Автор: Завьялова Екатерина Анатольевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Вельская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Вельск, Архангелская область
Наименование материала: Методическая разрабока
Тема: «Вокально-хоровые упражнения для развития навыка двухголосного пения в младшем хоре ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Вельская детская школа искусств»
Методическое пособие
«Вокально-хоровые упражнения для развития навыка двухголосного
пения в младшем хоре ДШИ»
Завьялова Екатерина Анатольевна
Преподаватель хоровых дисциплин
МБУ ДО «Вельская ДШИ»
Высшая квалификационная категория
1
Хоровое
пение
–
один
из
видов
коллективной
исполнительской
деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их
общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира. Приходя в
хоровой коллектив, дети включаются в творческую атмосферу коллективного
музицирования. Одно из ярких выразительных средств хоровой музыки –
многоголосие,
освоение
которого
зависит
от
того,
каким
образом
осуществляется обучение двухголосному пению.
Многоголосие
в
хоре
является
результатом
качественного
развития
гармонического слуха, поэтому все попытки выучить один голос, затем другой,
а потом соединить их механически, обречены на провал. К многоголосию
следует готовить детей, начиная с первых шагов обучения пению. Работа эта
длительная и рассчитана на систематичность и последовательность накопления
слуховых ощущений и формирование необходимых музыкально-слуховых
умений и навыков.
Работа над многоголосием начинается с развития навыка двухголосного
пения. Это самый ответственный и сложный этап в работе над многоголосием,
на котором дети должны научиться воспринимать оба голоса одновременно и
равноценно, что для музыкального мышления многих является трудной
задачей.
Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух
мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо
параллельно, что создает различные условия для пения детей в младшем хоре.
Обучение детей двухголосному пению в младшем хоре условно можно
поделить на отдельные этапы:
Подготовительный этап
– направлен на формирование слушательского
опыта детей, умение слышать красоту двухголосного пения. Дети слушают
музыку
и
анализируют
фактуру
произведения.
Ведущую
роль
в
подготовительном периоде играет вокально-хоровая работа. Основная задача -
2
научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания
голосов - унисона. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да
и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение. На этом же этапе
закладываются основы певческого дыхания, артикуляции, дикции. По мере
укрепления унисона в одноголосный репертуар рекомендуется вводить песни с
более сложным аккомпанементом, в котором мелодия практически или совсем
не
дублируется.
Работа
над
такими
произведениями
начинается
с
прослушивания и фактурного анализа, изучения вокальной партии без
сопровождения и далее исполнение с облегченным сопровождением. На первых
парах разучивания произведения надо поддержат детей, а дальше необходимо
показать авторский аккомпанемент, предложить вслушаться в него и затем
своим пением влиться в гармоническую ткань произведения.
Второй этап
связан с освоением пения кононов. Каноны, по мнению
многих
педагогов-практиков,
являются
связующим
мостиком
между
одноголосным и многоголосным пением. Каноническое двухголосие наиболее
доступно, интересно и дает достаточно быстрые и ощутимые результаты в
овладении
навыком
распределения
внимания.
Кропотливая
работа
по
разучиванию и исполнению канонов, цель которой выработка главного навыка
– навыка слушания и слышания своего и другого голоса, их сочетания,
качественно формирует навыки двухголосного пения.
Третий этап – освоение элементарных двухголосных интонаций с помощью
вокально-хоровых упражнений. На этом этапе хотелось бы остановиться
подробнее. Приведу примеры упражнений, которые использую в своей
практике.
Обучение двухголосию начинаем с органного пункта (выдержанного тона) в
одном из голосов.
Упражнение «Бим! Бом!»
3
Наиболее
простым
видом
является
так
называемое
«педальное»
двухголосие, в котором один из голосов представляет собой выдержанный звук.
Этот долгий звук может быть как в первом, так и во втором голосе.
Упражнение «Кошкин дом»
1вариант
2 вариант
Можно использовать в качестве упражнений уже знакомые детям попевки,
разнообразив их звучанием второго голоса.
«У кота - воркота» (обработка Г. Куриной)
1 вариант
4
2 вариант
3 вариант
4 вариант
«Я пою, хорошо пою»
1 вариант
2 вариант
5
Двухголосные упражнения с опорой на разные ступени лада, которые хорошо
петь с ручными знаками.
И. Роганова «Вальс лошадок»
Упражнения, основанные на противоположном движении голосов. При
исполнении упражнений, в которых голоса движутся в разном направлении,
учащиеся лучше будут слышать друг друга и меньше вероятности того, что они
будут «сбиваться» на другой голос.
«По дороге Петя шел»
В. Кирюшин «Ходит зайка»
Наиболее сложный вид двухголосия основан на параллельном
голосоведении.
Чаще
всего
встречается
в
произведениях
движение
параллельными терциями. Поэтому в распевание включаются упражнения на
терции. В процессе изучения музыкального материала, в котором имеют место
терцовые цепочки, у детей вырабатывается навык подстраивания. Это ценное
6
качество является первоосновой формирования других, более сложных навыков
двухголосия, а также всех видов многоголосия.
И. Роганова «Весёлый бегемотик»
Упражнения могут быть построены на самостоятельном музыкальном
материале или связаны с исполняемым репертуаром и использоваться для
отработки и преодоления определенных интонационных трудностей. Успешные
результаты упражнений зависят от ряда условий, среди которых немалую роль
играют их музыкальная значимость, наличие определенной, доступной детям
цели,
предварительное
планирование
последовательности
с
учетом
музыкального
развития
школьников,
а
также
количество
упражнений.
Упражнения песенного типа, подобранные определенным образом, могут
вызвать у детей эмоциональные переживания, которые послужат действенным
стимулом освоения навыка двухголосного пения.
В заключении хочется сказать, что развитие навыка многоголосного пения
- процесс кропотливый, долговременный. Но систематические занятия в хоре,
построенные
с
учетом
возрастных
особенностей
детей,
их
голосовых
возможностей, включающие постепенное усложнение задач, доступный и
интересный репертуар, обязательно дадут положительные результаты. Но
самое главное условие успешной работы, на наш взгляд, это увлеченность
пением и творческое вдохновение как каждого участника хорового коллектива,
так и его руководителя.
7
Список используемой литературы:
1.
Курина Г. В. Детское хоровое сольфеджио. Учеб. Пособие д/ДМШ. 1 – 2
кл. – СПб.: Композитор, 2015.
2.
Роганова И. В. Работа с младшим хором: Методическое пособие.
Формирование
первоначальных
вокально-хоровых
навыков.
Одноголосие. Двухголосие. – СПб.: Композитор, 2016.
3.
Сборник методических статей. «Вокально-хоровые технологии». Вып. 2 /
Авт.-сост. И. В. Роганова. – СПб.: Композитор, 2014.
4.
Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. – М., 1987.
5.
Хоровое сольфеджио по методике Георгия Струве \ под ред. И. В.
Рогановой. – СПб.: Композитор, 2014.
8