Автор: Кумукова Уайдат Батербиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №15"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Оптимизация подготовки к ГИА по математике через дифференцированный и адаптивный подходы"
Раздел: среднее образование
Внедрение
дифференцированного
и
адаптивного
подходов
в
подготовке
к
государственной итоговой аттестации по математике
© Кумукова У. Б., (город Новый Уренгой, Тюменская область, ЯНАО, Россия)
© Kumukova U. B., (Novy Urengoy town, Tyumen region, the Yamal-Nenets Autonomous
District, Russia)
Данная статья посвящена изучению технологий разноуровневой дифференциации
и адаптивного образования, которые предполагают применение различных и гибких
методов организации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Школа играет ключевую роль в развитии и становлении личности ребенка. В связи
с этим, педагоги постоянно ищут действенные способы, инструменты и формы обучения и
воспитания. Максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ученика
значительно повышает эффективность образовательного процесса.
В традиционной системе, ориентированной на "успевающего" ученика, одаренные
дети часто испытывают перегрузку, стремясь к высоким оценкам по всем предметам, но
при этом их интеллектуальный потенциал не раскрывается полностью. Важнейшим
показателем
успешности
обучения
является
результат
государственной
итоговой
аттестации (ГИА) и его соответствие с текущей оценкой по предмету. Как правило,
выделяют три уровня: удовлетворительный, хороший и отличный. Возникает вопрос: как
адаптировать процесс подготовки к ГИА к каждому ученику, сделав его более гибким для
подтверждения имеющихся оценок?
Использование технологии уровневой дифференциации может предоставить
решение этой проблемы и способствовать более полному раскрытию потенциала
учащихся. Уровневая дифференциация предполагает предоставление каждому ученику
объема знаний, соответствующего его способностям и возможностям.
Реализация дифференцированного подхода требует формирования однородных
групп школьников по определенным критериям. В педагогике и методике преподавания
различных предметов предлагается более 20 критериев для разделения учащихся на
группы. Некоторые ученые предлагают учитывать успеваемость, устойчивость интереса и
уровень самостоятельности в обучении. Другие – особенности восприятия, развития
памяти, тип мышления, соотношение наглядно-образного и словесно-логического
мышления, уровень мыслительных операций, акцентуации характера и темперамент.
Третьи выделяют успеваемость по предмету, скорость работы, осведомленность о
предмете, способности и взаимоотношения в классе [4].
В каждой образовательной системе в той или иной степени присутствует
дифференцированный
подход.
Следовательно,
технология
дифференцированного
обучения, как метод применения разнообразных средств дифференциации, является
всепроникающей.
Однако в ряде моделей обучения дифференциация учебного процесса является
основным элементом, определяющим всю систему, и, следовательно, такие модели можно
назвать "технологиями дифференцированного обучения".
Внутриклассная
уровневая
дифференциация
(Н.П.
Гузик)
обусловлена
неравномерностью развития и личностных качеств учащихся. Как следствие, в классе есть
отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому педагог организует дифференцированную
работу, учитывая уровень подготовки каждой группы учащихся [5].
Дифференциация программы подготовки к ГИА в старших классах включает два
ключевых аспекта:
а) Обеспечение необходимого уровня знаний, умений и навыков.
б) Развитие необходимой степени самостоятельности в учении (от работы под
руководством учителя по образцу до полностью самостоятельной деятельности).
Программы "А", "В" и "С" построены на принципе преемственности. Каждая тема
содержит
обязательный
минимум
материала,
обеспечивающий
логическую
последовательность изложения и создающий, пусть не полную, но целостную картину
основных понятий.
Задания программы "А" соответствуют "базовому стандарту". Их выполнение
позволяет ученику освоить материал на уровне воспроизведения. Работа на этом уровне
требует многократного повторения, умения выделять ключевые моменты и запоминать
информацию.
Программа "В" направлена на формирование общих и специфических приемов
учебной и умственной деятельности, необходимых для решения задач на применение
знаний. В программу включены дополнительные сведения, расширяющие материал
первого
уровня,
иллюстрирующие
и
конкретизирующие
основные
понятия,
демонстрирующие их применение. Этот уровень увеличивает объем информации и
способствует
более
глубокому
пониманию
материала,
создавая
более
целостное
представление о предмете.
Выполнение программы "С" позволяет учащимся применять знания осознанно. Она
предполагает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и
умственных действий. Программа знакомит ученика с проблемами, которые можно
решить, используя полученные знания, предлагает развивающие сведения, углубляет
материал, обосновывает его логически и открывает перспективы применения. Этот
уровень позволяет ученику проявить самостоятельность в дополнительной работе.
