Автор: Адаева Надежда Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Сосновской СОШ
Населённый пункт: Тереньгульского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта по теме " Понятие дроби. Обыкновенные дроби"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по математике
Тема: Понятие дроби. Обыкновенные дроби.
Учитель математики МОУ Сосновской СОШ МО «Тереньгульский район»
Адаева Надежда Ивановна
Предмет: Математика
Класс: 5
Учебник: Никольский С.М., Потапов М.К. и др. Математика: 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: «Понятие дроби» (Урок №1)
Цель урока: сформировать понятие дроби.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических
задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития
мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного
общества;
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;
Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию); развивать представления о числе.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал для групповой работы, тестовые
задания, текст вкусного домашнего задания.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Универсальные учебные
действия
1.Этап мотивации
(самоопределения) к
учебной
деятельности.
Настрой на работу.
Создать условия для возникновения
внутренней потребности
включения в деятельность. Приветствие,
проверка подготовленности к учебному
занятию, организация внимания детей.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстникам
2.Этап
актуализации
и
пробного
учебного
действия.
Активизировали соответствующие
мыслительные операции (анализ, обобщение,
классификация и т.д.) и познавательные
процессы (внимание, память и т.д.);
Активизирует знания учащихся
иподготовку мышления учащихся и
организации осознания ими внутренней
потребности к построению нового
способа действий.
Устный счёт по цепочке:
3
3
* 7 = + 6 = *3 = - 419 = : 4 = ?
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
Познавательные:
самостоятельное
- Считать
Разные варианты ответов
Самостоятельно выполнить практическое
задание и зафиксировать, что практически
можно 1:4.
Проблема: какой результат в действии
1:4.
Задача.1. Разделить поровну одно яблоко
на четверых детей.
Как называется каждая часть яблока,
полученная ребёнком?
2.Разделить поровну один апельсин на
двоих человек.
Как называется часть апельсина, которая
досталась каждому?
3.Практическое задание: разделите один
лист бумаги на 4 равные части.
выделение и
формулирование
познавательной цели.
Логические:
–
формулирование
проблемы.
3.Этап
выявления
места
и
причины
затруднения.
Проанализировали, зафиксировали, какого
знания или умения не достает для решения
исходной задачи (причина затруднения).
Анализирует причины затруднений и
помогает в выборе задания, которого
недостает
- Натуральные числа вы умеете
записывать? А кто-нибудь сможет
записать результат действия
натуральным числом?
Регулятивные:
целеполагание,
прогнозирование;
Познавательные: выбор
наиболее эффективных
способов решения задач
4.Этап постановки
темы урока и
учебной цели.
В коммуникативной форме сформулировали
конкретную цель своих будущих учебных
действий, устраняющих причину возникшего
затруднения ;
предложили и согласовали тему урока
-Понятие дроби. .
- Познакомиться с дробями, научиться
Консультирует, проверяет,
согласовывает, уточняет тему урока
- А как бы вы сформулировали тему
сегодняшнего урока?
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
Личностные:
планирование учебной
деятельности
записывать и читать дроби , решать
задачи.
- Какие задачи стоят сегодня перед нами?
Подвести промежуточный итог.
5.Этап
открытия
новых знаний
Найти значение слова «дробь» в словаре и
энциклопедии.
Работа в группах по изучению новой темы,
используя инструкцию.
зафиксировать новые знания в заполнении
конспекта.
Работа в группах. Готовый результат
работы представить классу
(анализировать, систематизировать).
Где можно найти значение слова «дробь»?
Давайте познакомимся со значением слова
«дробь» в толковом словаре Ожегова С.И.
(«Дробь – число, состоящее из частей
единицы».)
и в Большой Российской энциклопедии
(«Дробь арифметическая – число,
состоящее из одной или несколько равных
частей единицы»).
Изучение новой темы по тексту из
различных учебников в группах.
Инструкция к изучению новой темы:
1.
Прочитать текст.
