Автор: Макарова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОГОБУ для детей-сирот СШИ г. Сосновки Вятскополянского района
Населённый пункт: Кировская область г. Сосновка
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Твой завтрашний успех, начинается сегодня."
Раздел: среднее профессиональное
Твой завтрашний успех, начинается сегодня.
Цель:
- Формирование у молодых граждан мотивации к образованию как
основному инструменту достижения личного успеха и процветания.
- Развитие коммуникативные умения и навыки, умение анализировать,
делать выводы в ходе дискуссии.
Задачи:
-осознать, что значит "успех”, "успешный человек”, проанализировать, какие
качества формируются в школьной жизни, способствуют ли они будущему
успеху.
- побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию;
- способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
– формировать навыков работы в группах.
Форма работы: дискуссия, работа в микро группах,
Метод «Думаем, рассуждаем, высказываем свое мнение»
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,
печатный материал.
Слайд 1 Ход классного часа
I.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Добрый день, коллеги! Я рада видеть
всех на нашей встрече. Нам предстоит серьезный разговор и от того
насколько мы будем активны, организованны, коммуникабельны будет
зависеть успех сегодняшней встречи.
Я хочу начать нашу встречу с демонстрации видеоролика о жизни
замечательных людей.
(Видеоролик: фото и кратко достижения этих людей).
Б. Гейтс, В. Крамаренко, Д. Депп, М. Шагал, Ю. Гагарин, А. Эйнштейн, М.
Шумахер, А. Пугачева, Д. Роулинг и т.д)
- Посмотрите внимательно на этих людей и скажите, что общего между
ними? Что их объединяет?
- Почему вы считаете, что они знаменитые?
- Благодаря чему они стали знаменитыми?
- Почему успешные?
- А как они достигли успеха?
(Ответ учащихся)
Приведите примеры успешных, на ваш взгляд, людей. (Ответы учащихся)
Вывод: - Молодцы! Действительно все эти люди добились успеха в жизни.
Они успешны во всем и всегда, а приглядишься — и во внешности ничего
особенного нет, и рост маленький, и прическа — репейник. Но что-то в них
есть. Что-то, что притягивает других людей, заставляет говорить с ними,
прислушиваться к их мнению, идти за ними. И сегодня мы поговорим о
секретах достижения успеха, о том, что для этого необходимо? И как стать
успешным человеком?.
На мой взгляд, мы выбрали не только очень интересную, но и очень
актуальную тему для сегодняшнего разговора :
« Твой завтрашний успех, начинается сегодня».
II. Основная часть
Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы для начала нам
необходимо разобраться с понятием «успех».
Упражнение “Ассоциации”
— Назовите слова, ассоциирующиеся у вас со словом “успех”.
(Победа, счастье, удача, достижение.)
- Можно ли эти слова соотнести с понятием «успешный человек». (Дети: да).
А сейчас давайте дадим определение слову успех из толковых словарей. Вы
работали дома со словарями и находили определение слову «успех».
Работа со словарём.
1) Успех - общественное признание, удача в достижении чего- нибудь,
хорошие результаты в работе, учебе.(толковый словарь С.И. Ожегова)
2) Успех - положительный результат какого-нибудь дела, достижения в чём-
нибудь (толковый словарь русского языка автор И.Л.Городецкая и др.)
3) Успех- спорина в работе; удача; удачное старанье, достижение желаемого.
(толковый словарь русского языка В.Н. Даль)
4) Успех (экономический словарь Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш.)
Успех – достижение поставленной цели.
Какое определение вам ближе? ( Мнение групп)
Вывод: Конечно успех - это скорее результат усилий человека, результат
упорного труда человека. Учёба – труд, это ваша работа. Такое качество
успешного человека как трудолюбие формируются именно в школьном
возрасте. Вы учитесь организовывать, планировать свою деятельности,
осуществляете её контроль и оценку, взаимодействуете с учителями и
сверстниками в учебном процессе и дома.
- На ваш взгляд, из чего состоит успех?
