Автор: Семакова Анастасия Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Учитель начальных классов
Населённый пункт: Вавожский район, деревня Новая Бия
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Д. Родари "Волшебный барабан"
Раздел: начальное образование
Допущен. Учитель _________
Допущен. Методист_________
Технологическая карта пробного урока студентки 3 «А» группы
Семаковой Анастасии Петровны
Предмет: Чтение
Класс: 3 «Д»
Учебник (УМК): Школа России
Тема урока: Джанни Родари «Волшебный барабан»
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал (карточки).
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: в классе
обучаются 26 детей.
Цель урока: организовать деятельность детей по изучению и первичному закреплению содержания сказки Джанни Родари «Волшебный
Барабан».
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с сказкой Д. Родари «Волшебный барабан», научить детей отыскивать в произведении глубинный
смысл – подтекст через беседу;
Развивающая:
развивать связную речь, логическое и критическое мышление, способствовать вдумчивому чтению литературного
произведения; развивать выразительное чтение;
Воспитательная: воспитывать у детей положительные качества характера: честность, справедливость; воспитывать любовь к чтению.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных
действий
Учебные действия
Предметные Д
Знакомятся с произведением Д. Родари «Волшебный барабан»; умеют прогнозировать содержание произведения;
умеют читать выразительно; объяснять названия произведения и прогнозировать его содержание; умеют
отыскивать в произведении глубинный смысл.
Метапредметн
ые
Регулятивные УУД
Умеют определять тему и цели урока с помощью учителя; осознавать необходимость нового знания; настраивать
себя на продуктивную деятельность.
Познавательные
УУД
Умеют отвечать на простые и сложные вопросы учителя; ориентироваться в учебнике, находить нужную
информацию; самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные
УУД
Умеют принимать участвие в диалоге, слушают и понимают других; умеют высказывать свою точку зрения; умеют
выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Личностные
Умеют принимать учебные цели, проявляют желание учиться; адекватно оценивают самого себя и сопоставляют с
оценкой товарищами и учителем; умеют проявлять положительные качества хар-ра: честность, справедливость.
Этап
фрагмен
та урока
Образ
овател
ьная
задача
этапа
урока
Мето
ды и
прие
мы
работ
ы
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Форм
а
орган
изаци
и
учебн
ой
деяте
льнст
и
Дидак
тическ
ие
средст
ва,
интера
ктивн
ое
оборуд
ование
Форм
ы
контр
оля и
самок
онтро
ля
Планируемые результаты
Пред
м
Метапре
дм
Личнос
1.Орга
низаци
онно-
мотива
ционн
ый
10:30-
10:36
Настр
оить
на
урок.
Слов
есны
й
(при
ветст
вие).
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
-Добрый день, ребята! Сегодня
урок литературы проведу у вас я.
Меня зовут Анастасия Петровна.
Приветствие
учителя
Ф
К:
участву
ют в
диалоге,
слушаю
т и
понима
ют
других;
Дыхате
льная
гимнас
тика и
речевая
размин
ка
подго
товит
ь
речев
ой
аппар
ат к
выраз
итель
ному
чтени
ю.
Слов
есны
й(бе
седа)
,
прак
тиче
ский
:
чтен
ие
чист
огов
-Сейчас мы, ребята, подготовим
свой речевой аппарат для того,
чтобы читать красиво и
выразительно.
Посмотрите все на доску (слайд1),
сейчас я прочитаю вам эту
чистоговорку, а вы внимательно
слушайте.
Нес Григорий пирог через порог.
Стал на горох и упал на порог.
-О чем, ребята, чистоговорка?
-О том, как
Ф, И
Р:
осозна
ют
необхо
димост
ь
нового
знания;
настраи
вают
себя на
продук
тивную
ор
ки
-Ребята, а что такое порог?
-Верно! Давайте теперь прочитаем
её все вместе, выговаривая каждое
слово. Три-четыре…
-А теперь давайте прочитаем с
удивлением. Три-четыре…
-Молодцы! А теперь, прочитаем с
радостным настроением. Три-
четыре…
-Хорошо, вот мы и подготовили
наш речевой аппарат. Теперь мы
будем читать красиво и
выразительно, всё выговаривать.
