Автор: Щетинкина Оксана Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №123 "Радужка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сотрудничество с семьей по формированию основ культуры здоровья у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад №123 «Радужка»
г. Ульяновск
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
«Сотрудничество с семьей по формированию
основ культуры здоровья у дошкольников»
инструктор по физической
культуре
Щетинкина Оксана Викторовна
высшая квалификационная категория
Содержание:
Введение
1.Теоритическая часть
1.1 Обзор программных документов по вопросу
взаимодействия педагогов ДОУ и семьи
1.2 Анализ авторских программ и технологий по вопросу
взаимодействия педагогов ДОУ и семьи
1.3 Опыт работы областных ДОУ по вопросу
взаимодействия педагогов ДОУ и семьи
2.Практическая часть
2.1 Интегрированный подход к вопросу взаимодействия с
семьей по формированию культуры здоровья у дошкольников
2.2 Формы работы с семьей
2.3 Этапы работы взаимодействия с семьей по
формированию культуры здоровья у дошкольников
Литература
Заключение
Введение.
Здоровье детей – это общегосударственная проблема, не теряющая своей
актуальности никогда. К сожалению, в последние годы она только углубляется,
сохраняется высокий процент общей заболеваемости, увеличивается количество
детей, состоящих на диспансерном учёте, значительно снижается процент детей,
относящихся к первой группе здоровья.
Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
всегда было приоритетным направлением в работе ДОУ. Медиками и педагогами
продолжаются поиски путей повышения эффективности оздоровительной работы
в ДОУ. При этом важно обеспечить для каждого ребенка благоприятные
условия развития с учетом особенностей состояния здоровья. Важную роль в
этом процессе также играет грамотное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи
по формированию основ культуры здоровья у дошкольников.
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных
отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания.
1.1 Обзор программных документов по вопросу взаимодействия
педагогов ДОУ и семьи
Существенное повышение качества жизни граждан России является
ключевым вопросом государственной политики, это отражено в национальной
программе «Здоровое поколение 21», в Приоритетных национальных проектах.
ФГОС дошкольного образования предполагает совместную деятельность
педагогов и родителей в образовательном процессе ДОУ. В реализации
Программы участвуют дети, их родители (законные представители),
педагогические работники. ФГОС дошкольного образования направлен на
решение следующих задач:
охраны и укрепления физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия;
формирования общей культуры личности детей, в том числе
ценнстей здорового образа жизни;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей в вопросах развития образования, охраны
и укрепления здоровья детей.
Ключевыми принципами «Национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012-2017годы» являются реализация основополагающего права
каждого ребенка жить и воспитываться в семье и сбережение здоровья каждого
ребенка. Государственная политика предполагает реализацию системы
здоровьесберегающих мероприятий.
«В РФ должны приниматься меры, направленные на :
формирования у семьи и детей потребности в здоровом образе
жизни,
всеобщую раннюю профилактику заболеваемости.
внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы
жизни ребенка».
В статье 64. п. 3 говорится, что родители дошкольников «имеют право на
получение методической, психолого-педагогической, диагностической и
консультативной помощи».
В концепции «Профессионального стандарта педагога» отмечено, что
педагог дошкольного образования должен просвещать родителей, уметь
выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения
педагогических задач. В связи с этим целями взаимодействия детского сада с
семьей являются создание в детском саду необходимых условий для развития
ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников,
обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение
компетентности родителей в области воспитания.
1.2 Анализ авторских программ и технологий по вопросу
взаимодействия педагогов ДОУ и семьи
Согласно ФГОС одним из направлений развития детей и
взаимодействия ДОУ с семьей является «Здоровье и физическое развитие».
Педагоги ДОУ должны привлекать родителей к формированию у ребенка
ценности здорового образа жизни (организовывать консультации, беседы с
родителями; обеспечивать согласованность и преемственность в оздоровлении и
физическом развитии детей в семье).
Основными программами, по которым работают ДОУ, являются:
«От рождения до школы», программы «Детство», «Радуга». В них определены
задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста.
Авторы современных общеобразовательных программ, признавая
ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития
ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют
работу с родителями в отдельный раздел (Анохина И. А.). В программе «От
рождения до школы» выделены основные направления взаимодействия с семьей:
знакомство с семьей с целью изучения ожиданий от детского
сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания,
выявления информационного поля;
информирование родителей о ходе образовательного процесса;
образование родителей;
совместная деятельность.
