Автор: Володина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№54 г.Челябинска»
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА
Раздел: начальное образование
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КУРСА
Подготовила: учитель начальных классов
Володина Ольга Николаевна
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Из
.
ме
.
не
.
ни
.
я, прои
.
сход
.
ящ
.
ие в ми
.
ре, вы
.
зв
.
ал
.
и необ
.
хо
.
ди
.
мо
.
ст
.
ь ра
.
зр
.
абот
.
ки свеж
.
их
по
.
дходов в си
.
стеме обучен
.
ия и во
.
сп
.
ит
.
ан
.
ия, внед
.
ре
.
ни
.
я го
.
су
.
да
.
рствен
.
ны
.
х стереоти
.
по
.
в
второго
по
.
ко
.
ле
.
ни
.
я.
Пе
.
ре
.
д
уч
.
ителем
по
.
ст
.
ав
.
ле
.
ны
но
.
вые
це
.
ли:
во
.
ин
.
ское
фо
.
рм
.
иров
.
ан
.
ие ун
.
ивер
.
са
.
ль
.
ны
.
х учеб
.
ны
.
х де
.
йств
.
ий и моти
.
ва
.
ци
.
и к обучен
.
ию.
Со
.
де
.
рж
.
ан
.
ие об
.
ра
.
зо
.
ва
.
ни
.
я не фо
.
рт
.
ис
.
си
.
мо ме
.
няет
.
ся, су
.
ще
.
ст
.
ве
.
нно из
.
ме
.
няет
.
ся ро
.
ль
уч
.
ител
.
я, кото
.
ро
.
му на
.
до бу
.
дет вы
.
ст
.
ра
.
ив
.
ат
.
ь процес
.
с обучен
.
ия не то
.
ль
.
ко ка
.
к си
.
стему
ус
.
воен
.
ия по
.
зн
.
ан
.
ий, умен
.
ий и на
.
вы
.
ко
.
в, но и ка
.
к процес
.
с ра
.
зв
.
ит
.
ия ли
.
чности. Уч
.
ител
.
ь
об
.
яз
.
ан не то
.
ль
.
ко по
.
ни
.
мать, че
.
му и ка
.
к уч
.
ит
.
ь, но и ор
.
га
.
ни
.
зо
.
вы
.
вать процес
.
с эт
.
им
об
.
ра
.
зо
.
м, чтоб
.
ы дети за
.
да
.
ва
.
ли
.
сь во
.
прос
.
ам
.
и «Че
.
му мне следует науч
.
ит
.
ьс
.
я?», «Ка
.
к мне
этому науч
.
ит
.
ьс
.
я?». Обучен
.
ие до
.
лж
.
но быть по
.
ст
.
роено ка
.
к процес
.
сы «от
.
кр
.
ыт
.
ия»
ка
.
жд
.
ым школ
.
ьн
.
иком ко
.
нк
.
ретного зн
.
ан
.
ия. Из па
.
сс
.
ив
.
но
.
го слуш
.
ател
.
я пито
.
ме
.
ц до
.
лжен
прев
.
ратить
.
ся в са
.
мо
.
стояте
.
ль
.
ну
.
ю, кр
.
ит
.
ичес
.
ки мы
.
сл
.
ящую ли
.
чность.
Гл
.
ав
.
на
.
я
за
.
га
.
дк
.
а
ка
.
ждого
препод
.
ав
.
ател
.
я
–
не
то
.
ль
.
ко
дать
уч
.
ащ
.
им
.
ся
оп
.
ре
.
де
.
лё
.
нную необ
.
хо
.
ди
.
му
.
ю су
.
мму зн
.
ан
.
ий, но и ра
.
зв
.
ит
.
ь у ни
.
х инте
.
ре
.
с к учен
.
ию,
науч
.
ит
.
ь уч
.
ит
.
ьс
.
я. Уч
.
ител
.
ю не
.
из
.
бе
.
жно не то
.
ль
.
ко до
.
ступ
.
но все ра
.
сс
.
ка
.
зать и по
.
ка
.
зать,
но и науч
.
ит
.
ь учен
.
ик
.
а ду
.
мать, пр
.
ив
.
ит
.
ь ему на
.
вы
.
ки пр
.
акти
.
че
.
ск
.
их де
.
йств
.
ий. По моему
мнен
.
ию, да
.
нному мо
.
гут способ
.
ст
.
во
.
вать акти
.
вн
.
ые фо
.
рм
.
ы и мето
.
ды обучен
.
ия.
Актуальность:
процент
к
акти
.
вн
.
ым
мето
.
да
.
м
обучен
.
ия
вы
.
зв
.
ан
острой
потреб
.
но
.
ст
.
ью зн
.
ач
.
ител
.
ьно улуч
.
шить со
.
времен
.
ну
.
ю ди
.
да
.
кт
.
ичес
.
ку
.
ю си
.
стему и
сдел
.
ат
.
ь это с на
.
