Напоминание

"Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у дошкольников"


Автор: Щетинкина Оксана Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №123 "Радужка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ детский сад №123 «Радужка»

г. Ульяновск

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Сотрудничество с семьей по формированию

основ культуры здоровья у дошкольников»

инструктор по физической

культуре

Щетинкина Оксана Викторовна

высшая квалификационная категория

Содержание:

Введение

1.Теоритическая часть

1.1 Обзор программных документов по вопросу

взаимодействия педагогов ДОУ и семьи

1.2 Анализ авторских программ и технологий по вопросу

взаимодействия педагогов ДОУ и семьи

1.3 Опыт работы областных ДОУ по вопросу

взаимодействия педагогов ДОУ и семьи

2.Практическая часть

2.1 Интегрированный подход к вопросу взаимодействия с

семьей по формированию культуры здоровья у дошкольников

2.2 Формы работы с семьей

2.3 Этапы работы взаимодействия с семьей по

формированию культуры здоровья у дошкольников

Литература

Заключение

Введение.

Здоровье детей – это общегосударственная проблема, не теряющая своей

актуальности никогда. К сожалению, в последние годы она только углубляется,

сохраняется высокий процент общей заболеваемости, увеличивается количество

детей, состоящих на диспансерном учёте, значительно снижается процент детей,

относящихся к первой группе здоровья.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

всегда было приоритетным направлением в работе ДОУ. Медиками и педагогами

продолжаются поиски путей повышения эффективности оздоровительной работы

в ДОУ. При этом важно обеспечить для каждого ребенка благоприятные

условия развития с учетом особенностей состояния здоровья. Важную роль в

этом процессе также играет грамотное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи

по формированию основ культуры здоровья у дошкольников.

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных

отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания.

1.1 Обзор программных документов по вопросу взаимодействия

педагогов ДОУ и семьи

Существенное повышение качества жизни граждан России является

ключевым вопросом государственной политики, это отражено в национальной

программе «Здоровое поколение 21», в Приоритетных национальных проектах.

ФГОС дошкольного образования предполагает совместную деятельность

педагогов и родителей в образовательном процессе ДОУ. В реализации

Программы участвуют дети, их родители (законные представители),

педагогические работники. ФГОС дошкольного образования направлен на

решение следующих задач:

охраны и укрепления физического и психического здоровья

детей, в том числе их эмоционального благополучия;

формирования общей культуры личности детей, в том числе

ценнстей здорового образа жизни;

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и

повышения компетентности родителей в вопросах развития образования, охраны

и укрепления здоровья детей.

Ключевыми принципами «Национальной стратегии действий в интересах

детей на 2012-2017годы» являются реализация основополагающего права

каждого ребенка жить и воспитываться в семье и сбережение здоровья каждого

ребенка. Государственная политика предполагает реализацию системы

здоровьесберегающих мероприятий.

«В РФ должны приниматься меры, направленные на :

формирования у семьи и детей потребности в здоровом образе

жизни,

всеобщую раннюю профилактику заболеваемости.

внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы

жизни ребенка».

В статье 64. п. 3 говорится, что родители дошкольников «имеют право на

получение методической, психолого-педагогической, диагностической и

консультативной помощи».

В концепции «Профессионального стандарта педагога» отмечено, что

педагог дошкольного образования должен просвещать родителей, уметь

выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения

педагогических задач. В связи с этим целями взаимодействия детского сада с

семьей являются создание в детском саду необходимых условий для развития

ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников,

обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение

компетентности родителей в области воспитания.

1.2 Анализ авторских программ и технологий по вопросу

взаимодействия педагогов ДОУ и семьи

Согласно ФГОС одним из направлений развития детей и

взаимодействия ДОУ с семьей является «Здоровье и физическое развитие».

Педагоги ДОУ должны привлекать родителей к формированию у ребенка

ценности здорового образа жизни (организовывать консультации, беседы с

родителями; обеспечивать согласованность и преемственность в оздоровлении и

физическом развитии детей в семье).

Основными программами, по которым работают ДОУ, являются:

«От рождения до школы», программы «Детство», «Радуга». В них определены

задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста.