Григорий нес
пирог и упал
-Это брус
(деревянный)
на полу под
дверью
Читают
Читают
Читают
деятель
ность;
II.
Ориен
тирово
чный
этап
(9:55-
10:03
1.Созда
ние
пробле
мной
ситуац
ии.
2.Опре
делени
е темы
Подго
товит
ь к
воспр
иятию
темы.
Заинт
ересо
вать
детей
изуче
нием
новог
о
произ
веден
ия.
Слов
есны
й:
бесе
да,
расс
каз.
Прак
тиче
ский
:
рабо
та в
пара
х,
груп
пах.
- Как называется раздел в учебнике,
который мы изучаем?
- Объясните, как вы понимаете,
понятие «литературные сказки»?
-Как иначе можно назвать такие
произведения?
-Я предлагаю вам проверить свои
знания: вспомнить автора
литературных
сказок, которые вы изучали на
уроках литературного чтения.
Работать будем в парах. И прежде
чем вы приступите к выполнению
задания, давайте вспомним правила
-Раздел
называется
«Литературн
ые сказки»
-
Придуманны
е сказки
- Авторские
сказки
-Говорим
шепотом,
работаем
Ф, И
Презе
нтаци
я
П:
отвеча
ют на
просты
е и
сложны
е
вопрос
ы
учителя
;
ориент
ируютс
я в
учебни
ке,
находят
Л: умеют
принимат
ь
учебные
цели,
проявляю
т желание
учиться
урока.
3.Опре
делени
е цели
и задач
урока
.
Опред
елить
тему
урока
с
детьм
и.
Поста
вить
цели
и
задач
и
урока
совме
стно с
детьм
и.
работы в парах.
В. Даль
«Девочка Снегурочка»
В. Одоевский
«Мороз Иванович»
Р. Киплинг
«Братья Маугли»
Д. Мамин-Сибиряк
«Сказка про Воробья Воробеича,
Ерша Ершовича и веселого
трубочиста Яшу»
(Учащиеся, используя карточки с
названиями сказок и фамилиями
авторов,
выполняют задание)
Проверка задания
(обмениваются листочками , эталон
выводится на слайд).
-Ребята, а для того чтобы узнать
какая у нас будет тему урока, вам
нужно отгадать загадку:
На бочонок я похожий,
Громкий, звонкий, толстокожий.
На лысине – макушке
Пляшут две подружки.
Несмотря на пустоту
Голос слышен за версту.
-Итак, ребята, что же это такое?
-Верно. Как вы думаете, как будет
вместе,
выслушивае
м мнения
друг друга,
не
перебиваем
друг друга
- Барабан
-
нужну
ю
информ
ацию;
самосто
ятельно
делают
выводы
;
Р:
определ
яют
тему и
цели
урока с
помощь
ю
учителя
;
называться произведение, с
которым мы познакомимся?
- Кто знает автора этого
произведения?
- Так тогда, какая будет тема
урока?
-Верно. А какие задачи мы сможем
поставить сегодня перед собой на
уроке?
-Верно. Молодцы, ребята!
«Волшебный
барабан»
- я
-Дж.Родари
Волшебный
барабан
-
познакомитс
я с
творчеством
автором
сказки
-
познакомитс
я с
произведени
ем
III.
Поис-
ково –
исслед
овател
ьский
этап.
1.Работ
а с
тексто
м до
чтения
произв
едения:
Изучи
ть
новое
произ
веден
ие.
Предп
оложи
ть, о
чем
будет
произ
веден
ие.
Слов
есны
й:
бесе
да,
расс
каз.
Нагл
ядны
й:
демо
нстр
ация
порт
рета,
-Ребята, а вы уже знакомы с
творчеством писателя Д.Родари.
Что можете сказать о нём?
-Давайте продолжим знакомиться с
этим великим человеком. Я
расскажу вам краткую биографию
Д.Родари. Слушаем внимательно, я
буду задавать вам вопросы.