Ученик сам выбирает программу, обеспечивая тем самым усвоение базового минимума
знаний.
При контроле знаний дифференциация переходит в индивидуализацию, учитывая
достижения каждого ученика. Принципы и содержание внутрипредметной уровневой
дифференциации схожи с методикой "полного усвоения". Переход к изучению новой
темы осуществляется только после того, как все ученики освоили общий для всех уровень
образовательного стандарта [6].
Основные принципы технологии дифференцированного обучения:
1) Каждый человек талантлив в чем-то своем.
2) Если что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше.
3) Нельзя окончательно судить о человеке.
Дифференцированное обучение предполагает:
Формирование мотивации к учебе и стимулирование познавательной деятельности.
Самостоятельный выбор учащимися уровня усвоения материала.
Организацию самостоятельной работы на разных уровнях.
Полное усвоение базового компонента содержания образования.
Использование различных форм организации учебного процесса (в парах, группах,
коллективно).
Текущий контроль успеваемости.
Вводный и итоговый контроль по каждой крупной теме.
Коррекционную работу для учащихся, не справившихся с заданиями.
Опережающее обучение по индивидуальным планам.
Содержание разноуровневого обучения включает три уровня:
"А" - базовый, формирующий общее представление о предмете.
"В" - программный, углубляющий знания уровня "А".
"С" - усложненный, расширяющий уровень "В" за счет дополнительного материала.
Основные элементы технологии разноуровневого обучения:
Психолого-педагогическая диагностика учащихся.
Планирование.
Разноуровневый дидактический материал.
Деятельность педагога при организации разноуровневых групп:
Разделение учащихся на группы по уровню знаний и способностей.
Разработка заданий разного уровня сложности.
Оценивание работы учащихся.
Разновидностью технологии разноуровневого обучения является адаптивное обучение,
предполагающее гибкую организацию учебных занятий с учетом индивидуальных
особенностей учащихся и ставящее в центр обучения ученика, его деятельность и
личностные качества.
При использовании адаптивного обучения учитель работает со всем классом
(объясняет, показывает, тренирует) и индивидуально (управляет самостоятельной
работой, контролирует, фиксирует результаты). Учащиеся работают совместно с
учителем, индивидуально и самостоятельно под его руководством.
Данная технология предполагает контроль всех видов: учительский, самоконтроль,
взаимоконтроль, контроль с использованием технических средств и многоканальную
обратную связь ("учитель – ученик", "ученик – ученик", "учитель – класс", "ученик –
класс") [7].
Процесс адаптивного обучения состоит из трех этапов:
Объяснение нового материала учителем всему классу.
Индивидуальная
работа
учителя
с
учащимися,
пока
остальные
работают
самостоятельно.
Самостоятельная работа учащихся.
Поскольку приоритет отдается самостоятельной работе, этап объяснения материала
должен быть оптимизирован. Важно выделить материал для фронтального обучения,
разделить его на крупные блоки, спланировать систему занятий и подобрать наглядные
пособия.
Цель второго этапа - научить учащихся приемам самостоятельной работы, поиску
знаний и решению проблемных задач. Учитель создает благоприятную атмосферу и
условия для индивидуальной работы.
Самостоятельная
работа
учеников
осуществляется
в
парах
(статических,
динамических и вариационных) для общения "ученик – ученик" или "ученик – группа
учеников". Статическая пара объединяет двух учеников, меняющихся ролями "учитель –
ученик". В таком формате активизируется речевая и мыслительная деятельность, ученики
отвечают на вопросы, объясняют, доказывают, подсказывают, проверяют и исправляют
ошибки. В статической паре могут заниматься ученики разного уровня [1].
Динамические пары формируются в рамках микрогрупп из нескольких учеников.
Микрогруппе дается общее задание, разделенное на части. После выполнения задания и
его проверки ученик обсуждает его с каждым партнером, меняя логику изложения и
адаптируясь к особенностям товарищей.
В вариационных парах каждый ученик получает индивидуальное задание, выполняет
его и анализирует результаты с учителем. Затем он обучает другого ученика и
контролирует усвоение материала. В результате каждый учащийся усваивает весь объем
учебного задания. Организация обучения в вариационных парах создает комфортную
обстановку и стимулирует познавательный интерес [2].
Таким образом, технологии разноуровневого обучения предоставляют гибкую систему
организации
занятий,
учитывающую
индивидуальные
особенности
учащихся.
Продолжительность и последовательность этапов обучения могут варьироваться.
Сложной задачей для учителя является отбор учебного материала из банка заданий по
предмету. Уровень "А" предполагает отработку заданий на оценку "3", уровень "В" – на
оценку "4". Учитель контролирует выполнение заданий и оценивает результаты. Для этого
необходима предварительная подготовка к каждому этапу занятия, в том числе
подготовка ответов к заданиям уровней "А" и "В".
