Напоминание

Упражнения для виолончели. Техника левой руки.


Автор: Куркина Александра Андреевна
Должность: преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Упражнения для виолончели. Техника левой руки.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Упражнения для виолончели

Техника левой руки

хрестоматия для учащихся младших классов детских музыкальных школ и школ искусств

МБУ ДО «Детская музыкальная школа имени В.В.

Андреева»

Составитель:

преподаватель по

классу «Виолончели»

Доробалюк А.А

г.Нефтеюганск, 2021 год

В

ходе

истории

и

исторических

событий

фортепианное,

а

также

скрипичное

исполнительское

искусство

развивалось

достаточно стремительно и к

XXI

веку

создано

множество

работ,

рассматривающих

вопросы теории музыкального

фортепианного

и

скрипичного

исполнительства. Виолончельное

искусство

развивалось

значительно

медленнее.

Появление

виолончели

относится к началу XVI

века.

Прежде

всего

она

использовалась как инструмент

басовый

для

сопровождения.

Существовало

многочисленное

количество

разновидности

виолончели.

Только в XVII-XVIII веке была создана классическая модель виолончели,

такими мастерами как Н.Амати, Дж.Гварнери, А.Страдивари и др. В конце

XVII века появляются первые сольные произведения и только к середине

XVIII века виолончель начинает выступать в роле сольного инструмента. В

то время как в середине XVI-XVIII века уже формируются скрипичные

композиторские школы.

Пояснительная записка

Постановка левой руки должна содействовать достижению точной

интонации, обеспечить удобство игры в одной позиции и переходов по

грифу. Левая рука по характеру движений отличается от правой. Основная

деятельность левой руки сосредотачивается на пальцевых движениях,

взаимодействие подвижности нажимающих на струну пальцев и предплечья,

переносящего кисть из позиции в позицию. Занятия развитием техники левой

руки обеспечивает предельную свободу всех звеньев двигательного аппарата.

Свобода - основной закон для музыкального исполнения. Обеспечивает

свободу игрового аппарата, что способствует качественному исполнению

музыкального произведения.

1

Данная хрестоматия предназначена для учащихся младших классов

музыкальных школ по классу виолончели и направлена на развитие и

укрепление техники левой руки. В нее включены и систематизированы по

целям и задачам упражнения, этюды, небольшие музыкальные фрагменты из

различных сборников.

В данной хрестоматии представлены упражнения для развития техники

левой руки виолончелиста, основные приемы игра на грифе, дается список

литературы.

Каждый

прием

определил

название

разделов.

Внутри

разделов

упражнения расположены в порядке возрастания сложности.

После упражнений в каждом разделе представлены произведения, в

которых

используется

освоенный

прием.

Представлены

варианты

ансамблевого исполнения, где вторую партию может исполнять либо

преподаватель, либо другой учащийся.

Данная хрестоматия полезна для начального освоения штрихов игры на

виолончели и снабжена методическими рекомендациями для преподавателей.

2

Содержание

I.

Падение и отскок пальцев …………………………………………… 4

II.

Широкое и узкое положение пальцев......………………………………11

III.

Переходы левой руки (смена позиций)..………………………………..18

IV.

Список литературы....................................................................................24

3

I.

Падение и отскок пальцев.

Упражнения на падение и отскок пальцев очень полезны, хоть и

кажутся примитивными, такие упражнения иллюстрируют схему работы

пальцев левой руки. При его игре в медленном темпе следить за работой

пальцев левой руки. Пальцы левой руки должны совершать быстрые и легкие

движения при падении и отскоке, состояние левой руки – естественное и

свободное.

Начинать играть упражнения в медленном темпе, по мере овладения

навыками падения и отскока пальцев темп можно ускорять. При исполнении

обязательно использовать весь смычок. Важно контролировать интонацию,

падение пальца должно совершаться в ту же точку с которой он поднялся.