Предлагаю вам попытаться «разложить» его по полочкам, пусть каждая буква станет
целым словом, а полученные слова покажут внутреннее содержание понятия
«успех»:
«у» – упорство ;
«с» – смелость
«п» – принципиальность;
«е» – единство;
«х» – храбрость.
Что же у нас получилось? (Мы перечислили качества человека, которые помогут ему
достичь успеха.
Разработка формулы успеха
А теперь попытаемся всё же составить «Формулу успеха», т.е. соединить в
единое целое все компоненты, которые позволят человеку достичь успеха.
1) Нужно прежде всего поставить перед собой чёткую цель.
В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов жизни – цель
определяет направление движения, направление нашей деятельности.
Давайте мы с вами вспомним, что же такое цель?
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата. К
сожалению, многие люди терпят неудачи в жизни, т.к. не имеют хорошо
продуманных целей. Попробуем обозначить для себя основную цель вашей
жизни хотя бы на небольшой промежуток времени, скажем, на 2 года. (дети
отвечают) (хорошо закончить школу, поступить в ВУЗ, встретить любимого
человека и т.д.)
2- Что же еще необходимо для достижения цели?
Учитель. Скажите, а где вы начинаете получать знания? (Конечно в школе). И
первые успехи связаны со школой.
- А что такое успех в школе? Ответы детей.
Я уверена, что и у каждого из вас был хоть маленький, но успех, может кто-то
очень хорошо подготовился к уроку, кто то выступал на олимпиаде, кто то
лучше всех пробежал на физкультуре и т.д.
- Что ж вам помогло достичь успеха. Какие качества? (Ответы детей) .
У вас на столах лежат конверты с карточками.
Вам предложен перечень
качеств, который вы можете дополнить и выбрать 5качеств,
характеризующих успешного в жизни человека.
Группа А: Определите, какими качествами должен обладать успешный
человек.
Группа Б: Укажите качества, которые мешают стать успешным.
Выберите по 5 качеств из предложенного перечня. Сначала каждый
определяет для себя, затем обсуждаете в группе и приходите к общему
решению. Затем представитель группы зачитывает качества и объясняет,
почему группа выбрала именно эти качества (каждому выдана карточка с
перечнем качеств).
(Учащиеся работают в группе в течение 3 минут). Звучит музыка
Активность, трудолюбие, ответственность, талант, креативность, уверенность
в себе, коммуникабельность, дух соперничества,
чувство товарищества, способность к творчеству, любознательность,
озабоченность материальным успехом, порядочность, честность, доброта,
независимость, интеллектуальная развитость, послушание,
открытость, наличие собственных убеждений, уравновешенность,
организованность, чувство юмора, эмоциональность, искренность,
воспитанность, настойчивость.
Факторы, которые мешают добиться успеха.
1.Лень.
2.Вредные привычки (алкоголизм, наркомания)
3.Безответственность.
4.Неуверенность
5.Безнравственность
6.Злость, жестокость
7.Отсутствие культуры и воспитания.
- Отлично!
Мы рассмотрели качества успешного человека, отметили черты,
которые способствуют продвижению человека к успеху и черты, которые
могут препятствовать этому.
Давайте, сравним эти качества.
Мы определили, что, успеху сопутствует ряд необходимых личностных
качеств, главные из которых сила воли, трудолюбие, терпение, уверенность
в себе, целеустремленность, любовь к своему делу, настойчивость
и смелость.
Каждый из нас идет по жизни своей дорогой. И представление об
успешности у всех тоже разное. Для кого-то успех – это многомиллионное
состояние или управление крупной компанией, а для кого-то – популярность
в кругу знакомых, а для кого-то дружная семья.
А теперь нам необходимо определить, а являемся ли мы сами обладателями
этих качеств. Нам предстоит оценить свои достоинства и недостатки.
- Индивидуальная работа: Определите свои сильные и слабые стороны?
Мои положительные качества. Качества, от которых я хотел бы избавиться.
Достаточно ли иметь цель и качества, чтобы стать успешным человеком?
Но только иметь цель, обладать хорошими качествами недостаточно, для того
чтобы достичь ее и получить желаемый результат что еще необходимо?
3) Следующий шаг: необходимо правильно подобрать средства.
