Автор: Адаркина Наталья Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СО №3
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Конкретный смысл деления»
Раздел: начальное образование
Открытый урок математики, 2 класс
Тема урока: «Конкретный смысл деления»
УМК : «Школа России»
Автор учебника: М.И. Моро, М.А. Бантова,Г.В. Бельтюкова
Особенности класса: общеобразовательный.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели: Создание условий для формирования знаний о конкретном смысле действия деления в ходе решения
задач по содержанию.
Задачи:
Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник математики «Школа России», М.И. Моро, М.А.
Бантова,Г.В. Бельтюкова , учебная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня мы с вами волшебным образом оказались в Школе Магии Хогвардс.
Случилось так, что темные силы похитили тайное знание и спрятали его в одной
из комнат замка.
Наша задача – помочь Гарри и его друзьям найти эту комнату и вернуть тайное
знание всем ученикам Хогвардса.
Но для начала
Проверка посадки:
Руки? – На месте!
Ноги? – Вместе!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
Молодцы, ребята! Вперед! На поиски тайного знания!
2. Актуализация знаний
Мы должны запомнить этот день. Для этого откройте тетради и запишите число,
классная работа.
Устный счёт
- Что вы можете рассказать про число 11? (двузначное, 1 десяток, 1 единица,
нечетное).
-А вчера какое число было? Что вы можете рассказать про число 10? (четное, 1
десяток)
- На какие одинаковые слагаемые можно разделить число 10? (слайд)
- Еще на какие? (слайд)
- Вы согласны со мной?
- Что вы можете сказать про эти выражения?
- Как их можно заменить?
- Вы согласны со мной?
- Что такое умножение?
- Как называются компоненты при умноженнии?
Отлично! Выполнив это задание, мы попадаем в первую тайную комнату!
Сова Букля принесла нам какой-то конверт. Это первое задание!
- Прочитайте задание. Один ученик читает вслух
На каждый конверт разместили по 2 герба факультета школы. Сколько
гербов на 4 конвертах?
- Составь к задаче выражение и найди его значение.
Выходят два ученика к зеленой доске и записывают решение задачи
Остальные пишут в тетрадях. Проверка.
- С помощью какого действия записали решение? (сложение)
- Каким действием можем заменить? (умножением)
- Все согласны с ….?
- Что обозначает число 2? Число 4?
- Оцените себя. Подайте знак.
Вот мы и во второй тайной комнате! И опять задание от Букли.
- Будем работать в парах.
- Положите перед собой карточку №1.
- Прочитайте задачу. Один ученик читает вслух.
На конверты разложили 6 гербов факультетов школы: по 2 герба на каждый
конверт. Сколько получилось конвертов с гербами?
Перехожу в другую программу
Работа в парах, один ученик выходит к интерактивной доске
- Перед вами конверты, на которые мы будем клеить гербы факультетов школы.
По сколько гербов будем клеить на конверт? (по 2).
Наклейте. Проверим.
Выходит пара, вывешивает конверты на доску.
- На один конверт наклеиваем 2 герба, на другой конверт 2 герба, на третий 2
герба…Гербы закончились. На сколько конвертов хватило гербов? (на 3
конверта).
- Что мы делали с гербами? (клеили, распределяли, делили)
- Как может называться действие, когда что-то делят? (деление).
- Верно, действие, в котором что-то раздаётся (или делится) поровну называется
в математике делением. (повторяем хором)
_В словаре Ожегова дается следующее лексическое значение слова ДЕлить……
- Назовите синонимы к слову делить
Перехожу на слайды
- Определите тему урока. (Деление)
- Верно, тема урока «Конкретный смысл действия деления».(слайд)
Определим цели урока:
С чем мы должны ПОЗНАКОМИться? с конкретным смыслом действия
деления.
Что УЗНАть каким знаком обозначают деление.
Чему НАУЧИться? решать задачи на деление.
- Пока этих знаний у нас нет. Их похитили.
- Мы уже знаем три мат. действия: Какие? сложение – обозначается каким знаком
+, вычитание – минус, умножение – точкой,
- Действие деление в математике обозначается … Может, кто- то знает?
Двоеточием ( : ).
- Вернёмся к нашей задаче.
- Какое действие мы совершали с гербами? (делили) Как?
- Верно, мы 6 гербов разделили по 2 и узнали, что их хватило на 3 конверта.
- Как записать решение? Какие будут предложения?
- Возникла проблема, как же записать решение. Почему оно возникло? (не знаем,
как записать, не хватает знаний).
- Вот что значит похитить знание!
- Ну ничего, мы справимся. …
- Запишем решение задачи с помощью цифр и знаков - 6:2=3 (6 разделить на 2
получится 3 – это значит, что в 6 по 2 содержится 3 раза)
- Я обращаю ваше внимание - В нашей записи появился новый знак «:» - деление.
