Напоминание

Метод проектов, как средство формирования коммуникативной компетенции


Автор: Зозуля Наталья Витальевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: Северск Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: Метод проектов, как средство формирования коммуникативной компетенции
Раздел: среднее образование





Назад




Образование

сегодня

нацелено

на

формирование

определенных

компетенций. в связи с введением стандартов нового поколения.

Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция,

которая

обеспечивает

успешную

социализацию,

адаптацию

и

самореализацию

в

обществе

так

как

предусматривает

формирование

способностей к межкультурному взаимодействию.

Одной из технологий, обеспечивающей формирование

коммуникативной компетенции, является метод проектов, как способ

развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Типология проектов разнообразна. По М. Е. Брейгиной, проекты могут

подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые,

письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую

приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются

признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и

информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к

изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и

грамматику. Метод проектов способствует развитию активного

самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную

исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение

актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству

воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение

сопереживать, формирует творческие способности и активизирует

обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается

неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки,

культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли,

терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение

добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с

помощью современных компьютерных технологий, создает языковую

среду, способствующую возникновению естественной потребности в

общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий,

позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету.

Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая

опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь

и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со

справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся

возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение

языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или

под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы,

для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом

предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и

интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов

может использоваться в рамках программного материала по любой теме.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое

мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы,

требующей исследовательского поиска её решения.

Практическая значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность

учащихся на уроке и во внеурочное время.

Структурирование содержательной части проекта.

Использование исследовательских методов.

Основные задачи метода проектов:

1. Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в разных видах

речевой деятельности на уровне, определённом программой и стандартом.

2. Формировать активную самостоятельность учащихся.

3. Включать учащихся в диалог культур с использованием языка как средства

межкультурного взаимодействия.

4. Формировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения,

используя возможность мыслить, рассуждать акцентировать внимание на

содержание высказывания.

Основные принципы проектной работы:

1. Вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм

работы).

2. Решение проблем (решать проблемы, используя возможность мыслить;

рассуждая, акцентировать внимание на содержании высказывания).

3. Когнитивный (сознательный) подход к грамматике.

4. Учение с увлечением. Получение удовольствия – одно из главных

условий эффективности обучения.

5. Личностный фактор (возможность учащихся выразить свои собственные

идеи, рассказать о себе, о своей жизни, интересах, увлечениях).

6. Адаптация заданий (задания должны быть посильными, соответствовать

уровню обученности ребёнка).

Этапы проектной работы:

I этап – планирование работы в классе.

II этап – выполнение проекта за пределами класса.

III этап – возвращение в класс.

IV этап – презентация проекта.

V этап – оценка и контроль.

Критерии оценки:

1. Содержание, информативность, актуальность.

2. Грамматическая и лексическая корректность.

3. Оформление.

4. Объём.

5. Представление.

Проект представляет собой работу, в которую вложено много усилий и

труда.

Проектная работа повышает интерес учащихся к изучению иностранного

языка путём развития внутренней мотивации; развивает у ребёнка

творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя,

расширяет языковые знания, полученные на других предметах, средствами

иностранного языка.



В раздел образования