Напоминание

«Развитие познавательной сферы ребёнка дошкольного возраста»


Автор: Некрасова Маргарита Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 89 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Развитие познавательной сферы ребёнка дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие познавательной

сферы ребёнка дошкольного

возраста»

Познавательная позиция ребёнка

Познавательная сфера дошкольника является единой функциональной

системой, позволяющей ребёнку познавать мир вокруг себя. В дошкольном

возрасте – познавательное развитие происходит особенно интенсивно.

Дошкольник развивается, растёт, превращается в активную личность.

Особенности развития познавательной сферы дошкольника – психические

процессы, которые направлены на познание, носят непроизвольный характер.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт.

Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой

специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение), влияющих

на восприятие и мышление.

Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является –

формирование у них познавательных интересов. Для всестороннего развития

взрослый должен направлять внимание, активность и интерес дошкольника.

Процесс познавательного развития детей дошкольного возраста является

непрерывным. На каждом возрастном этапе по ходу освоения ребёнком

разных

видов

деятельности

складывается

определённый

«этаж»,

занимающий своё место в системе целостного развития дошкольника.

В развитии познавательных интересов дошкольников существуют

две основные линии:

1)

Постепенное обогащение опыта ребёнка, насыщение этого опыта

новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое вызывает

познавательную активность;

2)

Расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и

той же сферы деятельности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность,

степень выраженности познания.

Развитие Мышления

В дошкольном возрасте мышление опирается на представления.

Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника

внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и

значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении связаны с тем, что устанавливаются более

тесные взаимосвязи мышления с речью, и приводят к:

Появлению развёрнутого мыслительного процесса – рассуждения;

Перестройке

взаимоотношений

практической

и

умственной

деятельности;

Развитию мыслительных операций.

Основная

линия

развития

мышления

переход

от

наглядно-

действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному

мышлению. Чем ребёнок становится старше, тем он больше прибегает к

наглядно-образному, а затем уже логическому способу мышления. В основе

развития мышления лежит формирование умственных действий. Исходный

пункт формирования – реальное действие с материальными предметами.

Особенности развития мышления:

o

Детские вопросы выступают показателем развития любознательности;

o

Экспериментирование возникает как способ, помогающий понять

скрытые связи и отношения, применить имеющие знания, попробовать свои

силы;

o

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность,

гибкость.

Развитие Памяти

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Её

развитие и перестройка связана с изменениями, происходящими в разных

сферах психической жизни ребёнка, и в познавательных процессах –

мышлении и восприятии.

В 3-4 года у дошкольника преобладает непроизвольная память.

Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Ребёнок

«перескакивает» с одного признака предмета на другой. В памяти он часто

удерживает второстепенное, а существенное забывает.

Изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся

сложными, включают несколько компонентов. Словесная память интенсивно

развивается

в

процессе

активного

освоения

речи

при

слушании

и

воспроизведении литературных произведений, в общении со взрослыми и

сверстниками.

Важнейшее изменение в памяти происходит в 4 года. Память ребёнка

начинает приобретать элементы произвольности. В старшем дошкольном

возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая

подчиняется специальной цели запомнить. Важным моментом в развитии

памяти выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются

существенные события из жизни ребёнка.

Развитие Воображения

Развитие воображения у дошкольника на 3 году неразрывно связано с

предметом, который выполняет функцию внешней опоры. Если для младших

дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших

– выполнение взятой на себя роли. Постепенно – воображение начинает

опираться на предметы, которые не похожи на замещаемые. Поэтому,

старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный

материал (палки, шишки, листья).

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, в

игре, в ручном труде, рассказывании и пересказе. В 5 лет появляются мечты

о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы.

До

достижения

детьми

5-6

лет,

почти

на

протяжении

всего

дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он неустойчив.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным.

Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его,

поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм. В 5-7 лет внешняя

опора

подсказывает

замысел

и

ребенок

произвольно

планирует

его

реализацию и подбирает необходимые средства.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит

под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать

образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их

реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в

коллективных играх, продуктивных видах деятельности.

Развитие Восприятия

Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в

том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится

развитие речи,

памяти, мышления,

внимания и воображения. Данный

познавательный

процесс

становится

необходимым

помощником

для

проявления различных видов мышления, умения образно говорить и

придумывать яркие истории.

С 3 лет восприятие постепенно становится точным и осмысленным.

