Автор: Коденцева Наталья Анатольевна
Должность: Мастер ПО, преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ СМТТ
Населённый пункт: Ульяновская область, р.п. Старая Майна
Наименование материала: Статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Раздел: среднее профессиональное
УДК 37.047
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Коденцева Наталья Анатольевна
ОГБПОУ Старомайнский технологический техникум
Аннотация
В
статье
рассматривается
вопрос
о
практико-ориентированном
подходе к обучению в образовательном учреждении во время учебной
практике
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
применении
практико-ориентированных
технологий,
поэтапном
формировании профессиональных компетенций личности студента в
соответствии с ФГОС СПО.
Ключевые
слова:
профессиональное
образование,
инклюзия,
студенты с ОВЗ, компетентностный подход, компетенция, принципы
оптимизации учебного процесса.
Abstract
The article examines the issue of a practice-oriented approach to teaching
in an educational institution during the educational practice of students with
disabilities, the use of practice-oriented technologies, and the step-by-step
formation of professional competencies of a student's personality in accordance
with the Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education.
Keywords: professional education, inclusion, students with disabilities,
competency-based approach, competence, principles of optimization of the
educational process.
Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями
здоровья
(ОВЗ)
является
необходимым
условием
их
успешной
социализации. Данный факт, основанный на декларированном ООН в 2008
г. праве инвалидов на получение профессионального образования в
Конвенции «О правах инвалидов» (ст.24, п.5), послужил отправной точкой
для многочисленных дискуссий в научном сообществе.
Сегодня как никогда актуально высказывание: в современном мире
даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а для
ребенка с ограниченными возможностями здоровья для него образование в
обществе становится большой проблемой.
Практико-ориентированный подход обучения для обучающихся лиц
ОВЗ в нашем Старомайнском технологическом техникуме, применяется с
первых
дней
обучения.
Теоретическое
обучение
проводиться
с
использованием
активных
технологий
обучения.
А
лабораторно-
практические занятия, учебная практика по профессии 16675 Повар,
проходит
с использованием актуальной практической базы, в нашей
лаборатории. Обучающиеся должны не просто закреплять основные
теоретические положения учебной дисциплины, а учится прогнозировать,
планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному
способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою
деятельность. Таким образом, практико-ориентированная образовательная
среда, сформированная в профессиональной образовательной организации,
выступает ключевым условием формирования у обучающихся знаний,
умений, навыков и профессионально-значимых личностных качеств,
необходимых для освоения комплекса компетенций специалиста.
Моя позиция, как мастера производственного обучения по отношению
к ребенку с ограниченными возможностями здоровья такова: он мой
союзник, соратник, имеющий право на несогласие, сомнение и ошибку.
Цель моей педагогической деятельности видится в том, чтобы создать
условия для поиска, обретения и принятия ребенком своего «я», создать
условия для взаимодействия и равноправного общения моих детей;
продолжить развивать учебно-познавательный, творческий потенциал.
Считаю, что профессиональное образование в наибольшей степени
способствует
социальной
динамике
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, позволяет в первую очередь сделать ему выбор
профессионального
и
личностного
пути
развития
и
тем
самым
обеспечивает успешную социализацию в обществе. Эта проблема сейчас
является
актуальной
для
всех
профессиональных
образовательных
организаций Ульяновской области. Такая же проблема существует и в
Старомайнском технологическом техникуме, так как с 2008 года в
организации обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья (с
легкой степенью умственной отсталости). Сегодня в техникуме ведется
подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по
профессии «Повар», «Повар- кондитер» ( 33 обучающихся). Большинство
выпускников
из
Ульяновской
области,
Сенгилеевского
района,
Старомайнского
района.
Для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья учебный процесс ведется по адаптированной
программе. Во время учебной практике ребята
с удовольствием
отрабатывают
приготовление
всех
блюд,
согласно
адаптированной
программе. Затем показывают все знания и умения приобретенные на
занятиях, проводят мастер-классы по профессии «Повар», которые ребята
дают и в техникуме, и в реабилитационном центре «Добродея», конкурсы
профессионального мастерства по профессии «Повар», успешное участие в
чемпионате «Абилимпикс». Победы в творческих конкурсах, в спортивных
соревнованиях на уровне города и области дает обучающимся уверенность
в своих силах, формируют толерантное отношение в профессиональной
среде, в обществе, способствуют социальной рекламе.
