью, прямой рукой, средние – сгибанием
руки в локтевом суставе, большие – прямой рукой от плеча.
Перекаты обруча.
Обруч впереди на полу – перекатить обруч вправо и влево перед собой и за спину,
передавая тяжесть тела с одной ноги на другую. Обруч впереди на полу – из переднего
равновесия на левой ноге перекатить обруч назад правой рукой, с поворотом кругом
подхватить левой в положении круглого полуприседа.
Упражнения с лентой
Упражнения с лентой связаны с построением в пространстве различных
«рисунков» с помощью которых гимнастка рисует «змейки», «восьмерки», «спирали».
Обучение упражнениям с лентой следует начинать с махов и кругов в лицевой, затем в
19
боковой плоскости. При лицевых кругах и махах необходимо направлять конец палки
точно к носкам. Упражнения с лентой изучают правой и левой рукой, в начале на месте,
затем в различных стойках, на шагах, беге, прыжках, в сочетании с танцевальными
движениями.
Для овладения основами техники упражнений с лентой надо включать в работу
нужный сустав: во время махов и кругов- плечевой, спиралей - локтевой, змеек - лучше
запястный. Махи и круги, выполняемые предплечьем, называются средними.
Змейки
Змейки
бывают
вертикальными
и
горизонтальными.
Выполняются
они
только
движениями кисти при слегка согнутом локте. Вертикальная змейка выполняется в
лицевой и боковой плоскостях, по полу и по воздуху, сгибанием и разгибанием кисти
ладонью вниз. Горизонтальная змейка выполняется в горизонтальной и лицевой
плоскостях; в первой она может исполняться отведением и приведением кисти ладонью
вниз, а так же сгибанием и разгибанием ладонью внутрь.
Спирали.
Спирали аналогично змейкам бывают вертикальными и горизонтальными: выполняются
круговым движением предплечья. Витки спирали должны быть одинаковыми по
величине, располагаться близко к друг другу и упруго лететь до конца ленты.При
горизонтальной спирали снизу вверх палка и кисть вертикальны полу: согнутая рука
поднимается несколько выше плеча, пола может касаться только последний виток.
Восьмерки.
Горизонтальные восьмерки выполняются в основных и промежуточных плоскостях.
Направление определяется по ходу ленты – вправо к низу, влево кверху и т.д. Восьмерки
делятся на большие, средние и малые.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При распределении разделов программы учитывались основные принципы дидактики,
возрастные
особенности
обучающихся
дошкольного
возраста
его
физические
и
20
психологические
особенности,
а
также
с
учетом
современных
образовательных
технологий
При обучении всегда надо помнить известную поговорку: «Лучше раз увидеть, чем сто
раз услышать». Наглядность в обучении у детей данного возраста имеет важное значение
из-за ограниченных возможностей второй сигнальной системы. К показу предъявляются
следующие требования: точность, направленность на решение вполне определённые
педагогических задач, соответствие данному этапу освоения упражнения. Обычно
разучиваемое упражнение показывает педагог, но в отдельных случаях можно привлекать
самих учащихся и это даёт успешные результаты.
В процессе работы над движением большое значение имеют указания, которые даёт
тренер в ходе выполнения упражнения. Такие указания имеют значение при исправлении
ошибок. При этом преподаватель всегда реагирует на характер движения гимнастки и,
внося коррекцию, тем самым применяет принцип обратной связи.
Музыкальное сопровождение можно рассматривать и как фактор воздействия в
процессе обучения. Правильная методика применения музыки способствует усвоению
двигательного навыка. Музыкальное сопровождение должно быть простым, доступным и
выразительным.
При обучении сложных упражнений применяются приёмы физической помощи.
Некоторые приёмы используются при исправлении ошибок, связанных с координацией
движений. Часто применяются различные приёмы фиксации, с помощью которых в
ощущениях закрепляется наиболее верное положение, характерное для той или иной фазы
В процессе обучения движениям чрезвычайно важен самоконтроль действий со
стороны самой гимнастки. Наиболее простой и распространённый приём – это работа
перед зеркалом. Эти занятия следует чередовать с занятием без зеркала, чтобы гимнастки
учились контролировать свои движения лишь с помощью мышечных ощущений.
Для данного этапа подготовки характерен обучающий тип урока с нагрузками
небольшого объёма и малой интенсивности. Дети в этом возрасте быстро устают от
монотонной, однообразной работы. Поэтому нагрузки должны носить «дробный»
характер с частыми чередованиями упражнения и отдыха.