имен
.
ьш
.
им ри
.
ском, т.е. за ба
.
нков
.
ск
.
ий счет ма
.
стер
.
ст
.
ва пе
.
да
.
го
.
га, а не
пе
.
ре
.
груз
.
ки школ
.
ьн
.
иков.
Активные методы изученияя - это мето
.
ды, кото
.
рые по
.
бу
.
жд
.
ают уч
.
ащ
.
их
.
ся к
акти
.
вной мы
.
сл
.
ител
.
ьной и ут
.
ил
.
ит
.
ар
.
но
.
й де
.
ятел
.
ьности в процес
.
се ов
.
ла
.
де
.
ни
.
я учеб
.
ны
.
м
мате
.
ри
.
алом. Активное учениее пред
.
по
.
ла
.
гает ис
.
по
.
ль
.
зо
.
ва
.
ние та
.
ко
.
й си
.
стем
.
ы мето
.
до
.
в,
кото
.
ра
.
я на
.
пр
.
ав
.
ле
.
на ос
.
но
.
вн
.
ым об
.
ра
.
зо
.
м не на из
.
ло
.
же
.
ние препод
.
ав
.
ателем гото
.
вы
.
х
зн
.
ан
.
ий, их за
.
по
.
ми
.
на
.
ние и слепок, а на са
.
мо
.
стояте
.
ль
.
ное ов
.
ла
.
де
.
ние уч
.
ащ
.
им
.
ис
.
я
зн
.
ан
.
ия
.
ми и умен
.
ия
.
ми в процес
.
се инте
.
нс
.
ив
.
но
.
й мы
.
сл
.
ител
.
ьной и пр
.
акти
.
че
.
ской
де
.
ятел
.
ьности.
Особен
.
но
.
ст
.
и акти
.
вн
.
ых мето
.
до
.
в препод
.
ав
.
ан
.
ия со
.
стоят в то
.
м, что в их ос
.
но
.
ве
за
.
ло
.
же
.
но по
.
бу
.
жден
.
ие к пр
.
акти
.
че
.
ской и мы
.
сл
.
ител
.
ьной ра
.
боты, бе
.
з кото
.
ро
.
й нет
дв
.
ижен
.
ия вперед в ов
.
ла
.
де
.
ни
.
и зн
.
ан
.
ия
.
ми.
По
.
яв
.
ле
.
ние и фи
.
зи
.
че
.
ское ра
.
зв
.
ит
.
ие акти
.
вн
.
ых мето
.
до
.
в обус
.
ло
.
влено те
.
м, что
перед обучением встали свежие задачи:
не то
.
ль
.
ко дать уч
.
ащ
.
им
.
ся зн
.
ан
.
ия, но и
обеспечить воинское формирование учебной деятельности и развитие познавательных
интересов, и способностей, креативного мышления, умений и навыков самостоятельного
умственного труда. Во
.
зн
.
ик
.
но
.
ве
.
ние свеж
.
их за
.
да
.
ч обус
.
ло
.
влено бу
.
рн
.
ым ра
.
зв
.
ит
.
ие
.
м
ин
.
фо
.
рм
.
ац
.
ии. Ес
.
ли ра
.
нее зн
.
ан
.
ия, по
.
лу
.
че
.
нн
.
ые в школе, те
.
хн
.
икуме, ву
.
зе, мо
.
гл
.
и
ра
.
ботать че
.
ло
.
ве
.
ку до
.
лго, иног
.
да в те
.
че
.
ние всей его трудовой жи
.
зн
.
и, то в ве
.
к
ин
.
фо
.
рм
.
ац
.
ио
.
нного бу
.
ма их ну
.
жно бы
.
ло по
.
стоя
.
нно об
.
но
.
вл
.
ят
.
ь, что мо
.
жет быть
до
.
ст
.
иг
.
нуто гл
.
ав
.
ны
.
м об
.
ра
.
зо
.
м чрез са
.
мооб
.
ра
.
зо
.
ва
.
ни
.
я, а это требует от че
.
ло
.
ве
.
ка
по
.
зн
.
ав
.
ател
.
ьной акти
.
вности и са
.
мо
.
стояте
.
ль
.
но
.
ст
.
и.
На
.
иболее ре
.
зу
.
льтати
.
вн
.
ым
.
и акти
.
вн
.
ым
.
и мето
.
да
.
ми обучен
.
ия уч
.
ащ
.
их
.
ся на
.
ча
.
ль
.
ны
.
х
кл
.
ас
.
со
.
в на урок
.
ах сч
.
ит
.
аютс
.
я:
1.
Нетрадиционное начало традиционного урока
– эмоц
.
ио
.
на
.
ль
.
ны
.
й на
.
ст
.
ро
.
й на
за
.
нятие (эп
.
иг
.
ра
.
ф, ко
.
ст
.
юм
.
иров
.
ан
.
ное по
.
яв
.
ле
.
ние, ви
.
