Автор: Скрябина Альбина Алексеевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "I Жемконская СОШ им. П.С. Скрябина"
Населённый пункт: РС(Я), Хангаласский улус, с. Тит-Эбя
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка учеников к олимпиадам
Раздел: среднее образование
Подготовка учеников к олимпиадам
Скрябина Альбина Алексеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «1 – Жемконская СОШ им. П.С. Скрябина
Республика Саха (Якутия)
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из
направлений
национального
проекта
«Образование».
Роль
учителя
-
разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный
интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе.
Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые
природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более
высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные
способности,
имеет
доминирующую,
активную,
ненасыщаемую
познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда
вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может
стать потенциальным участником олимпиад.
Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям,
выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются
и активно развиваются
склонности, способности, таланты.
Одной из
наиболее
эффективных
форм
внеклассной
и
внешкольной
работы,
способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их
способностей являются олимпиады. «Олимпиада - соревнование учащихся на
лучшее выполнение определенных заданий в какой - либо области знаний.
В последнее десятилетие такие олимпиады проводятся и в начальной
школе, занимая
важное место в развитии детей. Именно в это время
происходят первые самостоятельные
открытия ребенка пусть они даже
небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса
к науке. Реализованные возможности развивают ребенка,
стимулируют
интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя,
дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и
1
среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы
ребенка.
1.ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно
готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за
год. К концу первого года обучения в начальной школе накапливается
достаточно материала для проведения олимпиады по математике. Уровень
развития учащихся к этому моменту позволяет каждому ученику участвовать
в такой олимпиаде, если он этого пожелает. Любой ученик может
участвовать в олимпиаде по математике, эту возможность ему следует
предоставить.
Содержание
олимпиады
для
каждого
года
обучения
должно
соответствовать содержанию программы по математике этого года
обучения.
Подготовка к математической олимпиаде начинается с работы на уроке. В
содержание
практически
каждого
урока
должны
входить
или
арифметические ребусы, или логические задачи, или задания на разрезание и
составление фигур, или другие упражнения на сообразительность.
Работа на уроках математики дополняется занятиями по математике. Занятие
проводится один раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Его
посещают все учащиеся, желающие заниматься математикой.
Каждое занятие начинается с разминки, на которой предлагаются несложные
задания в виде загадок, задач в стихах, содержащих элементы математики.
Иногда я провожу тематические занятия, на которых закрепляю и углубляю
знания по определенной теме. Все проводимые виды работ способствуют
развитию математических способностей, выявлению одаренных учеников и
привитию интереса к математике. Хочу перечислить некоторые задания для
развития одаренных детей:
2
- задания для проведения разминки (составление логических цепочек,
выявление
закономерностей и т. д.);
- задания для развития памяти и
внимания;
-задания
для
развития
логического
мышления
(задачи
повышенной
сложности, сложные уравнения, примеры не менее 5 действии и т. п.);
-задания для развития воображения (см.ж. «Н. ш.»№2, 2008г., стр.61-65.)
Я использую
следующие
этапы
работы
с
нестандартными
задачами( помните, только при условии установления связи нового со
старым возможно проявление сообразительности и догадки):
1 ЭТАП. Самостоятельная работа (дети пытаются самостоятельно
решить
задание
-
наступление инсайта- озарения.)
Звание: Лучший Математик! (Мудрец! Умник! Лучший Грамотей! т.п.)
2 ЭТАП. «50/50» ( Частичная помощь учителя - дополнительный
вопрос,
намек,
напоминание прошедшей темы).
Звание: Хороший математик! (Грамотей! Умка!)
3 ЭТАП. «Помощь друга» (Объяснение одноклассниками или учителем и
совместное
решение). Звание: Думка!
2.ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В рамках занятий в ГПД стала вести факультатив «Олимпиадный курс по
русскому языку» (он рассчитан на 3 года: 2-4 классы.)
На факультативных занятиях предполагается использование
заданий следующих видов:
Фонетический анализ слова и предложения ( например: сколько раз
встречаются звуки[Т '] и [Т]в предложении Директор предприятия
подписал
документ
и
отдал
его
представителю подшефной фабрики).
Прочтение буквосочетаний (например, буквосочетание
ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ имеет не менее семи
прочтений).
Подбор и выбор однокоренных слов (например: напишите рассказ
«Снег
идет»,
в
каждом предложении должно быть слово с корнем снег-.
3
Подбор синонимов, антонимов.
Выяснение
смысла
фразеологизмов,
подбор
синонимичных
и
антонимичных
фразеологизмов (например: назовите количество фразеологизмов в
тексте и раскройте их смысл: Когда-то я был с ним на короткой ноге.
Но однажды он встал, не стой ноги что ли? Полез ко мне драться; я со
всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой!)
Выяснение лексического значения слов.
Решение грамматических головоломок: ребусов, шарад, перевертышей,
кроссвордов.
Определение частей речи (например: какими частями речи могут быть
слова дали, жгут, стих, мели, окуни, пряди, соли, стали, рой,ели...)
Редактирование предложений, текстов (например: исправьте ошибки:
Щенок подбежал к мальчику. Он виляя хвостом. Повар посолил суп
солью).
Восстановление деформированных текстов, предложений.
Дописывание текстов.
Постановка знаков препинания в предложении и тексте (например:
Незнайка
написал: «Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на
ногах
всего
двадцать». «Казнить нельзя помиловать»
Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не было никакой
нелепицы?)
Написание диктантов повышенной сложности.
