Напоминание

Верю, поэтому работаю учителем.


Авторы: Семирядова Светлана Сергеевна, Светлана Сергеевна Семирядова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2116 "Зябликово"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Верю, поэтому работаю учителем.
Раздел: начальное образование





Назад




Верю, поэтому работаю учителем.

В мире, где понятия «успех» и «ценность» все чаще измеряются цифрами в

банковской ячейке, лайками под фотографией или скоростью карьерного роста, профессия

учителя кажется порой анахронизмом. Её престиж в общественном сознании колеблется где-

то между «благородным призванием» и «неблагодарным трудом за копейки».

Труд учителя сегодня сопряжен с рядом проблем, обусловленных как самой

спецификой профессии, так и вызовами и реалиями современного социума.

Профессия учителя во все времена была окружена ореолом уважения и считалась

одной из важнейших для общества. Однако сегодня, в эпоху стремительных цифровых

трансформаций и смены социальных парадигм, российский школьный учитель оказался в

эпицентре системного кризиса. Его работа из миссии просвещения превратилась в поле

битвы, где сталкиваются архаичные административные системы, завышенные ожидания

родителей, цифровизация и личные ресурсы педагога. Основные проблемы современного

педагога носят комплексный характер, пронизывая все аспекты его профессиональной

деятельности: от бюрократической рутины до экзистенциального выгорания.

Пожалуй,

самой

очевидной

и

ежедневно

истощающей

проблемой

является

чудовищная бюрократическая нагрузка. Учитель сегодня – это не столько преподаватель и

наставник, сколько оператор бесчисленных отчетов, форм, журналов и планов. Электронные

и бумажные журналы, рабочие программы, календарно - тематические планы, отчёты о

проведенных мероприятиях, протоколы родительских собраний, диагностические карты,

портфолио учащихся – этот список можно продолжать бесконечно. Данная проблема имеет

два ключевых последствия. Во-первых, она крадет самое ценное – время, которое должно

быть посвящено непосредственной работе с детьми: подготовке интересных уроков,

индивидуальной работе с отстающими или, наоборот, одаренными учениками, творческому

поиску. Во-вторых, она девальвирует саму суть профессии, превращая педагога из творца в

клерка, главная задача которого – не вдохновить, а вовремя сдать отчетность. Это приводит к

глубокой внутренней фрустрации, когда выбранная по призванию профессия теряет свой

смысл.

Непосредственно

с

бюрократией

связана

вторая

масштабная

проблема

противоречие между традиционной системой оценивания и требованиями к индивидуальному

подходу. Современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

провозглашают лозунги о развитии soft skills, критического мышления, личности ребенка. На

практике же учитель зажат в тиски жестких рамок: необходимость выставлять формальные

оценки, готовить класс к стандартизированным проверочным работам (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ),

показатели которых часто являются главным критерием оценки эффективности работы

самого педагога и школы в целом. Это создает когнитивный диссонанс: система требует

развивать личность, но оценивает сухие, легко измеримые цифры. Учитель вынужден

«натаскивать» на тесты, жертвуя глубиной понимания предмета и творческим подходом,

чтобы выполнить спущенные сверху планы по успеваемости.

Третья группа проблем лежит в социально-психологической плоскости и касается

взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса. Современные родители,

с одной стороны, стали более осведомленными о своих правах, а с другой – часто

перекладывают ответственность за воспитание и даже за успехи ребенка на школу.

Встречается как модель гиперопеки, когда родитель оспаривает каждую низкую, по его

мнению, оценку, так и модель полного невмешательства, когда школа не может достучаться

до семьи проблемного ученика. Учитель оказывается между молотом и наковальней: с одной

стороны, администрация требует результатов, с другой – родители предъявляют претензии, а

с третьей – сам ребенок может демонстрировать полное отсутствие мотивации, что, к

сожалению, случается все чаще.

