Автор: Подобин Николай Юрьевич
Должность: учитель труда
Учебное заведение: МОУ Петропавловская СОШ
Населённый пункт: с.Петропавловское Павинский округ Костромская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование ресурсов Точки роста на уроках труда
Раздел: полное образование
ОТЧЕТ
по практической работе №2
«Осуществление воспитательной работы с обучающимися
вверенного класса»
Слушатель
Подобина Вера Михайловна
Задание 1. Анализ воспитательной ситуации в классе.
Анализ воспитательной работы с 6 классом за прошедший год
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного
процесса в классе в прошедшем году:
Первая задача была поставлена: Направить работу по формированию у детей
гражданско-патриотического сознания, духовно нравственных ценностей
гражданина России.
Вторая задача: Поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах
познавательной деятельности, активизировать ученическое самоуправление,
создать условия для развития общешкольного коллектива через систему КТД.
Тоже очень целесообразна. Учащиеся проявляли активность. Выполнили
большую поисковую работу по выбранным направлениям. Форма работы была
выбрана в виде проектной деятельности.
В работе с классом применялись следующие формы работы:
1. Индивидуальные консультации.
2. Отслеживание применения различного рода рекомендаций всеми участниками
образовательного процесса.
3. Привлечение к самоуправлению через поручения, анализ и контроль. 4. Работа
по профилактике правонарушений.
5. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность
2. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся:
О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в классе.
Высшим органом самоуправления является классный час. Если давать оценку
отношений между девочкой и мальчиками, детьми и взрослыми, то дети терпимо
относятся к родителям, одноклассникам и педагогам. Но в то же время они могут
быть резки и принципиальны по отношению к другим людям. Отрицательного
лидера в классе нет, но ребята прислушиваются к мнению многих ребят, которые
старше себя: Кириллов Сергей, Панов Роман. Наиболее активно в деятельности
класса и школы участвовали практически все ребята, за исключением Денисова
Антона.
3.Анализ развития коллектива класса:
По мнению учащихся и учителей, в классе относительно благоприятный
микроклимат. Дети бывают вспыльчивыми, но, по моему мнению, это
особенности возраста. Все по отношению ко мне достаточно доверчивы и
благожелательны, этот говорит о том, что в этих детях необходимо увидеть
личность и оценить их. Ребята частенько заглядывать на переменках и после
уроков с предложениями о помощи в кабинете, рассказывали о своих
достижениях.
Проводится постоянная коллективная и индивидуальная работа по разрешению
конфликта, созданию в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания.
Велась работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе,
индивидуальных особенностей и проблем в общении. С ребятами проводились
беседы по этикету поведения в общественных местах, работа по вовлечению в
активную внеурочную и внеклассную деятельность. В классе все охвачены
поручениями с учетом их интересов, о проделанной работе рассказывают на
классных собраниях, все это способствует развитию активности, инициативы и
деловитости. Результат: чувствуется, что учащиеся меняются в лучшую сторону,
стараются стать добрее, поведение их становится осознанным и сознательным.
Практически все учащиеся класса
охвачены кружковыми занятиями и
спортивными секциями. Все говорит о том, что передо мной встала задача
дополнительного изучения личности каждого ребенка и коллектива в целом,
поэтому намеченный план воспитательной работы корректировался в процессе
общения с учащимися на протяжении года.
Для отслеживания личностного роста каждого ученика я использовала
различные методы изучения личности воспитанника: наблюдение, посещение
уроков, индивидуальные беседы, анкетирование.
Проведена диагностическая работа по выявлению состояния духовно-
нравственных качеств личности, воспитанности детей, динамики развития
ученика и выявлению его личностного роста, умений самоутверждаться.
Был проведен классный час и беседы с учащимися на тему « Толлерантность»,
где учитывался характер отношения школьника к человеку как иному,
представителю другой национальности; характер отношения школьника к
человеку как другому.
4.
Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:
Класс принимал активное участие в общественной жизни класса и школы.
Многие учащиеся класса защищали честь школы на муниципальных
соревнованиях ,спортивных играх , школьных и муниципальных олимпиадах.
Они получили грамоты и благодарственные письма за активное участие в
классных и общешкольных делах.
Учащиеся класса проявляю
инициативность, творчество, организованность,
самостоятельность
в
деятельности,
участие
в
самоуправлении
класса.