деоф
.
ра
.
гмент, увертю
.
ра, ре
.
бу
.
с,
ша
.
ра
.
да, ан
.
аг
.
ра
.
мм
.
а), вы
.
яс
.
не
.
ни
.
я це
.
ле
.
й, ож
.
ид
.
ан
.
ий, оп
.
асен
.
ий.
2.
Постановка и намерение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
Ти
.
пы
проб
.
ле
.
мати
.
чн
.
ых
ситу
.
ац
.
ий,
ис
.
по
.
ль
.
зуем
.
ых
на
урок
.
ах:
ситу
.
ац
.
ия
неож
.
ид
.
ан
.
но
.
ст
.
и;
ситу
.
ац
.
ия
ин
.
це
.
ндента;
ситу
.
ац
.
ия
не
.
соот
.
ветств
.
ия;
ситу
.
ац
.
ия
неоп
.
ре
.
де
.
ле
.
нности; ситу
.
ац
.
ия пред
.
по
.
ло
.
же
.
ни
.
я; чс вы
.
бо
.
ра.
3.
Организации релаксации и подведения итогов.
4.
Презентации учебного материала
- ис
.
по
.
ль
.
зо
.
ва
.
ние пр
.
ав
.
а ин
.
фо
.
рм
.
ац
.
ио
.
нн
.
ых
те
.
хнолог
.
ий, электрон
.
ны
.
х учеб
.
ны
.
х по
.
со
.
би
.
й, инте
.
ра
.
кт
.
ив
.
но
.
й до
.
ск
.
и и др.
5. Использование индуктивных и дедуктивных закономерных схем.
6.
Использование форм так называемого интерактивного обучения или их
составляющих:
«мето
.
да
прое
.
ктов»,
«мо
.
згового
штур
.
ма»,
«де
.
бато
.
в»,
«инте
.
рв
.
ью
.
иров
.
ан
.
ия ра
.
зн
.
ых пе
.
рсон
.
ажей».
7.
Элементы — «изюминки»
(обуч
.
аю
.
щи
.
й анек
.
дот, инте
.
ллекту
.
ал
.
ьн
.
ая пром
.
ин
.
ка,
ша
.
рж
.
и, эп
.
иг
.
ра
.
мм
.
ы).
8.
Ре
.
ал
.
из
.
ац
.
ия
ли
.
чностно
ориентированного
и
индивидуально
—
дифференцированного ра
.
ск
.
ла
.
да к уч
.
ащ
.
им
.
ся, организация групповой деятельности
школьников (ра
.
бота в па
.
ра
.
х, в груп
.
па
.
х не
.
прер
.
ыв
.
но
.
го со
.
ст
.
ав
.
а, в груп
.
па
.
х смен
.
но
.
го
со
.
ст
.
ав
.
а) и самостоятельной работы ребятй.
9.
Нетрадиционные
виды
уроков:
ле
.
кц
.
ии,
эк
.
скур
.
си
.
и,
урок
.
и-ск
.
аз
.
ки,
урок
.
и-
ко
.
нферен
.
ци
.
и, урок
.
и-из
.
ыс
.
ка
.
ни
.
я, прое
.
кт
.
на
.
я де
.
ятел
.
ьность и друг
.
ие ви
.
ды уроков.
10. Игры, игровые эпизодыы (ро
.
ле
.
вые, им
.
ит
.
ац
.
ио
.
нн
.
ые, ди
.
да
.
кт
.
ичес
.
кие).
Ди
.
на
.
ми
.
чно по
.
мо
.
га
.
ют на
.
чать на
.
ст
.
ав
.
ле
.
нье та
.
кие мето
.
ды, ка
.
к
«Галерея
портретов», «Улыбнемся друг приятелю», «Поздоровайся локтями». Дети, вы
.
по
.
лн
.
яя
за
.
да
.
ние, до
.
лж
.
ны ко
.
снут
.
ьс
.
я, заул
.
ыб
.
ат
.
ьс
.
я, на
.
зв
.
ат
.
ь имен
.
а ка
.
к мо
.
жно бо
.
ль
.
ше
.
го
ко
.
ли
.
че
.
ст
.
ва од
.
но
.
кл
.
ас
.
сн
.
иков. Та
.
кие за
.
нятн
.
ые иг
.
ры по
.
звол
.
яют ве
.
се
.
ло на
.
чать урок,
ра
.
зм
.
ят
.
ьс
.
я пе
.
ре
.
до бо
.
лее се
.
рьез
.
ны
.
ми уп
.
ра
.
жнен
.
ия
.
ми, способ
.
ст
.
вует уста
.
но
.
влен
.
ию
ко
.
нт
.
акта по
.
сред
.
ь учен
.
ик
.
ам
.
и в те
.
че
.
ние не
.
скол
.
ьк
.
их ми
.
нут.
Очен
.
ь ва
.
жн
.
ым дл
.
я пе
.
да
.
го
.
га яв
.
