Автор: Домаскина Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №2 го Енакиево"
Населённый пункт: г. Енакиево
Наименование материала: сценарий праздника
Тема: "Прощание с Азбукой"
Раздел: начальное образование
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №2 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЕНАКИЕВО»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Праздник
«Прощание с азбукой»
Автор-составитель:
Домаскина Е В
учитель начальных классов
специалист высшей категории
2025/2026 уч. год
Енакиево
Сценарий праздника «Прощание с азбукой»
1 слайд «Прощай, Азбука!»
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас! Сегодня у
первоклассников праздник – наши ребята прощаются с Азбукой! А ведь совсем
недавно они переступили порог школы, пришли в первый класс и получили эту
первую книгу! Все это время Азбука была их лучшим другом. И сегодня они
расскажут нам, как постигали азы знаний, чему научились, благодаря Азбуке.
1.Хороша сегодня школа!
Зал горит огнем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем!
2.Заходите, проходите!
День приветливый такой!
Нынче праздник в первом классе:
День прощанья с азбукой!
3.Если все у вас в порядке:
Парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда,
Приглашаем вас сюда!
4. Все мы в праздничных нарядах
И у нас счастливый вид.
Ведь мальчишки и девчонки
Изучили алфавит!
Дети садятся. Выходит ведущий. В его руках красочно оформленный конверт.
Ведущий
Ребята! Мы получили письмо. Как вы думаете, от кого? Давайте откроем конверт.
(Достает письмо). Письмо никто не подписал. Я думаю, что ребус поможет угадать
нам автора. Вот что нарисовано:
2 слайд «Ребус»
Ребята читают слова и разгадывают ребус.
(“Королева Букволандии И”)
3 слайд:
а затем ведущий читает письмо:
Дорогие ребята!
Сегодня у вас праздник. Вы познакомились со всеми моими придворными,
живущими в королевстве Букволандии.
4 слайд: «Букволандия»
Это большое событие в вашей жизни, потому что теперь вы сами можете прочесть
любую книжку. А книг на земле великое множество. Вы будете читать книгу за
книгой. Но помните свою первую книжку, которая научила вас читать. Как
называется эта книга? («Азбука»). Верно. Встречайте мою младшую сестру —
Волшебницу Азбуку!
Ведущий
Но что-то волшебница Азбука не идет к нам в гости. Давайте вместе скажем такие
слова: “Волшебница Азбука, иди к нам!“.
Дети вместе с ведущим зовут Азбуку.
Звучит мелодия — сопровождение на выход.
Появляется Азбука.
Азбука
Я — азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать!
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Ведущий
Ребята, а вы помните тот день, когда мы с вами первый раз встретились?
Музыка – сопровождение на выход.
Выходят 4 ученика, читают стихотворение.
1.
В день осенний, в день чудесный 3. Был наш путь не очень долгим,
В класс несмело мы вошли, Незаметно дни бегут.
Азбуку (для всех подарок) И уже на книжной полке
На столах своих нашли. Нас другие книги ждут.
2. Вдоль картинок мы шагали, 4. Среди ярких толстых книжек
По ступенькам — строчкам шли, Неприметна и скромна
Ах, как много мы узнали, Но зато читать — в полгода!
Ах, как много мы прочли! Научила нас она.
Азбука
Сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли
нового узнали. А вместе со мной пришли мои подданные.
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы.
В одном городе живут
И повсюду славятся.
Кто же пришел со мной вместе? (Буквы)
5 слайд «Алфавит»
Азбука
Верно. Буквы хотят услышать те стихи, которые вы о них выучили.
А поможет вам мудрый Знайка. ( Выходит Знайка (строгий костюм, очки, указка).
Знайка
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим…
Дети (хором) Звуки!
Знайка: Звуки эти разные…
Дети (хором) Гласные, согласные!
Знайка
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.
Азбука Гласные! Выходите!
Музыка – сопровождение на выход.
Выходят дети, которые выучили стихи о гласных. У них на груди прикреплены
таблички с буквами, о которых эти учащиеся читают стихи.
«А» - А - начало алфавита
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко
– Ноги ставит широко.