Взаимоотношения между ребятами в классе сложились доброжелательные. Нет
изолированных и отвергнутых одноклассников, у каждого есть друзья и
приятели. Родители учащихся класса занимаются воспитанием своих детей,
знакомы с их друзьями, вникают в их проблемы, помогают в решении сложных
вопросов, способствуют развитию их творческих дарований и физических
способностей.
5.
Анализ развития учащихся класса:
Уровень воспитанности и нравственно-эстетического развития учащихся -
средний. Положительно на ребят влияют беседы о толерантности, о добром
отношении друг к другу, поздравления мальчиков и девочек с их успехами.
Степень развития познавательных интересов и творческих способностей ребят в
интеллектуальной и учебной деятельности- средняя. Ребята класса участвуют в
предметных школьных и муниципальных олимпиадах, где являются не только
призёрами , но и победителями.
В соответствии с воспитательными задачами, поставленными в работе с
классом, все классные часы были проведены; классные часы по профилактике
безопасности жизнедеятельности учащихся: . Обсуждение правил поведения при
пожаре», «Безопасность в общественных местах, на дороге, на водоёме», « Моя
личная безопасность в каникулы», « Осторожно гололёд!», несколько классных
часов по ПДД , в соответствии с программой 6 класса .На нравственное развитие
учащихся положительно влияли такие методы, формы и средства
педагогического влияния, как индивидуальные беседы по возникшим
проблемам, общие беседы и обсуждения, положительный пример из жизни,
беседы и консультации с социальным педагогом, встречи с родителями ребят.
6.
Анализ педагогического взаимодействия с семьёй:
Проводилась
совместная
работа
с
учителями-предметниками
классного
руководителя, родителей по координации усилий в обучении сильных и слабых
ребят, по развитию познавательных способностей каждого ученика. Особенно
помогал
промежуточный
анализ
успеваемости
учащихся.
Он
позволял
своевременно информировать родителей, организовать контроль посещений
занятий. Велась индивидуальная работа с отдельными учащимися.
Положительным
моментом
в
работе
хотелось
бы
отметить
повышение
престижности хорошей учебы. Помощь родителей в данном вопросе помогла
решить многие проблемы. Единство требований со стороны учителей, классного
руководителя и родителей дало свои результаты. И все же не все гладко. Мне
кажется, основная проблема кроется в следующем: увеличение числа предметов,
полная самостоятельность, необходимость планирования своей деятельности,
самоанализ учебной деятельности, большое количество домашних заданий, а
также лень и нежелание некоторых, — это как раз те трудности, с которыми
столкнулись мои ребята. Исходя из этого, основной задачей в работе по данному
направлению будет формирование умений самостоятельно планировать свою
деятельность, а также развивать самоконтроль, самоанализ.
На протяжении всего года поддерживались отношения с родителями. Регулярно
созваниваемся с родителями, так же по плану проводились родительские
собрания. На собрания ходят всегда и все.
7.
Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности
воспитательной работы классного руководителя:
Цели и задачи поставленные в учебном году реализовывались через вовлечение
класса в различные мероприятия, беседы, классные часы, родительские
собрания.
С помощью различных форм работы:
-уроки;
-классные часы;
-конкурсы, олимпиады;
-родительские собрания;
-беседы;
-индивидуальные беседы;
-наблюдения за поведением учащихся;
-изучение личности ребенка через анкетирование, тестирование.
Нельзя сказать, что все в классе гладко и замечательно, но нужно стремиться к
этому.
Развитию субъективности личности школьника должно способствовать
формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса.
Самоуправление осуществлялось посредством деятельности старосты класса,
создания и работы советов дела при подготовке классных и общешкольных
мероприятий, чередования групповых творческих поручений.
В целом намеченные на год задачи выполнены. В следующем году продолжить
работу по созданию здорового микроклимата в классном коллективе,
формированию положительных межличностных отношений; организации
просвещения по преодолению вредных привычек; охране здоровья учащихся с
учётом отклонений от норм здоровья каждого ученика; развитию
индивидуальных качеств; воспитанию эстетической, нравственной культуры,
гражданственности. Воспитательные задачи поставлены целесообразно, в связи
с проблемами, существующими в классном коллективе. При планировании
учитывались идеи, которые способствовали решению воспитательных задач.
