Напоминание

«Вокально-хоровые упражнения для развития навыка двухголосного пения в младшем хоре ДШИ»


Автор: Завьялова Екатерина Анатольевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Вельская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Вельск, Архангелская область
Наименование материала: Методическая разрабока
Тема: «Вокально-хоровые упражнения для развития навыка двухголосного пения в младшем хоре ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Вельская детская школа искусств»

Методическое пособие

«Вокально-хоровые упражнения для развития навыка двухголосного

пения в младшем хоре ДШИ»

Завьялова Екатерина Анатольевна

Преподаватель хоровых дисциплин

МБУ ДО «Вельская ДШИ»

Высшая квалификационная категория

1

Хоровое

пение

один

из

видов

коллективной

исполнительской

деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их

общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира. Приходя в

хоровой коллектив, дети включаются в творческую атмосферу коллективного

музицирования. Одно из ярких выразительных средств хоровой музыки –

многоголосие,

освоение

которого

зависит

от

того,

каким

образом

осуществляется обучение двухголосному пению.

Многоголосие

в

хоре

является

результатом

качественного

развития

гармонического слуха, поэтому все попытки выучить один голос, затем другой,

а потом соединить их механически, обречены на провал. К многоголосию

следует готовить детей, начиная с первых шагов обучения пению. Работа эта

длительная и рассчитана на систематичность и последовательность накопления

слуховых ощущений и формирование необходимых музыкально-слуховых

умений и навыков.

Работа над многоголосием начинается с развития навыка двухголосного

пения. Это самый ответственный и сложный этап в работе над многоголосием,

на котором дети должны научиться воспринимать оба голоса одновременно и

равноценно, что для музыкального мышления многих является трудной

задачей.

Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух

мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо

параллельно, что создает различные условия для пения детей в младшем хоре.

Обучение детей двухголосному пению в младшем хоре условно можно

поделить на отдельные этапы:

Подготовительный этап

– направлен на формирование слушательского

опыта детей, умение слышать красоту двухголосного пения. Дети слушают

музыку

и

анализируют

фактуру

произведения.

Ведущую

роль

в

подготовительном периоде играет вокально-хоровая работа. Основная задача -

2

научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания

голосов - унисона. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да

и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение. На этом же этапе

закладываются основы певческого дыхания, артикуляции, дикции. По мере

укрепления унисона в одноголосный репертуар рекомендуется вводить песни с

более сложным аккомпанементом, в котором мелодия практически или совсем

не

дублируется.

Работа

над

такими

произведениями

начинается

с

прослушивания и фактурного анализа, изучения вокальной партии без

сопровождения и далее исполнение с облегченным сопровождением. На первых

парах разучивания произведения надо поддержат детей, а дальше необходимо

показать авторский аккомпанемент, предложить вслушаться в него и затем

своим пением влиться в гармоническую ткань произведения.

Второй этап

связан с освоением пения кононов. Каноны, по мнению

многих

педагогов-практиков,

являются

связующим

мостиком

между

одноголосным и многоголосным пением. Каноническое двухголосие наиболее

доступно, интересно и дает достаточно быстрые и ощутимые результаты в

овладении

навыком

распределения

внимания.

Кропотливая

работа

по

разучиванию и исполнению канонов, цель которой выработка главного навыка

– навыка слушания и слышания своего и другого голоса, их сочетания,

качественно формирует навыки двухголосного пения.

Третий этап – освоение элементарных двухголосных интонаций с помощью

вокально-хоровых упражнений. На этом этапе хотелось бы остановиться

подробнее. Приведу примеры упражнений, которые использую в своей

практике.

Обучение двухголосию начинаем с органного пункта (выдержанного тона) в

одном из голосов.

Упражнение «Бим! Бом!»

3

Наиболее

простым

видом

является

так

называемое

«педальное»

двухголосие, в котором один из голосов представляет собой выдержанный звук.

Этот долгий звук может быть как в первом, так и во втором голосе.

Упражнение «Кошкин дом»

1вариант

2 вариант

Можно использовать в качестве упражнений уже знакомые детям попевки,

разнообразив их звучанием второго голоса.

«У кота - воркота» (обработка Г. Куриной)

1 вариант

4

2 вариант

3 вариант

4 вариант

«Я пою, хорошо пою»

1 вариант

2 вариант

5

Двухголосные упражнения с опорой на разные ступени лада, которые хорошо

петь с ручными знаками.

И. Роганова «Вальс лошадок»

Упражнения, основанные на противоположном движении голосов. При

исполнении упражнений, в которых голоса движутся в разном направлении,

учащиеся лучше будут слышать друг друга и меньше вероятности того, что они

будут «сбиваться» на другой голос.

«По дороге Петя шел»

В. Кирюшин «Ходит зайка»

Наиболее сложный вид двухголосия основан на параллельном

голосоведении.

Чаще

всего

встречается

в

произведениях

движение

параллельными терциями. Поэтому в распевание включаются упражнения на

терции. В процессе изучения музыкального материала, в котором имеют место

терцовые цепочки, у детей вырабатывается навык подстраивания. Это ценное

6

качество является первоосновой формирования других, более сложных навыков

двухголосия, а также всех видов многоголосия.

И. Роганова «Весёлый бегемотик»

Упражнения могут быть построены на самостоятельном музыкальном

материале или связаны с исполняемым репертуаром и использоваться для

отработки и преодоления определенных интонационных трудностей. Успешные

результаты упражнений зависят от ряда условий, среди которых немалую роль

играют их музыкальная значимость, наличие определенной, доступной детям

цели,

предварительное

планирование

последовательности

с

учетом

музыкального

развития

школьников,

а

также

количество

упражнений.

Упражнения песенного типа, подобранные определенным образом, могут

вызвать у детей эмоциональные переживания, которые послужат действенным

стимулом освоения навыка двухголосного пения.

В заключении хочется сказать, что развитие навыка многоголосного пения

- процесс кропотливый, долговременный. Но систематические занятия в хоре,

построенные

с

учетом

возрастных

особенностей

детей,

их

голосовых

возможностей, включающие постепенное усложнение задач, доступный и

интересный репертуар, обязательно дадут положительные результаты. Но

самое главное условие успешной работы, на наш взгляд, это увлеченность

пением и творческое вдохновение как каждого участника хорового коллектива,

так и его руководителя.

7

Список используемой литературы:

1.

Курина Г. В. Детское хоровое сольфеджио. Учеб. Пособие д/ДМШ. 1 – 2

кл. – СПб.: Композитор, 2015.

2.

Роганова И. В. Работа с младшим хором: Методическое пособие.

Формирование

первоначальных

вокально-хоровых

навыков.

Одноголосие. Двухголосие. – СПб.: Композитор, 2016.

3.

Сборник методических статей. «Вокально-хоровые технологии». Вып. 2 /

Авт.-сост. И. В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2014.

4.

Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. – М., 1987.

5.

Хоровое сольфеджио по методике Георгия Струве \ под ред. И. В.

Рогановой. – СПб.: Композитор, 2014.

8



В раздел образования