Напоминание

"Нейроупражнения на уроках в начальной школе: учимся с умом и движением".


Автор: Нафикова Алена Маратовна
Должность: МБОУ "СШ № 7"
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 7"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нейроупражнения на уроках в начальной школе: учимся с умом и движением".
Раздел: начальное образование





Назад




Нейроупражнения на уроках в начальной школе: учимся с умом и движением.

Аннотация: Современный урок в начальной школе — это не только учебники и тетради,

но и пространство для развития мозга ребенка. В этой статье мы рассмотрим, как простые

нейроупражнения помогают повысить концентрацию, улучшить память и снизить

утомляемость младших школьников.

Введение: Почему мозгу нужно движение?

Традиционное образование часто противопоставляет умственную деятельность

физической. «Сиди смирно и слушай!» — знакомая фраза для многих. Однако

нейробиология доказала: мозг и тело неразделимы. Для эффективного обучения мозгу

нужна активация, которая часто достигается через движение.

Особенно это важно для младших школьников, у которых процессы возбуждения

преобладают над процессами торможения, а произвольное внимание еще только

формируется. Нейроупражнения (или кинезиологические упражнения) — это специально

подобранные движения, которые стимулируют работу обоих полушарий мозга, улучшают

межполушарное взаимодействие и готовят нервную систему к усвоению новой

информации.

Преимущества нейроупражнений:

· Повышение концентрации внимания.

· Развитие памяти и логического мышления.

· Снижение стресса и усталости.

· Улучшение моторики и координации.

· Активизация работы обоих полушарий мозга.

Практикум: Нейроупражнения для вашего урока

Включать эти упражнения можно в любую часть урока: в начале — для «разминки», в

середине — в качестве физкультминутки, или в конце — для снятия напряжения.

Достаточно 3-5 минут.

1. Упражнения на межполушарное взаимодействие

Эти упражнения заставляют «дружить» правое и левое полушарие, что критически важно

для чтения, письма и счета.

· «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенок показывает три положения руки на столе, последовательно сменяя их:

1. Ладонь, сжатая в кулак.

2. Ладонь ребром на столе.

3. Раскрытая ладонь на столе.

Сначала выполняется правой рукой, затем левой, потом двумя руками вместе.

Упражнение отлично тренирует последовательность действий и моторную координацию.

· «Ухо-нос»

Левой рукой беремся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо (левое). По

команде учителя (хлопку) одновременно отпускаем руки, хлопаем в ладоши и меняем

руки местами: теперь правая рука держит нос, а левая — противоположное (правое) ухо.

Весело и очень эффективно!

2. Упражнения на энергетизацию и снятие напряжения

Помогают «разбудить» мозг и снять мышечные зажимы.

· «Ленивые восьмерки»

Попросите ребенка представить перед собой горизонтальную восьмерку (знак

бесконечности — ∞). Вытяните прямую руку вперед, большой палец поднят вверх.

Медленно и плавно начинайте рисовать рукой в воздухе большую «восьмерку», следя за

движением пальца глазами. Голова остается неподвижной. Повторить 3-5 раз каждой

рукой, а затем двумя руками вместе. Это упражнение активизирует зрительно-моторную

координацию и снимает напряжение с глаз.

· «Энергетическая зевота»

Представьте, что вы хотите зевнуть. Широко откройте рот и помассируйте мышцы

вокруг челюстного сустава (там, где чувствуется углубление при открывании рта). Это

расслабляет мышцы лица и шеи, улучшает кровоснабжение мозга, что особенно полезно

перед диктантом или сложной задачей.

3. Упражнения на развитие внимания и самоконтроля

· «Сова»

Левой рукой крепко возьмитесь за мышцу правого плеча. Поверните голову и

посмотрите назад через плечо. На вдохе поверните голову вперед, рука продолжает

держать плечо. На выдохе опустите подбородок на грудь. Повторить, поменяв руки.

Упражнение улучшает кровоток к мозгу и помогает сконцентрироваться.

· «Перекрестные шаги»

Маршируем на месте, но стараемся поднимать противоположные руку и ногу: левое

колоко тянется к правому локтю, и наоборот. Можно делать сидя. Это упражнение

«включает» оба полушария одновременно и идеально подходит для подготовки к новой

теме.

Как интегрировать нейроупражнения в урок?

· На русском языке перед письмом сделайте «Ленивые восьмерки» и «Кулак-ребро-

ладонь».

· На математике перед решением задач проведите «Перекрестные шаги».

· На чтении для снятия напряжения с глаз используйте «Сову».

· В конце сложного урока «Энергетическая зевота» поможет расслабиться.

Заключение

Нейроупражнения — это не просто веселая разминка. Это мощный инструмент в руках

учителя, который помогает сделать процесс обучения физиологически грамотным,

соответствующим потребностям развивающегося мозга ребенка. Регулярное

использование этих простых techniques способно не только повысить успеваемость, но и

создать на уроке благоприятную, живую атмосферу, в которой дети учатся с

удовольствием и пользой.

Учите с движением, учите с радостью!



В раздел образования