Авторы современных общеобразовательных программ, признавая

ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития

ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют

работу с родителями в отдельный раздел (Анохина И. А.). В программе «От

рождения до школы» выделены основные направления взаимодействия с семьей:

знакомство с семьей с целью изучения ожиданий от детского

сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания,

выявления информационного поля;

информирование родителей о ходе образовательного процесса;

образование родителей;

совместная деятельность.

Программой «Детство» внимание уделяется всей совокупности

составляющих культуры здоровья. Программа предусматривает валеологическое

просвещение дошкольников: развитие представлений о ЗОЖ, о важности

гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о

функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного

поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания

элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения должны стать важным

компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника,

т.е. ребенок становится субъектом оздоровительного процесса.

В разделе «Растим детей здоровыми» программы «Радуга»

общие воспитательные задачи включают задачу воспитания привычки к ЗОЖ, а

в каждой возрастной группе она конкретизируется. В методических

рекомендациях приводится перечень знаний, умений, правил, особенно

рационального питания, которых должен придерживаться ребенок, детские

трудности и методические приемы приобщения детей к основам ЗОЖ.

Овладение основами двигательной культуры играет важную

роль в приобщении детей к ЗОЖ. Н.В. Полтавцева в пособии «Физическая

культура в дошкольном детстве» к программе «Из детства в отрочество»

впервые связала формирование у дошкольников представлений о своем

организме с влиянием характера выполнения физических упражнений на

функционирование органов и систем организма, что способствует осознанному

овладению и использованию детьми физических упражнений в жизненных

ситуациях и развитию самостоятельности в решении двигательных задач, как в

игровой обстановке, так и в повседневной жизни. Н.В. Полтавцева определила

задачи обучения и объем знаний, который необходимо дать детям разных

возрастных групп при выполнении физических упражнений, круг

оздоровительных задач, которые необходимо решать в разных возрастных

группах при выполнении физических упражнений (Анохина И. А.).

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

- содействовать развитию

адаптационных возможностей и

улучшению работоспособности

детского организма;

- совершенствовать функции и

закаливание организма детей;

- формировать опорно-

двигательный аппарат и

правильную осанку.

- формировать навык

правильной осанки,

содействовать

пропорциональному развитию

всех мышечных групп;

- повышать степень

устойчивости организма к

воздействию неблагоприятных

факторов окружающей среды;

- приобщать детей к ЗОЖ.

- повышать тренированность

организма;

- развивать способность

удерживать статические позы и

поддерживать правильное

положение позвоночника в

положении стоя и сидя;

- повышать уровень умственной

и физической

работоспособности детского

организма.

Таблица 2. Оздоровительные задачи при выполнении физических упражнений

В.Г. Алямовская в программе «Здоровье» предлагает проводить

работу по воспитанию у дошкольников потребности в ЗОЖ по следующим

направлениям:

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела,

назначении органов;

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной

помощи;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно

для организма;

- формирование элементарных представлений об окружающей

среде;

- формирование привычки ежедневных физкультурных

упражнений.

В.Г. Алямовская в программе «Здоровье» отмечает, что работа с

родителями должна строиться на принципах преемственности семьи и ДОУ, а

также на основе Родительского договора, который заключается с родителями

каждого ребенка.

1.3 Опыт работы областных ДОУ по вопросу взаимодействия

педагогов ДОУ и семьи

В рамках программы поисково-исследовательской и

экспериментальной работы некоторые ДОУ г. Ульяновска изучали проблему

приобщения дошкольников к ЗОЖ. В ДОУ № 254 г. Ульяновска под

руководством кандидата педагогических наук Н.В. Полтавцевой (Зав.ДОУ Р.С.

Краснова, зам.зав. по УВР И.А. Гаврилова) организована работа по приобщению

детей к ЗОЖ. В своем исследовании авторы рассматривают приобщение к ЗОЖ

шире, включая в него овладение двигательной культурой, приобретение опыта

здоровьесберегающего поведения на основе знаний о влиянии характера

выполнения движений на функционирование органов и систем; формирование

эмоциональной культуры.

Заслуживает внимания созданная в ДОУ модель приобщения дошкольников

к ЗОЖ, структурными компонентами которой являются блок работы с детьми,

блок работы с родителями и блок работы с воспитателями.