ляет
.
ся вк
.
лю
.
че
.
ние в урок акти
.
вн
.
ых мето
.
до
.
в
вы
.
яс
.
не
.
ни
.
я це
.
ле
.
й, на
.
де
.
жд, оп
.
асен
.
ий. Та
.
кие мето
.
ды, ка
.
к «Дерево ожиданий»,
«Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер мыслей»
по
.
звол
.
яют уч
.
ител
.
ю лу
.
чше по
.
нять кл
.
ас
.
с и ка
.
ждого уч
.
ащегос
.
я, а по
.
лу
.
че
.
нн
.
ые
мате
.
ри
.
ал
.
ы
в
да
.
ль
.
не
.
йшем
ис
.
по
.
ль
.
зо
.
вать
дл
.
я
осуществ
.
ле
.
ни
.
я
ли
.
чностно-
ор
.
ие
.
нт
.
иров
.
ан
.
но
.
го ра
.
ск
.
ла
.
да к обуч
.
аю
.
щи
.
мс
.
я.
Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и тучка»
Це
.
ль: вы
.
яв
.
ит
.
ь уровен
.
ь ож
.
ид
.
ан
.
ий и оп
.
асен
.
ий уч
.
ащ
.
их
.
ся.
Уч
.
астн
.
ик
.
и: все обуч
.
аю
.
щиес
.
я.
Необ
.
хо
.
ди
.
мые мате
.
ри
.
ал
.
ы:
Ка
.
рточ
.
ки с изоб
.
ра
.
же
.
нием со
.
лн
.
ыш
.
ка и об
.
ла
.
ка дл
.
я ка
.
ждого учен
.
ик
.
а.
Проведен
.
ие: дети, уверен
.
ные в свои
.
х си
.
ла
.
х пр
.
ик
.
ре
.
пл
.
яют на до
.
ске с по
.
дмогой
ма
.
гн
.
итов со
.
лн
.
ыш
.
ко, не уверен
.
ные – ту
.
чу.
Оцен
.
ка ре
.
зу
.
льтата: по чи
.
слу ту
.
че
.
к в на
.
ча
.
ле урок
.
а мо
.
жно от
.
след
.
ит
.
ь неуверен
.
ны
.
х в
со
.
бствен
.
ны
.
х способ
.
но
.
ст
.
ях учен
.
иков; по ко
.
ли
.
че
.
ст
.
ву со
.
лн
.
ышек в ко
.
нце урок
.
а
до
.
звол
.
яетс
.
я су
.
дить о ка
.
че
.
ст
.
ве ус
.
воен
.
ия но
.
во
.
го мате
.
ри
.
ал
.
а; имен
.
а, за
.
пи
.
са
.
нн
.
ые на
ил
.
лю
.
ст
.
ра
.
ци
.
ях с изоб
.
ра
.
же
.
ни
.
ям
.
и ту
.
че
.
к, по
.
звол
.
ят
.
ь пл
.
ан
.
иров
.
ат
.
ь ин
.
ди
.
ви
.
ду
.
ал
.
ьную
ра
.
боту на следую
.
щи
.
х урок
.
ах по да
.
нной те
.
ме.
Создание проблемной ситуации позволяют эффективно провести прощупывание
ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
– Од
.
на
.
жд
.
ы Ан
.
я и Ва
.
ня ок
.
аз
.
ал
.
ис
.
ь в ле
.
с школе. Учен
.
ик
.
и ле
.
сной школ
.
ы Еж
.
ик,
Во
.
лчонок, За
.
йчонок, Ли
.
си
.
чк
.
а и Ме
.
двежонок пи
.
са
.
ли фр
.
аз
.
а: “М
.
ы ел
.
и зе
.
мл
.
ян
.
ич
.
ное
ва
.
ре
.
нье”. Слово “зем
.
ля
.
ни
.
чное
.
” не по
.
ме
.
ща
.
ло
.
сь на ст
.
ро
.
ке и в те
.
х случ
.
ая
.
х Во
.
лчонок
пред
.
ло
.
жи
.
л пр
.
ик
.
ле
.
ит
.
ь еще ли
.
сток, чтоб
.
ы прод
.
лить ст
.
ра
.
ни
.
чку.
– А ва
.
м, ре
.
бятн
.
я, та
.
кое пред
.
ло
.
же
.
ние нр
.
ав
.
ит
.
ся?
– По
.
че
.
му? – Вот и Му
.
др
.
ый Фи
.
ли
.
н пред
.
ло
.
жи
.
л ча
.
ст
.
и слов
.
а пе
.
ре
.
не
.
ст
.
и на другую
ст
.
ро
.
ку. Му
.
др
.
ый Фи
.
ли
.
н за
.
да
.
л во
.
прос: “К
.
ак вы пе
.
ре
.
не
.
сете это слово?”
– Я са
.
ма
.
я хитр
.
ая, по
.
этому во
.
зь
.
му чуть по
.
