Напоминание

Влияние типа детско-родительских отношений на формирование самооценки у детей дошкольного возраста


Автор: Вашева Екатерина Александровна
Должность: Студент
Учебное заведение: НИУ "БелГУ"
Населённый пункт: Белгород, Белгородская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Влияние типа детско-родительских отношений на формирование самооценки у детей дошкольного возраста
Раздел: полное образование





Назад




ВЛИЯНИЕ ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Гуськова Екатерина Александровна

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной

и социальной психологии город Белгород, Россия

Вашева Екатерина Александровна

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет, студент кафедры возрастной и социальной психологии,

город Белгород, Россия

Аннотация:

в

статье

представлены

результаты

эмпирического

исследования,

направленного

на

выявление

особенностей

самооценки

дошкольников в зависимости от типа детско-родительских отношений. В

исследовании приняли участие 20 детей 5–7 лет и их родители из МБДОУ

«Детский сад № 1 Сказка» (г. Короча, Белгородская область). Использовались

методики «Лесенка», «Рисунок человека» и опросник А. Я. Варги и В. В.

Столина «Анализ детско-родительских отношений». Полученные данные

подтверждают гипотезу о том, что гармоничный тип отношений способствует

формированию адекватной и устойчивой самооценки, в то время как

дисгармоничные

типы

(авторитарный,

гиперопекающий,

эмоционально

отвергающий) связаны с заниженной или завышенной, но неустойчивой

самооценкой.

Выявлены

статистически

значимые

корреляции

между

шкалами «Принятие» (ρ = 0,52, p < 0,05) и «Отвержение» (ρ = –0,58, p < 0,01)

и

уровнем

самооценки.

На

основе

полученных

результатов

были

сформулированы практические рекомендации для родителей, педагогов и

психологов.

Ключевые

слова:

самооценка,

дошкольный

возраст,

детско-

родительские отношения, гармоничный тип, авторитарный тип, гиперопека,

эмоциональное отвержение, «Я-концепция».

THE INFLUENCE OF THE TYPE OF PARENT-CHILD

RELATIONSHIPS ON THE FORMATION OF SELF-ESTEEM IN PRESCHOOL

CHILDREN

Guskova Ekaterina Aleksandrovna

Belgorod State National Research University, Candidate of Psychological

Sciences, Associate Professor of the Department of Age and Social Psychology,

Belgorod, Russia

Vasheva Ekaterina Aleksandrovna

Belgorod State National Research University, Student of the Department of

Age and Social Psychology, Belgorod, Russia

Abstract: The article presents the results of an empirical study aimed at

identifying the features of self-esteem in preschool children, depending on the type

of parent-child relationships. The study involved 20 children aged 5–7 and their

parents from Kindergarten No. 1 Skazka (Korocha, Belgorod Region). The

following methods were used: the Ladder Test, the Drawing of a Person, and the

Varga-Stolin Parental Relationship Analysis Questionnaire. The data obtained

confirm the hypothesis that a harmonious type of relationship contributes to the

formation of an adequate and stable self-esteem, while disharmonious types

(authoritarian, overprotective, and emotionally rejecting) are associated with low

or high self-esteem, but unstable self-esteem. Statistically significant correlations

were revealed between the scales "Acceptance" (ρ

= 0.52, p < 0.05) and

"Rejection" (ρ = –0.58, p < 0.01) and the level of self-esteem. Based on the results

obtained, practical recommendations for parents, teachers, and psychologists were

formulated.

Keywords:

self-esteem,

preschool

age,

parent-child

relationships,

harmonious type, authoritarian type, overprotection, emotional rejection, and self-

concept.

Формирование самооценки - центрального компонента «Я-концепции»

-происходит в дошкольном возрасте и в значительной степени определяется

характером взаимодействия ребёнка с родителями. В условиях современного

общества, где наблюдается рост числа дисгармоничных семейных моделей,

изучение влияния конкретных типов детско-родительских отношений на

развитие самооценки приобретает особую актуальность.

Теоретический

анализ

показывает,

что

проблема

самооценки

рассматривалась как зарубежными (У. Джеймс, Э. Эриксон, Д. Баумринд), так

и отечественными психологами (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б.

Эльконин). В отечественной традиции подчёркивается социогенетический

характер самооценки: она формируется через оценку значимых взрослых и

эмоциональное принятие ребёнка [1, 3].

Особое значение имеет типология детско-родительских отношений А.

Я.

Варги

и

В.

В.

Столина,

в

которой

выделяются

гармоничный,

авторитарный, гиперопекающий и эмоционально отвергающий типы [2].

Несмотря на обширную теоретическую базу, эмпирических данных о том, как

именно

эти

типы

влияют

на

структуру

и

уровень

самооценки

у

дошкольников, недостаточно.

Практическая значимость исследования заключается в возможности

раннего выявления рисков формирования неадекватной самооценки и

разработки целенаправленных коррекционных и профилактических программ

для семей, педагогов и психологов.