Отработка изученного материала, но в усложнённое форме. Например,
«Напишите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Рассматриваем
все возможные случаи (лень, весенний, здравствуй, слышится, счастье)
Запиши слова в алфавитном порядке и поставь знак ударения.Прожил,
досуг, красивее, звонят, банты, столяр, щавель, цемент.
Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки. Водит,
пашешь, парк, сырой, матч, можешь, чаща.
Вставь вместо точек подходящие имя прилагательное. тюль, кофе,
кенгуру, сони, радио, такси.
Найди "лишнее" слово и выпиши его. Смешной, смешать, смешинка.
Белка, побелка, белить. Носить, поднос, носик.
Какими частями речи могут быть следующие слова: Мели, пила, соли.
4
Употребите существительные в скобках в Р. падеже множественного
числа: Чехлы от (кресла), много (дела), пара (сапоги), килограмм
(помидоров),
продажа (полотенца), герои (басни), много (курицы).
С данными словами составьте предложения, употребив слова в
переносном
смысле: Гореть, злиться.
Найди "четвертое лишнее" и выпиши его:
1)Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
2)Молоко, сахар, ухо, воздух.
Отгадай шараду:
Первое только предлог, а второе лес.
Целое строят всегда, чтобы вор не залез.
Запиши начальную форму следующих местоимений:
Про нас— ....
С вами — ....
У тебя— ....
Обо мне — ....
Ею— ....
Их— ....
Определи падеж слова дела в пословицах:
Дела как сажа бела. Всех дел не переделаешь. По твоим делам о тебе
судят. Жизнь дана на добрые дела. Языком не спеши, а делами не
смеши. Умен на словах, да глуп на делах.
Вспомни как можно больше пословиц и поговорок, связанных с числом
2.
В классе классные олимпиады необходимо проводить 2 раза в
год. Особенностью этих олимпиад является то, что в них принимают участие
абсолютно все учащиеся класса. Такая система занятий целенаправленно
готовит детей к успешному участию в олимпиадах. Психологическая
подготовка детей имеет немаловажное значение. Ребенок не должен
испытывать страх, волнение, так как это не самые лучшие помощники.
Уверенность в своих силах - вот залог спокойствия. Ну и конечно, доброе
слово учителя и родителей. Ведь главное - не победить, а достойно
выступить.
5
Главной задачей педагогов при подготовке к олимпиадам является создание
такой
развивающей
творческой
образовательной
среды,
которая
бы
способствовала максимальной реализации способностей учащихся.
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в
профессиональном
смысле,
быть
интересным
ребятам,
пользоваться
авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик
стремиться не подвести своего учителя.
Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного
тандема учитель-ученик-родитель.
Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников
нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они
показывают высокие результаты.
Работа
с
одаренными
учениками,
по
сути,
является
для
педагога
своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-
нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем
несравнимые
положительные
переживания,
в
случае
неудачи
-
соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность
пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и
личностного становления.
При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких
действий:
1. Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления
способных
и
заинтересованных
учебным
предметом
школьников.
Педагогический опыт поможет учителю увидеть способного подростка,
которому интересно заниматься и который обладает целеустремленностью,
волей к преодолению препятствий, к достижению цели.
Отбор осуществляю:
- в ходе наблюдения на уроках
- проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным
дисциплинам.
6
2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.
Проведению
олимпиад должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к
ним. Имея всего два урока в неделю, некогда даже охватить огромный
теоретический материал, не то, чтобы научить их самостоятельно добывать
информацию, отстаивать свою точку зрения, систематизировать полученные
знания. Поэтому систематизировать знания и формировать необходимые
учебные
умения
школьников
возможно,
только
используя
рычаги
внеурочной деятельности. На этих же дополнительных занятиях я готовлю
ученика к олимпиаде.
3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках.
Как
правило,
участники
олимпиад
всегда
на
уроках
получают
индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и
домашних
заданий.
Олимпиадные
задания
разрабатываются
для
определенного возраста участников и определенной параллели. Условия
заданий оригинальны и требуют нестандартного решения и высокого уровня
эрудиции. Успешная подготовка – это:
-проработка как можно большего числа олимпиадных заданий предыдущих
лет;
-подробное дополнительное изучение школьного курса.
-правильно
подобранные
знания,
их
уровень
сложности
и
последовательность зависят от личности ученика.
При планировании занятий и заданий на этапе подготовки к олимпиадам
я руководствуюсь следующими положениями:
1.
Содержательная целостность, выражающаяся в отработке учащимися всех
типов заданий, представленных на олимпиаде.
2.
Системный
характер
конструирования
содержания,
отражающий
специфику структуры заданий олимпиады и логику их развертывания.
3.
Практическая направленность, предполагающая развитие у учащихся
умений, необходимых для выполнения олимпиадных заданий.
4.
Максимальная
самостоятельность
–
предоставление
возможности
самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те,
которые добываются собственными усилиями.
5.
Индивидуальный подход. Требуется постоянный контакт ученика с
учителем, совместная деятельность по индивидуальному плану.
6.
Психологический принцип. Считаю необходимым воспитать в учащихся
чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Научить верить в
свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно
7
подчеркнуть, что победителями все не бывают, все находятся в равных
условиях, результат зависит только от тебя.
7.
Организация рефлексии. При анализе прошедших олимпиад вскрываются
упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности,
как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как
он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он
так же необходим для учащихся, так как способствует повышению
прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только
успехи, но и недостатки.
8