При переходе на уровень "С" учитель должен подготовить образцы решения
сложных задач, выстроить логическую схему решения каждой задачи, подчеркивая
ключевые моменты, а также тщательно продумать подачу материала и отработать
подобные задания.
Использование ИКТ способствует улучшению качества образования, развитию
личности и формированию информационной культуры [10].
Широкое внедрение ИКТ расширяет возможности учителя, облегчает его работу и
повышает эффективность обучения. Система применения ИКТ включает следующие
этапы:
1.
Определение
материала,
требующего
особой
подачи,
анализ
программы,
планирования, выбор тем и типа урока.
2.
Подбор и создание информационных продуктов: медиаресурсов, презентаций,
обучающих и контролирующих материалов.
3.
Использование информационных продуктов на уроках, во внеклассной работе, при
руководстве исследовательской деятельностью учащихся.
4.
Анализ эффективности использования ИКТ.
В системе "педагог – компьютер – обучающийся" можно выделить следующие
направления использования ИКТ: интеллектуальные обучающие системы, базы данных и
знаний,
экспертно-обучающие
системы,
системы
искусственного
интеллекта,
совершенствование программных средств, автоматизированные обучающие системы,
единое образовательное пространство на основе телекоммуникаций [9].
Использование ИКТ на уроках позволяет:
Повысить успеваемость, активизировать познавательную деятельность, обеспечить
дифференциацию обучения, усовершенствовать контроль знаний, сформировать
навыки исследовательской деятельности.
Обеспечить доступ к справочным системам и электронным библиотекам.
Провести урок на высоком уровне, используя наглядные материалы.
Итог:
Результаты ГИА с учетом реализации дифференцированного и адаптивного
обучения, а также использования ИКТ.
Использование интерактивной доски при объяснении материала снижает нагрузку
на педагога.
Современные образовательные учреждения оснащаются интерактивными досками,
представляющими собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру и проектору.
Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами, аудио- и
видеоматериалами, интернет-ресурсами, делать записи от руки и сохранять информацию
[3]. Интерактивная доска предоставляет учителям и ученикам уникальные возможности
для работы и творчества.
Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных
направлениях:
1.
Улучшение
понимания
материала
благодаря
использованию
программного
обеспечения и ресурсов.
2.
Повышение мотивации и вовлеченности учащихся в учебный процесс.
3.
Улучшение планирования урока.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса, позволяющий
учителям увлекательно и динамично преподносить новый материал, а также объяснять
абстрактные понятия.
Работа с интерактивной доской позволяет педагогу оставаться в центре внимания,
поддерживать контакт с аудиторией, управлять демонстрацией, выводить на экран карты
и схемы, создавать и перемещать объекты, вносить правки и сохранять материалы урока
[8].
С помощью компьютера можно создавать модели геометрических фигур, что
затруднительно при работе с материальными моделями.
Интерактивная доска удобна для проверки заданий, демонстрации образцов
решения задач. При использовании интерактивной доски проведение самостоятельных
работ становится эффективнее, особенно если добавить ответы и решения к каждому
заданию. Ученики могут самостоятельно проверять свои работы, исправлять ошибки,
концентрировать внимание и улучшать понимание материала. Благодаря презентациям
увеличивается объем усваиваемой информации. Использование интерактивной доски
привлекает учеников к активному участию в занятии, расширяет возможности для
взаимодействия и обсуждения, делает занятия интересными и увлекательными, а также
экономит время примерно на 30%. Учащиеся лучше и быстрее понимают тему, так как все
слова подкрепляются наглядными материалами. Таким образом, процесс обучения с
использованием
интерактивной
доски
гораздо
эффективнее
традиционных
форм
проведения занятий.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1.
Аникеев И.А. Классификация педагогических технологий. – М., 2008
2.
Бунеев Р.Н. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. Баласс, 2012
3.
Галишникова
Е.М.
Использование
интерактивной
доски
в
процессе
обучения//Учитель. – 2007, №4
4.
Гроот Р. Дифференциация в образовании // Директор. 1994. №5.
5.
Гузик Н.П. Учить учиться. М., 1981. Дифференциация как система: В 2 ч. М.,
1992.
6.
Селевко Г.К. Педагогические технологии. – М., 2000
7.
Селевко Г.К. Образовательные технологии. – М., 2006
8.
Смирнов С.А. Педагогика: теории, системы, технологии. – М.: Академия, 2007
9.
Столяренко Л.Д.. Педагогика в вопросах и ответах. – М.: Проспект 2016
10. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии. –
М.: Дашков и К, 2006