Средства – это то, что и как мы будем использовать для достижения
цели. Но все ли средства хороши для достижения цели? Какие нравственные
ценности выбрать, на какие опереться в жизни, ведь от ценностных
ориентаций также зависит направленность жизни человека, его
взаимоотношения с людьми. (Ответы учащихся)
Ребята, предлагаю вам посоветоваться и выбрать те, на которых должна
строиться ваша жизнь.
Классификация нравственных ценностей:
ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие,
бережливость, ответственность, любовь к порядку;
ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание,
толерантность;
ценности высшей сферы духовной жизни: самовыражение,
самореализация, чуткость, способность сопереживать, сострадание,
великодушие, милосердие; любовь к ближнему, кротость, смирение, вера и т.
д.
Мне очень понравился ваш выбор. Мне хотелось бы отметить, что человек
постоянно, ежесекундно находится в состоянии выбора. И этот выбор бывает
более или менее сложен, значим для человека, но зачастую человеку
приходится выбирать между добром и злом. Поэтому мне хочется вам
напомнить, что для достижения благородной, доброй цели, подойдут не
любые средства, а только благородные, добрые, иначе исказится результат –
он тоже станет недобрым и неблагородным. Ваша работа – это учёба, в чём
вы тоже можете добиться успехов. Хорошая оценка по одному предмету – это
первая ступень по лестнице «успеха», хорошие оценки за семестр – это
вторая ступень к успеху, победы на олимпиадах, конкурсах – это следующая
ступень к успеху. Получение аттестата особого образца или аттестата с
хорошими оценками – это уже успех. Сдача выпускных экзаменов на высокие
баллы – это тоже успех, потому что от этого зависит, будете вы получать
среднее специальное образование или высшее. А это в свою очередь влияет
на успешность карьерного роста. Достигнув успеха сегодня в учёбе, завтра
вы достигните успеха в жизни
Первым помощником в достижении успеха на сегодняшний день является учитель,
который помогает вам приобрести знания в той или иной области, готовит вас к
выступлению на конкурсах и олимпиадах, консультирует вас к экзаменам, даёт
советы в трудную для вас минуту. ВЫВОД . Формула успеха.
Итак, мы с вами поняли, что успех не приходит просто так, что его достигают, и
многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен,
поможет нам добиться своих целей – Нужно приложить немало усилий, чтобы
достичь своей цели, а для этого необходимо обладать хорошо сформированными
волевыми качествами.
Вот мы с вами и подошли к формуле успеха, она состоит из трех простых слов:
Давайте мы их назовем:
Вывод: Формула успеха: Успех = ЦЕЛЬ + Качества + СРЕДСТВА
Учитель. Нужно четко представлять то, что хочешь. Это цель.
Нужно знать, что есть у вас для того, чтобы добиться цели. Это качества.
Итог классного часа.
«Формула успеха» для любого человека – это своеобразная цепочка действий,
направленных на реализацию поставленной цели и достижение необходимого и
желаемого результата. Только целеустремлённый и ответственный
человек способен чётко определить свою формулу успеха, т.е. цель, ресурсы,
средства и свои личностные возможности, которые приведут его к результату,
называемому Успехом.
- Какие бы вы дали рекомендации вашим сверстникам в достижении успеха.
«Закончи предложение: «Если ты хочешь быть успешным…» (3 мин.)
Высказывают свое мнение
V. Закончить наш разговор мне бы хотелось притчей.
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их
преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их
проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было
нужно.
Учитель. Почему его желания не исполнились так как он просил, но он получил
все, что было ему нужно? (Сила, мудрость, богатство, возможность летать, любовь,
земные блага не даются в готовом виде, чтобы достичь все это я должен научиться
преодолевать трудности, работать над собой).
- Главное запомните: не бойтесь делать ошибки. Помните: ошибок не совершают
те, кто ничего не делают.
- Приятно было с вами пообщаться. Надеюсь, что каждый из вас успешен, а в
дальнейшем добьется высот в разных видах деятельности! Я верю в вас!
Я благодарю Вас
за интересный
разговор и
успешную
работу. Желаю
вам успехов на
вашем
жизненном пути.
