Автор: Кашапова Альфира Замратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 342
Населённый пункт: г.КАЗАНЬ
Наименование материала: Проект по кружку "Разноцветные ладошки"
Тема: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие»
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Разноцветные ладошки»
В 4 группе
(воспитанники 2-3 года)
на 2025-2026 учебный год
Автор составитель:
Кашапова Альфира Замратовна
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего
возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими
особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно
развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет
его
возможности
в
познании
окружающего
мира.
Всестороннее
представление об окружающем предметном мире у человека не может
сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в
основе
чувственного
познания.
Именно
с
помощью
тактильно
–
двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,
величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить
малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный
аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой
моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и
именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до
поступления
в
школу,
а
именно
с
самого
раннего
возраста.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой
моторики,
зрительного
восприятия,
внимания,
может
привести
к
возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния
ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать
механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для
накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости.
Новизна проекта
Обучение детей проводится с двухлетнего возраста;
Подобран и систематизирован материал упражнений по развитию
мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей;
Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально
реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно,
не возникает психического напряжения.
Проект «Весёлые ладошки» предназначена для детей младшего
дошкольного возраста (2 - 3 года). Срок реализации проекта– 1 год. Курс
рассчитан на 9 часов.
Продолжительность
непосредственно образовательной деятельности
по реализации проекта – 10-15 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Режим занятий:
Ранняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В
год проводится 36 занятий.
Форма организации образовательного процесса: групповая с
индивидуальным подходом.
Условия набора детей: принимаются все желающие.
Проект
«Весёлые
ладошки»
разработана
в
соответствии
с
Государственным образовательным стандартом.
Данный
проект
интегрируется
с
образовательными
областями:
«Познавательное
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое
развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но
включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть
– создание эмоционального настроения у детей и
объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере
необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат
детского художественного творчества.
При разработке проекта учитывала следующие принципы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
«Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-
нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти
впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею
и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
-
научности
(обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы).
- «от простого к сложному»
(научившись элементарным навыкам
работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
В проекте используются здоровьесберегающие технологии: игровые
разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.
Формы работы: беседы, дидактические игры, игры с предметами и
бросовым
материалом,
коллективное
творчество,
индивидуальная
корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры
и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой
моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении
детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга,
что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно
связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В
каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных
пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми
стихами.
Цель проекта - создание условий для развития мелкой моторики у
детей раннего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Воспитательные:
1.
Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2.
Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.
Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
1.
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами
рук.
2.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным
восприятием.
3.
Развивать
творческую
активность,
пространственное
мышление,
фантазию.
Образовательные:
1.
Формировать навыки исполнительского мастерства.
2.
Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Проект включает в себя следующие разделы:
-пальчиковая гимнастика
-лепка
-аппликация
-нетрадиционные техники рисования
-штриховка
-игры и действия с предметами.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами
упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их
ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять
моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”,
массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает
работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего
тонуса.
В разделе «Лепка» в процессе деятельности дети изображают предметы
их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует
развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и
техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе «Аппликация» дети развивают координацию кисти,
логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться
клеем и ножницами.
В разделе «Нетрадиционные техники рисования» у детей формируются
умения и навыки рисования различными способами, развивается
воображение.
В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений
пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать
карандаш.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких
движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития
моторных координаций и оптико-пространственных представлений
используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре,
структуре.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
-правила техники безопасности;
-основные формы штриховки;
-основные правила склеивания;
-некоторые приёмы лепки.
Должны уметь:
-работать с различными предметами;
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем, салфеткой;
-заштриховывать изображение;
-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
-выполнять несложные техники рисования.
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в
сентябре, итоговая в мае).
Цель
проведения
диагностики:
выявление
исходного
уровня
сформированности мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни.
Условия реализации проекта:
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы);
- образцы поделок;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.
Перечень используемого рабочего материала:
1.
Пластилин.
2.
Доски для лепки.
3.
Цветной картон.
4.
Цветная бумага.
5.
Клей.
6.
Краски – гуашь.
7.
Альбомы для рисования.
8.
Пуговицы.
9.
Карандаши цветные.
10.Ножницы.
11.Крупы.
12.Текстильный материал.
13.Ватные палочки, диски.
Перспективный план работы кружка
«Весёлые ладошки»
месяц
неделя
Занятие
Техника
продолж
ительнос
ть
сентябрь
1
Диагностика.
