Автор: Потакова Анна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ РО "Каменская специальная школа №15"
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский
Наименование материала: статья
Тема: Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда для детей с РАС
Раздел: начальное образование
Городская базовая площадка 2023-2024
Применение метода «Сенсорная
интеграция» в коррекционно -
разбвивающей работе с детьми
ОВЗ (ЗПР, ТНР)
Выступающие,
учителя-логопеды МБДОУ №24:
Надь Е.Г., Кадач Л.В., Рудакова А.В.
Метод сенсорной интеграции был впервые разработан
американским эрготерапевтом и нейропсихологом Энн
(1923-1988)
Джин Айрес
Интеграция
(
.
– «
»,
от лат
integratio
восстановление
«
», «
»).
восполнение
соединение
Процесс объединения частей
.
в целое
Интегрировать
–
,
означает собрать воедино разные части
.
заставить их работать более слаженно как единая система
,
Сенсорная интеграция необходима для речи и игры
.
движения
Значение сенсорной интеграции
-
это фундамент для
,
.
освоения чтения
письма и адекватного поведения
Цель метода сенсорной интеграции
-
обучение
,
одновременно обрабатывать информацию получаемую
.
головным мозгом от разных анализаторов
Метод сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция
–
,
сложный процесс
происходящий
.
в центральной нервной системе
.
ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ
Основная идея метода сенсорной интеграции
➢
Впечатления собственного тела
–
тактильные,
проприоцептивные, вестибулярные,
являются базой для
приобретения и накопления сенсорного опыта и развития
личности в целом
Метод сенсорной интеграции
-
предполагает стимуляцию работы
органов чувств в условиях координации
.
различных сенсорных систем
Существуют два основных
направлениях
:
1. Создание специальных средовых условий
2.
Развитие способов полисенсорного
восприятия.
Игры с элементами сенсорной интеграции
Цели:
развитие и сбалансированность
обработки
.
сенсорных стимулов нервной системой
:
В будущем это
-
развитие: слухового, тактильного, зрительного,
вкусового и обонятельного восприятия + развитие
вестибулярной и проприрецептивной ф-ций;
-
;
развитие Высших Психических Функций
-
;
улучшение мелкой и крупной моторики
-
;
стимуляция познавательной активности
-
;
формирование и развитие всех компонентов речи
-
-
коррекция и развитие эмоционально волевой и
;
коммуникативной сферы
-
.
содействие в адаптации ребенка к новым условиям
1. Игры для развития вестибулярной системы
(гравитационного восприятия).
-
-
Игры и упражнения на досках балансирах
-
, «
»
Ходьба по дорожкам из веревок
кочек
2. Игры для развития проприорецептивной ситемы
,
Ползанье на четвереньках
-
,
Перекрестная ходьба
-
,
Стояние на одной ноге
-
,
Задания
в которых надо
,
карабкаться
пролезать по
предмету или сквозь них
-
,
Залезания на препятствия
пролезание в туннели
-
Копирование движений
.
пальцами рук
-
;
Игры с матами
-
;
Упражнения на фитболах
-
.
Игры с туннелями и палатками
3. Игры для развития тактильного
восприятия
-
«
»,
Игры с
Сенсорными коробками
контейнерами
;
с различными наполнителями
-
;
Игры с сыпучими и пластичными массами
-
.
Игры с тактильными дорожками
-
«
».
Рисунки на теле
-
.
Игры с прищепками
-
«
»;
Игра
Чудесный мешочек
-
«
».
Игра
Угадай на ощупь
-
Игры с красками
-
,
Игры с мелкой и крупной мозаикой
,
,
.
конструктором мозаикой шнуровкой
-
Игры с бассейном с водой и
.
всевозможными приспособлениями
-
Игры с сортерами с различными
.
наполнителями
-
:
Игры с природным материалом
-
Игры с различными видами тканей
-
Игры с бумагой
-
Игры с массажными мячами
3. Игры для развития зрительного
восприятия
-
«
».
Игра
Спрятанные изображения
-
«
».
Игра
Парные изображения
-
«
».
Игра
Незаконченные изображения
-
«
».
Игра
Разрезные изображения
-
«
?».
Игра
Что спрятано
-
.
Игры с цветными камнями
-
.
Игры с цветной мозаикой
-
.
Игры с бусами
-
«
»
Игры с цветными
стеклышками
4. Игры для развития слухового восприятия
-
,
.