-Дж. Родари, родился в местечке
Оменья, расположенном на севере
Италии. Работал он учителем
младших классов, на своих
занятиях придумывал весёлые
игры, развивающие детское
мышление и фантазию. В детстве
Ответы детей
Ф, И
Аудио
книга
П:
умею
т
прогн
озиро
вать
содер
жани
е
произ
веден
ия;
науча
тся
читат
К:
высказ
ывают
свою
точку
зрения;
выслуш
ивают
партнер
а,
договар
иваютс
я и
приход
ят к
а)
работа
по
заглави
ю,
автору.
б)
общий
вывод
по
предло
жению.
в)
словар
ная
работа.
г)
нацели
вание
на
чтение.
2.Работ
а с
тексто
м во
время
чтения:
А)
первич
ное
чтение
(самост
оятель
Работ
а по
содер
жани
ю
произ
веден
ия.
Позна
комит
ь с
содер
жание
м
произ
веден
ия.
выст
авка
книг,
демо
нстр
ация
карт
инок
по
слов
арно
й
рабо
те.
Прак
тиче
ский
:
чтен
ие
сказк
и.
Д.Родари хотел стать художником,
а вовсе не писателем, т.к. очень
любил рисовать. Детским
писателем сделался случайно. Дж.
Родари – лауреат Международной
премии имени Х.-К. Андерсена.
Часто бывал в СССР, встречался
с детьми, читал им ещё не
опубликованные стихи и истории.
Сначала слава нашла писателя в
СССР, благодаря переводам С. Я.
Маршака, в Италии Дж. Родари
стал широко известен позднее.
Ныне произведения Дж. Родари
переведены на многие языки.
Выставка книг писателя
-Посмотрите на доску, как много
произведений для детей написал
этот замечательный писатель.
-Итак, ребята, что вас удивило в
рассказе о Дж. Родари?
-Кем был Дж. Родари?
-Как он стал детским писателем?
-Верно.
-Хорошо. Вы внимательно слушали
меня, теперь об этом великом
человеке вы знаете больше.
-Сегодня мы с вами познакомимся
с произведением «Волшебный
барабан». Как вы думайте о чем
-То, что он
стал
писателем
случайно.
-Писателем
-Он
переводил
стихи
Маршака
ь
выраз
итель
но;
объяс
нять
назва
ния
произ
веден
ия и
прогн
озиро
вать
его
содер
жани
е;
объяс
нять
лекси
ческо
е
значе
ние
незна
комы
х
слов;
наход
ить
слова
с
общему
решени
ю,
работая
в паре;
Р:
провод
ят
физиче
скую
разгруз
ку в
ходе
работы.
но)
Б)
повтор
ное
чтение
и
анализ.
будет эта сказка?
-Так, ребята, у вас очень
интересные предположения. А
правильно ли вы думайте мы
узнаем, прослушав эту сказку,
сказку- у которой 3 конца.
-Но перед началом прослушивания
посмотрите пожалуйста на доску.
Вы видите незнакомые слова,
которые вам встретятся в тексте.
Итак, давайте попробуем разобрать
их.
-Кто знает, что такое СОЛЬДО?
Сольдо- это разменная монета,
которой пользовались в конце 12
века (вывеска на доске картинки).
-А что же такое ДЮЖИНА?
Дюжина- это говорят, когда,
например, 12 каких-либо объектов.
-А ГРОШ?
Грош- это медная монет
достоинством в две копейки
-Что же такое ЖАНДАРМ?
Жандарм- это сотрудник
военизированной полиции.
-А ВИЛЛА?
Вилла- это загородный дом,
предназначенный для сезонного
проживания.
-Итак, приступим к
прослушиванию. Для начала мы
прослушаем сказку без конца.
-Садимся поудобнее, на парты не
-О
волшебной
игре
барабана
Слушают
созву
чным
оконч
анием
;
узнал
и о
рифм
е в
стихо
творе
нии.
ложимся, слушаем внимательно и
готовимся отвечать на вопросы.
-Ребята, о чем же говорится в этой
части?
-Кого встретил солдат?
-За что поблагодарила старушка
солдата?
-Верно.
-Что взамен подарила бабушка
солдату?
-А для чего он нужен?
-А как называют человека, который
играет на барабане?