- Что означает число 6?
- Что означает число 2? 3?
3. Первичное закрепление знаний
Отлично! Мы очутились в третьей тайной комнате! Мы на верном пути к
освобождению тайного знания.
- Сова принесла нам новое задание.
Решим задачу с.58 №1.
- Прочитайте задачу.
Перехожу в другую программу
Детям раздали 12 орехов, по 3 ореха каждому. Сколько детей получили орехи?
- О чём говорится в задаче? (об орехах).
- Сколько было орехов? (12)
- Изобразим на рисунке 000000000000 (слайды) Ученик выходит к доске.
- Что делали с орехами? (раздавали, делили)
- По сколько орехов каждому ребёнку? (по 3 ореха).
- Покажем вертикальными линиями. (000/000/000/000).
- Сколько раз по 3 содержится в 12? (4).
- Что это значит? (что орехи получат 4 ребёнка)
- Запишем решение с помощью деления. Выходит другой ученик.
12:3=4 (р.)
-Что означает число 12? Число 3?
- Что это значит? (что в 12 по 3 содержится 4 раза)
Ответ: 4 ребёнка.
Перехожу на слайды
4. Физминутка
Теперь мы можем тренироваться. Вы помните самую популярную игру в
Хогвартсе? Да, это квиддич! Как вы знаете, квиддич - это вымышленный
соревновательный вид спорта в Волшебном мире вселенной Хогвартс. Матчи
проводятся между двумя командами из семи игроков, летающих на метлах, с
использованием четырех мячей: квоффла, двух бладжеров и Золотого Снитча
Квиддич
Давай поиграем в квиддич. (Руки в стороны, покачиваемся)
Вверх и вниз, вверх и вниз. (Руки вверх-вниз)
Какой путь (Пожимаем плечами)
В Лондон-таун? (Пожимаем плечами)
Куда? Куда? (Смотрим по сторонам)
Высоко в воздухе. (Тянемся вверх)
Возьми метлу (Наклоняемся)
И ты здесь. (Поворачиваемся)
5. Применение новых знаний на практике (работа по вариантам)
Молодцы, ребята! Мы с вами тоже стали немного волшебниками, и нам
поступило Задание от самого Альбуса Дамблдора:
- Приготовить магическое зелье.
Для этого нужно выполнить задание по вариантам. У вас у каждого разные
варианты. Всего вариантов 4.
Ваша задача, выяснить, на сколько котлов хватит колб с волшебным зельем,
которые у вас есть. На листочке нужно записать решение. Если готовы –
покажите свою готовность.
1в. 6 колб – в каждый котёл нужно добавить по 3. (6:3=2)
2в. 8 колб – в каждый котёл нужно добавить по 2. (8:2=4)
3в. 9 колб – в каждый котёл нужно добавить по 3. (9:3=3)
4в. 10 колб – в каждый котёл нужно добавить по 2. (10:2=5)
- У кого первый вариант? Выходит один ученик.
- У кого первый вариант, поднимите руки, проверяйте. Так все варианты.
(Дети читают задание и объясняют ход решения задачи, перетягивают)
6. Самостоятельное применение знаний на практике
- Следующая тайная комната.
- Перед вами карточки красного и желтого цвета. Найдите их. На них задания. Н
карточке желтого цвета простое задание, на карточке красного цвета задание
посложнее. Но у вас есть выбор. Выберете ту карточку, тот цвет, который
посчитаете нужным.
- Внимательно читайте задание, если понадобится моя помощь, подайте сигнал.
Приступайте к работе.
Приступайте к работе.
1 уровень – желтый
8 кубков раздали ученикам Хогвардса, по 2 кубка каждому. Сколько учеников
получат кубки?
(сделать схематичный рисунок)
2 уровень – красный
8 кубков раздали ученикам Хогвардса, по 2 кубка каждому. Сколько учеников
получат кубки?
(сделать схематичный рисунок, записать решение и ответ)
Ученики выходят объясняют, проверяем.
- Оцените свою работу.
Перехожу на слайды
7. Итог урока
- Секрет какого действия мы должны были найти? (смысл действия деления).
- Что УЗНАЛИ? (каким знаком обозначают деление).
- Чему НАУЧИЛИСЬ решать задачи на деление.
- Что показалось трудным?
- Цели достигли?
- Ура, ребята! Я вас поздравляю. Мы смогли вернуть тайное знание всем
ученикам Хогвардса!
- Теперь я уверена, что никакие темные силы не одолеют вас и не заберут это
знание. Оно останется с вами навсегда.
8. Домашнее задание
9. Рефлексия
Оцените свою работу. Дайте знак.
ДЕЛИТЬ, Разъединять на части, распределять.
Производить деление