Занятие на этапе отбора и начальной подготовки должны приносить детям радость,
вызывать положительные эмоции.
Принцип доступности требует так вести обучение, чтобы изучаемый материал был
доступен данному составу детей. Доступными должны быть показ, объяснение, сложность
техники, общая физическая нагрузка. В противном случае учебный материал не будет
усвоен.
21
Принцип наглядности. Исходя из этого принципа, преподаватель должен добиться,
чтобы в процессе обучения занимающийся мог получить правильное, яркое представление
об изучаемых приемах и упражнениях.
Зрительное восприятие движения создает у детей наиболее верное представление о
нем. Для наглядного обучения необходимо использовать фотоснимки, схемы, рисунки, а
также правильный показ приемов и упражнений, чтобы занимающиеся видели самое
основное, существенное, то есть движения, от которых зависит успех выполнения приема.
Систематичность
и
последовательность
- один
из
важнейших
принципов
планирования педагогического процесса. Он, прежде всего, требует регулярности занятий
и преемственности в их содержании. Это значит, что учебный материал должен быть
расположен в такой последовательности, которая помогает усваивать и совершенствовать
знания и умения на основе предыдущего опыта. При распределении материала надо
исходить из правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к
неизвестному. Сначала следует обучить основам техники - простейшим упражнениям,
затем систематически повторять изученные приемы. Освоив типовую структуру
упражнений, нужно перейти к более сложным, к изучению гимнастических комбинаций.
Принцип
последовательности
и
систематичности
должен
соблюдаться.
В
планировании нагрузки повышаются не равномерно, а небольшими скачками. Обычно
они распределяются по недельным циклам тренировки. Следует учитывать, что
физические качества детей развиваются относительно медленно, поэтому и нагрузку
нужно увеличивать постепенно, от недели к неделе.
Кроме общей физической нагрузки, нужно учитывать психологическую нагрузку,
то есть нагрузку, предъявляемую к центральной нервной системе. Психологическая
нагрузка должна быть оптимальной. Это достигается соответствующим подбором
упражнений.
Если, например, на занятии предполагается изучить легкие по координации приемы, не
требующие
большого
напряжения
со
стороны
нервной
системы.
Тогда
в
подготовительную
часть
занятия
можно
включить
сложные
специальные
и
общеразвивающие упражнения, требующие повышенного внимания и напряжения.
В ходе занятий надо регулировать
трудность упражнений, чтобы они были
доступны, но вместе с тем требовали от него определенных усилий.
Так, например, если преподаватель видит, что занимающийся не может усвоить
упражнение, то нужно подобрать ему такого, с которым он сможет справиться. В других
случаях, подбирая упражнение, преподаватель должен усложнить выполнение этого
упражнения для тех детей, которые готовы к закреплению и совершенствованию его.
22
Методы и приемы
Игровой метод - придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму,
облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, способствует развитию
мышления, воображения и творческих способностей обучающегося.
Структурный метод
- последовательное разучивание и усвоение движений, с
использованием специально подготовленных связок состоящих из базовых шагов,
повторяющихся в определённом порядке и в точном соответствии с музыкальным
сопровождением.
Метод усложнения-обеспечивает переход от простых движений к более сложным.
Разнообразие
движений
обеспечивается
путём
постепенного
добавления
к
простейшему варианту упражнения новых деталей. Серии постепенно усложняющихся
движений составляет при этом одну двигательную фразу, последним в которой
является наиболее сложное движение. Соединением таких элементов из отдельных
двигательных фраз достигается создание танцевальной комбинации.
Метод сходства - помогает формировать идею простого движения в разнообразные
варианты. Разнообразие элементов аэробики, созданных с помощью этого метода,
определяется выбором преобладающей двигательной темы, в соответствии с которой
выполняются движения.
Метод блоков - используется для объединения движений в блоки по мере их усвоения,
после чего они выполняются блоком. В рамках танцевальных комбинаций можно
чередовать движения высокой и низкой и интенсивности.
В практике обучения гимнастики пользуются несколькими методами. Вот основные:
Рассказ или лекция. Применяется для изучения теории гимнастики (судейство, правила,
история, основы техники и тактики, самоконтроль и т.п.)
Беседа. Применяется при разборе соревнований, составлений индивидуальных планов
тренировок и т.п.
Показ. Применяются при демонстрации упражнений, в показательных выступлениях,
просмотрах кинофильмов, фото, и т.п.