Программой «Детство» внимание уделяется всей совокупности
составляющих культуры здоровья. Программа предусматривает валеологическое
просвещение дошкольников: развитие представлений о ЗОЖ, о важности
гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о
функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного
поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания
элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения должны стать важным
компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника,
т.е. ребенок становится субъектом оздоровительного процесса.
В разделе «Растим детей здоровыми» программы «Радуга»
общие воспитательные задачи включают задачу воспитания привычки к ЗОЖ, а
в каждой возрастной группе она конкретизируется. В методических
рекомендациях приводится перечень знаний, умений, правил, особенно
рационального питания, которых должен придерживаться ребенок, детские
трудности и методические приемы приобщения детей к основам ЗОЖ.
Овладение основами двигательной культуры играет важную
роль в приобщении детей к ЗОЖ. Н.В. Полтавцева в пособии «Физическая
культура в дошкольном детстве» к программе «Из детства в отрочество»
впервые связала формирование у дошкольников представлений о своем
организме с влиянием характера выполнения физических упражнений на
функционирование органов и систем организма, что способствует осознанному
овладению и использованию детьми физических упражнений в жизненных
ситуациях и развитию самостоятельности в решении двигательных задач, как в
игровой обстановке, так и в повседневной жизни. Н.В. Полтавцева определила
задачи обучения и объем знаний, который необходимо дать детям разных
возрастных групп при выполнении физических упражнений, круг
оздоровительных задач, которые необходимо решать в разных возрастных
группах при выполнении физических упражнений (Анохина И. А.).
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
- содействовать развитию
адаптационных возможностей и
улучшению работоспособности
детского организма;
- совершенствовать функции и
закаливание организма детей;
- формировать опорно-
двигательный аппарат и
правильную осанку.
- формировать навык
правильной осанки,
содействовать
пропорциональному развитию
всех мышечных групп;
- повышать степень
устойчивости организма к
воздействию неблагоприятных
факторов окружающей среды;
- приобщать детей к ЗОЖ.
- повышать тренированность
организма;
- развивать способность
удерживать статические позы и
поддерживать правильное
положение позвоночника в
положении стоя и сидя;
- повышать уровень умственной
и физической
работоспособности детского
организма.
Таблица 2. Оздоровительные задачи при выполнении физических упражнений
В.Г. Алямовская в программе «Здоровье» предлагает проводить
работу по воспитанию у дошкольников потребности в ЗОЖ по следующим
направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела,
назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной
помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно
для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей
среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных
упражнений.
В.Г. Алямовская в программе «Здоровье» отмечает, что работа с
родителями должна строиться на принципах преемственности семьи и ДОУ, а
также на основе Родительского договора, который заключается с родителями
каждого ребенка.
1.3 Опыт работы областных ДОУ по вопросу взаимодействия
педагогов ДОУ и семьи
В рамках программы поисково-исследовательской и
экспериментальной работы некоторые ДОУ г. Ульяновска изучали проблему
приобщения дошкольников к ЗОЖ. В ДОУ № 254 г. Ульяновска под
руководством кандидата педагогических наук Н.В. Полтавцевой (Зав.ДОУ Р.С.
Краснова, зам.зав. по УВР И.А. Гаврилова) организована работа по приобщению
детей к ЗОЖ. В своем исследовании авторы рассматривают приобщение к ЗОЖ
шире, включая в него овладение двигательной культурой, приобретение опыта
здоровьесберегающего поведения на основе знаний о влиянии характера
выполнения движений на функционирование органов и систем; формирование
эмоциональной культуры.
Заслуживает внимания созданная в ДОУ модель приобщения дошкольников
к ЗОЖ, структурными компонентами которой являются блок работы с детьми,
блок работы с родителями и блок работы с воспитателями.