1

Эта ситуация усугубляется изменением роли учителя в цифровую эпоху. Раньше

педагог был главным носителем информации. Сегодня любой школьник со смартфоном имеет

доступ к безграничным знаниям, часто более свежим и поданым в увлекательной форме

(YouTube-каналы, образовательные платформы). Это обесценивает монополию учителя на

знание и требует от него кардинально новой роли – не транслятора, а навигатора в мире

информации, модератора дискуссий, тьютора, который помогает ребенку научиться работать

с данными, критически их оценивать и применять. Однако система подготовки и

переподготовки кадров зачастую не успевает за этими переменами, бросая педагога одного

наедине с вызовом времени.

Всё это приводит к ключевой проблеме – профессиональному и эмоциональному

выгоранию. Постоянный многозадачный режим работы, необходимость быть всегда на связи

(в чатах с родителями, коллегами, администрацией), ответственность за жизни и здоровье

детей, низкая заработная плата в большинстве регионов России, отсутствие ощущения

ценности своего труда – все эти факторы ведут к хроническому стрессу, апатии и цинизму.

Синдром

выгорания

это

не

просто

усталость,

это

потеря

смысла,

истощение

эмоциональных, физических и интеллектуальных ресурсов. Лучшие кадры, не выдерживая

такого прессинга, уходят из профессии, а это, в свою очередь, ведет к кадровому голоду и

снижению общего уровня квалификации педагогического состава.

Наконец, нельзя обойти стороной проблему материально-технического обеспечения.

Несмотря на национальные проекты по цифровизации, ситуация в рамках различных

регионов остается крайне неравномерной. Если в крупных городах и лицеях есть

интерактивные панели, скоростной интернет и современные лаборатории, то во многих

сельских и обычных районных школах учителя по - прежнему сталкиваются с нехваткой

элементарныхвещей: бумаги, мела, современных учебников, работающего оборудования.

Педагог вынужден либо мириться с этим, либо, что часто и происходит, компенсировать

недостатки системы за свой счет, в том числе и финансово, покупая необходимые материалы

для занятий.

Стоит отметить, что проблемы современного учителя – это не набор разрозненных

трудностей, а единый клубок взаимосвязанных и взаимно усугубляющих друг друга

противоречий. Бюрократия мешает качественно учить, система оценивания противоречит

декларируемым целям образования, а социальное напряжение и цифровой разрыв подрывают

психологическую устойчивость педагога. Решение этих проблем невозможно точечными

мерами вроде разовых доплат или единичных курсов повышения квалификации. Требуется

системная

перезагрузка

всего

образовательного

процесса:

радикальное

сокращение

отчетности, пересмотр критериев оценки труда учителей, внедрение действенных механизмов

психологической поддержки, модернизация системы педагогического образования и, что

необходимо, изменение общественного договора в отношении учителя. Общество и

государство должны четко ответить на вопрос: кем они хотят видеть учителя? Затюканным

административным

винтиком

или

уважаемым,

мотивированным

и

современным

специалистом, от которого зависит будущее нации. От этого ответа зависит не только судьба

конкретных педагогов, но и качество всего человеческого капитала страны.

Почему же тогда каждый день миллионы людей по всему миру переступают порог

класса, чтобы снова и снова произнести: «Здравствуйте, дети, откройте тетради»? Ответ для

меня прост и сложен одновременно: я верю. Моя работа – это не просто трудовая функция;

это акт веры, который ежедневно требует подтверждения и дает ежедневное оправдание.

2

Прежде всего, я верю в человека. Не в абстрактное «человечество», а в конкретного

ребенка, который сидит за партой, смотрит на меня с ожиданием, скукой, вызовом или

надеждой. Я верю, что в каждом из них – без исключения – есть уникальный потенциал, искра

curiosity (любознательности), которая может разгореться в пожар познания. Задача учителя –

не вложить в голову ребенка набор фактов, как в бездушный сейф, а разжечь эту искру, дать

ей кислород и топливо в виде знаний, идей, вопросов. Я верю, что нет неспособных детей –

есть нераскрытые таланты, не найденные подходы, не услышанные потребности. Эта вера

заставляет меня искать, творчески подходить к каждому уроку, видеть в двоечнике не лентяя,

а человека, которому пока не показали, что математика – это поэзия логики, а история – это

детективный роман длиною в тысячелетия.

