Автор: Маркова Татьяна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Степановка
Населённый пункт: РБ, Аургазинский район,с.Степановка
Наименование материала: статья
Тема: Использование регионального компонента на уроках русского языка
Раздел: начальное образование
Использование регионального компонента на уроках
в начальной школе
Маркова Татьяна Леонидовна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
с.Степановка муниципального района
Аургазинский район РБ
Аннотация.
Статья посвящена проблеме использования регионального
компонента в преподавании русского языка в начальной школе. В статье
приводятся конкретные примеры работы с краеведческим материалом, и
даются методические рекомендации. Рассматриваются различные формы
организации учебного процесса с использованием регионального компонента.
Результаты исследования основаны на богатом практическом опыте работы
на уроках русского языка .
Ключевые слова : региональный компонет
В настоящее время региональный компонент стал очень острой и
актуальной темой в образовании. Использование материала с региональным
компонентом на уроках несёт большой объем знаний по различной тематике.
Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в
области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в
преподавании, в результате чего на уроках практически не используется
языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.
Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить
обучающий и воспитательный эффект при обучении русскому языку с учетом
регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику (топонимы,
диалектные и общеупотребительные слова, а также краеведческие материалы
(факты истории, биографии знаменитых жителей района, исторические очерки
писателей).
Цель использования материала регионального компонента - это
формирование целостных знаний о родном крае ,развитие творческих и
исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и
литературному наследию родного края.
В работе предпринята попытка разработать методику обучения русскому языку
с учетом регионального компонента, в частности, Республики Башкортостан.
На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создает условия
для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения,
дифференциации образовательного процесса. Методисты предлагают
рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как
углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой
материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы.
Ведь живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает
интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и
сегодняшнем дне, что, в конечном счете, способствует общей гуманизации
школьного образования. В своей работе предприняла попытку разработать
методику обучения русскому языку с учетом регионального компонента, в
частности, Республики Башкортостан
.
Одним из источников изучения
лингвокраеведческого материала в обучении русскому языку может стать
использование на уроках художественные произведения писателей и поэтов
Республики Башкортостан. При подготовке к проведению конкретного урока
использую в качестве материала связные тексты, которые использую не на
одном уроке, а на целом ряде уроков. Тексты расширяют знания учащихся о
нашей стране, нашем селе и республике, их истории, природы, животном мире и
т.д.
Н. Г. Благова и др. предлагают следующее дополнение к перечню традиционных
задач преподавания русского языка в школе в связи с введением систематического
включения регионального компонента:
«познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями
русского языка (в определенном регионе);
обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала,
ценного с точки зрения познавательной и эстетической;
на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края,
традициях и обычаях местных жителей;
показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.
На основе решения перечисленных задач формируется следующий минимум
знаний и умений школьников:
1. Иметь представление о языке как культурно-исторической среде,
воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края.
2. Уметь анализировать окружающую речевую среду, оценивать факты
речи земляков, способствовать повышению их речевой культуры.
3. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы (природа,
культура, в том числе языковая (определенного края).
4. Уметь анализировать (в том числе языковой анализ) художественных
произведений местных писателей, журналистов и т.п.
5. Изучение языка (местной) прессы (радио и телевидения, периодической
печати).
6. Вопросы речевого этикета (определенного города, села, района).
Для реализации регионального компонента в преподавании русского языка
предлагаются следующие методы:
репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя,
беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях,
магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);
проблемно-поисковый (как ведущий);
коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.
Включение местного материала в уроки предполагает возможность
интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов,
уроков – путешествий и т.д.
Предлагаемый этнокультурный текстовый материал возможно использовать на
любом из этапов урока русского языка: актуализации знаний, первичного усвоения
новых знаний, первичного закрепления, рефлексии; а также на уроках любого типа:
изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, комбинированном,
контроля и коррекции знаний. В зависимости от целей и задач, поставленных на
уроке, тексты и задания к ним, иллюстрации рекомендуется выводить с помощью
мультимедийного проектора на экран либо распечатывать для каждого ученика.
Также очень важно, что любой учитель, взяв данное пособие за основу, сможет
самостоятельно разработать расширенную систему заданий и упражнений с
этнокультурным компонентом и интегрировать ее в образовательный процесс в
начальной школе.
Тема 1. Имена собственные
Прочитайте текст, найдите и подчеркните имена собственные.
Всего в Башкортостане известно более 2200 крупных и мелких озёр.
Подавляющее большинство озёр Башкортостана –
пресные водоёмы. К минерализованным озёрам
относятся Аслыкуль , Кандрыкуль,
Мулдаккуль, Атавды. Озёра, представляющие
наибольший интерес, отнесены к памятникам природы. Это Аслыкуль,
Кандрыкуль, Карагайлы (Ворожеч), Ургун, Мулдаккуль, Яктыкуль (Банное),
Шамсутдин, Упканкуль, Шингаккуль.
Тема 2. Буквосочетания ЖИ-ШИ
Прочитайте
текст,
найдите
и
подчеркните
буквосочетания ЖИ,ШИ
В Мелеузовском районе
находится гора Кунгак. Название связано с тем,
что склоны горы доверчиво обращены к солнцу,
а солнце на башкирском языке – кояш.
