Авторы: Семирядова Светлана Сергеевна, Светлана Сергеевна Семирядова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2116 "Зябликово"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Верю, поэтому работаю учителем.
Раздел: начальное образование
Верю, поэтому работаю учителем.
В мире, где понятия «успех» и «ценность» все чаще измеряются цифрами в
банковской ячейке, лайками под фотографией или скоростью карьерного роста, профессия
учителя кажется порой анахронизмом. Её престиж в общественном сознании колеблется где-
то между «благородным призванием» и «неблагодарным трудом за копейки».
Труд учителя сегодня сопряжен с рядом проблем, обусловленных как самой
спецификой профессии, так и вызовами и реалиями современного социума.
Профессия учителя во все времена была окружена ореолом уважения и считалась
одной из важнейших для общества. Однако сегодня, в эпоху стремительных цифровых
трансформаций и смены социальных парадигм, российский школьный учитель оказался в
эпицентре системного кризиса. Его работа из миссии просвещения превратилась в поле
битвы, где сталкиваются архаичные административные системы, завышенные ожидания
родителей, цифровизация и личные ресурсы педагога. Основные проблемы современного
педагога носят комплексный характер, пронизывая все аспекты его профессиональной
деятельности: от бюрократической рутины до экзистенциального выгорания.
Пожалуй,
самой
очевидной
и
ежедневно
истощающей
проблемой
является
чудовищная бюрократическая нагрузка. Учитель сегодня – это не столько преподаватель и
наставник, сколько оператор бесчисленных отчетов, форм, журналов и планов. Электронные
и бумажные журналы, рабочие программы, календарно - тематические планы, отчёты о
проведенных мероприятиях, протоколы родительских собраний, диагностические карты,
портфолио учащихся – этот список можно продолжать бесконечно. Данная проблема имеет
два ключевых последствия. Во-первых, она крадет самое ценное – время, которое должно
быть посвящено непосредственной работе с детьми: подготовке интересных уроков,
индивидуальной работе с отстающими или, наоборот, одаренными учениками, творческому
поиску. Во-вторых, она девальвирует саму суть профессии, превращая педагога из творца в
клерка, главная задача которого – не вдохновить, а вовремя сдать отчетность. Это приводит к
глубокой внутренней фрустрации, когда выбранная по призванию профессия теряет свой
смысл.
Непосредственно
с
бюрократией
связана
вторая
масштабная
проблема
–
противоречие между традиционной системой оценивания и требованиями к индивидуальному
подходу. Современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
провозглашают лозунги о развитии soft skills, критического мышления, личности ребенка. На
практике же учитель зажат в тиски жестких рамок: необходимость выставлять формальные
оценки, готовить класс к стандартизированным проверочным работам (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ),
показатели которых часто являются главным критерием оценки эффективности работы
самого педагога и школы в целом. Это создает когнитивный диссонанс: система требует
развивать личность, но оценивает сухие, легко измеримые цифры. Учитель вынужден
«натаскивать» на тесты, жертвуя глубиной понимания предмета и творческим подходом,
чтобы выполнить спущенные сверху планы по успеваемости.
Третья группа проблем лежит в социально-психологической плоскости и касается
взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса. Современные родители,
с одной стороны, стали более осведомленными о своих правах, а с другой – часто
перекладывают ответственность за воспитание и даже за успехи ребенка на школу.
Встречается как модель гиперопеки, когда родитель оспаривает каждую низкую, по его
мнению, оценку, так и модель полного невмешательства, когда школа не может достучаться
до семьи проблемного ученика. Учитель оказывается между молотом и наковальней: с одной
стороны, администрация требует результатов, с другой – родители предъявляют претензии, а
с третьей – сам ребенок может демонстрировать полное отсутствие мотивации, что, к
сожалению, случается все чаще.