Рекомендуется на первоначальном этапе играть перед зеркалом, с целью

зрительного контроля падения и отскока пальцев левой руки, но, не

привыкать к зрительному контролю, иначе пальцы будут играть «глазами».

Благодаря частому использованию открытых струн легче уделять

внимание состоянию запястья, большого пальца и ладони, освобождаясь от

«хватки».

Играть данное упражнение на каждой струне: Ля, Ре, Соль, До.

Проучить можно несколькими способами:

Играть отдельно каждую ноту. При звучании открытой струны,

готовить палец, который будет совершать падение после.

Играть два, четыре, восемь легато, ноты распределять на весь смычок.

Разбить последовательность ноты на различные группировки.

Например: четверть, две восьмые, половинная и тп. Помнить о

«приготовление» пальца заранее перед падением на струну.

4

В следующих упражнениях следить за ритмической артикуляцией,

также не забывать о свободе движений пальцев левой руки и общим ее

состоянием покоя. В случаях, когда пальцы остаются лежать на струне,

следить, чтобы подушечки пальцев и большой палец не прижимались крепко,

чтобы не напрягать ладонь и запястье.

Способы изучения:

Играть с начала в медленном темпе, по две легато. Использовать весь

смычок при игре.

Четыре, восемь легато на смычок, использовать весь смычок при игре.

Разбить последовательность ноты на различные группировки.

Например: четверть, две восьмые, половинная и тп. Помнить о

«приготовление» пальца заранее перед падением на струну.

5

6

7

Этюды для закрепления

8

9

II. Широкое и узкое расположение пальцев левой руки.

Определяется два основных типа расположения пальцев левой руки на

струне во время игры- широкое и узкое.

Узкое расположение.

При узком расположении расстояние

между каждым пальцем полтона. При

узком расположении 1-м и 4-м пальцами

на одной струне берется малая терция.

Широкое расположение.

Широкое расположение пальцев

предполагает наличие цело тонного

интервала между соседними пальцами.

10

Достигается оно двумя способами:

Путем оттягивания первого пальца от остальных.

Путем оттягивания 2-го, 3-го, 4-го от 1-го, при этом 3-й и 4,-й

пальцы не должны отклоняться влево от струны.

В обоих случаях первый палец вытягивается, но распрямляется не

полностью.

Для

облегчения

задачи

предплечье

и

кисть

слегка

поворачиваются в сторону большого пальца. При переходе к узкому

положению снова выровнять положение рук.

Упражнения.

11

Упражнения для широкого расположения пальцев.

12

Упражнения с узким и широким расположением пальцев.

При игре данного упражнения играющий должен все внимание уделить

на то, чтобы при движении первого пальца вверх и вниз большой палец и

рука не меняли бы своего положения.

13

14

В данном упражнении приучить пальцы не менять своего положения,

оставлять лежать их на струне, как это показано в примере 1,2 и 8, оставить

лежать на струне 2 палец, в номере 3,4,7-остается лежать третий палец, а в

номере 5,6- остается лежать четвертый палец.

Способы изучения:

Играть без смычка. Например, упражнение 1: установить

интервал ми-до и отработать без смычка движение первым

пальцем, то есть его переход от ми на ре-диез.

Играть отдельными голосами. Например, упражнение 1: с начала

отработать отдельно движение первого пальца ми- ре-диез, за тем

играть каждую ноту отдельно.

Играть в медленном темпе, без легато, каждую ноту отдельно,

затем два легато и постепенно увеличивая количество нот на

смычок.

15

Примеры.

16

17

18

III.

Переходы левой руки по грифу (Смена позиций).

Переходы

из

одной

позиции

в

другую

представляют

собой

определенную трудность для левой руки. В чем заключается суть переходов

и способы их выполнения без затруднений?