10-15
мин
2
«Умные пальчики»
Цель:
Развитие
и
формирование
мелкой
моторики рук, укрепление мышц пальцев и
кистей рук.
Пальчиковые
игры, лепка из
солёного теста
10-15
мин
3
«Дары осени»
Цель:
закрепить знания детей о фруктах;
провести сенсорное обследование плодов;
принимать личное участие в элементарных
трудовых
процессах;
учить
раскладывать
готовые формы на некотором расстоянии друг
от друга или с частичным наложением,
заполняя
все
пространство
композиции;
воспитывать самостоятельность в выполнении
задания; различать предмет по его форме;
воспитывать
интерес
к
отображению
представлений о природе в изобразительной
деятельности.
Аппликация
10-15
мин
4
«Мухомор»
Цель:
Научить детей технике рисования
пальчиками, обрывания бумаги. Развивать и
формировать
мелкую
моторику
рук.
Воспитывать аккуратность в работе.
Рисование
пальчиками,
обрывная
аппликация
10-15
мин
октябрь
1
«Картошка в мешке»
Цель:
Научить детей скатывать маленькие
шарики из пластилина между ладоней и
расплющивать их сверху пальцем на картоне.
Развивать тактильные ощущения. (Колдина,
Лепка, стр. 7)
Налип из
пластилина
10-15
мин
2
«Грибы прячутся в траве»
Цель:
Научить детей правильно держать
карандаш; рисовать карандашом короткие
штрихи, располагая их по всей поверхности
листа. (Колдина, Рисование, стр. 8)
Штриховка
10-15
мин
3
«Флажок»
Цель:
формировать
навыки
распологать
предмет на листе бумаги,
различать и
правильно
называть
цвета.
Развивать
аккуратно пользоваться клеем, намазывать им
всю форму. Воспитывать умение радоваться
общему результату.
Аппликация
10-15
мин
4
«Осенний дождик»
Цель: Совершенствовать технику рисования
короткими
штрихами;
закреплять
умение
правильно
держать
карандаш.
(Кодина,
Рисование, стр.9)
Штриховка
10-15
мин
ноябрь
1
«Сильный дождь»
Цель:
Научить мять и сжимать пальцами
обеих рук кусочки салфетки; упражнять в
раскатывании
кусочков
салфетки
между
ладонями круговыми движениями рук; учить
располагать
шарики
в
нужном
месте.
Развивать мелкую моторику рук.
Аппликация
из салфеток
10-15
мин
2
«Подсолнух»
Цель: Укрепление мелкой моторики рук
через лепку.
Лепка
10-15
мин
3
«Шапка Деда Мороза»
Цель:
формировать
правильное
умение
держать
карандашь,
развивать
мелкую
маторику, доводить начатое дело до конца.
Рисование,
игры,
пальчиковая
гимнастика
10-15
мин
4
«Валеночек Дедушки Мороза»
Цель:
развитие
мелкой
маторики
рук,
продолжать знакомить детей с образом Деда
Мороза (во что одет). Расширять знания
названий одежды.
Аппликация
10-15
мин
декабрь
1
«Подарок для мам»
Цель:
Укрепление мелкой моторики рук
через наклеивания лепестков.
Аппликация
10-15
мин
2
«Варежки»
Цель: Совершенствовать технику нанесения
пластилина
на
поверхность.
Научить
самостоятельно украшать изделие. Укреплять
мелкую моторику рук. (Колдина, Лепка, стр.
11)
Лепка
10-15
мин
3
«Ёлочный шарик»
Цель:
Научить детей украшать объёмное
изделие
маленькими
пластилиновыми
шариками. Развивать мелкую моторику рук.
(Колдина, Лепка, стр. 13)
Лепка
10-15
мин
4
«Укрась елку»
Цель: Познакомить детей с техникой работы
с
печаткой,
показать
способ
получения
отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев.
Колдина, Рисование, стр. 14)
Оттиск
10-15
мин
январь
1
«Хвойный лес»
Цель:
Учить
детей
рисовать
предметы,
состоящие из сочетания линий. Развивать
мелкую моторику рук. (Колдина, Рисование,
13)
Штриховка
10-15
мин
2
«Зайка в белой шубке»
Цель:
Формировать знания детей о диких
животных, уточнить какие дикие животные с
приходом холодов меняют внешний окрас
шерсти. Учить детей аккуратно располагать
заготовку на листе и наносить клей, учить
умело пользоваться клеем, использовать вату,
дорисовывать необходимые детали.
Аппликация
10-15
мин
3
«Снеговик»
Цель:
Укрепление мелкой моторики рук
через рисование.