Достижения ребенком в овладении ценностями двигательной культуры и
эмоционального культурного опыта рассматриваются как результат деятельности
педагогов, родителей и самого ребенка
Опытом работы ДОУ №4 «Буратино» р.п. Кузоватово Ульяновской области
является разработка и внедрение инновационной педагогической технологии
взаимодействия с семьей по формированию культуры здоровья у детей
дошкольного возраста на основе интегрированного подхода. Выбор направления
работы ДОУ обусловлен результатами диагностики состояния здоровья детей,
выявивший тенденцию к росту простудных заболеваний. и родителей.
Коллектив ДОУ «Золотая рыбка»г. Новоульяновск работает по теме
«Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста в
условиях малого города». Работа ДОУ по взаимодействию с семьей в
формировании основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста
проводиться поэтапно, интегрируя усилия всех сотрудников ДОУ. Реализуя
раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» программы
«Детство», педагоги воспитывают у дошкольников культуру здоровья.
Цель работы: разработка и апробация в разных возрастных группах
педагогических технологий, способствующих воспитанию здорового ребенка,
формированию культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности.
В работе с семьей сотрудниками ДОУ решаются следующие задачи:
- установления доверительных отношений родителей с коллективом ДОУ и
вовлечение родителей в процесс формирования культуры здоровья у детей в ДОУ
через участие в спортивных мероприятиях, создание с помощью родителей
спортивных уголков в группах;
- повышение уровня культуры здоровья родителей осуществляется через
организацию «Уголков здоровья» в группах с методическими рекомендациями по
питанию, закаливанию, режиму, профилактике детского травматизма, созданию
условий в семье для двигательной активности; проведение общегрупповых и
индивидуальных консультаций, обучение родителей приемам оздоровления детей:
дыхательной гимнастике, закаливанию; организацию «Круглого стола» по обмену
опытом оздоровления детей в домашних условиях;
- знакомство родителей с системой оздоровления и формирования культуры
здоровья у детей в ДОУ посредством организации открытых мероприятий:
занятий, праздников, выставок, фотоматериалов.
В разработке авторских программ и технологий по формированию ЗОЖ у детей
дошкольного возраста и в работе с семьей по формированию основ культуры у
дошкольников участвуют специалисты и практики
из различных научных
областей: медицины, психологии, педагогики.
2.1 Интегрированный подход к вопросу взаимодействия
с семьей по формированию культуры здоровья у дошкольников
Ведущим принципом реализации образовательной программы ДОУ является
принцип интеграции. Интеграция – процесс взаимодействия и
взаимопроникновения элементов системы. Сущность процесса интеграции –
качественные преобразования внутри каждого элемента системы. Принцип
интеграции в образовании предполагает взаимосвязь элементов системы
образования, связь между ее подсистемами, определяет выбор целеполагания и
содержания образования, разработку технологических подходов (Анохина И.
А.).
Пути интеграции проходят через:
Комплексное проведение мониторинга и обсуждение его результатов.
Координацию планов сотрудников ДОУ.
Совместное проведение мероприятий.
При подборе того или иного мероприятия нужно применять
дифференцированный подход к семье, а также создать необходимые условия для
осуществления взаимодействия.
2.2 Формы работы с семьей
Формирование культуры здоровья будет более эффективным, если проводить
его в трех направлениях: с педагогами, детьми и родителями.
Совместная работа ДОУ с семьей должна строиться на следующих принципах,
определяющих ее содержание, организацию и методику:
учет специфики возраста детей;
добровольности;
содружества, состязания и игры;
компетентности;
научности;
современности;
доступности;
открытости;
целостности;
единства, когда цели и задачи воспитания ребенка хорошо понятны не только
воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с методами и приемами
физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги
используют лучший метод семейного воспитания;
систематичности и последовательности в течение всего года и всего периода
ребенка в ДОУ;
индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье на основе
учета их интересов и способностей (Анохина И. А.).
Наукой и практикой были разработаны достаточно эффективные формы
пропаганды педагогических знаний среди родителей дошкольников, которые
вошли в практику и активно используются в ДОУ. Они делятся на
традиционные и нетрадиционные. Традиционные:
анкетирование;
совместные праздники и досуги;
посиделки с чаепитием;
экскурсии, выставки;
консультации;
родительские собрания;
беседы;
наглядно-текстовая информация;
дни открытых дверей;
дискуссии;
родительские вечера.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
семейные клубы;
проекты;
конференции;
ток-шоу;
мастер - классы;
школа будущего первоклассника;
тимуровская команда4
деловая игра;
патронаж;
презентация семейного опыта;
тренинг.