«О» - Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
О – как обруч, захочу -
По дороге покачу.
«У» - У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
И: Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
— Три!
— А какая буква?
— «И»!
«ы» - Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы!
Все вы знать ее должны!
«Е» - На дворе – такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась.
Буква Е зато осталась!
«Ё» - Буква Е передохнула
Как тот час же на неё
Пара птенчиков вспорхнула
Получилась буква Ё!
«Э» - Это Э с открытым ртом
И длиннющим языком.
Эге-гей! Крикун кричит,
Изо рта язык торчит!
«Ю» - Чтобы О не укатилось
Крепко к палочке прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось?
Получилась буква Ю!
«Я» - Я – бродяга с рюкзаком
Путешествует пешком.
Буква Я всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы Я!
“Гласные” сели на место.
ИГРА «Поймай звук» (Проводится со всеми детьми)
Ведущий
Ребята, давайте поиграем! Встаньте. (Дети остаются около своих
стульев) Послушайте правила игры. Я буду называть слова со звуком «а». Если звук
в начале слова, сделайте прыжок на месте. Если этот звук будет последним,
сделайте одно приседание.
Слова: алфавит, книга, линейка, альбом, ручка, пенал, акварель, азбука.
После игры все дети садятся.
Знайка
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!
Азбука
Давайте послушаем стихи о парных согласных!
(Музыка – сопровождение на выход. Выходят согласные)
«Б» - Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком!
«П» - На хоккее и в футболе
Буква П – ворота в поле.
Дома букву П найдем,
Заглянув в дверной проем!
«В» - Снеговик, а с ним метелка
Буквой В стоят под елкой.
«Ф» - Всем известно без подсказки
Буква Ф (эф) – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас!
«Г» - Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
«К» - На прямую палочку
Прилетела галочка.
До сих пор на ней сидит
с Буквой К (ка) на нас глядит!
«Д» - Этот домик – буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка!
«Т» - Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась!
«Ж» - Посмотри-ка буква Ж
На жука похожа!
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек!
«Ш» - Посмотри на букву Ш (ша)
Чем она не хороша!
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё!
«З» - На эту букву посмотри:
Чем она не цифра три.
З – не просто завитушка.
З – пружина, крендель, стружка.
«С» - Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С (эс) повис над домом!
Азбука: А сейчас послушаем непарные согласные буквы .
«Л» - Алфавит продолжит наш
Буква Л (эль) – лесной шалаш.
«М» - Палочка и палочка
Между ними галочка.
И понятно сразу всем
Получилась буква М (эм)!
«Н» - Н (эн) – натянутая сетка.
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор –
Поиграем в волейбол!
«Р» - Дрожу от страха до сих пор!
– Воскликнуло полено:
Р (эр) похожа на топор!
Расколет непременно!
«Й» - Букву Й (ий) зовут «и кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И
Сверху палочку пиши!
«Х» - Х (ха) – забавная игрушка
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка
Ветру вольному подружка.
«Ц» - Вот такая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок царапка,
Как кошачья лапка!
«Ч» - Да, вы правильно решили
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
«Щ» - На расческу Щ (ща) похожа.
Три зубца всего!
Ну что же!
ИГРА «Живые буквы» (Проводится со всеми детьми)
Ведущий
Ребята! Вы умеете писать буквы? (Да). А сможете ли вы сами превратиться в
буквы? Давайте проверим! Встаньте! (Дети остаются у своих стульев)
Я называю букву, а вы ее изображаете: Т, Г, Ф, Л, Р, М.
(Чтобы изобразить последнюю букву, дети должны объединиться в пары)
Знайка
А есть ли среди вас буквы, которые не обозначают звуков?
(Музыка – сопровождение на выход. Выходят Ъ и Ь)
Ъ: Из ведра не просто так
Нам воды напиться.
Нужен ковшик — твердый знак,
Чтобы не облиться!
«ь» - Нарисуем мягкий знак
Нежной капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит –
Слово мягко зазвучит!
Азбука
Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они —
ваши верные друзья и помощники!