Я очень надеюсь,
что вы получите
от жизни всё, что
вам нужно. И с
этой минутываш
девиз: «Вперед,
к удаче!».
Стихотворение.
Ученица: Успех едва ль придёт к лентяю,
К успеху путь тернист и крут.
А годы, быстро пролетая,
Трудяг к успеху приведут.
И если ты не прочь поспать-
Успеха точно не видать.
А что же нас ведёт к успеху!
Терпенье в жизни и в делах,
Напор не будет нам помехой
В поступках наших и мечтах.
И если цель тебе видна-
Иди, не бойся оступиться,
на то и жизнь тебе дана.
Чтоб где-то, чем – то поступиться.
А чтобы и вы стали успешными, я хочу подарить вам памятки
«Девять шагов к успеху»:
Всем спасибо за работу.
Чтобы не вырасти аморфными и бездеятельными, подростки
должны иметь представление о реальной жизни, убежден Билл
Гейтс. Свои размышления по этому поводу он изложил в 11
заповедях, адресованных современной молодежи.
1. Жизнь несправедлива — придется к этому привыкнуть!
2. Окружающим наплевать на твою самооценку. Тебе придется
закончить дело, даже если ты в себе не уверен.
3. Не надейся на доход в 60 000$ в год сразу после окончания
школы. Тебе не стать вице-президентом фирмы со спутниковым
телефоном в машине просто потому, что ты «хороший парень»:
сначала тебе придется это заработать.
4. Думаешь, что твой преподаватель слишком строг? Посмотришь
на себя со стороны, когда сам станешь начальником.
5. Мыть посуду в кафе не ниже твоего достоинства. Твои предки
применяли другое слово для такой работы, они называли это
Возможностью.
6. Если ты попал в неприятность, это не вина твоих родителей, не
хнычь: на ошибках учатся.
7. До твоего рождения твои родители были веселыми и легкими в
общении. Они превратились в зануд, оплачивая твои счета, стирая
тебе одежду и пытаясь привить тебе хорошие привычки. Поэтому
сначала приберись в комнате, прежде чем начнешь их поучать.
8. Ваша школа, может быть, и не делит учеников на лидеров и
неудачников, только жизнь — НЕТ. В некоторых школах не ставят
плохие оценки и дают школьникам столько попыток, сколько им
нужно, чтобы ответить верно. Только в реальной жизни нет ничего
похожего.
9. Жизнь не делится на четверти и семестры. У тебя не будет в
жизни каникул и никто не будет ждать, пока ты будешь ИСКАТЬ
СЕБЯ. Все метания и поиски за собственный счет!
10. Реальная жизнь далека от того, что показывают по телевидению.
На самом деле, все каждый день работают, а не прохлаждаются в
кафе.
11. Не смейся над ботаниками и зубрилами. Вполне вероятно, очень
скоро ты будешь на одного из них работать
Памятки:
«Девять шагов к успеху»
1.Скажите себе, что вы не хотите быть неудачником.
2.Поставьте
перед
собой
реальные
цели,
выработайте
план
действий
и
начинайте двигаться вперед.
3.Не жалуйтесь на нехватку времени.
4. Настраивайте себя на то, что у вас получится…
5.Анализируйте свои ошибки и извлекайте из них уроки.
6.Учитесь
получать
удовлетворение
не
только
в
моменты
достижения
результатов, но и в процессе работы, преодолевая трудности.
7.Верьте в себя.
8.Вдохновляйте себя.
9.Искренне радуйтесь своим успехам и удачам своих друзей.
Услышь, Богиня, наш призыв,
пусть каждому сияет солнце!
сокровищ сказочный прорыв
на нас златым дождем прольется!
И те сердца, что в унисон со всей
Вселенной в ритме бьются
богатств достигнут и высот,
и Ангелов душой коснутся,
Что приготовили дары,
для всех - несметные богатства,
всё есть твоё ! Иди - бери!
вступай в божественное братство!
Фортуна! Возроди сознанье!
чтоб манну получить с небес!
низ равен верху в век познанья,
для всех достаточно чудес!