В условиях ДОУ очень важно наладить проведение таких форм взаимодействия
с родителями, при которых психолого – педагогическое просвещение стало бы
эффективным. Поэтому, очевидно, что сегодня нельзя ограничиваться только
пропагандой педагогических знаний, в которых родители лишь пассивные
участники. По мнению профессора И.В.Дубровиной, эффект от
психологического просвещения больше, если психологические знания давать в
качестве средства решения жизненных проблем. То же самое можно сказать и о
педагогическом просвещении родителей (Ковалева Е.Е.).
При подборе содержания того или иного мероприятия нужно применять
дифференцированный подход к семье, а также создать необходимые условия для
осуществления взаимодействия, такие как:
создание обстановки доверия и сотрудничества;
установка
педагогов
на
работу
с
родителями
как
на
работу
с
единомышленниками;
доброжелательное отношение педагогов к ребенку и родителям;
заинтересованность педагогов в организации взаимодействия;
системный характер взаимодействия с семьей.
2.3 Этапы работы взаимодействия с семьей по формированию культуры
здоровья у дошкольников
Исходя из опыта МБДОУ №4 р.п. Кузоватово и МБДОУ №254 работа по
взаимодействию с семьей по
формированию культуры здоровья у детей
включает несколько этапов.
Первый этап, который условно можно назвать диагностическим, решает
следующие задачи: совместно с медицинским персоналом проанализировать
состояние
здоровья
детей
(уровень
нервно-психического
и
физического
здоровья, наличие хронических заболеваний, группа здоровья). Выявить круг
представлений детей о здоровье и факторах, положительно и отрицательно
влияющих на здоровье, знание и выполнение правил здоровьесберегающего
поведения.
С целью изучения семьи, выяснить образовательные потребности родителей,
установить контакты с ее членами, согласовать воспитательные воздействия на
ребенка, просвещенность родителей в вопросах воспитания и укрепления
здоровья детей, а также для
разработки
материалов
по организации
деятельности с семьей по данному вопросу провести опрос, анкетирование,
посещение семей.
На
этом
этапе
важно
определить
функциональные
обязанности
и
взаимодействие специалистов в организации воспитательно-оздоровительной
работы в ДОУ и с семьями воспитанников обсудить их со всеми участниками
воспитательно-оздоровительного процесса.
Заведующая ДОУ: организует инфраструктуру ДОУ и здоровьесберегающую
среду, контролирует работу с детьми, сотрудниками и родителями по
формированию культуры здоровья.
Заместитель заведующей по УВР осуществляет:
Подбор и внедрение здоровьесберегающих программ и технологий.
Контроль за построением учебно-воспитательного процесса в группах на
принципах здоровьесбережения.
Методическое обеспечение оздоровительно-образовательного процесса.
Совершенствование педагогического мастерства педагогов по формированию у
детей начальной здоровьесберегающей компетенции.
Контроль за качеством работы с детьми по формированию ЗОЖ.
Организует и проводит медико-психолого-педагогический консилиум для
составления индивидуальной карты развития ребенка.
Медицинский работник проводит лечебно-профилактические мероприятия:
Санация очагов инфекции.
Вакцинация.
Витаминизация пищи.
Первая помощь при травмах и др.
Организуют
и
контролируют
соблюдение
санитарно-гигиенического
и
противоэпидемического режима.
Контролирует выполнение двигательного режима и физические нагрузки на
утренней гимнастике и физкультурных занятиях.
Контролирует уровень здоровья детей: определяют и оценивают показатели
заболеваемости, физического, функционального и моторного развития детей,
динамику групп здоровья.
Осуществляет сотрудничество ДОУ с узкими специалистами из детской
поликлиники.
Осуществляет гигиеническое воспитание детей и
санитарное просвещение
персонала и родителей.
Проводит индивидуальное консультирование родителей по вопросам охраны и
укрепления здоровья детей, профилактике заболеваний.
Инструктор по физической культуре:
Проводит диагностику физической подготовленности.
Планирует и проводит систематические и эпизодические формы работы по
физическому воспитанию.