Развиваются высшие анализаторы – зрительный и слуховой. От общего

представления о предметах в 3-4 года младший дошкольник переходит к

более сложным формам интерпретации. При активной поддержке взрослых

характеристика ощущений меняется, ребенку удается осознать, что форма,

цвет, материал, величина более абстрактные характеристики и не привязаны

к конкретному предмету.

В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета:

Красный; Желтый; Синий; Зеленый.

К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными

фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры

предметов. Ребенок в 5-6 лет способен запомнить временные промежутки:

вчера, сегодня, завтра, минута, час, но навыки использования данных

понятий отсутствуют. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве,

воспринимает расстояния и отношения между объектами, умеет наглядно

моделировать часть конкретного помещения. Также способен построить

модель сюжета рассказа или сказки.

Развитие Внимания

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств

внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-

3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с

автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более

устойчивым. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется

организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую,

трудовую, продуктивную).

В 4-5 лет ребёнок направляет свои действия под влияние взрослого.

Выполняя порученные взрослым требования, дошкольник должен управлять

своим вниманием.

Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств

управления им. Первоначально – это внешние средства, указательный жест,

слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством

выступает

речь

самого

ребёнка,

которая

приобретает

планирующую

функцию.

На

протяжении

дошкольного

детства

длительность

отвлечений,

вызванных

разными

раздражителями,

снижается,

то

есть

возрастает

устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности

отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет. Внимание дошкольника в

6-7 лет устойчиво в течение 25-30 минут.

Развитие Речи

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения

речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие

потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и

другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и

познавательную. Происходит интенсивное развитие:

Всех

сторон

речи

(словаря,

грамматического

строя,

звуковой

культуры);

Формы речи (контекстной и объяснительной);

Функции

речи

(обобщающей,

коммуникативной,

регулирующей,

планирующей и знаковой).

В

дошкольном

возрасте

завершается

процесс

фонематического

развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. В развитии словаря

дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные

изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень

важно, происходит развитие их значений.

С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове. В 3-

3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель,

игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использует слова, содержащие итог

предыдущих обобщений.

На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и

способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения

слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным

сближениям (деревья – деревня).

Особенности развития речи:

Дошкольник учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения

превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится

орудием мышления и средством познания;

Развивается регулирующая функция речи, которая выражается в

понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы:

слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

Возникают предпосылки для освоения грамоты.

Развитие Чувств

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения,

как в содержании чувств, так и в форме их протекания. Ранее возникшие

чувства углубляются и становятся более устойчивыми, разнообразными,

четко выраженными. Чувства симпатии, сочувствия и нежности к близким

людям (в первую очередь к матери) также укрепляются.

В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство

товарищества и начальной формы дружбы. Развиваются новые чувства,

которых или совершенно не было у детей раннего возраста, или они

появлялись лишь эпизодически.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, с появлением у него

новых интересов, мотивов и потребностей. Развитие высших чувств

(интеллектуальных, моральных, эстетических) у дошкольников тесно связано

с формированием понятий о хорошем и плохом. Чувства, возникшие в

процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными,

такие как (любопытство, любознательность, удивление, чувство нового).

У дошкольников интерес вызывает уже содержание рассказа, сказки.

Они волнуются за судьбу героя, одобряют или порицают его за совершённые

поступки. Именно в дошкольном возрасте ребёнок осваивает высшие нормы

экспрессии

выражение

чувств

с

помощью

интонации,

мимики,

пантомимики.

Соподчинение Мотивов

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в

развитии личности дошкольника. Выделяется ведущий мотив, который

определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы.

Расширение границ жизнедеятельности дошкольника приводит к

развитию мотивов, затрагивающих сферы отношения к окружающему миру,

другим людям и самому себе. В дошкольном детстве у ребят развивается

интерес к новым, более важным, более «взрослым» видам деятельности

(чтению и счету) и стремление их выполнять, что вызвано формированием

предпосылок учебной деятельности.

В возрасте 3-7 лет интенсивно развиваются познавательные мотивы. В

3-4 года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. А у детей

4-7 лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач,

которая постепенно возрастает.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает

стремление

к

самоутверждению

и

признанию,

что

обусловлено

потребностью осознать свою личностную значимость, уникальность.

Игры для развития познавательной сферы:

1)

«Найди отличия»;

2)

«Лото»;

3)

«Испорченный телефон»;

4)

«Запрещённое движение»;

5)

«Запомни пару».



В раздел образования