Переход на виолончели совершается исключительно путем сгибания и

разгибания предплечья, требующего самых незначительных усилий. При

переходе пальцы выполняют не значительную роль. В момент перемещения

руки по грифу, пальцы прекращают зажимать струну и вместе с кистью,

касаясь струны, переносят предплечьем в новую позицию. Большой палец,

лежащий на шейке, движется совместно с другими пальцами и не должен

отставать. Переход должен осуществляться уверенно, плавным энергичным

движением

Самое важное при переходах- сознательное и четкое разделение

функций нажима пальцев и сгибания-разгибания предплечья.

Выполняя

упражнение

выполнять

переходы

несколько

замедляя

движения руки. Это вызывает слышимое глиссандо, которое при быстром

движении руки не должно быть явным. Следить за работой предплечья,

также пальцами, помнить, что в момент перехода пальцы прекращают

зажимать струну.

Переходы делятся на несколько типов. Ниже причислены типы

переходов и упражнения к каждому типу.

Первый тип – переход на одном и том же пальце. Проучивать данный

тип переходом можно несколькими способами:

Играть с остановкой. Сыграть первую ноту, остановив смычок

поменять позицию, при этом палец также ослабляет нажим на струну;

Играть с явным глиссандо. При смене позиции сыграть озвученный

переход, иными словами, глиссандо, помнить про ослабление пальца

при скольжении по струне;

Играть

пунктирным

штрихом.

Пунктирный

штрих

поможет

почувствовать предплечью интенсивность перехода, важно следить за

интонацией;

19

Второй тип- переход во время озвучивания открытой струны. В момент

перехода рука перемещается быстро над струной, но в тоже время

плавно.

При игре данного типа переход важно «предслышание»

предстоящей ноты.

Проучить можно несколькими способами:

Играть на легато. Начиная от двух легато, затем играть по

четыре-восемь легато.

Играть на легато нечетными числами. Три, шесть, семь легато.

Третий тип- переход путем замены пальца, нажимающего сруну.

Движение руки в момент перехода должно совершаться быстро, точно

и уверенно. Важно не допускать запоздалое снятие пальца, на котором

совершается переход, иначе это приведет к некрасивому глиссандо.

20

Проучить можно несколькими способами:

Разбивая каждую ноту на восьмые и шестнадцатые длительности. При

игре таким способом важно учитывать ритмическую артикуляцию.

21

Играть на легато. Переход должен быть четким и быстрым, иначе

прозвучит глиссандо. Важно помнить, что при переходе пальцы

ослабляют нажим на струну, переход выполняет предплечье.

При исполнении перехода данного типа на двух струнах «скольжение»

руки совершается на первой струне и приближаясь к новой позиции

«вытесняющий» палец устанавливается на другую струну. При игре данного

типа перехода важно «предслышание» ноты к которой совершается переход.

22

Ч

е

т

в

ертый тип- переход осуществляется тем пальцем, которым берется

первый звук.

Проучить можно несколькими способами:

Разделяя на различные ритмические организации. Важно соблюдать

ритмическую артикуляцию. Важно! не совершать переход пальцами, в

медленном темпе прочувствовать движение предплечья.

Выполнять переход через паузу. Во время паузы рука совершает

переход, он должен быть четким и быстрым.

Исполнять упражнение разными группировками нот. Это поможет

отработать переход более детально.

23

IV.

Список литературы

1.

Беккер Х. Техника и искусство игры на виолончели / Х. Беккер. –

Москва:Музыка, 1978.-287с.

2.

Броун А. Очерки по методике игры на виолончели / А. Броун. – М.:

Музыка, 1960. – 91с.

3.

Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке / В. Ю. Григорьев. –

М.: Классика-XXI, 2006. – 256с.

4.

Сапожников Р. Первоначальное обучение виолончелиста (методика

развития первоначальных навыков игры на виолончели) / Р. Сапожников. –

М.: Музгиз, 1962. – 84с.

5.

Сапожников Р. Школа игры на виолончели / Р. Сапожников. – Музгиз,

1955. – 48с.

24

25



В раздел образования