На прогулке проводит физкультурную работу с подгруппой детей в зависимости
от состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Участвует в проведении закаливающих мероприятий.
Обеспечивает
положительный
эмоциональный
настрой
в
процессе
физкультурных занятий.
Учитывает
типологические
особенности
нервной
системы
при
выборе
физических нагрузок и анализе развития двигательных качеств.
Психолог:
Обеспечивает оптимальную адаптацию к ДОУ и контролирует эмоциональное
состояние ребенка после перенесенных заболеваний.
Определяет индивидуальные особенности развития познавательных процессов и
проводит работу по их развитию.
Изучает индивидуально-типологические
особенности
нервной системы и
эмоциональной сферы ребенка.
Проводит семинары и тренинги для воспитателей групп.
Проводит тренинги с детьми по развитию навыков общения.
Консультирует педагогов и родителей по вопросам психологического здоровья
детей.
Проводит текущее обследование.
Музыкальный работник:
Проводит диагностику эмоционально-музыкального развития.
Включает в содержание занятий и развлечений музыкальный материал о
здоровье.
Проводит консультации для педагогов и родителей, на которых раскрывает
влияние музыки на здоровье детей, дает рекомендации по использованию
музыки в семье для снятия напряжения нервной системы, при проведении
утренней гимнастики и т.д.
Подбирает для интегрированных занятий песни о здоровье.
Воспитатель:
Обеспечивает состояние психологического комфорта каждому ребенку в группе.
Проводит оздоровительные мероприятия и формирует культуру здоровья через
различные формы работы и виды деятельности на занятиях и закрепление
материала вне занятий (в совместной деятельности воспитателя с детьми. Через
создание условий для самостоятельной игровой и двигательной деятельности
детей ).
Строит занятия на принципах здоровьесбережения, реализует индивидуальный
подход, обеспечивает обратную связь.
Составляет характеристики по индивидуальным особенностям детей, участвует в
определении уровня физической подготовленности и определяет уровень
развития культуры здоровья.
Повышает педагогическую культуру родителей по созданию условий для ЗОЖ в
семье.
В нашем ДОУ на первом диагностическом этапе
для анализа состояния
здоровья и определения культуры здоровья детей мы использовали диагностики
предложенные Анохиной И. А., Полтавцевой Н. В., Деркунской В. А.
Анкетирование родителей показало, что уровень знаний и умений в области
культуры
здоровья
у
большинства
семей
не
высок.
Многие
родители
рассматривают здоровье как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления
детского организма видят в лечебных мероприятиях. Опрос по организации
домашней предметно-развивающей среды в физическом воспитании показал, что
в семьях очень мало спортивного инвентаря, не организуются совместные игры.
Все семьи можно разделить на несколько категорий:
1.
Родители, имеющие положительный опыт семейного воспитания, которые
понимают и поддерживают ЗОЖ в семье, являются организаторами активного
отдыха детей, приобщают к физической культуре.
2.
Семьи, нуждающиеся в советах, консультациях, практических занятиях.
Цель второго этапа – повысить компетентность родителей в вопросах охраны и
укрепления здоровья детей и вовлечение их в процесс формирования здоровья
(Анохина И. А.).
На педагогическом совете обсуждались задачи образовательно-оздоровительной
работы, функциональные обязанности и взаимодействия сотрудников в работе с
детьми и с родителями, составлен годовой план.
На учебный год разработан перспективный план, в который включили
разнообразные
мероприятия
с
участием
родителей
и
для
родителей,
направленные
на
сплочение
родительского
и
детского
коллективов.
Предпочтение отдается активным формам работы с семьей, при выборе которых
учитывали
тип семьи, ее сущностные характеристики, характер семейных
отношений. Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей является
семейный клуб, т.к. здесь возникают более тесные связи .
Клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая
взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей,
способствующая
углублению
понимания
и
изменению
их
жизненных
представлений. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта,
представлений каждого за счет способностей всех участников. Цель клуба –
объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребенка.
Для
повышения
интереса
родителей
к
оздоровлению,
образованию
и
воспитанию детей, определили следующие направления работы клуба:
Повышение педагогической культуры родителей.
Приобщение их к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее
эффективных форм работы.
Создание
условий
для
реализации
идей
родителей,
способствующих
проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен
мнениями, опытом семейного воспитания).
