Автор: Русяева Елена Сергеевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ № 1"
Населённый пункт: Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Работа над ансамблем в фортепианном классе
Раздел: дополнительное образование
Работа над ансамблем в фортепианном классе
Игра в ансамбле – это увлекательное действо. Поэтому ученики с
удовольствием посещают и любят этот предмет в музыкальной школе.
В 19 веке было распространено домашнее музицирование, и конечно
игра в ансамбле на фортепиано в 4 руки. Сейчас в наше время можно
встретить ансамбли в 4, 6 и даже 8 рук на двух инструментах.
Играя в ансамбле, ученики приобретают много новых качеств – это
умение слышать свою партию, партию партнёра и конечно же всю
музыкальную ткань данного произведения. Это увлекательный процесс,
который помогает в чтении нот с листа, укреплении чувства метра-ритма,
развивает не только звуковысотный слух, но и гармонический, когда ученику
приходится играть вторую партию, выполняя аккомпанирующую роль.
Очень важно не зацикливаться на выучивании ансамбля наизусть, а
проходить обзорно как можно больше музыкальных пьес, чтобы ученики
познавали закономерности и саму структуру развития музыкального
материала.
Главное соблюдать принцип от простого к сложному в выборе
репертуара. Зачастую педагоги дают сложные пьесы, которые приходится
«вызубривать», а ведь ансамблевые навыки, как, впрочем, и другие любые,
нужно накапливать постепенно. Вот здесь часто количество переходит в
качество.
Важно чтобы ученик полюбил этот процесс, увлёкся им и тогда
сложная задача – игра в ансамбле, превратиться в удивительную
увлекательную игру «сотворение музыки своими руками».
Так важно в наш век информационных технологий помнить, что
никакая виртуальная действительность не заменит музыкального общения
двух людей, увлечённо играющих, а значит общающихся за инструментом в
реальном времени, музицируя в 4 и 8 рук на двух роялях.
Сейчас очень много издаётся нотной ансамблевой литературы. И
важно обновлять постоянно репертуар. Больше играть с листа, что даёт
навык беглого чтения нотного текста и слышания богатого образного
звучания с интересными мелодическими и гармоническими оборотами.
Ученики всё больше погружаются в этот прекрасный мир музыки, мир
открытий и познания языка – музыкальной речи, которая доступна людям
всего мира.
Автор: преподаватель фортепиано ДШИ №1 г. Альметьевск, РТ, Русяева Е.С.