А теперь отгадайте мою загадку:
Буквы — значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит.
И называется все …
Все дети (хором) Алфавит!
Азбука
Ребята! Давайте все вместе споем песню об алфавите.
Азбука
Много с буквами хлопот.
Уж такой они народ!
Но когда с умом, толково,
Их поставить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово,
И с тобой заговорят.
ИГРА «Знатоки»
За несколько дней до праздника в каждом классе формируется команда Знатоков.
Количество: 7 человек.
Перед началом игры в конце зала надо положить два набора карточек (по одному
для каждой команды).
Ведущий
А теперь мы проведем соревнование. От каждого класса я приглашаю команду
Знатоков. (Построить в 3 колонны в затылок друг другу)
Ведущий
Чтобы команда победила, какой она должна быть? (Дружной!)
Насколько вы дружны, мы сейчас узнаем. Каждый участник команды по очереди
бежит в конец зала и берет одну карточку с буквой. Из букв команда собирает слово
«АЛФАВИТ».
Побеждает команда, которая первой соберет слово.
Выбегает Незнайка.
Незнайка
Дорогая Азбука! Я тоже хочу с вами поиграть. Я теперь знаю все буквы и все слова.
Я даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?
Незнайка читает стихи, а ученики исправляют ошибки Незнайки.
Слайды 7 — 16 Презентация
Незнайка
Тает снег, течёт ручей,
На ветвях полно врачей.
На глазах у детворы
Крысу красят маляры.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук,
С длинными усами!
Жучка будку не доела,
Неохота, надоело!
ИГРА «Знаем буквы» (Проводится со всеми детьми)
Ведущий
Эх, Незнайка! Стихи заучивать не так-то просто. Ты опять все перепутал. Ну, а
буквы ты хотя бы научился писать?
Незнайка
Конечно! Сейчас покажу!
Ведущий
Ой, ребята! Что-то не верится! Давайте проверим? Если буква написана правильно,
будем аплодировать (хлопать в ладоши).
Если неправильно – стучим руками по коленкам.
Ведущий
Незнайка! Надо тебе еще поучиться! Тогда ты сможешь прочитать обо всем на
свете. (Незнайка уходит)
19 слайд «Спасибо, Азбука!».
Ведущий
Наверное, все наши гости убедились в том, что азбука научила нас многому.
Давайте за все это скажем нашему учебнику спасибо!
Дети (Хором) Спасибо! Музыка–
сопровождение на выход. Выходят 2 ученика
1 ученик
Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению пятерки.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.
2 ученик
Нам сегодня выдают удостоверения,
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Ведущий
Мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздника —
вручению вам удостоверений.
Процедура вручения
Включается 20 слайд «Литературное чтение».
Музыка– сопровождение на выход.
Азбука
Дорогие ребята! Мне очень жаль с вами расставаться. Но вы уже выросли, хорошо
читаете, и поэтому я привела вам нового друга. Знакомьтесь: Литературное чтение!
Литературное чтение
Добрый день, дорогие первоклассники! Меня зовут Литературное чтение. На уроках
мы познакомимся с вами поближе, вы полистаете мои страницы. Надеюсь, мы
станем добрыми друзьями!
Выходят 2 ученика
1 ученик
Здравствуй, гостья дорогая!
Рады мы тебе, поверь.
Расскажи нам про Отчизну,
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете!
2 ученик
Расскажи про все на свете!
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!
Литературное чтение
Азбука научила вас читать, познакомила с буквами, а я вас познакомлю с
интересными рассказами, сказками, стихами.
Выходят 6 учеников
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе!
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ты книга первая моя
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть
Все книги я смогу прочесть!
Я с этой книжкой в первый раз
Пришла в свой первый, светлый класс.
Я эту книгу полюбила,
Я в ней все буквы изучила.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Беру я Азбуку в последний раз,
Несу ее в просторный класс.
И Азбуке я говорю: «Благодарю!»
Спасибо Азбуке за знанья
Ее за все благодарим
Сейчас ей скажем: «До свиданья!»
А новым книгам «Здравствуй», говорим.
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет!
(Песня «Чему учат в школе»)