Были правильно выбраны основные направления, содержание и формы работы,
средства педагогического влияния на учащихся класса.
7.
Выводы:
Из всего этого можно сделать следующие выводы: в основном поставленные
воспитательные задачи решены. Продолжена работа над развитием классного
самоуправления, приучая детей к самоорганизации, над развитием всесторонне
развитой личности через участие в общеразвивающих кружках, внеклассных
мероприятиях, К.Т.Д.
Большое внимание уделялось индивидуальной работе как с учащимися, так и
родителями. Хочется отметить готовность учителей к сотрудничеству.
Многие ребята в этом учебном году стремятся к самореализации как в
учебном процессе, так и во внеурочной занятости.
Осуществлялось постоянное взаимодействие с учителями, работала цепочка
«учитель – классный руководитель - родитель». Благодаря такой форме работы
удавалось осуществлять контроль родителей за успеваемостью, выявлять
трудности и вовремя принять меры по их ликвидации. Безусловно, проводимая
целенаправленная работа по данному направлению в течение многих лет дает
основание говорить, что это способствует развитию интеллектуального
потенциала ребят, расширению кругозора.
Подводя итоги, можно сказать, что этот год был сложным, но
результативным.
Плодотворной работе в этом учебном году способствовало:
-
четкое планирование мероприятий;
-
хорошие отношения с ребятами и их родителями;
- плодотворное сотрудничество с учителями .
Мешало работе:
- не всегда своевременное владение информацией;
- не всегда взаимопонимание с учителями.
Задачи на следующий учебный год:
1. Содействие процессам самопознания и самосовершенствования личности
учащихся, их нравственной самореализации;
2. Поддержка творческой активности личности учащихся во всех сферах
деятельности;
3. Продолжение работы по изучению личности учащихся;
4. Формирование навыков самообразования и самовоспитания.
5. Воспитать в ребёнке личность, способную к самооценке, самоанализу,
самовоспитанию, формировать нравственное самосознание, культуру поведения,
научить управлять самим собой.
Задание 2. Определение цели, содержания и формы воспитательного мероприятия в
классе.
Образовательные цель и задачи данной формы мероприятия:
Цель: сформирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и
государственных символов Российской Федерации.
Задачи: воспитать чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости
Конституции и символики для нашего государства. Дать первоначальные
правовые знания, возможности почувствовать себя ответственными гражданами
своей страны.
Расширить кругозор и повысить общую культуру учащихся.
3.
Направление
воспитательной
деятельности:
патриотическое,
духовно-
нравственное
Содержание и методика проведения воспитательного мероприятия: содержание
мероприятия
соответствует
поставленной
цели;
мероприятие
имеет
большую
познавательную ценность, способствует патриотическому и духовно-нравственному
воспитанию школьников; мероприятие было эмоционально насыщено, детям было
интересно; фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы с классом,
беседа, рассказ; методы и приемы работы соответствуют возрастным особенностям
школьников, их уровню развития; данное мероприятие связано с актуальной в наши
дни темой патриотизма. Важнейшей составной частью воспитательного процесса
является формирование патриотизма, что имеет огромное значение в социально-
гражданском и духовном развитии личности ребёнка.
Задание 3. Составление технологической карты воспитательного мероприятия в
классе.
Технологическая карта воспитательного мероприятия
1. Тема воспитательного мероприятия: «Страна в которой я живу»
2. Образовательные цель и задачи данной формы мероприятия:
Цель: сформирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и
государственных символов Российской Федерации.
Задачи: воспитать чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости
Конституции и символики для нашего государства. Дать первоначальные
правовые знания, возможности почувствовать себя ответственными гражданами
своей страны.
Расширить кругозор и повысить общую культуру учащихся.
3.
Направление
воспитательной
деятельности:
патриотическое,
духовно-
нравственное
4. Ответственная группа, ответственный педагог: Подобина В.М.
5. Место проведения: МОУ Петропавловская СОШ
6. Продолжительность: 40 минут
7. Используемая наглядность и оборудование: компьютер, проектор, презентация
8. Оформление помещения: плакаты, нарисованные детьми.