Достижения ребенком в овладении ценностями двигательной культуры и

эмоционального культурного опыта рассматриваются как результат деятельности

педагогов, родителей и самого ребенка

Опытом работы ДОУ №4 «Буратино» р.п. Кузоватово Ульяновской области

является разработка и внедрение инновационной педагогической технологии

взаимодействия с семьей по формированию культуры здоровья у детей

дошкольного возраста на основе интегрированного подхода. Выбор направления

работы ДОУ обусловлен результатами диагностики состояния здоровья детей,

выявивший тенденцию к росту простудных заболеваний. и родителей.

Коллектив ДОУ «Золотая рыбка»г. Новоульяновск работает по теме

«Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста в

условиях малого города». Работа ДОУ по взаимодействию с семьей в

формировании основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста

проводиться поэтапно, интегрируя усилия всех сотрудников ДОУ. Реализуя

раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» программы

«Детство», педагоги воспитывают у дошкольников культуру здоровья.

Цель работы: разработка и апробация в разных возрастных группах

педагогических технологий, способствующих воспитанию здорового ребенка,

формированию культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности.

В работе с семьей сотрудниками ДОУ решаются следующие задачи:

- установления доверительных отношений родителей с коллективом ДОУ и

вовлечение родителей в процесс формирования культуры здоровья у детей в ДОУ

через участие в спортивных мероприятиях, создание с помощью родителей

спортивных уголков в группах;

- повышение уровня культуры здоровья родителей осуществляется через

организацию «Уголков здоровья» в группах с методическими рекомендациями по

питанию, закаливанию, режиму, профилактике детского травматизма, созданию

условий в семье для двигательной активности; проведение общегрупповых и

индивидуальных консультаций, обучение родителей приемам оздоровления детей:

дыхательной гимнастике, закаливанию; организацию «Круглого стола» по обмену

опытом оздоровления детей в домашних условиях;

- знакомство родителей с системой оздоровления и формирования культуры

здоровья у детей в ДОУ посредством организации открытых мероприятий:

занятий, праздников, выставок, фотоматериалов.

В разработке авторских программ и технологий по формированию ЗОЖ у детей

дошкольного возраста и в работе с семьей по формированию основ культуры у

дошкольников участвуют специалисты и практики

из различных научных

областей: медицины, психологии, педагогики.

2.1 Интегрированный подход к вопросу взаимодействия

с семьей по формированию культуры здоровья у дошкольников

Ведущим принципом реализации образовательной программы ДОУ является

принцип интеграции. Интеграция – процесс взаимодействия и

взаимопроникновения элементов системы. Сущность процесса интеграции –

качественные преобразования внутри каждого элемента системы. Принцип

интеграции в образовании предполагает взаимосвязь элементов системы

образования, связь между ее подсистемами, определяет выбор целеполагания и

содержания образования, разработку технологических подходов (Анохина И.

А.).

Пути интеграции проходят через:

Комплексное проведение мониторинга и обсуждение его результатов.

Координацию планов сотрудников ДОУ.

Совместное проведение мероприятий.

При подборе того или иного мероприятия нужно применять

дифференцированный подход к семье, а также создать необходимые условия для

осуществления взаимодействия.

2.2 Формы работы с семьей

Формирование культуры здоровья будет более эффективным, если проводить

его в трех направлениях: с педагогами, детьми и родителями.

Совместная работа ДОУ с семьей должна строиться на следующих принципах,

определяющих ее содержание, организацию и методику:

учет специфики возраста детей;

добровольности;

содружества, состязания и игры;

компетентности;

научности;

современности;

доступности;

открытости;

целостности;

единства, когда цели и задачи воспитания ребенка хорошо понятны не только

воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с методами и приемами

физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги

используют лучший метод семейного воспитания;

систематичности и последовательности в течение всего года и всего периода

ребенка в ДОУ;

индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье на основе

учета их интересов и способностей (Анохина И. А.).

Наукой и практикой были разработаны достаточно эффективные формы

пропаганды педагогических знаний среди родителей дошкольников, которые

вошли в практику и активно используются в ДОУ. Они делятся на

традиционные и нетрадиционные. Традиционные:

анкетирование;

совместные праздники и досуги;

посиделки с чаепитием;

экскурсии, выставки;

консультации;

родительские собрания;

беседы;

наглядно-текстовая информация;

дни открытых дверей;

дискуссии;

родительские вечера.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

семейные клубы;

проекты;

конференции;

ток-шоу;

мастер - классы;

школа будущего первоклассника;

тимуровская команда4

деловая игра;

патронаж;

презентация семейного опыта;

тренинг.