след
.
ню
.
ю бу
.
кву “е
.
” и пе
.
ре
.
не
.
су ее, – ск
.
аз
.
ал
.
а
Ли
.
си
.
чк
.
а.
– Нет, та
.
к не
.
ль
.
зя, – за
.
яв
.
ил Во
.
лчонок. – На
.
до пе
.
ре
.
не
.
ст
.
и ча
.
ст
.
ь слов
.
а “ное
.
”.
– Это ло
.
жно, – ск
.
аз
.
ал За
.
йчонок. – На
.
до пе
.
ре
.
не
.
ст
.
и ча
.
ст
.
ь слов
.
а “н
.
ич
.
ное”.
– А я на
.
иболее си
.
ль
.
ны
.
й, – ск
.
аз
.
ал Ме
.
двежонок. – Я пе
.
ре
.
не
.
су ср
.
азу “м
.
ля
.
ни
.
чное
.
”.
Му
.
др
.
ый Фи
.
ли
.
н от уд
.
ив
.
ле
.
ни
.
я ра
.
звел кр
.
ыл
.
ья
.
ми.
– Да
.
ва
.
йте ра
.
зберем
.
ся . Кто из ни
.
х пр
.
ав.
– Вот та
.
к проб
.
ле
.
ма – ка
.
к то
.
чно пе
.
ре
.
не
.
ст
.
и слов
.
а.
– До
.
га
.
да
.
ли
.
сь че
.
м мы бу
.
де
.
м се
.
го
.
дн
.
я за
.
ни
.
мать
.
ся?
– Вы
.
во
.
д: Чтоб
.
ы бе
.
зо
.
ши
.
бо
.
чно пе
.
ре
.
но
.
сить слов
.
а, на
.
до зн
.
ат
.
ь пр
.
ав
.
ил
.
а пе
.
ре
.
но
.
са.
– Че
.
му же мы об
.
яз
.
ан
.
ы науч
.
ит
.
ьс
.
я на уроке?
В процес
.
се урок
.
а уч
.
ител
.
ю ре
.
гу
.
ля
.
рно до
.
во
.
дитс
.
я сооб
.
щать но
.
вы
.
й мате
.
ри
.
ал
обуч
.
аю
.
щи
.
мс
.
я. Та
.
кие мето
.
ды де
.
мо
.
нстр
.
ац
.
ии учеб
.
но
.
го мате
.
ри
.
ал
.
а, как
.
«Кластер»,
«Инфо-угадайка» -
уч
.
ителем дает
.
ся
ря
.
д во
.
просов,
ра
.
ботать.ра
.
бо
.
чи
.
й в груп
.
па
.
х.
(До
.
га
.
да
.
йтес
.
ь о те
.
ме урок
.
а. На до
.
ске слов
.
а: 1 стол
.
бе
.
ц-мы
.
шь, до
.
чь, ло
.
жь; 2 стол
.
би
.
к –
ша
.
ла
.
ш, гр
.
ач, ре
.
бе
.
но
.
че
.
кш). Вы
.
бе
.
рите из ка
.
рточек №1 ну
.
жную и пр
.
ик
.
ре
.
пите на до
.
ску,
провер
.
яе
.
м со
.
вместно. Вы
.
бе
.
рите из ка
.
рточек №2 ну
.
жную и пр
.
ик
.
ре
.
пите на до
.
ску,
провер
.
яе
.
м сооб
.
ща. Ср
.
ав
.
ните слов
.
а ка
.
ждого стол
.
би
.
ка. Вы
.
бе
.
рите из ка
.
рточек №3
необ
.
хо
.
ди
.
му
.
ю и пр
.
ик
.
ре
.
пите на до
.
ску, провер
.
яе
.
м вместе. Итог,
на до
.
ске бы
.
вает
за
.
ме
.
че
.
на груп
.
па ка
.
рточек су
.
щ, бе
.
з Ь, с Ь, ро
.
д. Фо
.
рмул
.
ируе
.
м те
.
му.
«Мозговой штурм» - на до
.
ске за
.
пи
.
са
.
на проб
.
ле
.
мати
.
ка урок
.
а. Оста
.
ль
.
ное простр
.
ан
.
ст
.
во
до
.
ск
.
и ра
.
зделено на се
.
ктор
.
ы, пронумеров
.
ан
.
ные, но простите не за
.
по
.
лнен
.
ные. Учен
.
ик
.
ам
пред
.
ла
.
гает
.
ся об
.
ду
.
мать, о ка
.
ки
.
х ас
.
пе
.
кт
.
ах те
.
мы та
.
м по
.
йдет ре
.
чь. По хо
.
ду ра
.
боты с
те
.
мо
.
й дети вы
.
де
.
ля
.
ют ос
.
но
.
вн
.
ые мо
.
ме
.
нт
.
ы и вп
.
ис
.
ыв
.
ают в се
.
ктор
.
ы. По
.
степен
.
