Напоминание

Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда для детей с РАС


Автор: Потакова Анна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ РО "Каменская специальная школа №15"
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский
Наименование материала: статья
Тема: Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда для детей с РАС
Раздел: начальное образование





Назад




Городская базовая площадка 2023-2024

Применение метода «Сенсорная

интеграция» в коррекционно -

разбвивающей работе с детьми

ОВЗ (ЗПР, ТНР)

Выступающие,

учителя-логопеды МБДОУ №24:

Надь Е.Г., Кадач Л.В., Рудакова А.В.

Метод сенсорной интеграции был впервые разработан

американским эрготерапевтом и нейропсихологом Энн

(1923-1988)

Джин Айрес

Интеграция

(

.

– «

»,

от лат

integratio

восстановление

«

», «

»).

восполнение

соединение

Процесс объединения частей

.

в целое

Интегрировать

,

означает собрать воедино разные части

.

заставить их работать более слаженно как единая система

,

Сенсорная интеграция необходима для речи и игры

.

движения

Значение сенсорной интеграции

-

это фундамент для

,

.

освоения чтения

письма и адекватного поведения

Цель метода сенсорной интеграции

-

обучение

,

одновременно обрабатывать информацию получаемую

.

головным мозгом от разных анализаторов

Метод сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция

,

сложный процесс

происходящий

.

в центральной нервной системе

.

ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ

Основная идея метода сенсорной интеграции

Впечатления собственного тела

тактильные,

проприоцептивные, вестибулярные,

являются базой для

приобретения и накопления сенсорного опыта и развития

личности в целом

Метод сенсорной интеграции

-

предполагает стимуляцию работы

органов чувств в условиях координации

.

различных сенсорных систем

Существуют два основных

направлениях

:

1. Создание специальных средовых условий

2.

Развитие способов полисенсорного

восприятия.

Игры с элементами сенсорной интеграции

Цели:

развитие и сбалансированность

обработки

.

сенсорных стимулов нервной системой

:

В будущем это

-

развитие: слухового, тактильного, зрительного,

вкусового и обонятельного восприятия + развитие

вестибулярной и проприрецептивной ф-ций;

-

;

развитие Высших Психических Функций

-

;

улучшение мелкой и крупной моторики

-

;

стимуляция познавательной активности

-

;

формирование и развитие всех компонентов речи

-

-

коррекция и развитие эмоционально волевой и

;

коммуникативной сферы

-

.

содействие в адаптации ребенка к новым условиям

1. Игры для развития вестибулярной системы

(гравитационного восприятия).

-

-

Игры и упражнения на досках балансирах

-

, «

»

Ходьба по дорожкам из веревок

кочек

2. Игры для развития проприорецептивной ситемы

,

Ползанье на четвереньках

-

,

Перекрестная ходьба

-

,

Стояние на одной ноге

-

,

Задания

в которых надо

,

карабкаться

пролезать по

предмету или сквозь них

-

,

Залезания на препятствия

пролезание в туннели

-

Копирование движений

.

пальцами рук

-

;

Игры с матами

-

;

Упражнения на фитболах

-

.

Игры с туннелями и палатками

3. Игры для развития тактильного

восприятия

-

«

»,

Игры с

Сенсорными коробками

контейнерами

;

с различными наполнителями

-

;

Игры с сыпучими и пластичными массами

-

.

Игры с тактильными дорожками

-

«

».

Рисунки на теле

-

.

Игры с прищепками

-

«

»;

Игра

Чудесный мешочек

-

«

».

Игра

Угадай на ощупь

-

Игры с красками

-

,

Игры с мелкой и крупной мозаикой

,

,

.

конструктором мозаикой шнуровкой

-

Игры с бассейном с водой и

.

всевозможными приспособлениями

-

Игры с сортерами с различными

.

наполнителями

-

:

Игры с природным материалом

-

Игры с различными видами тканей

-

Игры с бумагой

-

Игры с массажными мячами

3. Игры для развития зрительного

восприятия

-

«

».

Игра

Спрятанные изображения

-

«

».

Игра

Парные изображения

-

«

».

Игра

Незаконченные изображения

-

«

».

Игра

Разрезные изображения

-

«

?».

Игра

Что спрятано

-

.

Игры с цветными камнями

-

.

Игры с цветной мозаикой

-

.

Игры с бусами

-

«

»

Игры с цветными

стеклышками

4. Игры для развития слухового восприятия

-

,

.