В условиях ДОУ очень важно наладить проведение таких форм взаимодействия

с родителями, при которых психолого – педагогическое просвещение стало бы

эффективным. Поэтому, очевидно, что сегодня нельзя ограничиваться только

пропагандой педагогических знаний, в которых родители лишь пассивные

участники. По мнению профессора И.В.Дубровиной, эффект от

психологического просвещения больше, если психологические знания давать в

качестве средства решения жизненных проблем. То же самое можно сказать и о

педагогическом просвещении родителей (Ковалева Е.Е.).

При подборе содержания того или иного мероприятия нужно применять

дифференцированный подход к семье, а также создать необходимые условия для

осуществления взаимодействия, такие как:

создание обстановки доверия и сотрудничества;

установка

педагогов

на

работу

с

родителями

как

на

работу

с

единомышленниками;

доброжелательное отношение педагогов к ребенку и родителям;

заинтересованность педагогов в организации взаимодействия;

системный характер взаимодействия с семьей.

2.3 Этапы работы взаимодействия с семьей по формированию культуры

здоровья у дошкольников

Исходя из опыта МБДОУ №4 р.п. Кузоватово и МБДОУ №254 работа по

взаимодействию с семьей по

формированию культуры здоровья у детей

включает несколько этапов.

Первый этап, который условно можно назвать диагностическим, решает

следующие задачи: совместно с медицинским персоналом проанализировать

состояние

здоровья

детей

(уровень

нервно-психического

и

физического

здоровья, наличие хронических заболеваний, группа здоровья). Выявить круг

представлений детей о здоровье и факторах, положительно и отрицательно

влияющих на здоровье, знание и выполнение правил здоровьесберегающего

поведения.

С целью изучения семьи, выяснить образовательные потребности родителей,

установить контакты с ее членами, согласовать воспитательные воздействия на

ребенка, просвещенность родителей в вопросах воспитания и укрепления

здоровья детей, а также для

разработки

материалов

по организации

деятельности с семьей по данному вопросу провести опрос, анкетирование,

посещение семей.

На

этом

этапе

важно

определить

функциональные

обязанности

и

взаимодействие специалистов в организации воспитательно-оздоровительной

работы в ДОУ и с семьями воспитанников обсудить их со всеми участниками

воспитательно-оздоровительного процесса.

Заведующая ДОУ: организует инфраструктуру ДОУ и здоровьесберегающую

среду, контролирует работу с детьми, сотрудниками и родителями по

формированию культуры здоровья.

Заместитель заведующей по УВР осуществляет:

Подбор и внедрение здоровьесберегающих программ и технологий.

Контроль за построением учебно-воспитательного процесса в группах на

принципах здоровьесбережения.

Методическое обеспечение оздоровительно-образовательного процесса.

Совершенствование педагогического мастерства педагогов по формированию у

детей начальной здоровьесберегающей компетенции.

Контроль за качеством работы с детьми по формированию ЗОЖ.

Организует и проводит медико-психолого-педагогический консилиум для

составления индивидуальной карты развития ребенка.

Медицинский работник проводит лечебно-профилактические мероприятия:

Санация очагов инфекции.

Вакцинация.

Витаминизация пищи.

Первая помощь при травмах и др.

Организуют

и

контролируют

соблюдение

санитарно-гигиенического

и

противоэпидемического режима.

Контролирует выполнение двигательного режима и физические нагрузки на

утренней гимнастике и физкультурных занятиях.

Контролирует уровень здоровья детей: определяют и оценивают показатели

заболеваемости, физического, функционального и моторного развития детей,

динамику групп здоровья.

Осуществляет сотрудничество ДОУ с узкими специалистами из детской

поликлиники.

Осуществляет гигиеническое воспитание детей и

санитарное просвещение

персонала и родителей.

Проводит индивидуальное консультирование родителей по вопросам охраны и

укрепления здоровья детей, профилактике заболеваний.

Инструктор по физической культуре:

Проводит диагностику физической подготовленности.

Планирует и проводит систематические и эпизодические формы работы по

физическому воспитанию.