Наблюдения занимающихся
за
тренировками
и
выступлениями
мастеров
на
соревнованиях, за выполнением упражнений другими занимающимися в группе.
Самостоятельная работа занимающихся заключается в изучении и повторении теории
гимнастики, совершенствование техники, тактики, физических и волевых качеств.
Упражнения (тренировки) применяются для закрепления знаний и навыков.
23
Соревнования. Применяются для проверки знаний и навыков спортсменов. Очевидно,
что главным в обучении техники гимнастики является формирование соответствующих
двигательных навыков занимающихся. Чтобы представить себе, как в ходе обучения у
гимнастки формируется двигательный навык в выполнении упражнений, условно
разделим этот процесс на три фазы:
1. Тренер создает у занимающихся представление об изучаемом упражнении.
2.Занимающиеся овладевают упражнением, выполняя его самостоятельно или с помощью
тренера.
3.Занимающиеся
закрепляют
упражнение
и
совершенствуют
его
выполнение
в
соревновательной практике.
Создавая
представление
об
упражнении,
преподаватель
должен
эффективнее
использовать принцип наглядности. Но даже при очень хорошем показе и объяснении
первоначальное представление часто бывает неточным. Ошибки появляются при первых
попытках выполнить упражнение.
Тренер должен исправить эти ошибки при изучении упражнения и помочь установить
правильную координацию движений. В практике обучения определились два способа
изучения упражнений.
Целостный
и
расчлененный. Под
целостным
способом
понимают
обучение
упражнению в таком виде, в каком его применяют в гимнастической и акробатической
комбинации, без расчленения на составные элементы. В настоящее время наиболее
распространен
целостный
способ
изучения
упражнений.
Обычно,
преподаватель
показывает и объясняет упражнение, затем занимающийся выполняет его медленно,
создавая для этого наиболее благоприятные условия.
Структура учебного занятия
Основной формой организации учебной работы кружка по художественной гимнастике
является занятие (учебно-тренировочное, спортивно-тренировочное). Занятие состоит из
трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительной части занятия решаются следующие задачи:
- организация занимающих;
- ознакомление с задачами и содержанием занятия;
- подготовка организма к основной части занятия – умеренное разогревание организма.
Длительность подготовительной части 10-15% общего времени и составляет 5-6 минут.
Основными средствами подготовительной части являются: строевые упражнения;
различные виды бега и ходьбы; несложные прыжки; танцевальные элементы и
соединения; равновесия; повороты; упражнения на растягивание и др. Все эти упражнения
24
должны быть направлены на общую всестороннюю подготовку опорно-двигательного
аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, центральной нервной системы и
вегетативных функций занимающихся.
Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных
физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание волевых и моральных
качеств, творческой активности; изучение и совершенствование специальных упражнений
художественной гимнастики и акробатики.
Длительность составляет 18-20 минут, это 75-85% общего времени.
Средства основной части урока: общеразвивающие упражнения на силу, растягивание и
расслабление;
специальные
упражнения
для
формирования
правильной
осанки;
хореографические упражнения; равновесия; повороты; акробатические упражнения;
различные формы прыжков.
Заключительная часть занятия позволяет снизить нагрузку, снять утомление, повысить
эмоциональный тонус или снять чрезмерное возбуждение, подвести итоги занятия и
определить задачи будущего.
На заключительную часть отводится 5-10% общего времени занятия.
Основными средствами заключительной части являются: различные виды ходьбы,
упражнения на расслабление, плавные движения руками, малоподвижные игры, этюды на
выразительность движений.
Особенности методики первого года обучения
В возрасте 5–6 лет ребенок успешно овладевает основными видами движения, которые
становятся
более
осознанными.
У
детей
улучшаются
двигательные
реакции
и
координация. Поэтому перед детьми могут стоять довольно сложные двигательные
задачи. В 5–6 лет представления превращаются в понятия о явлениях, улучшаются
наблюдательность и зрительно-осязательная ориентировка. Дети хорошо справляются с
ориентировкой своего тела в пространстве. Однако внимание пока еще удерживается с
трудом. В этом возрасте целесообразнее использовать целостный метод обучения. Показ
должен сопровождать и даже опережать объяснение.
Тема
Содержание
Методические рекомендации
Введение
История развития
художественной
гимнастики. Правила
Необходимо осветить такие вопросы: для
чего нужен спорт в раннем детстве
(обратить внимание на значение
25
поведения в спортзале.
