Напоминание

«Начальная школа в контексте национальных проектов»


Автор: Насонова Наталия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска СОШ №5
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: «Начальная школа в контексте национальных проектов»
Тема: «Начальная школа в контексте национальных проектов»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мурманска

«Средняя общеобразовательная школа №5»

«Начальная школа в контексте национальных проектов»

Насонова Н.В.,

учитель начальных классов

Г. Мурманск

«Начальная школа в контексте национальных проектов»

Введение

Современные образовательные реалии России неразрывно связаны с реализацией

национальных проектов, направленных на качественное преобразование всех уровней

образования. Начальная школа, являясь фундаментом образовательной системы, играет

ключевую роль в достижении стратегических целей, обозначенных в национальных

инициативах.

1. Нормативно-правовая база и ключевые национальные проекты

В рамках «национального проекта «Образование» (2019–2030) выделяются ключевые

направления, непосредственно затрагивающие начальную школу:

«Современная школа» — обновление материально-технической базы;

«Успех каждого ребёнка» — развитие системы дополнительного образования;

«Цифровая образовательная среда» — внедрение цифровых технологий;

«Учитель будущего» — повышение квалификации педагогов.

Эти инициативы закреплены в:

Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года;

ФГОС начального общего образования (обновлённый вариант).

2. Влияние национальных проектов на начальное образование

2.1. Инфраструктура и материально-техническое обеспечение

В рамках нацпроекта «Образование» осуществляется:

- строительство и реконструкция зданий начальных школ;

- оснащение кабинетов современным учебным оборудованием;

-создание центров «Точка роста» в сельских школах, включающих лаборатории для

естественно-научных и технологических занятий.

Результат: повышение доступности качественного образования вне зависимости от

территориальной принадлежности.

2.2. Цифровизация учебного процесса

Проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает:

- обеспечение школ высокоскоростным интернетом;

-внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР);

-использование платформ «Российская электронная школа», «Учи.ру», «Яндекс Учебник»;

- обучение педагогов работе с цифровыми инструментами.

Результат:формирование цифровой грамотности с первых лет обучения,

индивидуализация образовательного процесса.

2.3. Развитие содержания образования

В контексте нацпроектов актуализируются:

-внедрение проектно-исследовательской деятельности;

-усиление межпредметных связей;

-развитие функциональной грамотности (читательской, математической,

естественно-научной);

-включение элементов финансовой грамотности и основ предпринимательства.

Результат: подготовка учащихся к решению реальных жизненных задач.

2.4. Поддержка педагогических кадров

Программа «Учитель будущего» обеспечивает:

- непрерывное повышение квалификации педагогов;

-внедрение наставничества;

- участие в профессиональных конкурсах («Учитель года», «Педагогический дебют»);

- освоение современных педагогических технологий (STEM, ТРИЗ, смешанное обучение).

Результат: рост профессиональной компетентности учителей начальных классов.

3. Практические примеры реализации

Пример 1. Центры «Точка роста»

В сельских школах открываются центры, где младшие школьники:

- проводят опыты по окружающему миру с использованием цифровых датчиков;

- осваивают основы робототехники;

-участвуют в конкурсах научно-технического творчества.

Пример 2. Проект «Киноуроки в школах России»

Использование короткометражных фильмов для:

- формирования нравственных ценностей;

- развития эмоционального интеллекта;

-обсуждения актуальных социальных тем.

Пример 3. Внеурочная деятельность по ФГОС

Реализация программ:

- «Орлята России» (социально-активное воспитание);

- «Юный эколог» (экологическое просвещение);

- «Шахматы в школе» (развитие логического мышления).

4. Вызовы и пути их преодоления

Проблемы:

- неравномерность оснащения школ в разных регионах;

-дефицит кадров в сельской местности;

- необходимость адаптации цифровых инструментов для младших школьников;

- повышенная нагрузка на педагогов из-за отчётности.

Решения:

-расширение программ целевого обучения;

- развитие дистанционного повышения квалификации;

- создание региональных методических центров;

- оптимизация административных процедур.

5. Перспективы развития

В горизонте до 2030 года ожидается:

- масштабирование опыта «Точек роста»;

- интеграция искусственного интеллекта в персонализацию обучения;

- укрепление партнёрства школы с семьями и сообществом;

- развитие инклюзивного образования с учётом нацпроектов.

Заключение

Начальная школа в контексте национальных проектов приобретает новые качества:

доступность — за счёт инфраструктурных преобразований;

качеств — через обновление содержания и методов;

инновационность — благодаря цифровизации и проектному подходу;

воспитательная направленность — посредством интеграции ценностных ориентиров.

Для успешной реализации нацпроектов ключевым остаётся:

системность в внедрении изменений;

учёт возрастных особенностей младших школьников;

поддержка профессионального сообщества педагогов.

Итог: национальные проекты создают условия для формирования образовательной среды,

где каждый ребёнок начальной школы получает возможности для гармоничного развития

и реализации потенциала.

Список источников

1. Национальный проект «Образование» (паспорт, утверждённый президиумом Совета

при Президенте РФ).

2. ФГОС начального общего образования (приказ Минпросвещения РФ № 286 от

31.05.2021).

3. Официальные сайты Минпросвещения РФ и региональных министерств образования.

4. Методические рекомендации по реализации проектов «Точка роста», «Цифровая

образовательная среда».



В раздел образования