9. План (структура) проведения воспитательного мероприятия:
1. Вступление (приветствие, объявление темы и важности внеклассного
воспитательное мероприятия)
2. Мозговой штурм
3. Стихи о родине
4. Праздник «День Конституции РФ»
5. «Я гражданин России»
6. Станция «Прово имею…»
7.
Заключение
(подведение
итогов
теста,
формулировка
выводов,
прощание).
10. Содержание воспитательного мероприятия в соответствии с планом его
проведения.
Этапы
мероприятия
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы,
приемы,
методы
взаимодействия
Формируемые УУД
I. Вводный
(актуализация
,
мотивация,
целеполагани
е)
Приветствует детей. Объявляет
тему мероприятия, подчеркивает
важность данной темы.
Задает вопросы.
-Какие
государственные
праздники вы знаете?
-А какие праздники изображены
на открытках?
-
Какой
государственный
праздник будет отмечать вся
страна 12 декабря?
Приветствуют
учителя,
внимательно
его
слушают,
Отвечают
на
вопросы учителя.
12
декабря-День
Конституции РФ.
Поддерживают
чтеца
стихотворения.
Фронтальная,
групповая
и
индивидуальная
формы
работы,
беседа, рассказ
1.Личностные:
воспитание
бережного
отношения
к
своему
здоровью
и
здоровью
других
людей,
формирование
основ
здорового образа жизни.
2.Метапредметные:
-
Личностные
УУД:
получение
представления
об
основах зож.
-Регулятивные
УУД:
планировать
своё
действие в соответствии
с поставленной задачей и
условиями
её
реализации.
- Познавательные УУД:
продолжение знакомства
с
правилами
зож,
разными заболеваниями
и их профилактикой.
-
Коммуникативные
УУД:
формулирование
навыков
внимательного
слушания
и
запоминания,
высказывания
собственного
мнения,
уважения других людей.
II. Основной
-Что такое Конституция?
-Когда
была
принята
новая
Конституция
Российской
Федерации?
-Что
называют
символикой
России?
Родина - это дом, в котором мы
живем, и русская березка, и крик
кукушки, и
бескрайние
просторы.
Это
место, где ты родился и вырос.
Наша Родина - это
Россия, страна, в которой мы
родились, живем, учимся. Наша
страна большая
и
очень
красивая.
С
этими
словами трудно не согласиться,
равно как и с тем,
что
у
каждого
государства
должны
быть
свои
государственные символы.
Есть они и у России.
Знаете
ли
вы
что
является
символами
государственности
России?
Поработайте
в
группах:
на
слайде представлены загадки о
государственных
символах,
определите
о
каком
символе
идет речь, что вы знаете о нем.
Объявляет
чтецов
стихотворений. Рассказ ученика.
Станция «Право имею…»
Внимательно
слушают учителя,
смотрят
презентацию,
участвуют
в
мозговом штурме.
Поддерживают
чтеца
стихотворения.
Рассказ на тему «Я
гражданин
России».
Выполняют
задания
учителя,
анализируют
ситуацию.
Этапы
мероприятия
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы,
приемы,
методы
взаимодействия
Формируемые УУД
Напишите
какое
право
или
обязанность
нарушили
герои
ситуации.
III.
Заключительн
ый
(рефлексия)
Итог:
Какой праздник отмечает наша
страна 12 декабря?
Что такое Конституция?
Назовите символы России .
Какие права предоставляет нам
наша Конституция?
Хлопок если такие права есть в
Конституции.
Право на жизнь.
Право
на
хождение
вниз
головой.
Право на отдых.
Право на вождение автомобиля
с 7 лет.
Право на медицинскую помощь.
Право обижать соседей.
Следуя по жизни Основному
Закону нашей страны, скажем
друг другу:
«Давайте жить дружно!» и тогда
нам любые беды нипочём!
(Вместе
с
детьми
подводит
итоги,
помогает
детям
сформулировать
выводы,
проводит
рефлексию
(задает
детям вопросы: все ли всем
понятно, остались ли какие-то
вопросы?)
Просит
детей
закончить
предложения - сегодня:
- я узнал…
- я научился…
- мне было легко…
- мне было сложно…
Отвечает
на
вопросы
детей,
прощается с ними.
Вместе с учителем
проверяют тесты,
подводят
итоги,
формулируют
выводы, отвечают
на
вопросы
учителя и задают
ему
вопросы,
прощаются
с
учителем.