физических упражнений для правильного
развития)
Общая и
специальная
физическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Строевые упражнения:
– построение;
– выравнивание;
– ходьба на месте и в
движении;
– переход с шага на бег
При выполнении строевых упражнений
необходимо добиваться строгого
соблюдения интервалов и дистанций. При
передвижении по залу используются
маршевый шаг, различные виды ходьбы и
бега с переменой темпа, ритма и скорости
движения.
Общеразвивающие
упражнения:
– для рук и плечевого
пояса;
– для шеи и туловища:
– для ног;
– для мышц голени и
стопы;
– для развития быстроты,
ловкости, выносливости
Дозировка зависит от степени подготовки
и индивидуальной выносливости.
Предложить выполнение упражнений под
счет или музыку; вносить творческие
задания, предлагая что-то изменить,
выполнить упражнения по-другому
Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка
1. Базовые упражнения:
– элементарные позы;
– движения отдельными
частями тела
Упражнения следует выполнять с
чередованием мышечного напряжения и
расслабления, в разном темпе и ритме
2. Специальные
упражнения:
упражнения в равновесии:
-стойка на носках,
Можно включить соревновательный
элемент: «А кто сможет сделать без
ошибки?»
26
- переднее равновесие;
волны:
– вертикальные и
горизонтальные;
– одновременные и
последовательные;
При обучении используются сюжетные
игры: имитация движений крыльев птиц,
бабочек, игры с размахиванием руками и
их расслаблением
вращения:
– переступанием;
– скрестные
Все виды вращений разучиваются сначала
у опоры. Необходимо внимательно
относиться к дозировке, так как
многократное однообразное выполнение
упражнений неблагоприятно влияет на
вестибулярный аппарат.
Акробатика
– Стойка на лопатках;
– «мост» из положения
лежа
– «мост» из положения,
стоя с поддержкой;
– «корзиночка»;
– «колесо»;
– полушпагат
В ходе обучения исходить из возрастных
особенностей и физической
подготовленности детей. Использовать
наглядные пособия и показ. Прибегать к
образным сравнениям, активизирующим
подражательные способности детей
Прыжковые
упражнения
Прыжок выпрямившись с
поворотом;
-закрытый прыжок;
- открытый прыжок.
Прыжок начинают с полуприседа.В
полете все суставы выпрямлен , руки
взмахом поднимаются вверх, что
способствует увеличению высоты.
Обучение закрытому и открытому
прыжкам
Следует начинать с передвижениим
шагом, в медленном темпе
Музыкально-
ритмическая
подготовка
Понятия:
– музыкальный ритм;
- музыкальный темп
– воспроизведение
Музыкальные игры (сюжетные и
соревновательные) для развития чувства
ритма. Можно включать различные
задания: воспроизводить звуки хлопками,
27
характера музыки
посредством движений;
– музыкальные игры
топаньем.
Показательные
выступления
Подготовка номеров для
выступления на различных
мероприятиях
Особенности методики второго года обучения
На седьмом году жизни движения становятся более координированными и точными. В
коллективной деятельности у детей формируются навыки самоорганизации, они
проявляют волевые усилия при выполнении заданий, и для них важен результат.
Большое значение имеют четкий анализ и оценка деятельности детей, особенно по ходу
выполнения упражнений. К этому процессу целесообразно привлекать и самих детей. В
этом возрасте девочки успешно решают новые разнообразные задачи, раскрывают свои
творческие возможности, артистичность и воображение.
Тема
Содержание
Методические рекомендации
Введение
История развития
художественной гимнастики.
Правила поведения в
спортзале
Темы освещаются в ходе бесед с
использованием наглядных
пособий и показа презентаций.
Общая и
специальная
физическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Строевые упражнения:
– ходьба в движении;
– повороты на месте
Целесообразно использовать
приемы, развивающие осмысленное
выполнение упражнений (команды,
указания, зрительные ориентиры,
элементы соревнования)
Общеразвивающие
упражнения:
– различные комплексы ОРУ
Упражнения выполняются под
музыку. Дозировка
индиивидуальна
28
Специальная физическая
подготовка (техническая)
Упражнения в равновесии:
– переднее;
– боковое.
Волнообразные движения:
– руками;
– волна туловищем
Вращения:
– одноименные повороты от
180° до 360°;
– разноименные повороты от
180° до 360°
Разучивать упражнения следует
сначала у опоры. Обращать
внимание на мышечное напряжение
в соответствующих частях тела,
строго дозировать выполнение
упражнений
При изучении поворотов важно
соблюдать последовательность и
постепенность.