Наиболее известные вершины носят имена Карауыл (Сторожевая) и
Йэнгузэй (Близкая душе). Дело в том, что башкиры в целях предосторожности,
чтобы своевременно оповещать все роды и племена в случае опасности,
устанавливали на вершинах гор сторожевые дозоры. Приметив приближение врага,
зажигали сигнальные костры. Они были видны издалека.
Тема 3. Местоимения
Прочитайте текст, найдите и подчеркните местоимения.
Башкирия славится душистым мёдом, кумысом, нефтью, богатым хлебом,
песнями, танцами, замечательными людьми. И все это наш родной край –
Башкортостан. И любим мы его не только за достопримечательности и полезные
ископаемые, а потому, что мы здесь живем, это наша Родина. Я горжусь ее героями и
достижениями, восхищаюсь ее красотой и люблю всё, что меня окружает – мой
Башкортостан.
Тема 4. Однородные члены предложения
Прочитайте текст, найдите и подчеркните однородные члены предложения.
Наш Башкортостан не только красив, но и сказочно богат. Хлеб, скот, рыба,
леса и поля – все в изобилии есть у нас. Богат и нефтью, целебными родниками,
чистым воздухом, лошадьми, историей и талантами. Сотни людей с разных уголков
мира приезжают в нашу республику, чтобы лечиться, наслаждаться свежим
воздухом, чудной природой.
Тема 5. Имя прилагательное
Прочитайте текст, найдите и подчеркните имена прилагательные
.
Красота и величие Республики Башкортостан.
Красивая, удивительная, великолепная и уникальная наша республика. Здесь
много замечательных мест, которые она скрывает: это озеро Аслукуль, Шиханские
горы, карстовые пещеры, пещера Шульганташ, Аркаим, река Белая, Юрюзан, Кама.
Он известен во всем мире своим медом, который больше нигде так не вкусен! Здесь,
в нашем регионе, Азия и Европа объединились. Тот, кто услышит Курай, никогда не
спутает его ни с чем другим.
Тема 6.Правописание слов с непроизносимым согласным звуком
1.
Прочитайте предложения.
1.
Так они жили очень счас(?)ливо. 2. Эта завис(?)ливая женщина
потихоньку отправилась за охотником к перекрестку семи дорог. 3. Как-то
разподошла она к играющим на теплом и мягком песочке у реки девочкам,
села и, приняв горес(?)ный вид,сказала. 4. Твои братья хотели страс(?)но
иметь сестренку. 5. Они твердили ей, что дорога очень опас(?)на. 6. На заре
теплого летнего дня Хыухылу, взяв в попу(?)чицы подружку Олтанбику,
отправилась в путь в сторону семи морей. 7. Прошли месяцы, годы, а
Хыухылу все не перестает напевать грус(?)ную песенку.8. После того, как
море унесло Олтанбику, со(?)нце выглянуло из-за туч.
(По сказке З. Биишевой «Колесница-летунья»)
2.
Выпишите выделенные слова. Вставьте, где требуется, буквы,
обозначающие
непроизносимый
согласный
звук.
Рядом
запишите
проверочные слова. Выделите корни.
3.
В каких словах нет непроизносимого согласного звука? Как в
этом убедиться?
Тема 6. Имя существительное
Прочитайте текст, найдите и подчеркните имена существительные.
Ежегодно в начале лета в Башкортостане
с широким размахом отмечается
национальный праздник Сабантуй – праздник
плуга. На большой поляне располагаются
торговые ряды и концертные
площадки,
устанавливаютсяюрты, телеги и другие
атрибуты давней кочевой жизни, готовятся
традиционные блюда. Сабантуй – один из лучших поводов познакомиться с
национальной кухней республики. Проводятся всевозможные конкурсы: разбить
палкой кувшин с закрытыми глазами, пройтись по скользкому бревну,
вздыбленному над землей, поучаствовать в перетягивании каната, подраться
мешками, сидя на бревне. Есть среди конкурсов и исконно народные развлечения –
например, влезть на высокий голый столб, смазанный жиром. Одной из самых
зрелищных частей праздника являются скачки на лошадях. Сабантуй – один из
самых любимых и долгожданных праздников.
Тема 7. Глагол.
Прочитайте
стихотворение
А.
Игебаева«Курай»,
найдите
и
подчеркните глаголы.
Когда я слушаю курай,
То радость льется через край,
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу,
И только дуну в свежий срез,
Как зашумит Уральский лес,
И зажурчит наверняка
В ней мелодичная река.
Держу курай… В родном краю
Я песни звонкие пою.
Используемая литература.
1.Коренева Л. А. Национально-региональный компонент предмета " Русский язык "
в школе (содержание, пути реализации) –Дис. ...К.П.Н.-М., 1995
2.
Балаларəҙəбиəте антологияhы. Антология детской литературы. Ѳфѳ:
Китап, 2012. 356 бит.
3.Республика моя,Башкортостан! Сборник стихов.- Китап,2010.-192с.
4.Сохраним природу Башкортостана.Учебно-методическое пособие по
экологическому образованию младших школьников .Уфа:Китап,2007.-108с.:ил.
5.Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку
с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). //
РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19.
6.Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе. //РЯШ. – 2000. - № 4. –
с.43-47.