Я верю в силу знания. Но не в знание как самоцель, а как фундамент для созидания,

критического мышления и свободы. В эпоху, когда любой факт можно найти за три секунды в

поисковике, роль учителя кардинально меняется. Он уже не хранитель сакральной

информации, а навигатор в океане знаний, проводник, который учит не *что* думать, а *как*

думать. Я верю, что знание истории уберегает от повторения ошибок прошлого, знание

литературы учит эмпатии и пониманию мотивов других людей, а знание естественных наук

формирует картину мира, основанную на доказательствах, а не на предрассудках. Я работаю

учителем, потому что верю: только образованное, мыслящее общество может быть по -

настоящему свободным и устойчивым к манипуляциям.

Я верю в диалог. Школа – это не казарма, а живой организм, пространство для

диалога между поколениями, культурами, идеями. Моя вера – в то, что авторитарная модель

«учитель – бог у доски» окончательно изжила себя. Учитель сегодня – это старший товарищ,

модератор, наставник. Я учу детей, но и они учат меня – видеть мир их глазами, говорить на

их языке, понимать вызовы нового времени. Этот диалог взаимно обогащает. Я верю, что

уважение к ученику, его мнению и его личности – это не слабость, а проявление силы и

профессиональной уверенности. Именно в таком диалоге рождается настоящее партнерство,

без которого невозможно образование будущего.

Я верю в будущее школы. Сегодня много говорят о ее кризисе: устаревшие программы,

цифровизация, вызовы дистанционного обучения. Но я вижу в этом не крах, а болезненную, но

необходимую трансформацию. Школа будущего – это не здание с классами - клетушками, а

гибкое образовательное пространство. Это место, где наравне с фундаментальными знаниями

будут учить soft skills – сотрудничеству, креативности, критическому мышлению. Где цифровые

технологии не заменят учителя, а станут его мощнейшим инструментом, позволяющим

персонализировать обучение. Я верю, что школа останется важнейшим социальным институтом,

«местом сборки» общества, где дети из разных семей и с разным бэкграундом учатся жить вместе,

понимать и принимать друг друга. Я работаю учителем, чтобы быть не пассивным наблюдателем

этих изменений, а их активным соавтором.

Наконец, я верю в тихую, но непреходящую силу примера. В мире, где кумирами

становятся блогеры и инфлюенсеры, чье влияние зачастую поверхностно и сиюминутно, учитель

остается фигурой, которая своим поведением, отношением к миру, ценностями показывает

альтернативу.

Мы

учим

не

только

словами,

но

и

своими

поступками:

честностью,

справедливостью, уважением, стремлением никогда не переставать учиться. Я верю, что доброе

слово, поддержка в трудную минуту, вовремя замеченный успех могут изменить жизненную

траекторию человека. Мы сеем зерна, плоды которых увидим лишь через годы, а может, и

никогда. Но мы верим, что они прорастут.

Быть учителем в современном мире – это сознательный выбор в пользу смысла над

сиюминутной выгодой, в пользу будущего над настоящим. Это профессия для тех, кто умеет

ждать и верить. Верить в то, что вложенные усилия, пролитые чернила в проверке тетрадей,

бессонные ночи над планами уроков – все это не напрасно. Что через двадцать лет мой

сегодняшний ученик, став врачом, инженером или художником, сделает свое открытие,

примет верное решение или просто проявит доброту к другому человеку – и в этом будет и

моя крошечная, невидимая заслуга.

3

Я работаю учителем, потому что верю, что образование – это не услуга, а служение.

Служение человеку, знанию и будущему. И пока жива эта вера, я буду каждое утро с

радостью и трепетом открывать дверь своего класса.

4



В раздел образования