Занятия в семейных клубах предусматривают теоретическую и практическую
части. В теоретической части заседаний клуба родителям предлагали сообщение
или беседу специалиста (психолога, врача и т. д.) по теме данного занятия. Во
второй части, практической, подключали детей для совместного выполнения
какого-либо оздоровительного комплекса или упражнения. В заключении
подводят итоги.Родителям выдавали разнообразные памятки, методическую
литературу, рекомендации.
Заседания в семейных клубах значительно повышают уровень культуры
здоровья родителей и детей. В семьях воспитанников появляются и развиваются
традиции ЗОЖ (походы, игры, посещение спортивных секций, танцевальных
кружков).
Планируемые результаты работы клуба:
Формирование у детей и родителей устойчивой положительной мотивации к
сохранению и укреплению собственного здоровья.
Формирование
у
родителей
элементарных
знаний,
умений,
навыков
валеологического характера.
Формирование у родителей и детей здоровьесберегающей компетентности.
Укрепление психологического здоровья и повышение психоэмоциональной
устойчивости родителей детей как важной составляющей здоовья.
Создание и накопление в ДОУ и семье традиций здорового образа жизни.
В нашем ДОУ стали традицией празднования вместе с родителями «День
защитника Отечества» (спортивные соревнования с участием пап, дедушек),
»День пожилого человека», День здоровья, День матери (проходят в виде
конкурсов и спортивных соревнований «А ну-ка, мамы!), второй год проводится
День открытых дверей, это достаточно распространенная форма работы, дает
возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами,
особенностями воспитательно – образовательной работы, заинтересовать ее и
привлечь к участию. День начинается с утренней гимнастики, в которой
принимают участие родители. Присутствуют родители на занятиях, на прогулке,
участвуют в играх.
Цель
третьего
этапа
–
оценить
эффективность
работы
с
семьей
по
формированию у детей основ культуры здоровья.
Результаты диагностики показали, что дети в достаточной степени овладели
знаниями
и
изменили
свое
отношение
к
физическому,
психическому,
социальному здоровью. Достигли положительных изменений в уровне знаний
родителей, педагогов по культуре здоровья, повысился интерес родителей к
проводимым мероприятиям в ДОУ, они стали активными участниками в
воспитательно-образовательном процессе (не все родители, но таких стало чуть
больше
и
это
уже
результат).Наблюдается
установление
доверительных
отношений
с
родителями,
отмечается
активное
проявление
творческих
способностей родителей и активное участие родителей при организации и
проведении праздников.
Воспитание культуры здоровья родителей за 2023-2024г.
Двигательные умения детей за 2023-2024 учебный год
Заключение
Тесное сотрудничество семьи и ДОУ по вопросам формирования
основ культуры и укрепления здоровья детей позволило повысить рост
воспитательного и оздоровительного потенциала семьи: мотивационная
готовность к оздоровительной деятельности в семье, активная позиция
родителей. Как показатель роста интереса к оздоровлению детей – увеличился
процент обращений родителей к педагогу. Увеличился рост посещаемости
родителями и старшими членами семьи мероприятий, появилась активность в
выполнении домашних заданий. Увеличилось положительное мнение родителей о
компетентности педагогов и руководителей ДОУ в вопросах оздоровления детей,
удовлетворенность оказанной помощью.
Но проблема сотрудничества с семьей по-прежнему остается в ряду
наиболее сложных и наиболее актуальных.
Литература
1.
Алямовская,
В.Г.
Как
воспитать
здорового
ребенка
/
В.Г.
Алямовская // Дошкольное воспитание, 1993. - № 12. - С. 8-14
2.
Анохина
И.
А.
Формирование
культуры
здоровья
у
детей
дошкольного возраста/ Метод.рекомендации – Ульяновск, 2010г
3.
Анохина И. А. Интегрированный подход в работе с семьей по
формированию у дошкольников основ культуры здоровья /Сборник
материалов из опыта работы ДОУ/ Ульяновск, 2014г.- стр.3.
4.
Анохина И. А. Диагностика здоровья детей дощкольного возраста /
Ульяновск, 2006г.
5.
Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников:
учебное пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество
России, 2005. - 96 с.
6.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /
В.И. Логинова и др.; Под ред Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.