Рисование
10-15
мин
4
«Украсим шапочку»
Цель:
Учить
детей
предварительно
выкладывать на листе бумаги приготовленные
воспитателем детали разной формы, цвета,
раскладывать
их
в
определённый
последовательности,
а
затем
наклеивать
полученное изображение на бумагу. Вызвать
интерес, развивать аккуратность и чувство
ритма. Закрепить красный, жёлтый и зелёный
цвет.
Аппликация
10-15
мин
февраль
1
«Угостим животных»
Цель:
формировать
и
совершенствовать
мелкую моторику пальцев рук, двигательных
умений
и
навыков;
развивать
умение
правильно держать карандаш, учиться владеть
им,
используя
самомассаж,
игры
и
упражнения; активизировать словарь по теме.
Пальчиковые
игры
10-15
мин
2
«Коврик для зайчат»
Цель:
Учить
детей
украшать
предмет
прямоугольной
формы,
чередуя
круги
и
линии;
последовательно
пользоваться
красками
двух
цветов;
самостоятельно
придумывать узор и располагать его по всей
поверхности предмета. (Колдина, Рисование,
стр. 11)
Рисование
10-15
мин
3
«В гости к лисичке»
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Учить
детей
захватывать
ладошками
мелкие
предметы и переносить их в другое место.
Пальчиковые
игры
10-15
мин
4
«В гостях у бабушки»
Цель: Учить внимательно слушать потешки и
стихи, понимать их содержание,
развивать
чувство ритма, активную речь, побуждать к
игре
с
движением,
развивать
мелкую
моторику
рук,
расширять
опыт
познавательного общения со взрослыми.
Лепка из
солёного теста
10-15
мин
март
1
«Букет цветов»
Цель:
Развивать
внимание,
память,
логическое мышление, мелкую моторику рук,
цветовое
восприятие,
творческие
способности. Развивать интерес к результату
своей работы.
Аппликация
10-15
мин
2
«Бусы из макарон»
Цель:
Учить детей аккуратно закрашивать
объёмные
предметы.
Развивать
мелкую
моторику
рук,
чувство
ритма.
(Колдина,
Рисование, тр. 19)
Рисование
поролоновым
тампоном
10-15
мин
3
«Черепаха»
Цель: Учить сочетать в поделке пластилин и
природный
материал.
Развивать
речь,
мышление,
мелкую
моторику.
(Колдина,
Лепка, стр.18)
Лепка
10-15
мин
4
«Угостим мышку сыром»
Цель:
Учить
детей
рисовать
цветными
карандашами
полукруглые
предметы
и
аккуратно
закрашивать
их.
(Колдина,
Рисование, стр. 12)
Штриховка
10 – 15
мин.
апрель
1
«Неваляшка»
Цель:
Учить детей создавать изображение
предмета
из
частей
круглой
формы,
посредством последовательного уменьшения
формы, располагать изображение в центре
листа;
Закрепить умение аккуратно набирать клей на
кисть, намазывать готовые формы, прижимать
детали салфеткой;
Развивать ориентировку на листе бумаги
Аппликация
10 – 15
мин.
2
«Пасхальное яйцо»
Цель:
Продолжать
учить
детей
наносить
пластилин
на
поверхность
и
украшать
изделие. Развивать речь, мышление, мелкую
моторику. (Колдина, Лепка, стр.25)
Лепка
10 – 15
мин.
3
«Козлёнок»
Цель:
Учить
детей
рисовать
пальчиками
точками, располагая их близко друг к другу.
Развивать мелкую моторику рук. (Колдина,
Рисование, стр. 15)
Рисование
пальчиками
10 – 15
мин.
4
«Путешествие в зоопарк»
Цель:
Совершенствовать
координацию
движений,
развивать
мелкую
моторику,
согласованность движений пальцев рук.
Пальчиковые
игры,
рисование
пальчиками
10 – 15
мин.
май
1
«Золотая бабочка»
Цель:
Продолжать учить детей наносить
пластилин на поверхность тонким слоем
внутри контура рисунка, украшать изделие.
Лепка
10 – 15
мин.
2
«Рыбки плавают в ручейке»
Цель:
Продолжать учить детей составлять
композицию из готовых фигур на листе
бумаги,
развивать
воображение,
мелкую
моторику, аккуратно пользоваться клеем.
Аппликация
10 – 15
мин.
3
«Секрет в ладошке»
Цель:
Развивать мелкую моторику пальцев
рук,
а
так
же
развивать
тактильную
чувствительность рук детей.
Пальчиковые
игры
10 – 15
мин.
4
Диагностика
Итоговая выставка работ.