1
Эта ситуация усугубляется изменением роли учителя в цифровую эпоху. Раньше
педагог был главным носителем информации. Сегодня любой школьник со смартфоном имеет
доступ к безграничным знаниям, часто более свежим и поданым в увлекательной форме
(YouTube-каналы, образовательные платформы). Это обесценивает монополию учителя на
знание и требует от него кардинально новой роли – не транслятора, а навигатора в мире
информации, модератора дискуссий, тьютора, который помогает ребенку научиться работать
с данными, критически их оценивать и применять. Однако система подготовки и
переподготовки кадров зачастую не успевает за этими переменами, бросая педагога одного
наедине с вызовом времени.
Всё это приводит к ключевой проблеме – профессиональному и эмоциональному
выгоранию. Постоянный многозадачный режим работы, необходимость быть всегда на связи
(в чатах с родителями, коллегами, администрацией), ответственность за жизни и здоровье
детей, низкая заработная плата в большинстве регионов России, отсутствие ощущения
ценности своего труда – все эти факторы ведут к хроническому стрессу, апатии и цинизму.
Синдром
выгорания
–
это
не
просто
усталость,
это
потеря
смысла,
истощение
эмоциональных, физических и интеллектуальных ресурсов. Лучшие кадры, не выдерживая
такого прессинга, уходят из профессии, а это, в свою очередь, ведет к кадровому голоду и
снижению общего уровня квалификации педагогического состава.
Наконец, нельзя обойти стороной проблему материально-технического обеспечения.
Несмотря на национальные проекты по цифровизации, ситуация в рамках различных
регионов остается крайне неравномерной. Если в крупных городах и лицеях есть
интерактивные панели, скоростной интернет и современные лаборатории, то во многих
сельских и обычных районных школах учителя по - прежнему сталкиваются с нехваткой
элементарныхвещей: бумаги, мела, современных учебников, работающего оборудования.
Педагог вынужден либо мириться с этим, либо, что часто и происходит, компенсировать
недостатки системы за свой счет, в том числе и финансово, покупая необходимые материалы
для занятий.
Стоит отметить, что проблемы современного учителя – это не набор разрозненных
трудностей, а единый клубок взаимосвязанных и взаимно усугубляющих друг друга
противоречий. Бюрократия мешает качественно учить, система оценивания противоречит
декларируемым целям образования, а социальное напряжение и цифровой разрыв подрывают
психологическую устойчивость педагога. Решение этих проблем невозможно точечными
мерами вроде разовых доплат или единичных курсов повышения квалификации. Требуется
системная
перезагрузка
всего
образовательного
процесса:
радикальное
сокращение
отчетности, пересмотр критериев оценки труда учителей, внедрение действенных механизмов
психологической поддержки, модернизация системы педагогического образования и, что
необходимо, изменение общественного договора в отношении учителя. Общество и
государство должны четко ответить на вопрос: кем они хотят видеть учителя? Затюканным
административным
винтиком
или
уважаемым,
мотивированным
и
современным
специалистом, от которого зависит будущее нации. От этого ответа зависит не только судьба
конкретных педагогов, но и качество всего человеческого капитала страны.
Почему же тогда каждый день миллионы людей по всему миру переступают порог
класса, чтобы снова и снова произнести: «Здравствуйте, дети, откройте тетради»? Ответ для
меня прост и сложен одновременно: я верю. Моя работа – это не просто трудовая функция;
это акт веры, который ежедневно требует подтверждения и дает ежедневное оправдание.
2
Прежде всего, я верю в человека. Не в абстрактное «человечество», а в конкретного
ребенка, который сидит за партой, смотрит на меня с ожиданием, скукой, вызовом или
надеждой. Я верю, что в каждом из них – без исключения – есть уникальный потенциал, искра
curiosity (любознательности), которая может разгореться в пожар познания. Задача учителя –
не вложить в голову ребенка набор фактов, как в бездушный сейф, а разжечь эту искру, дать
ей кислород и топливо в виде знаний, идей, вопросов. Я верю, что нет неспособных детей –
есть нераскрытые таланты, не найденные подходы, не услышанные потребности. Эта вера
заставляет меня искать, творчески подходить к каждому уроку, видеть в двоечнике не лентяя,
а человека, которому пока не показали, что математика – это поэзия логики, а история – это
детективный роман длиною в тысячелетия.