Гурович: Изд. 3-е, перераб. – 244 с. – СПб: Детство-Пресс, 2004.
7.
Змановский,
Ю.Ф.
Воспитательно-оздоровительная
работа
в
дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский //
Дошкольное
воспитание, 1995. - № 9. – С. 23-25.
8.
Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка / В.
Кудрявцев // Дошкольное воспитание, 2004. - № 5. - С. 66 – 72.
9.
Князева, О. А. Мои помощники / О.А. Князева // Дошкольное
воспитание, 2000. –№ 3. - С. 64-72.
10.Козлова, С.А. «Я - человек»: программа приобщения ребенка к
социальному миру / С. Козлова // Дошкольное воспитание, 1996. - №
1. – С. 59-63.
11.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено) // Начальная школа, 2000. - № 4. – С. 3-20.
12.Методические советы к программе «Детство». – СПб.: «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2003. – 304 с.
13.Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для ДОУ /
Авт.-сост.: М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 39 с.
14.Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве:
пособие
для
инструкторов
физкультуры
и
воспитателей,
работающих с детьми 4-5 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.:
Просвещение, 2004. – 272 с.: ил.
15.Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве:
пособие
для
инструкторов
физкультуры
и
воспитателей,
работающих с детьми 5-6 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.:
Просвещение, 2005. – 256 с.: ил.
16.Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве:
пособие
для
инструкторов
физкультуры
и
воспитателей,
работающих с детьми седьмого года жизни / Н.В. Полтавцева, Н.А.
Гордова. – М.: Просвещение, 2005. – 271 с.: ил.
17.Полтавцева, Н.В. Приобщение дошкольников к здоровому образу
жизни
/
Н.В.
Полтавцева,
Р.С.
Краснова,
И.А.
Гаврилова.
Дошкольник.
Содержание
образования.
Методические
рекомендации по организации по организации и содержанию
образовательного процесса в ДОУ ульяновской области в 2005-2006
учебном году. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2005. – С.65-71.
18.Радуга. Программа / Под ред. Т.Н.Дороновой. - М.: Просвещение,
1993. – 100с.
19.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября
2013 г.
20.Шукшина, С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с
практическими заданиями и играми / С.Е. Шукшина. - М.: Школьная
Пресса, 2004. - 48 с. – (Программа «Я – человек».) - (Дошкольное
воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание
школьников»; Вып. 49).
21.Шукшина С.Е. Проблема ознакомления дошкольников с
человеческим организмом: нравственный аспект / С.Е. Шукшина //
Преподаватель ХХI век. - Изд-во «Прометей» МПГГГУ. - 2007, № 1.
– С. 147-150.
Пояснительная записка к публикации
1. Щетинкина Оксана Викторовна
2.инструктор по физической культуре
3.высшая квалификационная категория
4.МБДОУ детский сад №123 «Радужка»
5. г. Ульяновск
6. Методические рекомендации «Сотрудничество с семьей по
формированию основ культуры здоровья у дошкольников»
7.Цели и задачи:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
формирования общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей в вопросах развития
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
8.В рекомендациях представлен обзор программных документов,
анализ авторских программ и технологий по вопросу взаимодействия
педагогов ДОУ и семьи, а также опыт работы областных ДОУ.
Рассмотрен интегрированный подход к вопросу взаимодействия с
семьей по формированию культуры здоровья у дошкольников.
Представлены формы и этапы работы взаимодействия с семьей по
формированию культуры здоровья у дошкольников.
9.Список литературы:
1.
Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.
Алямовская // Дошкольное воспитание, 1993. - № 12. - С. 8-14
2.
Анохина И. А. Формирование культуры здоровья у детей
дошкольного возраста/ Метод.рекомендации – Ульяновск,
2010г
3.
Анохина И. А. Интегрированный подход в работе с семьей по
формированию у дошкольников основ культуры здоровья
/Сборник материалов из опыта работы ДОУ/ Ульяновск,
2014г.- стр.3.
4.
Анохина И. А. Диагностика здоровья детей дошкольного
возраста / Ульяновск, 2006г.
5.
Деркунская,
В.А.
Диагностика
культуры
здоровья
дошкольников: учебное пособие / В.А. Деркунская. – М.:
Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.