На прогулке проводит физкультурную работу с подгруппой детей в зависимости

от состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Участвует в проведении закаливающих мероприятий.

Обеспечивает

положительный

эмоциональный

настрой

в

процессе

физкультурных занятий.

Учитывает

типологические

особенности

нервной

системы

при

выборе

физических нагрузок и анализе развития двигательных качеств.

Психолог:

Обеспечивает оптимальную адаптацию к ДОУ и контролирует эмоциональное

состояние ребенка после перенесенных заболеваний.

Определяет индивидуальные особенности развития познавательных процессов и

проводит работу по их развитию.

Изучает индивидуально-типологические

особенности

нервной системы и

эмоциональной сферы ребенка.

Проводит семинары и тренинги для воспитателей групп.

Проводит тренинги с детьми по развитию навыков общения.

Консультирует педагогов и родителей по вопросам психологического здоровья

детей.

Проводит текущее обследование.

Музыкальный работник:

Проводит диагностику эмоционально-музыкального развития.

Включает в содержание занятий и развлечений музыкальный материал о

здоровье.

Проводит консультации для педагогов и родителей, на которых раскрывает

влияние музыки на здоровье детей, дает рекомендации по использованию

музыки в семье для снятия напряжения нервной системы, при проведении

утренней гимнастики и т.д.

Подбирает для интегрированных занятий песни о здоровье.

Воспитатель:

Обеспечивает состояние психологического комфорта каждому ребенку в группе.

Проводит оздоровительные мероприятия и формирует культуру здоровья через

различные формы работы и виды деятельности на занятиях и закрепление

материала вне занятий (в совместной деятельности воспитателя с детьми. Через

создание условий для самостоятельной игровой и двигательной деятельности

детей ).

Строит занятия на принципах здоровьесбережения, реализует индивидуальный

подход, обеспечивает обратную связь.

Составляет характеристики по индивидуальным особенностям детей, участвует в

определении уровня физической подготовленности и определяет уровень

развития культуры здоровья.

Повышает педагогическую культуру родителей по созданию условий для ЗОЖ в

семье.

В нашем ДОУ на первом диагностическом этапе

для анализа состояния

здоровья и определения культуры здоровья детей мы использовали диагностики

предложенные Анохиной И. А., Полтавцевой Н. В., Деркунской В. А.

Анкетирование родителей показало, что уровень знаний и умений в области

культуры

здоровья

у

большинства

семей

не

высок.

Многие

родители

рассматривают здоровье как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления

детского организма видят в лечебных мероприятиях. Опрос по организации

домашней предметно-развивающей среды в физическом воспитании показал, что

в семьях очень мало спортивного инвентаря, не организуются совместные игры.

Все семьи можно разделить на несколько категорий:

1.

Родители, имеющие положительный опыт семейного воспитания, которые

понимают и поддерживают ЗОЖ в семье, являются организаторами активного

отдыха детей, приобщают к физической культуре.

2.

Семьи, нуждающиеся в советах, консультациях, практических занятиях.

Цель второго этапа – повысить компетентность родителей в вопросах охраны и

укрепления здоровья детей и вовлечение их в процесс формирования здоровья

(Анохина И. А.).

На педагогическом совете обсуждались задачи образовательно-оздоровительной

работы, функциональные обязанности и взаимодействия сотрудников в работе с

детьми и с родителями, составлен годовой план.

На учебный год разработан перспективный план, в который включили

разнообразные

мероприятия

с

участием

родителей

и

для

родителей,

направленные

на

сплочение

родительского

и

детского

коллективов.

Предпочтение отдается активным формам работы с семьей, при выборе которых

учитывали

тип семьи, ее сущностные характеристики, характер семейных

отношений. Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей является

семейный клуб, т.к. здесь возникают более тесные связи .

Клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая

взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей,

способствующая

углублению

понимания

и

изменению

их

жизненных

представлений. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта,

представлений каждого за счет способностей всех участников. Цель клуба –

объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребенка.

Для

повышения

интереса

родителей

к

оздоровлению,

образованию

и

воспитанию детей, определили следующие направления работы клуба:

Повышение педагогической культуры родителей.

Приобщение их к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее

эффективных форм работы.

Создание

условий

для

реализации

идей

родителей,

способствующих

проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен

мнениями, опытом семейного воспитания).

