Автор: Салахова Гульназ Мукатдисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №22 "Алсу"
Населённый пункт: г.Альметьевск Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка по развитию речи
Тема: Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста "Маленькие говорушки"
Раздел: дошкольное образование
АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Разработала воспитатель
МБДОУ ЦРР- д/с №22 «Алсу»
Салахова Гульназ Мукатдисовна
«Маленькие Говорушки»
(ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Актуальность.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка
принадлежит игровой деятельности.
Игровая деятельность влияет на
развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
В игре ребёнок общается, ведёт диалог с другими детьми и взрослыми,
которые его окружают. Под руководством взрослых речь детей младшего
дошкольного
возраста
быстро
совершенствуется.
Восприятие
детьми
предметов и явлений с развитием речи становится точнее и осмысленнее.
Необходимо приобщать детей к игре. Какое содержание будет
вкладываться взрослым в те игры, которые предлагают детям, от этого и
будет зависеть успех передачи обществом своей культуры подрастающему
поколению.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1.Подобраны методики и проведена диагностика для оценки уровня
развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста;
2.
Разработан
комплекс
рекомендаций
по
развитию
речевой
активности
детей младшего дошкольного возраста средствами игровой
деятельности;
3.
Доказана
эффективность
использования
разработанной
и
реализованной программы по развитию речевой активности детей младшего
дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Практическая значимость:заключается в том, что в нем доказана
эффективность разработанной программы
«Маленькие Говорушки» по
развитию речевой активности младших дошкольников средствами игровой
деятельности. Результаты данного исследования могут быть использованы в
работе психологов, педагогов, при организации практики студентов.
Психофизиологические особенности развития детей младшего
дошкольного возраста
Ведущей деятельностью в младшем дошкольном возрасте является
игра. Она оказывает большое влияние на развитие ребенка. В игре дети
учатся полноценному общению друг с другом.
Игре необходимо учить, ребенок должен приобретать опыт игровых
действий во взаимодействии со взрослым и старшими детьми, иметь
возможность общаться со сверстниками и стремиться познать социальную
реальность, окружающую его.
В отечественной дошкольной педагогике на большую роль игры в
овладении
детьми
всеми
сторонами
языка
указывали:
Е.И.Тихеева,
Е.А.Флерина, Д.В.Менджерицкая, Р.И.Жуковская. К.Д.Ушинский определил
игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность
окружающего
мира.
В
классической
дошкольной
педагогике
идея
соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф.Фребелю,
он рассматривал игру как средство воспитания и обучения маленьких детей.
Игра и учение образуют в его системе одно целое. Все игры сопровождаются
песенками или стихами, так у Фребеля реализовывался принцип единства
действия и слова.
Речь и ее значение в развитии детей младшего дошкольного
возраста
Период младшего дошкольного возраста является определяющим для
становления речи.
Возникновение речи тесно связано с деятельностью
общения.
К трем годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно
сформирована.
Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он
произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и
произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным
содержанием.
Методики исследования речи:
1.«Развитие
предметного
и
глагольного
словаря»
(автор:Е. А. Стребелева);
2.«Подбор
прилагательных
к
существительным»
(автор:Т. Б. Филичева);
3.«Обследование связной речи детей» (автор:В.П.Глухов).
«Развитие
предметного
и
глагольного
словаря»(автор:Е. А. Стребелева).
Разработка и реализация программы «Маленькие Говорушки»
Цель программы:
развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста
посредством игровой деятельности.
Задачипрограммы:
1) Развитие словаря детей:
- учить использовать в речи слова, которые обозначают предметы,
явления, действия; их свойства, качества, материал и его особенности;
- учить использовать в речи слова, обозначающие видовые и родовые
обобщения;
- развивать средства выразительности речи.
2) Развитие грамматической правильности речи:
- учить правильному использованию грамматических форм речи, четко
излагать свои мысли;
- развивать умения применять в высказываниях все части речи и
согласовывать их.
3) Развитие связной речи:
- учить вступлению в речевые контакты с окружающими, участию в
коллективных разговорах;
- учить аргументированно исправлять ошибочные суждения;
- учить задавать вопросы и отвечать на них;
- развивать речь, учить дополнять ее второстепенными членами,
использовать
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,
сочинять рассказы;
- учить подбирать антонимы, синонимы, омонимы.
Реализация поставленных задач осуществлялась при использовании
следующих видов игровой деятельности:
1)сюжетно-ролевые игры, сценические этюды;
2)игры-задания;
3)дидактические игры;
4)пальчиковые игры;
5)театрализованные игры и драматизация сказок, потешек;
6)игры-инсценировки;
7)настольные игры;
8)игры с карточками.
Программарассчитана
на
проведение
одного
занятия
в
неделю
продолжительностью 15-20 минут. Допускается закрепление и повторение
пройденного речевого материала во время режимных моментов, на прогулке,
что позволит избежать перегрузок детей.