Хотелось бы подробнее остановиться на их практическом опыте,
приобретенным во время учебной практике, связанной с их будущей
профессией «Повар». Это, в частности, мастер-классы по профессии
«Повар», которые ребята дают как на уровне техникума, так и на районном
уровне, например, на днях открытых дверей в нашем техникуме, на
различных районных мероприятиях. Мастер-классы различной тематики
предоставляю возможность поделиться опытом между собой. Китайская
мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне- и я запомню. Дай
мне действовать самому - и я научусь».
Рисунок 1 – Социальное партнерство
Рисунок 2 – Мастер-класс «Приготовление холодных бутербродов»
При проведении мастер класса для каждого обучающегося подбираю
свою планку, хвалю его, отмечаю каждый даже самый незначительный
успех. Указываю на промахи, но не унижаю при этом, не задеваю
самолюбие ребенка. Даю возможность
исправлять ошибки. Когда
обучающийся достигает своего результата, у него появляется радость в
глазах. Увидеть радость в глазах ребенка, что может быть важнее для
педагога?
В нашем районе, в р.п. Старой Майне в октябре 2022 г., основан
Фонд « Мы вместе» и с тех пор жители Старой Майны и наши
обучающиеся
студенты
оказываем
посильную
помощь
нашим
мобилизованным землякам и добровольцам, находящимся в зоне СВО и
выполняющие боевые задачи. Для выполнения задач, нашим Zащитникам
нужна помощь и ребята с удовольствием на уроках учебной практике
катают домашнюю лапшу, пекут пряники, вакумируют в пакеты, пишут
солдатам письма и отправляют в зону специальной военной операции.
Наши студенты считают, только от ВСЕХ НАС зависит ПОБЕДА!
Рисунок 4- Помощь обучающихся, во время учебной практике ,
нашим бойцам на СВО.
По
прошествии
нескольких,
лет
видны
уже
положительные
результаты нашей работы: обучающиеся свободно общаются в коллективе
сверстников, они приобретают навыки социального взаимодействия и
положительный жизненный опыт, повышается мотивация к обучению и
качество
знаний,
и,
что
немаловажно,
почти
все
выпускники
трудоустраиваются по полученной профессии.
Мониторинг результатов за 3 года свидетельствуют о повышении
качество знаний.
Если за 2021-2022 учебный год качество знаний составило 40 %, то за
2021-2022 учебный год показатель повысилось до 39 %. В 2023- 2024
учебном году повысилось до 55%.
Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья -
это одна из важнейших задач, стоящих перед всем педагогическим
коллективом
нашего
техникума.
Все
мы
прекрасно
знаем,
что
трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья
затруднено в связи с тем, что заявленные работодателями вакансии не
предполагают наличия специально созданных рабочих мест для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Но
несмотря
на
это,
выпускники
техникума
чувствуют
себя
востребованными и нужными в обществе. Демонстрируют свои знания и
умения, которым их обучили преподаватели и мастера производственного
обучения в нашей образовательной организации. Многие из них работают
по профессии на предприятиях Старомайнского, Чердаклинского районов
Ульяновской области, в г. Ульяновск и в г. Димитровграде.
Рисунок 5 – Трудоустройство выпускников
Рисунок 6 –Трудоустройство выпускников
Главная цель всего нашего педагогического коллектива заключаются
в том, что лица с ОВЗ нуждаются в специальной образовательной
поддержке, выражающейся в погружении в общую образовательную
среду, предполагающую отсутствие барьеров и препятствий для их
полноценной деятельности, с возможным включением различных форм
специального образования.
Философ Сократа выразил одну мысль так - «…. в каждом человеке
есть солнце, только дайте ему светить!»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие. М.:
Владом, 2020. 368 с.
2. Актуальные вопросы профессионального обучения и социальной
интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: Сб. статей:/М.
С. Савина, А. Я. Миндаль, О. А. Степанова и др.; Под ред. М. С. Савиной.
– М.: 67 НИИРПО, 2019
3.
Буданова
Л.
Б.
Построение
модели
инновационного
образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями
здоровья. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 2020.
4. Паншина И. А. Коррекционно-развивающая работа с учащимися
«группы риска», Профессиональное образование, №9 2019.
5.
Профессиональная
реабилитация
сирот
и
инвалидов
в
профессиональном училище. Опыт экспериментального исследования,
Москва, Издательский дом «Новый учебник», 2020.
6. Письмо Минпросвещения России от 11.02.2019 N 05-108"О
профессиональном обучении лиц с различными формами умственной
отсталости"(вместе
с
"Разъяснениями
по
вопросам
организации
профессионального
обучения
лиц
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)").
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб.
пособие. М.: Народное образование, 2021, 256 с..
8. Старобина Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной
отсталостью: метод. Пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2020. 120 с.