Занятия в семейных клубах предусматривают теоретическую и практическую

части. В теоретической части заседаний клуба родителям предлагали сообщение

или беседу специалиста (психолога, врача и т. д.) по теме данного занятия. Во

второй части, практической, подключали детей для совместного выполнения

какого-либо оздоровительного комплекса или упражнения. В заключении

подводят итоги.Родителям выдавали разнообразные памятки, методическую

литературу, рекомендации.

Заседания в семейных клубах значительно повышают уровень культуры

здоровья родителей и детей. В семьях воспитанников появляются и развиваются

традиции ЗОЖ (походы, игры, посещение спортивных секций, танцевальных

кружков).

Планируемые результаты работы клуба:

Формирование у детей и родителей устойчивой положительной мотивации к

сохранению и укреплению собственного здоровья.

Формирование

у

родителей

элементарных

знаний,

умений,

навыков

валеологического характера.

Формирование у родителей и детей здоровьесберегающей компетентности.

Укрепление психологического здоровья и повышение психоэмоциональной

устойчивости родителей детей как важной составляющей здоовья.

Создание и накопление в ДОУ и семье традиций здорового образа жизни.

В нашем ДОУ стали традицией празднования вместе с родителями «День

защитника Отечества» (спортивные соревнования с участием пап, дедушек),

»День пожилого человека», День здоровья, День матери (проходят в виде

конкурсов и спортивных соревнований «А ну-ка, мамы!), второй год проводится

День открытых дверей, это достаточно распространенная форма работы, дает

возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами,

особенностями воспитательно – образовательной работы, заинтересовать ее и

привлечь к участию. День начинается с утренней гимнастики, в которой

принимают участие родители. Присутствуют родители на занятиях, на прогулке,

участвуют в играх.

Цель

третьего

этапа

оценить

эффективность

работы

с

семьей

по

формированию у детей основ культуры здоровья.

Результаты диагностики показали, что дети в достаточной степени овладели

знаниями

и

изменили

свое

отношение

к

физическому,

психическому,

социальному здоровью. Достигли положительных изменений в уровне знаний

родителей, педагогов по культуре здоровья, повысился интерес родителей к

проводимым мероприятиям в ДОУ, они стали активными участниками в

воспитательно-образовательном процессе (не все родители, но таких стало чуть

больше

и

это

уже

результат).Наблюдается

установление

доверительных

отношений

с

родителями,

отмечается

активное

проявление

творческих

способностей родителей и активное участие родителей при организации и

проведении праздников.

Воспитание культуры здоровья родителей за 2023-2024г.

Двигательные умения детей за 2023-2024 учебный год

Заключение

Тесное сотрудничество семьи и ДОУ по вопросам формирования

основ культуры и укрепления здоровья детей позволило повысить рост

воспитательного и оздоровительного потенциала семьи: мотивационная

готовность к оздоровительной деятельности в семье, активная позиция

родителей. Как показатель роста интереса к оздоровлению детей – увеличился

процент обращений родителей к педагогу. Увеличился рост посещаемости

родителями и старшими членами семьи мероприятий, появилась активность в

выполнении домашних заданий. Увеличилось положительное мнение родителей о

компетентности педагогов и руководителей ДОУ в вопросах оздоровления детей,

удовлетворенность оказанной помощью.

Но проблема сотрудничества с семьей по-прежнему остается в ряду

наиболее сложных и наиболее актуальных.

Литература

1.

Алямовская,

В.Г.

Как

воспитать

здорового

ребенка

/

В.Г.

Алямовская // Дошкольное воспитание, 1993. - № 12. - С. 8-14

2.

Анохина

И.

А.

Формирование

культуры

здоровья

у

детей

дошкольного возраста/ Метод.рекомендации – Ульяновск, 2010г

3.

Анохина И. А. Интегрированный подход в работе с семьей по

формированию у дошкольников основ культуры здоровья /Сборник

материалов из опыта работы ДОУ/ Ульяновск, 2014г.- стр.3.

4.

Анохина И. А. Диагностика здоровья детей дощкольного возраста /

Ульяновск, 2006г.

5.

Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников:

учебное пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество

России, 2005. - 96 с.

6.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /

В.И. Логинова и др.; Под ред Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.

Гурович: Изд. 3-е, перераб. – 244 с. – СПб: Детство-Пресс, 2004.