2.
Заполнить краткий конспект:
Для записи дроби используют … .
Число под чертой называют … и
оно показывает … .
Число над чертой называют …
и оно показывает … .
Подвести промежуточный итог после
выступлений из каждой группы:
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Коммуникативные:
развитие умения
работать в группе
Познавательные:
построение логических
цепей, анализ, умение
структурировать и
работать с текстом и
дополнительными
источниками
информации.
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.
- Назовите числитель и знаменатель
каждой дроби.
6.Этап
первичного
закрепления .
Решили (устно) несколько типовых заданий
на новый способ действия;
при этом проговаривали вслух.
Работа в парах.
Организовывает решение типовых
заданий (фронтально).
-Назвать числитель и знаменатель дроби.
(закрепить знание числителя и
знаменателя)
-Учимся читать дроби
-Задание на интерактивной доске (устно).
Какая часть закрашенная на рисунке?
(соотнеси рисунок с дробью).
-Работа в тетрадях с печатной основой
№270, (работа в парах – цель
отработать навык определения части по
рисунку и умение записать это в виде
дроби.
Даёт ключ к взаимопроверке и шкалу к
самооценке.
Регулятивные: выделение
и осознание того, что
усвоено, что ещё
подлежит усвоению
Предметные:
формирование навыков
построения
математических моделей
и решения практических
задач.
Личностные.
Развитие навыков
взаимопроверки и
самооценки.
7.Этап релаксации
Выполняют физические упражнения и
упражнения для глаз.
Учитель принимает участие.
Личностные: забота о
своём здоровье.
. Этап диагностики
качества освоения
темы
Работа индивидуальная при выполнении
диктанта в тетрадях.
Взаимопроверка +самооценка
Работа в группах. Готовый результат
работы представить классу
(анализировать, систематизировать).
Работа в парах. Выполняют задания из
учебника с применением новых знаний.
Выполнение теста,
взаимопроверка+самооценка.
Математический диктант.
Запишите в виде обыкновенной дроби.
1. Две седьмых
2. Четыре девятых.
3.Одна десятая.
4.Шесть восьмых.
5. Пять двадцать третьих.
6.Половина.
Даёт ключ для проверки.
Решение задач из учебника ,
Цель – применить новые знания
№ 744(а,б,в)
№ 741 (б,в)
Проверка- фронтально
Тестовая работа, содержит задания
разного уровня (цель – первичный
контроль знаний, умений и навыков по
теме).
Организует проверку по ключу и
оценивание (1б. – за каждое верно
решенное задание)
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
Регулятивные: контроль,
оценка, выделение и
осознание того, что
усвоено, что ещё
подлежит усвоению
Предметные: развитие
представлений о числе х,
умение применять
изученный материал
Личностные.
Развитие навыков
взаимопроверки и
самооценки.
9. Подведение
итогов урока.
Рефлексия учебной
деятельности.
Определяют ключевые слова урока и их
значение.
Осуществляет самооценку собственной
учебной деятельности, подсчитывая баллы в
С помощью интерактивного задания
(анаграммы)определяют ключевые слова
урока и их значение.
Организует обсуждение по выполнению
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
листе учёта знаний, заработанные при
выполнении самостоятельных видов работ ,
соотносит цель и результаты
Выбирают утверждение,
соответствующее настроению на уроке
Намечают
перспективу
последующей
работы
Запись домашнего задания
поставленных задач.
Организует самооценку учениками
собственной учебной деятельности на
уроке по рейтинговой шкале.
Организует рефлексию с учащимися
Намечаются цели дальнейшей
деятельности.
Комментирует домашнее задание:
п.4.1., № 737, 744(г, д, е) и вкусное
домашнее задание по выбору.
Регулятивные:
планирование, контроль,
оценка, коррекция,
выделение и осознание
того, что усвоено, что
ещё подлежит усвоению
Познавательные: умение
структурировать знания
Личностные:
смыслообразование.