-Верно.
-Замечательно.
-Сейчас давайте встанем и немного
отдохнем.
Физкультминутка под видео
-Ребята, а как вы думайте, что
произойдет с барабанщиком в
конце?
-Давайте прочтем 1 конец сказки и
посмотрим, что же станет с
барабанщиком в этом конце.
Читаем по цепочки, следим друг за
другом.
-Достаточно.
-Кого же встретил на пути
барабанщик?
-Что везли в этой карете?
-Для чего он начал играть на
-О солдате и
старушке
-Старушку
-За то, что он
дал ей
сольдо
-Барабан
-Чтобы
играть на
нем
-Барабанщик
-Он будет
наказывать
плохих
людей
Читают
-Почтовую
карету
-Золото
-Чтобы
барабане?
-Ребята, правильно поступает
барабанщик украв золото?
-Почему?
-Верно. Воровать нельзя.
Воровство- это преступление.
Когда-нибудь это разоблачиться.
На душе у человека будет тяжело,
поэтому, ребята, никогда не
воруйте, будьте честными.
-Верно. Давайте с вами узнаем, что
же произошло во 2 конце. Для
этого я сейчас вам прочитаю этот
конец, а вы слушайте меня
внимательно и следите.
-Кого здесь встретил на своем пути
герой?
-Что делал охотник?
-А для чего барабанщик начал
играть на барабане?
-Правильно ли поступил
барабанщик, наказав охотника?
заставить
кучера и
остальных
танцевать, а
он тем
временем
мог украсть
золото
-Нет
-Это
воровство.
Следят
-Охотника
-Целился в
дрозда
-Хотел
остановить
охотника,
чтобы он
больше не
стрелял в
птиц
-Да
-Т.к. нельзя
-Почему?
-Кого он встречал потом?
-А почему он продолжал играть на
барабане?
-Правильно поступает барабанщик?
-Почему?
-Верно. Давайте узнаем, что же
произошло с барабанщиком в 3
конце сказки. Для этого мы с вами
прослушаем аудио. Слушаем
внимательно.
-Ребята, о чем же размышляет
барабанщик?
-Что он сделал с барабаном?
-А для чего он это сделал?
-Правильно поступает барабанщик
сломав барабан?
-Почему?
стрелять в
птиц
-Злодеев
-Чтобы
наказывать
злодеев
-Да
-Они
поступали не
правильно
Читают
-О том, в чем
же секрет
игры
волшебного
барабана
-Прорезал
ножом
небольшую
дырочку в
барабане
-Чтобы
узнать в чем
секрет
барабана
-Нет
-Каждая
вещь ценна,
дорога по-
-Верно.
-Ребята, вот мы и познакомились
полностью со сказкой. Ваши
предположения в начале урока о
чем будет сказка были верны?
-Итак, ребята, как я уже сказала, у
этой сказки 3 конца, вы это видите.
Автор выбирает 2 конец сказки.
Послушайте что он говорит об
этом.
-Ребята, какой конец сказки вам
нравится больше и почему?
своему, ее
нельзя
ломать. А
еще это был
подарок
-Да
Ответы детей
IV.
Практ
ически
й этап
1.Работ
а с
тексто
м
после
чтения
произв
едения.
2.
Творче
ская
работа.
Работ
а по
идее
произ
веден
ия.
Разви
ть
творч
еские
спосо
бност
и.
Слов
есны
й:
бесе
да
Прак
тиче
ский
:
зада
ния
по
карт
ачка
м
-Сейчас мы поработаем в парах.
Будем работать над содержанием
произведения, вам нужно будет
восстановить последовательность
событий в рассказе. Найдем лист 1,
он у вас лежит на партах. Вам
нужно пронумеровать событий, т.е.
восстановить последовательность
событий. Начинаем выполнять
работу.
1.Шел с войны барабанщик.
2.Встеча со старушкой.
3.Просьба старушки.
4.Подарок старушки.
5.Волшебный барабан.
6.3 разбойника.
Ф, И,
П
Презе
нтаци
я
К:
участв
уют в
диалог
е,
слуша
ют и
понима
ют
других;
высказ
ывают
свою
точку
зрения
7.Игра барабана.