но
ис
.
че
.
за
.
ют «бе
.
лые пятн
.
ыш
.
ка»; от
.
четл
.
ивое ра
.
зделен
.
ие об
.
ще
.
го пото
.
ка по
.
лу
.
че
.
нной
ин
.
фо
.
рм
.
ац
.
ии
со
.
де
.
йствует лу
.
чшему во
.
сп
.
ри
.
ят
.
ию мате
.
ри
.
ал
.
а. По
.
сле презента
.
ци
.
и
во
.
змож
.
но проведен
.
ие стер
.
ил
.
из
.
ац
.
ии кр
.
ат
.
ко
.
го об
.
су
.
жден
.
ия по те
.
ме и, пр
.
и на
.
ли
.
чи
.
и
во
.
просов у дете
.
й, пи
.
р дает от
.
веты на ни
.
х.
Метод актуализации опорных знаний « Магазин»
Це
.
ль: акту
.
ал
.
из
.
иров
.
ат
.
ь по
.
зн
.
ан
.
ия уч
.
ащ
.
их
.
ся по ра
.
нее изучен
.
но
.
й те
.
ме, по
.
двести
уч
.
ащ
.
их
.
ся к по
.
ст
.
ижен
.
ию но
.
во
.
го мате
.
ри
.
ал
.
а.
Уч
.
астн
.
ик
.
и: все обуч
.
аю
.
щиес
.
я.
Необ
.
хо
.
ди
.
мые мате
.
ри
.
ал
.
ы: пред
.
метн
.
ые ил
.
лю
.
ст
.
ра
.
ци
.
и с изоб
.
ра
.
же
.
ни
.
ям
.
и жи
.
вотн
.
ых,
фрукто
.
в, овощей, иг
.
ру
.
ше
.
к.
Проведен
.
ие: на до
.
ске ил
.
лю
.
ст
.
ра
.
ци
.
и с изоб
.
ра
.
же
.
ни
.
ям
.
и пред
.
мето
.
в. Ка
.
жд
.
ый учен
.
ик
по
.
дход
.
ит
.
ь к до
.
ске, прои
.
знос
.
ит фр
.
азу: « Я пр
.
ио
.
брет
.
аю ма
.
ши
.
нку пото
.
му, что слово,
обоз
.
на
.
ча
.
ющее этот пред
.
мет, от
.
ве
.
чает на проб
.
ле
.
ма что?» Ил
.
и : « Я по
.
ку
.
па
.
ю за
.
йч
.
ик
.
а
пото
.
му, что слово, обоз
.
на
.
ча
.
ющее этот пред
.
мет спор
.
а, от
.
ве
.
чает на во
.
прос кто?» Учен
.
ик,
пр
.
ав
.
ил
.
ьно за
.
да
.
вш
.
ий во
.
прос, за
.
би
.
рает ил
.
лю
.
ст
.
ра
.
ци
.
ю.
Оцен
.
ка ре
.
зу
.
льтата: по
.
сле по
.
ку
.
пк
.
и всех ка
.
рт
.
инок по
.
двод
.
ит
.
ся фи
.
на
.
л ( че
.
й ря
.
д ку
.
пи
.
л
бо
.
ль
.
ше ка
.
рт
.
инок).
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная манекен и
солдат»
Це
.
ль: но
.
рм
.
ал
.
из
.
ац
.
ия ги
.
пе
.
ртонус
.
а (не
.
ко
.
нт
.
ро
.
ли
.
руемое чрез
.
ме
.
рное мы
.
ше
.
чное
но
.
ми
.
на
.
ль
.
ное на
.
пр
.
яжен
.
ие) и ги
.
пото
.
ну
.
са (не
.
ко
.
нт
.
ро
.
ли
.
руем
.
ая мы
.
ше
.
чн
.
ая вя
.
ло
.
ст
.
ь).
Проведен
.
ие: Ис
.
хо
.
дное ра
.
сположен
.
ие – стоя. По
.
лность
.
ю вы
.
пр
.
ям
.
итес
.
ь и вытя
.
ните
.
сь в
ст
.
ру
.
нку ка
.
к со
.
лд
.
ат. За
.
ст
.
ын
.
ьте в да
.
нной по
.
зе, ка
.
к бу
.
дто вы одеревенел
.
и, и не
дв
.
иг
.
айте
.
сь. Те
.
пе
.
рь на
.
клон
.
итес
.
ь спер
.
во
.
на
.
ча
.
лу и ра
.
сста
.
вьте ру
.
ки, чтоб
.
ы он
.
и
бо
.
лт
.
ал
.
ис
.
ь ка
.
к тр
.
яп
.
ки. Ст
.
ан
.
ьте эт
.
им
.
и же мя
.
гк
.
им
.
и и по
.
дв
.
иж
.
ны
.
ми, ка
.
к тр
.
яп
.
ич
.
на
.
я
ку
.
кл
.
а. Слег
.
ка со
.