Прыжковые
упражнения
– Прыжок шагом с разбега;
– подбивной прыжок в
кольцо с лета;
– подбивной прыжок в
кольцо с разбега;
– прыжок шагом, сгибая и
разгибая ногу
При разучивании сложных
прыжков применять метод
расчленения на отдельные
составляющие
Прыжок выполняется через «ров»
(нарисованный на полу). Ширину
«рва» постепенно увеличивать.
Музыкально-
ритмическая
подготовка
Понятия:
– музыкальный ритм;
- музыкальный темп
– воспроизведение характера
музыки посредством
движений;
После освоения отдельных
танцевальных элементов
целесообразно составление
танцевальных композиций с
предметами.
Акробатика
– «Мостик» из положения
стоя;
– «шпагат»;
– стойка на руках;
– «колесо»;
При выполнении сложных
акробатических элементов педагог
обязательно должен страховать
учащихся, в обучении использовать
наглядные пособия и показ..
29
– кувырок вперед через
плечо;
– кувырок назад
Упражнения с
обручем
– Махи одной и двумя
руками;
– вращение вокруг туловища;
– вращения на кисти;
– перекаты по полу;
– «вертушка»;
– бросок и ловля одной
рукой;
– ловля во вращении с
броска;
– прыжки через обруч
Упражнения с обручем развивают
ловкость, быстроту реакции. На
начальном этапе обучения
целесообразно использовать
пластмассовый обруч
уменьшенного диаметра (80–90 см)
Упражнения с
лентой
Хват и перехват в другую
руку
-махи и круги;
-змейки
-спирали;
-восмерки
Горизонтальные махи изучаются
после вертикальных махов
Изучение восьмерок можно
начинать только после освоения
махов и больших кругов.
Упражнения с
мячом
Удержание мяча;
-отбивы мяча;
-выкруты, восьмерки;
-броски и ловля;
-каты по полу, по телу.
Мяч удерживается пальцами рук,
без жесткого захвата.
Выкруты выполняют плавно,
сочетая с полуприседами.
Каты по рукам должны быть
плавными,мяч с пола поднимать
следует пальцами рук.
Показательные
выступления
Участие в различных
соревнованиях и выступления
на мероприятиях.
30
СЛОВАРЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Выпад - движение (или положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги,
Равновесие - устойчивое положение на одной ноге. Различают равновесия: переднее,
боковое, заднее, с захватом.
Подскок - небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением; двойной подскок -
два пружинящих подскока: первый основной, второй дополнительный.
Прыжок - преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия - в свободном полете
после отталкивания ногами.
Пружинистое движение- одновременное сгибание во всех суставах с последующим
разгибанием.
Перекат - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без
переворачивания через голову).
Группировка - согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за
голени).
Кувырок - вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием
через голову. Различают: кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с поворотом,
заканчивающимся лицом в другую сторону, кувырок назад, кувырок назад согнувшись,
кувырок назад через плечо прогнувшись .
Мост - дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают:
мост, мост на одной руке, мост на одной ноге.
Шпагат - сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной обеих
ног). Различают: поперечный, шпагат, шпагат правый, левый (указывается нога,
находящаяся впереди).
Полушпагат - аналогичное положение, но с согнутой ногой, находящейся впереди.
Стойка - вертикальное положение тела ногами вверх. Различают стойки: на лопатках, на
голове, на руках.
Поворот - вращательное движение тела вокруг вертикальной или продольной оси.
Различают: поворот переступанием (одноименный, разноименный), на носках, скрестный,
махом, спиральный, а также в приседе, в равновесии.
31
Прыжок - свободный полет после отталкивания ногами. В зависимости от амплитуды
движения и положения тела в воздухе различают: прямой прыжок, согнувшись,
прогнувшись, шагом, перекидной, подбивной, полукольцом (кольцом) и др.
Волна -
сложное целостное движение, состоящее из последовательного разгибания в
одних суставах и сгибания в других. Различают: волну вперед, вправо, влево (боковая
волна).
Ритм- последовательность длительностей звеков, различных по высоте.
Такт-отрезок
музыкального
произведения,
начинающейся
с
сильного
звука
и
заканчивающийся перед следующим сильным звуком.
Темп- скорость исполнения музыкального произведения.
Бросок - движение, приводящее предмет в безопорное положение.
Хват - способ удержания предмета (обруч, лента)
Ловля - прием предмета после свободного движения.