Основной
этап
включает
в
себя
проведение
игр,
подробно
представленных в тематическом плане.
Виды игр, применяемых в ходе основного этапа развивающей деятельности,
отражены в тематическом плане в таблице.
№
Месяц
Вид игры
Название
игры
Задачи игры
1
2
3
4
5
1
Октябрь
Сюжетно-ролевая
«Магазин»
Стимулировать активную
речь
детей,
развивать
словарный
запас,
диалогическую
речь
детей.
Дидактическая
«Бабочка,
лети!»
Добиваться длительного,
непрерывного
ротового
выдоха.
«Идите ко
мне, бегите ко
мне»
Развивать
понимание
детьми речи, действовать
по речевой инструкции
взрослого.
2
Театрализованная
«Теремок»
Активизировать словарь
детей за счет глаголов.
Приучать детей слушать
художественный текст,
эмоционально
реагировать на
содержание. Продолжать
формировать умения
вступать в диалог,
задавать вопрос «кто?»,
ждать ответ, отвечать за
игровой персонаж.
3
Игра-
инсценировка
«Чудесный
мешочек»
Стимулировать активную
речь детей.
Игры с
картинками
«Мамы и их
детеныши»
Учить детей узнавать и
называть животных и их
детенышей. Учить
классифицировать,
подбирая для каждой
мамы ее детеныша.
4
Настольные игры
«Лото»
Учить детей понимать
вопросы и отвечать на
них. Развивать и
активизировать словарь
детей.
Пальчиковые
игры
«Зайка»
Развивать мелкую
моторику,
словотворчество.
5
Ноябрь
Сюжетно-ролевая
«Доктор»
Стимулировать активную
речь детей, развивать
словарный запас,
диалогическую речь
детей.
Дидактическая
«Где
позвонили?»
Учить детей определять
направление
звука.
Развивать направленность
слухового внимания.
6
Игра-задание
«Потопали,
похлопали»
Развивать
понимание
детьми
речи
при
выполнении
различных
инструкций.
Театрализованная
«Репка»
Приучать детей слушать
художественный
текст.
Продолжать формировать
умения вступать в диалог.
7
Игра -
инсценировка
«День
рожденье
куклы Даши»
Стимулировать активную
речь
детей,
побуждать
детей
участвовать
в
диалоге.
Игры с
картинками
«Транспорт»
Учить детей узнавать и
называть
транспорт.
Развивать
подражание
движениям
и
речи
взрослого,
звукоподражание.
8
Настольные игры
«Домино»
Развивать
и
активизировать
словарь
детей.
Пальчиковые
игры
«Рыбки»
Развивать
мелкую
моторику,
словотворчество.
9
Декабрь
Сюжетно-ролевая
Парикмахерск
ая
Стимулировать активную
речь
детей,
развивать
словарный
запас,
диалогическую
речь
детей
Дидактическая
Солнце или
дождик
Учить детей выполнять
действия
согласно
различному
звучанию
бубна.
Воспитывать
умения
переключать
слуховое внимание.
10
Игра - задание
«Дружно
ручки
поднимаем»
Развивать
понимание
речи детьми, побуждать
детей выполнять речевые
инструкции
и
проговаривать
текст,
активизировать словарь
Театрализованная
Курочка Ряба
Активизировать словарь
детей. Закреплять умение
слушать художественный
текст,
эмоционально
реагировать
на
его
содержание. Продолжать
формировать
умения
вступать в диалог.
11
Игра-
инсценировка
Бобик в
гостях у ребят
Побуждать
детей
к
поддержанию
диалога.
Активизировать
словарь
детей
за
счет
слов-
определений.
Вызвать
доброе
отношение
к
домашним животным.
Игра с лексико-
грамматическим
содержанием
Мы
волшебники
немного – был
один, а стало
много
Учить образованию
множественного числа
существительных в
именительном и
родительном падежах.
12
Настольные игры
Мозаика
Развивать
и
активизировать
словарь
детей.
Пальчиковые
игры
«Это я»
Развивать
мелкую
моторику,
словотворчество.
13
Январь
Сюжетно-ролевая
Повар
Стимулировать активную
речь
детей,
развивать
словарный
запас,
диалогическую
речь
детей.
Дидактическая
«Громко -
тихо»
Учить детей менять силу
голоса:
говорить
то
громко,
то
тихо.
Воспитывать
умение
менять силу голоса.
14
Игра - задание
«Передай
колокольчик»
Стимулировать у детей
возникновение
активной
речи,
побуждая
их
обращаться ко взрослому
и
сверстникам
с
просьбами, желаниями.
Театрализованная
«Колобок»
Активизировать словарь.
Формировать
грамматический
строй
речи, умения употреблять
местоимения
в
речи,
согласовывать
прилагательные
и
существительные.
Развивать
умение
составлять
связное
высказывание.
