Напоминание

ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Довгаль Светлана Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В

УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Довгаль Светлана Борисовна,

преподаватель

высшей

квалификационной

категории

ГАПОУ

СО

«Каменск-Уральский

техникум

торговли

и

сервиса»,

г.Каменск-Уральский,

Свердловская область

Аннотация. Демонстрационный экзамен является важным инструментом оценки

профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования

(СПО). Однако проведение такого экзамена сталкивается с рядом проблем, которые

требуют особого внимания и решения. Настоящая статья посвящена исследованию

основных трудностей, возникающих при организации и проведении демонстрационных

экзаменов в учреждениях СПО, а также предложению возможных путей их преодоления.

Ключевые

слова:

демонстрационный

экзамен,

эксперт,

проблемы,

среднее

профессиональное образование

Среднее профессиональное образование играет ключевую роль в подготовке

квалифицированных кадров для экономики страны. Демонстрационные экзамены

позволяют оценить уровень владения профессиональными компетенциями выпускников

учебных заведений. Несмотря на важность данного инструмента, процесс его реализации

вызывает ряд вопросов и затруднений, среди которых выделяются организационно-

методические, кадровые и материально-технические проблемы.

Одной из ключевых проблем проведения демонстрационного экзамена является

отсутствие четких стандартов и регламентов, определяющих порядок его организации и

проведения. Это приводит к различиям в подходе к оценке компетенций в разных

регионах и образовательных учреждениях. Отсутствие единых критериев оценки создает

дополнительные

трудности

для

работодателей,

которым

сложно

сопоставлять

квалификацию кандидатов, прошедших обучение в разных заведениях.

Кроме того, недостаточная информированность преподавателей и студентов о

целях и содержании демонстрационного экзамена снижает мотивацию участников и

качество подготовки к нему. Многие студенты воспринимают этот вид экзамена как

формальность, не осознавая его значимости для будущей профессиональной карьеры.

Проведение

демонстрационного

экзамена

требует

привлечения

высококвалифицированных экспертов, обладающих достаточным уровнем компетенции в

оцениваемой области. Недостаточное количество подготовленных экспертов негативно

сказывается на объективности и качестве оценки. Нередко возникают ситуации, когда

эксперты не имеют достаточной квалификации для адекватной оценки уровня подготовки

выпускника.

Еще одной проблемой является недостаток методической поддержки педагогов,

проводящих подготовку к демонстрации. Преподаватели часто испытывают нехватку

ресурсов и методик, позволяющих эффективно подготовить студентов к этому виду

экзамена.

Материальная база многих учреждений СПО недостаточна для полноценного

проведения демонстрационного экзамена. Отсутствуют необходимые лаборатории,

оборудование и инструменты, позволяющие студентам продемонстрировать реальные

профессиональные навыки. Финансирование учебного процесса зачастую не позволяет

обеспечить учреждения необходимым оборудованием и материалами.

Недостаточность финансирования ведет к снижению качества образовательного

процесса и влияет на способность студентов успешно пройти демонстрационный экзамен.

Особенно остро эта проблема проявляется в небольших городах и сельских районах, где

образовательные учреждения находятся в менее благоприятных условиях.

Для

повышения

эффективности

проведения

демонстрационного

экзамена

предлагается комплекс мер, направленных на устранение указанных недостатков:

Необходимо разработать и утвердить федеральные стандарты и регламенты

проведения демонстрационного экзамена, обеспечивающие единый подход к оценке

профессиональных компетенций выпускников. Важно создать механизмы контроля

соблюдения установленных норм и требований.

Следует организовать регулярное повышение квалификации преподавателей и

экспертов, участвующих в процессе подготовки и проведения демонстрационного

экзамена. Необходимо развивать систему наставничества и передачи опыта между

опытными педагогами и молодыми специалистами.

Государству и бизнесу необходимо совместно инвестировать в модернизацию

материальной базы учреждений СПО. Следует привлечь дополнительное финансирование

из федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных источников для

обновления

оборудования

и

создания

необходимых

условий

для

качественного

проведения экзамена.

Важно проводить разъяснительную работу среди студентов и преподавателей

относительно целей и значения демонстрационного экзамена. Привлечение успешных

представителей бизнеса и производства к участию в данном мероприятии позволит

повысить интерес студентов и усилить связь между учебными заведениями и

работодателями.

Таким образом, успешное проведение демонстрационного экзамена возможно

лишь

при

условии

комплексного

подхода

к

решению

существующих

проблем.

Важнейшими направлениями совершенствования являются улучшение нормативного

регулирования, повышение квалификации преподавательского состава и обновление

материально-технической базы учреждений СПО. Эти меры позволят существенно

повысить эффективность подготовки будущих специалистов и сделать демонстрационный

экзамен действенным механизмом оценки профессиональных компетенций выпускников.

Список использованных источников

Федеральный закон от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении порядка

проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным

программам среднего профессионального образования».

Материалы всероссийских конференций и семинаров по вопросам развития

системы среднего профессионального образования.

Статистические данные Министерства просвещения Российской Федерации.

Научные публикации и исследования, посвящённые проблемам организации и

проведения демонстрационных экзаменов в системе СПО.



В раздел образования