8.Возвращение домой.
-Итак, проверяем. Какое событие
произошло первым? Поднимаем
руки.
-У кого другой ответ, поднимите
руки.
-Давайте проверим. (на интер.
доске)
-Идем дальше. Какое событие
произошло вторым?
-Проверяем. Молодцы!
-третье событие?
-Четвертое?
-Что было пятым?
-Шестое?
-А седьмое?
-И последнее событие?
-Молодцы! Поднимите руки, у кого
было все верно!
Замечательно!
-Ребята, найдите на партах цветные
листочки. Все нашли? Рядом с
цифрой 1, поставьте себе баллы за
эту работу. Если у вас было все
правильно «3» балла, если были 1-2
ошибки «2», если 3 ошибки- «1»
-Шел с
войны солдат
-Встреча со
старушкой
-Просьба
старушки
-Подарок
старушки
-Волшебный
барабан
-3
разбойника
-Игра
барабана
-
Возвращение
домой
-Сколько баллов поставил?
Почему?
-Хорошо!
-Теперь поработаем
самостоятельно. Нашли листок 2 с
вопросами. Работаем на этих же
листочках, отвечаем да или нет.
-Барабанщик был богатым и мел
даже собственный барабан? нет
-Старушка попросила у
барабанщика мешочек монет? нет
- В рассказе барабанщик
проучил 3
разбойников? да
- Барабанщик был удивлен подарку
старушки? да
- Барабанщик правильно поступил
наказав разбойников? да
-В рассказе барабан играл только
тогда, когда на нем играли? да
-Возьмите карандаш или фломастер
другого цвета и проверьте
правильность своих ответов,
которые вы видите с доски.
-Итак, оцениваем свою работу, на
цветных листочках, рядом с
цифрой 2, поставьте баллы. Если у
вас было все правильно «3», если
были 1-2 ошибки «2», если 3
ошибки- «1».
-Сколько баллов поставил?
Почему?
-Молодцы!
-Ребята, какова основная мысль
Ответы детей
Ответы детей
-Нужно
произведения?
-Верно. Молодцы, ребята!
использовать
данный тебе
шанс во
благо, а не
пользоваться
им с
плохими
намерениями
; нужно
выбирать ту
дорогу в
жизни,
которая
приведет
человека к
счастью.
V.
Рефле
ксивно
-
оценоч
ный
этап
1. Итог
урока
по
прочит
анному
.
2.Дома
шнее
задани
е.
Устан
овить
обрат
ную
связь.
Подве
сти
итог
совме
стной
и
индив
идуал
ьной
работ,
дости
Слов
есны
й:
бесе
да
Прак
тиче
ски1:
запи
сь
дома
шнег
о
зада
ния
-Наш урок, ребята, подходит к
концу, давайте вспомним, какая
тема была нашего урока?
-Какие задачи ставили перед с
собой?
-Мы реализовали их?
-Молодцы!
-Джанни
Родари
«Волшебный
барабан»
-
познакомитс
я с автором
сказки
-
познакомитс
я с
произведени
ем
-Да
Ф
Л:
адекватно
оцениваю
т самого
себя и
сопоставл
яют с
оценкой
товарища
ми и
учителем
3.Рефл
ексия.
4.Итог
работы
класса.
жение
поста
вленн
ой
цели.
Закре
пить
самос
тоятел
ьные
умени
я
детей
выпол
нять
задан
ия.
Оцени
ть
свои
дости
жения
-А о чём было произведение. Чему
нас учит?
-Очень хорошо.
-Сейчас предлагаю оценить свою
работу. Сосчитайте свои баллы,
которые вы получили за урок.
Поднимите руки, у кого 6 баллов.
Молодцы! У вас все получилось. А
у кого получилось чуть меньше, у
вас все получится!
- Сейчас откроем дневники и
запишем домашнее задание.
-Итак, все встаём. Я очень
довольна вашей работой, вы
хорошо потрудились. Спасибо вам,
до свидания!
-Сказка учит
отличать
добро от зла,
учит
помогать
тем, кто
нуждается в
нашей
помощи.