Игры с музыкальными инструментами звучащими игрушкам
«
,
».
Угадай какой музыкальный инструмент звучит
-
«
».
Игра
Различай веселую и грустную музыку
-
«
».
Игра
Тихо и громко
-
«
».
Игра
Слушай и выполняй
-
«
».
Игра
Шумящие коробочки
5. Игры для развития вкусового и обонятельного
восприятия
-
«
.
Игра
Угадай по запаху
-
.
Ароматерапия
-
«
-
».
Игра
Съедобное несъедобное
-
«
».
Игра
Узнай предмет на вкус
.
1. Игры для развития проприорецептивной системы
:
Игры и упражнения
. «
»(
)
упр
Повтори
кинезио
Ходьба с мешочками
1. Игры для развития проприорецептивной системы
:
Игры и упражнения
. «
»
упр
Растяжки
.
Упр Струночка
2. Игры для развития вестибулярной системы
(гравитационного восприятия).
:
Игры и упражнения
в гамаке
-
на доске балансире
на фитболе
3. Игры для развития тактильного
восприятия
«
Игра
Найди
»
пару на ощупь
«
Игра с
Определи
и опиши материал
»
на ощупь
«
Игра с
Определи
»
предмет на ощупь
Игры для развития тактильного восприятия
Рисование фигур на частях
тела
Игры для развития тактильного
восприятия
Игры с сенсорными
коробками
Игры с цветными лентами
4. Игры для развития зрительного
восприятия
«
»
Игра
Спрятанные изображения
(
).
зашумленные картинки
«
Игра
Следим глазками за
персонажем
(
).
пальчиковый театр
4. Игры для развития зрительного восприятия
«
»: «
Командная игра с
Парашютом
Загони мячик в
».
лунку
5. Игры для развития слухового восприятия
:
Игры с музыкальными инструментами
-
«
-
Игра
Вперед
»
назад
(
колокольчик\
)
маракас
«
-
»
Игра
День ночь
(
колокольчик
-
)
звучит не звучит
«
Игра
Угадай что
?»
звучало
(
бубен\колокольчи
)
к\ маракас
6. Игры для развития вкусового и обонятельного
восприятия
«
».
Игра
Узнай специю по запаху
Применение метода «Сенсорная интеграция»
➢
.
Демонстрация видеоролика
Структура занятия по Сенсорной интеграции
➢
«
»,
Приветствие с парашютом
Я твой друг и ты мой друг
с
«
»
мячиком
Загони мяч в лунку
➢
-
Р е
проприорецептивной функции
«
»,
Пошевели
«
».
Почувствуй
➢
-
Р е
обонятельного восприятия
«
»
Специи
с закрытыми
.
глазами
➢
-
Р е
слухового восприятия
«
», «
»
Бочонки
Узнай по звуку
➢
-
Р е
сенсорного восприятия
«
»
с мешочками
Найди пару
➢
Р-е вестибулярной функции «
» +
, +
Балансиры
мешочки
.
звуки
➢
Р-е зрительного восприятия
➢
Завершение з-я «
»
Под парашютом
Литература:
1.
.
«
»
Айрес Э Джин
Ребенок и сенсорная интеграция
понимание
скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для
.
.: «
», 2019 – 272 .
специалистов и родителей М
Теревинф
с
2.
.
.
.
Венгер Л А и др Воспитание сенсорной культуры ребенка от
6
:
.
.
/
.
.
,
. .
рождения до
лет
Кн для воспитателя дет
сада
Л А Венгер Э Г
,
. .
;
.
.
.
.
.:
, 1988.
Пилюгина
Н Б Венгер Под ред Л А Венгера
М Просвещение
-144 :
.
с
ил
3.
,
.
:
,
Кислинг
Улла Сенсорная интеграция в диалоге
понять ребенка
,
/
;
распознать проблему
помочь обрести равновесие
Улла Кислинг
под
. .
.
; [
.
. .
.
]. -
.:
, 2010. - 240
ред Е В
Клочковой
пер с нем К А Шарр
М Теревинф
.
с
4.
«
»
,
Крановиц Кэрол Сток
Разбалансированный ребенок
Редактор
2012. – 396 .
с
5.
.
.
-
Лынская М И Сенсорно интегративная артикуляционная
.
. —
.:
, 2016. — 28 .
гимнастика
Методическое пособие
М Парадигма
с
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !!!