15
Игра-
инсценировка
«На
прогулку»
Побуждать
детей
к
самостоятельному
одеванию
путем
использования народного
творчества
(потешек);
развивать
и
активизировать
словарный
запас
(закреплять
название
предметов
одежды,
действий);
закреплять
цвет одежды.
Игра с лексико-
грамматическим
содержанием
Назови
ласково
Учить образованию
уменьшительно-
ласкательных
существительных.
16
Игры с
карточками
«Переставь
мебель»
Закреплять
и
дифференцировать
предлоги: В, НА, ПОД,
ЗА
Пальчиковые
игры
«В гости»
Развивать
мелкую
моторику,
словотворчество.
17
Февраль
Сюжетно-ролевая
игра
Строители
Стимулировать активную
речь
детей,
развивать
словарный
запас,
диалогическую
речь
детей
Дидактическая
«Медвежата
мед едят»
Развивать
артикуляционный
аппарат детей.
18
Игра - задание
«Птичка ест»
Стимулировать у детей
возникновение
активной
речи,
побуждая
их
обращаться ко взрослому
и
сверстникам,
учить
детей понимать заданные
им вопросы и отвечать на
них
Театрализованная
«Маша и
медведь»
Продолжать формировать
умения
подбирать
антонимы,
прилагательные
согласовывать
с
существительными
в
роде,
числе,
падеже;
составлять
словосочетания,
подбирать слова-названия
качеств, действий, частей
предметов.
Продолжать
развивать
умение
составлять
связное
высказывание.
19
Игра-
инсценировка
«С прогулки»
Побуждать
к
использованию
в
речи
названий
предметов
одежды,
их
частей,
а
также
действий
(снять,
повесить,
положить,
поставить).
Игра с лексико-
грамматическим
содержанием
«Что из чего?
»
Закреплять
формы
родительного
падежа
существительных
20
Игры с
карточками
«Давай
посчитаем»
Осуществлять
согласование
числительных
с
существительными
Пальчиковые
игры
«Дом для
семьи»
Развивать
мелкую
моторику,
словотворчество
21
Март
Сюжетно-ролевая
Почта
Стимулировать активную
речь
детей,
развивать
словарный
запас,
диалогическую
речь
детей
Дидактическая
«Кукушка и
дудочка»
Развивать
фонематический
слух
детей, речевое внимание.
22
Звукоподражател
ьная
«Кто как
говорит»
Учить детей подражать
голосам животных
Театрализованная
«Заюшкина
избушка»
Формировать
умения
отбирать
условные
заместители
для
обозначения персонажей
сказки; умения выделять
части
предметов,
качества,
действия;
умения
сравнивать,
подбирать
антонимы,
синонимы.
Активизировать словарь,
развивать умение строить
связное высказывание.
23
Игра-
инсценировка
«Узнай и
назови»
Учить детей узнавать и
называть
овощи,
повторять
за
воспитателем несложные
фразы.
Игра с лексико-
грамматическим
содержанием
«Кому что
дадим? »
Закреплять
формы
дательного
падежа
существительных.
24
Игра-задание
Загадай
загадку
Развивать связную речь.
Пальчиковые
игры
«Скворечник»
Развивать
мелкую
моторику,
словотворчество.
25
Апрель
Сюжетно-ролевая
День
рождения
Степашки
Стимулировать активную
речь
детей,
развивать
словарный
запас,
диалогическую
речь
детей.
Дидактическая
«Научим
зайку
правильно
говорить»
Развивать
интонационную
выразительность.
26
Игра - задание
Расскажи
скороговорку
Развивать связную речь.
Театрализованная
«Три
медведя»
Формировать
умения
подбирать
подходящее
слово, согласовывать его
с
другими
словами
в
предложении;
умение
подбирать
прилагательные
и
согласовывать
их
с
существительными
в
роде,
числе,
падеже.
Продолжать
формирование
умения
самостоятельно
составлять
связное
высказывание.
27
Рисование по
точкам,
штриховка
Нарисуй по
точкам
Развивать пальцы рук.
Игра с лексико-
грамматическим
содержанием
«Сладкоежка
Карлсон»
Учить
согласованию
существительных
с
прилагательными в роде,
числе.
28
Игры с
карточками
«Чей хвост? »,
«Чей след? »,
«Чьи лапы? »,
«Чья голова?»
Учить образованию
притяжательных
прилагательных.
Настольная игра
Кубики
Дьенеша
Продолжать формировать
словарь
по
цветам,
формам, размерам.
Список использованной литературы
1.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.
Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 258 с.
2. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 -
420 с.
3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С.
Выготский. – М.: Просвещение, 2006. – 276 с.
4. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет. /Л. Н. Галигузова,
Е. О. Смирнова. - Самара, 2013. – 351 с.
5. Гербова, В. В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе
детского сада». М.: «Мозаика-Синтез», 2013. – 112 с.
6. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: Программа и методические
рекомендации. М., 2013.
7. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: Программа и методические
рекомендации. М., 2013.
8. Гвоздев, Н. А. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.:
Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
9. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф.
Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с