Игры с музыкальными инструментами звучащими игрушкам

«

,

».

Угадай какой музыкальный инструмент звучит

-

«

».

Игра

Различай веселую и грустную музыку

-

«

».

Игра

Тихо и громко

-

«

».

Игра

Слушай и выполняй

-

«

».

Игра

Шумящие коробочки

5. Игры для развития вкусового и обонятельного

восприятия

-

«

.

Игра

Угадай по запаху

-

.

Ароматерапия

-

«

-

».

Игра

Съедобное несъедобное

-

«

».

Игра

Узнай предмет на вкус

.

1. Игры для развития проприорецептивной системы

:

Игры и упражнения

. «

»(

)

упр

Повтори

кинезио

Ходьба с мешочками

1. Игры для развития проприорецептивной системы

:

Игры и упражнения

. «

»

упр

Растяжки

.

Упр Струночка

2. Игры для развития вестибулярной системы

(гравитационного восприятия).

:

Игры и упражнения

в гамаке

-

на доске балансире

на фитболе

3. Игры для развития тактильного

восприятия

«

Игра

Найди

»

пару на ощупь

«

Игра с

Определи

и опиши материал

»

на ощупь

«

Игра с

Определи

»

предмет на ощупь

Игры для развития тактильного восприятия

Рисование фигур на частях

тела

Игры для развития тактильного

восприятия

Игры с сенсорными

коробками

Игры с цветными лентами

4. Игры для развития зрительного

восприятия

«

»

Игра

Спрятанные изображения

(

).

зашумленные картинки

«

Игра

Следим глазками за

персонажем

(

).

пальчиковый театр

4. Игры для развития зрительного восприятия

«

»: «

Командная игра с

Парашютом

Загони мячик в

».

лунку

5. Игры для развития слухового восприятия

:

Игры с музыкальными инструментами

-

«

-

Игра

Вперед

»

назад

(

колокольчик\

)

маракас

«

-

»

Игра

День ночь

(

колокольчик

-

)

звучит не звучит

«

Игра

Угадай что

звучало

(

бубен\колокольчи

)

к\ маракас

6. Игры для развития вкусового и обонятельного

восприятия

«

».

Игра

Узнай специю по запаху

Применение метода «Сенсорная интеграция»

.

Демонстрация видеоролика

Структура занятия по Сенсорной интеграции

«

»,

Приветствие с парашютом

Я твой друг и ты мой друг

с

«

»

мячиком

Загони мяч в лунку

-

Р е

проприорецептивной функции

«

»,

Пошевели

«

».

Почувствуй

-

Р е

обонятельного восприятия

«

»

Специи

с закрытыми

.

глазами

-

Р е

слухового восприятия

«

», «

»

Бочонки

Узнай по звуку

-

Р е

сенсорного восприятия

«

»

с мешочками

Найди пару

Р-е вестибулярной функции «

» +

, +

Балансиры

мешочки

.

звуки

Р-е зрительного восприятия

Завершение з-я «

»

Под парашютом

Литература:

1.

.

«

»

Айрес Э Джин

Ребенок и сенсорная интеграция

понимание

скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для

.

.: «

», 2019 – 272 .

специалистов и родителей М

Теревинф

с

2.

.

.

.

Венгер Л А и др Воспитание сенсорной культуры ребенка от

6

:

.

.

/

.

.

,

. .

рождения до

лет

Кн для воспитателя дет

сада

Л А Венгер Э Г

,

. .

;

.

.

.

.

.:

, 1988.

Пилюгина

Н Б Венгер Под ред Л А Венгера

М Просвещение

-144 :

.

с

ил

3.

,

.

:

,

Кислинг

Улла Сенсорная интеграция в диалоге

понять ребенка

,

/

;

распознать проблему

помочь обрести равновесие

Улла Кислинг

под

. .

.

; [

.

. .

.

]. -

.:

, 2010. - 240

ред Е В

Клочковой

пер с нем К А Шарр

М Теревинф

.

с

4.

«

»

,

Крановиц Кэрол Сток

Разбалансированный ребенок

Редактор

2012. – 396 .

с

5.

.

.

-

Лынская М И Сенсорно интегративная артикуляционная

.

. —

.:

, 2016. — 28 .

гимнастика

Методическое пособие

М Парадигма

с

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !!!



В раздел образования