Автор: Видманкина Любовь Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: «Как знакомить ребенка с родным краем»
Раздел: дошкольное образование
«Как знакомить ребенка с родным краем»
Семью называют «школой чувств», т. к. именно в семье ребёнок учится
эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что
дорого каждому человеку. Родители всегда должны внимательно относиться к
вопросам детей, показывать и объяснять события и факты, поощрять их
любознательность, развивать способность наблюдать и анализировать явления.
Прогулки. По улицам города, к достопримечательностям очень важны совместные
прогулки родителей с детьми, во время которых предложите игру «Кто больше
заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше интересного
заметит на нашей улице?» и др. Обращайте внимание детей на транспорт, здания,
людей, природу. Помогите ребёнку увидеть то, что наиболее важно: труд людей,
преобразования облика города и др. Рассказывайте детям о памятниках,
достопримечательностях, как люди чтят память о героях ВОВ, труда.
Беседы-рассказы о своей работе. Расскажите детям о своей профессии, предприятии,
на котором работаете. Что вы делаете, какую пользу приносит людям ваш труд, что
вам нравится в вашей работе, каких нравственных качеств она требует
(ответственности, внимания, умения, контактировать с другими людьми и др.) Что
было бы, если бы вы работали плохо. Если есть возможность, проведите экскурсию с
ребёнком на месте своей работы. Рассказывайте, какую продукцию производит ваше
предприятие, кому и для чего она нужна, куда её отправляют. Попросите коллег по
работе рассказать о своей профессии ребёнку.
Игрушки. Приучайте ребёнка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.
Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Продемонстрируйте
на конкретном примере: «Как ты думаешь, сколько людей трудилось, чтобы сделать
для тебя рубашку? Давай посчитаем?». Давайте возможность ребёнку сначала самому
назвать профессии тех, кто делал рубашку. А затем дополните его познания.
История. Детей дошкольного возраста обязательно надо знакомить с героями ВОВ, с
медалями, орденами, семейными реликвиями. Чтение литературы о ВОВ, о подвигах
героев, слушание песен военных лет, участие в параде 9 Мая – формирует у детей
понятие, что война это не лёгкое, увлекательное действие, а общая беда, и что от них
зависит будущее Родины
Природа родного края. Общение с природой делает человека более чутким,
отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком полезно отправиться с
ребёнком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, собрать дары леса. Воспитывая
любовь к природе родного края, важно приучать детей беречь природу, охранять её.
Здесь важен пример родителей. Рассмотрите альбомы, книги, иллюстрации о
разнообразии природы. Привлекайте детей к выращиванию растений. Участвуйте в
субботниках по озеленению территории детского сада, около своего дома, в городе.
Искусство. Рассказывая детям о людях, прославивших родной край: художниках,
спортсменах, композиторах и др. Мы приобщаем детей к культурному наследию.
Детей необходимо знакомить с изделиями народного промысла, фольклором,
музыкой, сказками народа ханты и манси, чтобы обогащать эмоциональную сферу.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник нравственного воспитания детей.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Через
общение в семье с близкими людьми, совместную деятельность ребёнок получает и
осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам, родному краю.
С первых лет жизни ребёнка необходимо пробуждать в нём любовь к родной земле,
воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким
людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным
домом и ближайшим окружением. И вид из окна дома, и детский сад, и панорама
родного города, и посёлка, и родная природа – всё это Родина.
Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! Они овеяны особым эмоциональным
отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не
осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную
роль в становлении личности.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький
человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые
наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного
края, труд людей, отношения людей, общественные события.
Что доступно пониманию ребёнка дошкольного возраста, что его может волновать и
вызывать интерес?
Прежде всего, это места, где он родился и живёт.
Воспитывая ребёнка дошкольного возраста, взрослые должны представлять ему
возможность выражать своё отношение в чувствах, действиях, поведении, в
разнообразной деятельности (играх, труде, повседневном общении со взрослыми),
побуждать ребёнка отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, игрушке-
самоделке, ролевой игре.
Родителям не стоит забывать о том, что их жизнь является примером для ребёнка.
Суждения взрослых, их отношение к событиям – становится убеждением ребёнка.
Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что
создано поколениями людей.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. В семье с малых
лет ребёнок ощущает причастность к жизни своего народа, чувствует себя ребёнком
не только своих родителей, но и своей Родины.