7.

Змановский,

Ю.Ф.

Воспитательно-оздоровительная

работа

в

дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский //

Дошкольное

воспитание, 1995. - № 9. – С. 23-25.

8.

Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка / В.

Кудрявцев // Дошкольное воспитание, 2004. - № 5. - С. 66 – 72.

9.

Князева, О. А. Мои помощники / О.А. Князева // Дошкольное

воспитание, 2000. –№ 3. - С. 64-72.

10.Козлова, С.А. «Я - человек»: программа приобщения ребенка к

социальному миру / С. Козлова // Дошкольное воспитание, 1996. - №

1. – С. 59-63.

11.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и

начальное звено) // Начальная школа, 2000. - № 4. – С. 3-20.

12.Методические советы к программе «Детство». – СПб.: «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2003. – 304 с.

13.Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для ДОУ /

Авт.-сост.: М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 39 с.

14.Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве:

пособие

для

инструкторов

физкультуры

и

воспитателей,

работающих с детьми 4-5 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.:

Просвещение, 2004. – 272 с.: ил.

15.Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве:

пособие

для

инструкторов

физкультуры

и

воспитателей,

работающих с детьми 5-6 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.:

Просвещение, 2005. – 256 с.: ил.

16.Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве:

пособие

для

инструкторов

физкультуры

и

воспитателей,

работающих с детьми седьмого года жизни / Н.В. Полтавцева, Н.А.

Гордова. – М.: Просвещение, 2005. – 271 с.: ил.

17.Полтавцева, Н.В. Приобщение дошкольников к здоровому образу

жизни

/

Н.В.

Полтавцева,

Р.С.

Краснова,

И.А.

Гаврилова.

Дошкольник.

Содержание

образования.

Методические

рекомендации по организации по организации и содержанию

образовательного процесса в ДОУ ульяновской области в 2005-2006

учебном году. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2005. – С.65-71.

18.Радуга. Программа / Под ред. Т.Н.Дороновой. - М.: Просвещение,

1993. – 100с.

19.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября

2013 г.

20.Шукшина, С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с

практическими заданиями и играми / С.Е. Шукшина. - М.: Школьная

Пресса, 2004. - 48 с. – (Программа «Я – человек».) - (Дошкольное

воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание

школьников»; Вып. 49).

21.Шукшина С.Е. Проблема ознакомления дошкольников с

человеческим организмом: нравственный аспект / С.Е. Шукшина //

Преподаватель ХХI век. - Изд-во «Прометей» МПГГГУ. - 2007, № 1.

– С. 147-150.

Пояснительная записка к публикации

1. Щетинкина Оксана Викторовна

2.инструктор по физической культуре

3.высшая квалификационная категория

4.МБДОУ детский сад №123 «Радужка»

5. г. Ульяновск

6. Методические рекомендации «Сотрудничество с семьей по

формированию основ культуры здоровья у дошкольников»

7.Цели и задачи:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в

том числе их эмоционального благополучия;

формирования общей культуры личности детей, в том числе

ценностей здорового образа жизни;

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и

повышения компетентности родителей в вопросах развития

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

8.В рекомендациях представлен обзор программных документов,

анализ авторских программ и технологий по вопросу взаимодействия

педагогов ДОУ и семьи, а также опыт работы областных ДОУ.

Рассмотрен интегрированный подход к вопросу взаимодействия с

семьей по формированию культуры здоровья у дошкольников.

Представлены формы и этапы работы взаимодействия с семьей по

формированию культуры здоровья у дошкольников.

9.Список литературы:

1.

Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.

Алямовская // Дошкольное воспитание, 1993. - № 12. - С. 8-14

2.

Анохина И. А. Формирование культуры здоровья у детей

дошкольного возраста/ Метод.рекомендации – Ульяновск,

2010г

3.

Анохина И. А. Интегрированный подход в работе с семьей по

формированию у дошкольников основ культуры здоровья

/Сборник материалов из опыта работы ДОУ/ Ульяновск,

2014г.- стр.3.

4.

Анохина И. А. Диагностика здоровья детей дошкольного

возраста / Ульяновск, 2006г.

5.

Деркунская,

В.А.

Диагностика

культуры

здоровья

дошкольников: учебное пособие / В.А. Деркунская. – М.:

Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.



В раздел образования