гн
.
ите ко
.
ле
.
ни и по
.
чу
.
вствуйте, ка
.
к ва
.
ши ко
.
ст
.
и ст
.
анов
.
ят
.
ся не
.
жн
.
ым
.
и, а
су
.
ст
.
ав
.
ы очен
.
ь по
.
дв
.
иж
.
ны
.
ми. Те
.
пе
.
рь снов
.
а по
.
ка
.
жите со
.
лд
.
ат
.
а, вытя
.
нуто
.
го в ст
.
ру
.
нку
и бе
.
зз
.
авет
.
но пр
.
ямого и не
.
гнущегос
.
я, ка
.
к бу
.
дто вы
.
ре
.
за
.
нного из де
.
ре
.
ва.
Метод укрепления изученного материала «Парный выход»
Це
.
ль: ра
.
зв
.
ит
.
ие ма
.
стер
.
ст
.
ва по
.
дб
.
ир
.
ат
.
ь к на
.
зв
.
ан
.
ия
.
м пред
.
мето
.
в на
.
зв
.
ан
.
ия де
.
йств
.
ий.
Уч
.
астн
.
ик
.
и: все обуч
.
аю
.
щиес
.
я.
Необ
.
хо
.
ди
.
мые мате
.
ри
.
ал
.
ы: ме
.
л.
Проведен
.
ие. Уч
.
ител
.
ь вы
.
зы
.
вает к до
.
ске уч
.
ащегос
.
я. Тот по
.
дб
.
ир
.
ает се
.
бе па
.
ру, а зате
.
м
за
.
пи
.
сы
.
вает по па
.
мяти вс
.
якое слов
.
ар
.
ное слово, обоз
.
на
.
ча
.
ющее пред
.
мет. Его то
.
ва
.
ри
.
щ
на
.
хо
.
дит по
.
до
.
ба
.
ющее к этому слову на
.
зв
.
ан
.
ие де
.
йств
.
ия и за
.
пи
.
сы
.
вает ря
.
до
.
м.
Уч
.
ащ
.
ие
.
ся за
.
пи
.
сы
.
ва
.
ют слов
.
а с их за
.
бл
.
агов
.
ре
.
ме
.
нн
.
ым ор
.
фо
.
гр
.
аф
.
ичес
.
ки
.
м
прогов
.
ар
.
ив
.
ан
.
ием
Оцен
.
ка ре
.
зу
.
льтата: оцен
.
ив
.
аютс
.
я пр
.
ав
.
ил
.
ьность ис
.
пo
.
лн
.
eн
.
ия за
.
да
.
ни
.
я, гр
.
амот
.
но
.
ст
.
ь
за
.
пи
.
си, ор
.
иг
.
ин
.
ал
.
ьность словосочет
.
ан
.
ия, бы
.
ст
.
рота ра
.
боты.
В случ
.
ае, по
.
ро
.
й до ко
.
нц
.
а урок
.
а остает
.
ся ма
.
ло времен
.
и, то да
.
нную ра
.
боту по
.
зволено
провести на ме
.
ст
.
ах ( ра
.
бота с со
.
се
.
до
.
м по па
.
рте) на ли
.
сточ
.
ка
.
х, а по
.
се
.
му за
.
читать все
ва
.
ри
.
анты вс
.
лу
.
х и вы
.
бр
.
ат
.
ь дл
.
я за
.
пи
.
си на
.
иболее бл
.
агополуч
.
ное словосочет
.
ан
.
ие.
Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( ведется в конце урока)
Це
.
ль: вы
.
яв
.
ит
.
ь уровен
.
ь удов
.
летворен
.
но
.
ст
.
и со
.
бствен
.
но
.
й ра
.
боты на уроке уч
.
ащ
.
им
.
ися
Уч
.
астн
.
ик
.
и: все обуч
.
аю
.
щиес
.
я.
Необ
.
хо
.
ди
.
мые мате
.
ри
.
ал
.
ы: ка
.
рточ
.
ки с изоб
.
ра
.
же
.
нием со
.
лн
.
ыш
.
ка и об
.
ла
.
ка на ма
.
гн
.
ит
.
ах
дл
.
я ка
.
ждого учен
.
ик
.
а.
Проведен
.
ие: ка
.
жд
.
ый учен
.
ик по
.
дход
.
ит к свое
.
му со
.
лн
.
ыш
.
ку и на
.
кл
.
ад
.
ыв
.
ает на ту
.
чу,
ес
.
ли у не
.
го во
.
зн
.
ик
.
ли труд
.
но
.
ст
.
и в во
.
сп
.
ри
.
ят
.
ии мате
.
ри
.
ал
.
а и об
.
ратно, на
.
кл
.
ад
.
ыв
.
ает
со
.
лн
.
ыш
.
ко на ту
.
чу, ес
.
ли его оп
.
асен
.
ия бы
.
ли бе
.
сп
.
ло
.
дн
.
ы.
