Автор: Нафикова Алена Маратовна
Должность: МБОУ "СШ № 7"
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 7"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нейроупражнения на уроках в начальной школе: учимся с умом и движением".
Раздел: начальное образование
Нейроупражнения на уроках в начальной школе: учимся с умом и движением.
Аннотация: Современный урок в начальной школе — это не только учебники и тетради,
но и пространство для развития мозга ребенка. В этой статье мы рассмотрим, как простые
нейроупражнения помогают повысить концентрацию, улучшить память и снизить
утомляемость младших школьников.
Введение: Почему мозгу нужно движение?
Традиционное образование часто противопоставляет умственную деятельность
физической. «Сиди смирно и слушай!» — знакомая фраза для многих. Однако
нейробиология доказала: мозг и тело неразделимы. Для эффективного обучения мозгу
нужна активация, которая часто достигается через движение.
Особенно это важно для младших школьников, у которых процессы возбуждения
преобладают над процессами торможения, а произвольное внимание еще только
формируется. Нейроупражнения (или кинезиологические упражнения) — это специально
подобранные движения, которые стимулируют работу обоих полушарий мозга, улучшают
межполушарное взаимодействие и готовят нервную систему к усвоению новой
информации.
Преимущества нейроупражнений:
· Повышение концентрации внимания.
· Развитие памяти и логического мышления.
· Снижение стресса и усталости.
· Улучшение моторики и координации.
· Активизация работы обоих полушарий мозга.
Практикум: Нейроупражнения для вашего урока
Включать эти упражнения можно в любую часть урока: в начале — для «разминки», в
середине — в качестве физкультминутки, или в конце — для снятия напряжения.
Достаточно 3-5 минут.
1. Упражнения на межполушарное взаимодействие
Эти упражнения заставляют «дружить» правое и левое полушарие, что критически важно
для чтения, письма и счета.
· «Кулак-ребро-ладонь»
Ребенок показывает три положения руки на столе, последовательно сменяя их:
1. Ладонь, сжатая в кулак.
2. Ладонь ребром на столе.
3. Раскрытая ладонь на столе.
Сначала выполняется правой рукой, затем левой, потом двумя руками вместе.
Упражнение отлично тренирует последовательность действий и моторную координацию.
· «Ухо-нос»
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо (левое). По
команде учителя (хлопку) одновременно отпускаем руки, хлопаем в ладоши и меняем
руки местами: теперь правая рука держит нос, а левая — противоположное (правое) ухо.
Весело и очень эффективно!
2. Упражнения на энергетизацию и снятие напряжения
Помогают «разбудить» мозг и снять мышечные зажимы.
· «Ленивые восьмерки»
Попросите ребенка представить перед собой горизонтальную восьмерку (знак
бесконечности — ∞). Вытяните прямую руку вперед, большой палец поднят вверх.
Медленно и плавно начинайте рисовать рукой в воздухе большую «восьмерку», следя за
движением пальца глазами. Голова остается неподвижной. Повторить 3-5 раз каждой
рукой, а затем двумя руками вместе. Это упражнение активизирует зрительно-моторную
координацию и снимает напряжение с глаз.
· «Энергетическая зевота»
Представьте, что вы хотите зевнуть. Широко откройте рот и помассируйте мышцы
вокруг челюстного сустава (там, где чувствуется углубление при открывании рта). Это
расслабляет мышцы лица и шеи, улучшает кровоснабжение мозга, что особенно полезно
перед диктантом или сложной задачей.
3. Упражнения на развитие внимания и самоконтроля
· «Сова»
Левой рукой крепко возьмитесь за мышцу правого плеча. Поверните голову и
посмотрите назад через плечо. На вдохе поверните голову вперед, рука продолжает
держать плечо. На выдохе опустите подбородок на грудь. Повторить, поменяв руки.
Упражнение улучшает кровоток к мозгу и помогает сконцентрироваться.
· «Перекрестные шаги»
Маршируем на месте, но стараемся поднимать противоположные руку и ногу: левое
колоко тянется к правому локтю, и наоборот. Можно делать сидя. Это упражнение
«включает» оба полушария одновременно и идеально подходит для подготовки к новой
теме.
Как интегрировать нейроупражнения в урок?
· На русском языке перед письмом сделайте «Ленивые восьмерки» и «Кулак-ребро-
ладонь».
· На математике перед решением задач проведите «Перекрестные шаги».
· На чтении для снятия напряжения с глаз используйте «Сову».
· В конце сложного урока «Энергетическая зевота» поможет расслабиться.
Заключение
Нейроупражнения — это не просто веселая разминка. Это мощный инструмент в руках
учителя, который помогает сделать процесс обучения физиологически грамотным,
соответствующим потребностям развивающегося мозга ребенка. Регулярное
использование этих простых techniques способно не только повысить успеваемость, но и
создать на уроке благоприятную, живую атмосферу, в которой дети учатся с
удовольствием и пользой.
Учите с движением, учите с радостью!