Напоминание

«Как знакомить ребенка с родным краем»


Автор: Видманкина Любовь Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: «Как знакомить ребенка с родным краем»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Как знакомить ребенка с родным краем»

Семью называют «школой чувств», т. к. именно в семье ребёнок учится

эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что

дорого каждому человеку. Родители всегда должны внимательно относиться к

вопросам детей, показывать и объяснять события и факты, поощрять их

любознательность, развивать способность наблюдать и анализировать явления.

Прогулки. По улицам города, к достопримечательностям очень важны совместные

прогулки родителей с детьми, во время которых предложите игру «Кто больше

заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного

заметит на нашей улице?» и др. Обращайте внимание детей на транспорт, здания,

людей, природу. Помогите ребёнку увидеть то, что наиболее важно: труд людей,

преобразования облика города и др. Рассказывайте детям о памятниках,

достопримечательностях, как люди чтят память о героях ВОВ, труда.

Беседы-рассказы о своей работе. Расскажите детям о своей профессии, предприятии,

на котором работаете. Что вы делаете, какую пользу приносит людям ваш труд, что

вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует

(ответственности, внимания, умения, контактировать с другими людьми и др.) Что

было бы, если бы вы работали плохо. Если есть возможность, проведите экскурсию с

ребёнком на месте своей работы. Рассказывайте, какую продукцию производит ваше

предприятие, кому и для чего она нужна, куда её отправляют. Попросите коллег по

работе рассказать о своей профессии ребёнку.

Игрушки. Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.

Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Продемонстрируйте

на конкретном примере: «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать

для тебя рубашку? Давай посчитаем?». Давайте возможность ребёнку сначала самому

назвать профессии тех, кто делал рубашку. А затем дополните его познания.

История. Детей дошкольного возраста обязательно надо знакомить с героями ВОВ, с

медалями, орденами, семейными реликвиями. Чтение литературы о ВОВ, о подвигах

героев, слушание песен военных лет, участие в параде 9 Мая – формирует у детей

понятие, что война это не лёгкое, увлекательное действие, а общая беда, и что от них

зависит будущее Родины

Природа родного края. Общение с природой делает человека более чутким,

отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с

ребёнком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, собрать дары леса. Воспитывая

любовь к природе родного края, важно приучать детей беречь природу, охранять её.

Здесь важен пример родителей. Рассмотрите альбомы, книги, иллюстрации о

разнообразии природы. Привлекайте детей к выращиванию растений. Участвуйте в

субботниках по озеленению территории детского сада, около своего дома, в городе.

Искусство. Рассказывая детям о людях, прославивших родной край: художниках,

спортсменах, композиторах и др. Мы приобщаем детей к культурному наследию.

Детей необходимо знакомить с изделиями народного промысла, фольклором,

музыкой, сказками народа ханты и манси, чтобы обогащать эмоциональную сферу.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник нравственного воспитания детей.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Через

общение в семье с близкими людьми, совместную деятельность ребёнок получает и

осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам, родному краю.

С первых лет жизни ребёнка необходимо пробуждать в нём любовь к родной земле,

воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким

людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным

домом и ближайшим окружением. И вид из окна дома, и детский сад, и панорама

родного города, и посёлка, и родная природа – всё это Родина.

Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! Они овеяны особым эмоциональным

отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не

осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную

роль в становлении личности.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький

человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые

наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного

края, труд людей, отношения людей, общественные события.

Что доступно пониманию ребёнка дошкольного возраста, что его может волновать и

вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живёт.

Воспитывая ребёнка дошкольного возраста, взрослые должны представлять ему

возможность выражать своё отношение в чувствах, действиях, поведении, в

разнообразной деятельности (играх, труде, повседневном общении со взрослыми),

побуждать ребёнка отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, игрушке-

самоделке, ролевой игре.

Родителям не стоит забывать о том, что их жизнь является примером для ребёнка.

Суждения взрослых, их отношение к событиям – становится убеждением ребёнка.

Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что

создано поколениями людей.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. В семье с малых

лет ребёнок ощущает причастность к жизни своего народа, чувствует себя ребёнком

не только своих родителей, но и своей Родины.



В раздел образования