Оцен
.
ка ре
.
зу
.
льтата: прео
.
бл
.
ад
.
ан
.
ие со
.
лн
.
ышек на
.
д ту
.
ча
.
ми по
.
звол
.
яет устроить вы
.
во
.
д о
то
.
м, что урок бы
.
л плодот
.
во
.
рн
.
ым, инте
.
ре
.
сн
.
ым и це
.
ли бы
.
ли до
.
ст
.
иг
.
нуты.
Пр
.
и ор
.
га
.
ни
.
за
.
ци
.
и не
.
за
.
ви
.
си
.
мо
.
й ра
.
боты на
.
д но
.
во
.
й те
.
мо
.
й ва
.
жно, чтоб
.
ы
уч
.
ащ
.
им
.
ся бы
.
ло лю
.
бо
.
пытно прор
.
абот
.
ат
.
ь но
.
вы
.
й мате
.
ри
.
ал. Ка
.
к же это мо
.
жно
сдел
.
ат
.
ь?! Ко
.
не
.
чно, пр
.
и по
.
ддер
.
жк
.
и акти
.
вн
.
ых мето
.
до
.
в! Дл
.
я ра
.
боты на
.
д те
.
мо
.
й
урок
.
а ис
.
по
.
ль
.
зу
.
ют
.
ся дл
.
я груп
.
п смен
.
но
.
го ил
.
и многок
.
ратного со
.
ст
.
ав
.
а мето
.
ды «Ульи» -
об
.
су
.
жден
.
ие в груп
.
па
.
х. Дл
.
я проведен
.
ия об
.
су
.
жден
.
ия во
.
прос
.
а и пр
.
ин
.
ят
.
ия ре
.
ше
.
ни
.
й –
мето
.
ды «Cветофор» (во врем
.
я ди
.
скус
.
си
.
и
по
.
ды
.
ма
.
ют
.
ся ка
.
рточ
.
ки со
.
гл
.
ас
.
ия - не
со
.
гл
.
ас
.
ия по цвет
.
ам светофора), «На линии света» (ка
.
жд
.
ая ко
.
ма
.
нд
.
а за
.
щи
.
щает свой
прое
.
кт 2-3 пред
.
ло
.
же
.
ни
.
ям
.
и. Зате
.
м во
.
прос
.
ы ин
.
ых груп
.
п, а он
.
и - за
.
щи
.
ща
.
ют
.
ся). Дл
.
я
пред
.
ст
.
ав
.
ле
.
ни
.
я мате
.
ри
.
ал
.
а са
.
мо
.
стояте
.
ль
.
но
.
й ра
.
боты ре
.
бят очен
.
ь инте
.
ре
.
сн
.
ы та
.
кие
мето
.
ды, ка
.
к «Инфо-карусель», «Автобусная стаз», «Творческая мастерская».
За
.
ве
.
рш
.
ит
.
ь урок, внек
.
ла
.
сс
.
ное ме
.
ро
.
пр
.
иятие по
.
зволено, пр
.
имен
.
ив та
.
кие
мето
.
ды, ка
.
к «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый окружность».
«Ромашка» - 1. Дети от
.
ры
.
ва
.
ют ле
.
пе
.
ст
.
ки ро
.
ма
.
шк
.
и, по кругу пе
.
ре
.
да
.
ют
ра
.
зноц
.
ветн
.
ые ли
.
ст
.
ы и т.д. и от
.
ве
.
ча
.
ют на ос
.
но
.
вн
.
ые во
.
прос
.
ы, от
.
но
.
ся
.
щиес
.
я к те
.
ме
урок
.
а, ме
.
ро
.
пр
.
ияти
.
я, за
.
пи
.
са
.
нн
.
ые на об
.
ратной стороне. 2. Бе
.
рет чи
.
ст ле
.
пе
.
сток. Пи
.
шет
во
.
прос другой груп
.
пе, вы
.
ве
.
ши
.
вает за
.
да
.
ча пе
.
ре
.
ве
.
рнув. С до
.
ск
.
и друг
.
ая груп
.
па бе
.
рет
ли
.
ст, читает и ис
.
по
.
лн
.
яет уч
.
астн
.
ик, до
.
по
.
лн
.
яют друг
.
ие.
«Мудрый совет» - Груп
.
па сооб
.
щает в ко
.
нце урок
.
а «со
.
вет» детя
.
м, кото
.
рые:
еще не со
.
всем осоз
.
на
.
ли те
.
му урока
ил
.
и не изучали тему (младшим). Совет
анализируется категорией-соседкой.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные адепты группы встают в
круг, задают вопросы детям иных групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и
наилучшие
стороны
ученика,
учить
учащихся
самостоятельно
добывать
знания,
развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся
коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для
учащихся, но и для учителей.
Дети начальной школы имеют свои особенности,
поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне
допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно,
воспитывая у учащихся
культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные
методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить
эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть
особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.