Я верю в силу знания. Но не в знание как самоцель, а как фундамент для созидания,
критического мышления и свободы. В эпоху, когда любой факт можно найти за три секунды в
поисковике, роль учителя кардинально меняется. Он уже не хранитель сакральной
информации, а навигатор в океане знаний, проводник, который учит не *что* думать, а *как*
думать. Я верю, что знание истории уберегает от повторения ошибок прошлого, знание
литературы учит эмпатии и пониманию мотивов других людей, а знание естественных наук
формирует картину мира, основанную на доказательствах, а не на предрассудках. Я работаю
учителем, потому что верю: только образованное, мыслящее общество может быть по -
настоящему свободным и устойчивым к манипуляциям.
Я верю в диалог. Школа – это не казарма, а живой организм, пространство для
диалога между поколениями, культурами, идеями. Моя вера – в то, что авторитарная модель
«учитель – бог у доски» окончательно изжила себя. Учитель сегодня – это старший товарищ,
модератор, наставник. Я учу детей, но и они учат меня – видеть мир их глазами, говорить на
их языке, понимать вызовы нового времени. Этот диалог взаимно обогащает. Я верю, что
уважение к ученику, его мнению и его личности – это не слабость, а проявление силы и
профессиональной уверенности. Именно в таком диалоге рождается настоящее партнерство,
без которого невозможно образование будущего.
Я верю в будущее школы. Сегодня много говорят о ее кризисе: устаревшие программы,
цифровизация, вызовы дистанционного обучения. Но я вижу в этом не крах, а болезненную, но
необходимую трансформацию. Школа будущего – это не здание с классами - клетушками, а
гибкое образовательное пространство. Это место, где наравне с фундаментальными знаниями
будут учить soft skills – сотрудничеству, креативности, критическому мышлению. Где цифровые
технологии не заменят учителя, а станут его мощнейшим инструментом, позволяющим
персонализировать обучение. Я верю, что школа останется важнейшим социальным институтом,
«местом сборки» общества, где дети из разных семей и с разным бэкграундом учатся жить вместе,
понимать и принимать друг друга. Я работаю учителем, чтобы быть не пассивным наблюдателем
этих изменений, а их активным соавтором.
Наконец, я верю в тихую, но непреходящую силу примера. В мире, где кумирами
становятся блогеры и инфлюенсеры, чье влияние зачастую поверхностно и сиюминутно, учитель
остается фигурой, которая своим поведением, отношением к миру, ценностями показывает
альтернативу.
Мы
учим
не
только
словами,
но
и
своими
поступками:
честностью,
справедливостью, уважением, стремлением никогда не переставать учиться. Я верю, что доброе
слово, поддержка в трудную минуту, вовремя замеченный успех могут изменить жизненную
траекторию человека. Мы сеем зерна, плоды которых увидим лишь через годы, а может, и
никогда. Но мы верим, что они прорастут.
Быть учителем в современном мире – это сознательный выбор в пользу смысла над
сиюминутной выгодой, в пользу будущего над настоящим. Это профессия для тех, кто умеет
ждать и верить. Верить в то, что вложенные усилия, пролитые чернила в проверке тетрадей,
бессонные ночи над планами уроков – все это не напрасно. Что через двадцать лет мой
сегодняшний ученик, став врачом, инженером или художником, сделает свое открытие,
примет верное решение или просто проявит доброту к другому человеку – и в этом будет и
моя крошечная, невидимая заслуга.
3
Я работаю учителем, потому что верю, что образование – это не услуга, а служение.
Служение человеку, знанию и будущему. И пока жива эта вера, я буду каждое утро с
радостью и трепетом открывать дверь своего класса.
4