Кат - качение предмета по полу, по телу.
Мах - автономное перемещение предмета с рукой.
Круг - движение предмета по окружности не менее 360°.
Вращение - вращательное движение собственно предмета.
32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселев Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, эле-
гантность. [Текст] / М., Советский спорт, 1991, 96с.
Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. Методическое пособие
для воспитателей. [Текст] / М: ТЦ Сфера 2009-96с.
Безруких М.М.Здоровьеформирующее физическое развитие. Пособие для педагогов
дошкольных учреждений.[Текст] / М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001-336с.
Буренина А.И. Программа по ритмической пластикедля детей «Ритмическая мозаика».
[Текст] / СПб, ЛОИРО,2000-220с.
Винер И.А.,Горбулина Н, М.,Цыганкова О.Д.Гармоническое развитие детей средства-
ми гимнастики. Программа дополнительного образования. Работаем по новым
стандартам [Текст]./Под редакцией И.А.Винер-Издательство просвещение,2011-
64с.
Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П., Черных Е.В., Мещеряков И.Л., Панов
С.Ф., Шкляров В.Б. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование.
[Текст] / Под редакцией Ю.Д. Железняка.- М.: Академия, 2005-384с.
Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. [Текст] / М: ФиС, 1990 - 67с.
Карпенко Л.А.Винер И.А, Савицкий В. А.,Методика оценки и развития физических
способностей у занимающихся художественной гимнастикой. Учебное пособие.
[Текст] / ВФГС,СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. – М: ФиС, 2007-76с.
КарпенкоЛ.А. Художественная гимнастика. Учебное пособие. [Текст] / ВФГС, СПб
ГУФК им.П.Ф.Лесгафта. М: ФиС, 2003-382с.
Карпман В.Л. - Спортивная медицина. Учебник для институтов физической культуры.
[Текст] / М: ФиС 1987-304с
Кечеджиева Л.,Ванкова М., Чипрянова М. Обучение детей художественной
гимнастике. [Текст] / М: Фис 1985-93с.
Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. Учебник для институтов физической
культуры. [Текст] / М: Фис,1984-176с.
Лисицкая Т.С.Художественная гимнастика. Учебник для институтов физической
культуры. [Текст] / М: ФиС,1982-232с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.[Текст] /
СПб.: Изд-во Речь, 2000.- 190с.
33
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физи-
ческой культуры. [Текст] / М: ФиС, 1977- 280с.
Маханева М.Д. С физкультурой дружить - здоровым быть! Методическое пособие.
[Текст] / М: ТЦ Сфера,2009-240с.
Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. Учебное пособие для институтов
физической культуры. [Текст] / М: ФиС, 1989-224с
Назаренко Л.Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество. Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка . Л.Д. Назаренко . Детский тренер. -
2001.-№2. - С. 2-6.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. [Текст] / М.: Педагогическое
общество России, 1999.- 442с.
Ротерс Т.Т.Музыкально ритмическое воспитание и художественная гимнастика. Учеб-
ное пособие для педагогических училищ. [Текст] / М: ФиС,1998-175с.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. Учебное пособие. [Текст] /СПб. Му-
зыкальная палитра, 2007-48с.
Сулим Е.В.Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. [Текст] / М:
ТЦ Сфера,2010-112с.
Яковлева Л., Юдина Р. Акробатические упражнения. Журнал Дошкольное воспитание
№ 5 1996г.-33-41с.
Яковлева Л., Юдина Р. Акробатические кувырки. Журнал Дошкольное воспитание
№ 6 1996г.-63-69с.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Белая
К.Ю.
Зимонина
В.Н.
Физическое
воспитание
и
позновательное
развитие
дошкольника М: Издательство Школьная пресса, 2007
Глушкова Г.В. Голубева Л.Г. Прилепина И.А. Физическое воспитаниев семье и ДОУ.
Методические рекомендации и домашние задания. М: Издательство Школьная пресса,
2005
Ковалев Л.Н. Спорт в семейном воспитании детей. М: ФиС, 1999
Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников.М: Просвещение
Дошкольный мир, 2007.
Курпан Ю.И. Оставайся изящной! - М.: Советский спорт, 1991.
Нечаева А.Б. Семья и спорт - М: ФиС, 1998
Похлебин В.П. Помоги себе и своему ребенку. Книга для родителей М: ИКАР,1997
34
Реймерс Н.Ф. Спорт в современной семье - Дрофа, 2004
35
36
37
38