Целью данной статьи является эмпирическое выявление особенностей

самооценки у детей дошкольного возраста в зависимости от типа детско-

родительских отношений в семье.

Самооценка

дошкольника

рассматривается

как

многоуровневое

образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий

компоненты [4]. В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) она становится

дифференцированной и устойчивой, что делает этот период особенно

чувствительным к влиянию семейной среды.

Согласно типологии Варги и Столина [2], гармоничный тип отношений

характеризуется

принятием,

уважением

автономии

и

эмоциональной

близостью,

в

то

время

как

дисгармоничные

типы

(авторитарный,

гиперопекающий, эмоционально отвергающий) сопряжены с подавлением

инициативы, чрезмерной заботой или эмоциональным отвержением. Эти

модели оказывают прямое влияние на формирование образа «Я» ребёнка.

Исследование проводилось в марте–апреле 2025 года на базе МБДОУ

«Детский сад № 1 Сказка». В выборку вошли 20 детей (10 мальчиков и 10

девочек в возрасте 5–7 лет) и их родители.

Использовались следующие методики: Опросник А. Я. Варги и В. В.

Столина

«Анализ

детско-родительских

отношений»

(АДРР),

методика

«Лесенка» (Т. Д. Зинченко), проективная методика «Рисунок человека» (К.

Маховер).

По результатам АДРО было выявлено следующее распределение типов

отношений:

30%

25%

25%

20%

Гармоничный

Авторитарный

Гиперопекающий

Эмоционально отвергающий

Рис. 1. Распределение типов детско-родительских отношений (по АДРО)

Самооценка оценивалась по 7-балльной шкале, так из полученных

данных мы смогли сопоставить две методики.

Тип семьи

«Лесенка»

«Рисунок

человека»

Согласованность

Гармоничный

Адекватная (4–5)

Пропорциональный,

детализированный

Высокая

Авторитарный

Заниженная (1–2)

Мелкий, без рук/глаз

Высокая

Гиперопекающий

Завышенная (6–7)

Крупный, но без ног

Частичная*

Эмоционально

отвергающий

Заниженная (1–2)

Мелкий, «стёртый»

Вы

Корреляционный анализ выявил статистически значимые связи:

Положительная корреляция между «Принятием» и самооценкой

(ρ = 0,52, p < 0,05);

Отрицательная корреляция между «Отвержением» и самооценкой

(ρ = –0,58, p < 0,01).

Качественный анализ рисунков подтвердил данные «Лесенки»: у детей

из

авторитарных

и

отвергающих

семей

преобладали

мелкие,

недетализированные фигуры без рук или глаз, что интерпретируется как

проявление чувства беспомощности и низкой самооценки. У детей из

гиперопекающих семей рисунки были крупными, но часто без ног — символа

зависимости.

Результаты исследования подтверждают, что самооценка дошкольника

формируется как отражение отношения родителей. Гармоничные отношения

способствуют развитию устойчивого и реалистичного «Я». В то же время

дисгармоничные модели приводят к искажениям:

Авторитарный

и

отвергающий

типы

воспитания

приводят

к

заниженной самооценке, тревожности и чувству вины (согласно теории Э.

Эриксона [7]).

Гиперопека

приводит

к

завышенной,

но

хрупкой

самооценке,

маскирующей эмоциональную зависимость.

Также проявились гендерные различия: девочки чаще демонстрировали

вербализованную самооценку, а мальчики — тенденцию к минимизации

ответов, особенно в авторитарных семьях.

Гипотеза

исследования

подтвердилась:

тип

детско-родительских

отношений достоверно влияет на уровень, адекватность и устойчивость

самооценки

дошкольника.

Гармоничный

тип

отношений

способствует

формированию адекватной, дифференцированной и устойчивой самооценки.

Авторитарный и эмоционально отвергающий типы личности связаны с

заниженной

самооценкой

и

эмоциональной

нестабильностью.

Гиперопекающий тип воспитания приводит к формированию завышенной, но

неустойчивой

самооценки,

сопровождающейся

зависимостью

и

несамостоятельностью. Полученные данные согласуются с теоретическими

положениями Л. И. Божович, Э. Эриксона и Т. В. Нестеровой, что

подтверждает достоверность исследования.

Список использованных источников:

1.

Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.

— М.: Просвещение, 1968. — 320 с.

2.

Варга А. Я., Столин В. В. Общая методика исследования детско-

родительских отношений // Психологический журнал. — 1992. — № 3. — С.

45–52.

3.

Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. — М.: АСТ, 2001.

— 416 с.

4.

Зинченко Т. Д. Психология самосознания в дошкольном возрасте.

— М.: Академия, 2005. — 208 с.

5.

Лисина М. И. Общение как условие развития личности ребёнка.

— М.: Педагогика, 1986. — 176 с.

6.

Нестерова Т. В. Влияние стиля родительского воспитания на

самооценку дошкольников // Вопросы психологии. — 2010. — № 4. — С. 78–

85.

7.

Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Ленато, 1996. — 368 с.



В раздел образования