Напоминание

Охранительный режим как средство организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ


Автор: Старостина Анна Михайловна
Должность: учитель -дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ АО "Школа- интернат №7 для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Охранительный режим как средство организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

Введение

Создание оптимальных условий для получения образования

обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

является приоритетной задачей современной системы образования.

Особое значение в этом контексте приобретает организация

образовательного процесса, которая должна быть максимально

адаптирована к индивидуальным потребностям и особенностям

каждой категории детей с ОВЗ. Одним из ключевых элементов такой

организации выступает охранительный режим. Он представляет собой

комплекс мер, направленных на создание безопасной, предсказуемой

и поддерживающей среды, минимизирующей негативные внешние

воздействия и способствующей максимальной реализации

потенциала обучающегося.

Данный доклад посвящен анализу сущности и значения

охранительного режима в образовательном процессе обучающихся с

ОВЗ. Будут рассмотрены его основные компоненты, принципы

построения, а также специфика применения для различных категорий

детей с ОВЗ. Особое внимание будет уделено практической ценности

охранительного режима как инструмента, обеспечивающего не только

безопасность, но и благоприятные условия для обучения, развития и

социализации данной категории обучающихся.

1. Понятие и сущность охранительного режима

Охранительный режим в контексте образования детей с ОВЗ – это не

просто набор правил и ограничений, а целенаправленно

организованная система, направленная на создание благоприятных

условий для жизнедеятельности и обучения ребенка, с учетом его

особенностей и ограничений. Главная цель такого режима –

минимизировать негативное влияние внешних факторов, которые

могут привести к ухудшению состояния здоровья, затруднить процесс

обучения, вызвать психоэмоциональное напряжение или привести к

развитию дезадаптивных форм поведения.

Ключевые аспекты охранительного режима включают:

Безопасность: Обеспечение физической, психологической и

информационной безопасности обучающегося. Это включает в

себя предотвращение травм, создание предсказуемой среды,

защиту от буллинга и дискриминации.

Предсказуемость и стабильность: Создание четкого,

последовательного и понятного распорядка дня,

предсказуемость учебных занятий и других видов деятельности.

Это снижает уровень тревожности и способствует

формированию у обучающегося чувства уверенности.

Сбережение здоровья: Целенаправленное использование

оздоровительных мер, профилактика заболеваний, учет

индивидуальных медицинских показаний и противопоказаний.

Оптимизация нагрузки: Дозирование учебных, физических и

эмоциональных нагрузок в соответствии с возможностями

обучающегося, предотвращение переутомления.

Индивидуализация: Учет специфических потребностей,

ограничений и потенциала каждого обучающегося.

Поддерживающая среда: Создание атмосферы принятия,

уважения, доброжелательности, где обучающийся чувствует

себя комфортно и может рассчитывать на помощь и поддержку.

Охранительный режим является не статичной инструкцией, а

динамичной системой, которая должна гибко адаптироваться к

меняющимся потребностям обучающегося и условиям

образовательного процесса.

2. Принципы построения охранительного режима

Эффективность охранительного режима напрямую зависит от

соблюдения основополагающих принципов:

Принцип индивидуализации: Этот принцип является

основополагающим. Не существует универсального

охранительного режима, пригодного для всех детей с ОВЗ.

Необходимо учитывать тип нарушения, степень его

выраженности, сопутствующие заболевания, личностные

особенности, возраст, уровень развития.

Принцип комплексности: Охранительный режим охватывает

все сферы жизнедеятельности обучающегося в

образовательном учреждении: учебу, отдых, питание,

оздоровительные процедуры, внеурочную деятельность.

Принцип последовательности и предсказуемости: Четкое

соблюдение режима дня, последовательное выполнение

заданий, предсказуемость событий снижают уровень стресса и

способствуют лучшей ориентации обучающегося в пространстве

и времени.

Принцип дозирования нагрузок: Все виды деятельности

(учебные, физические, эмоциональные) должны быть

дозированы в соответствии с возможностями обучающегося, с

учетом необходимости чередования нагрузки и отдыха.

Принцип интеграции оздоровительных и развивающих

задач: Охранительный режим не должен препятствовать

развитию, а, напротив, должен создавать условия для него,

интегрируя оздоровительные и развивающие мероприятия.

Принцип сотрудничества: Эффективность охранительного

режима повышается при условии тесного взаимодействия всех

участников образовательного процесса: педагогов, медицинских

работников, психологов, родителей.

Принцип гуманизма: Отношение к обучающемуся должно

строиться на основе уважения к его личности, признания его

права на индивидуальность и поддержку.

3. Охранительный режим для различных категорий обучающихся

с ОВЗ

Специфика охранительного режима во многом определяется

категорией нозологии обучающегося.

Обучающиеся с нарушениями зрения:

o

Физическая безопасность: Ориентация в пространстве,

предупреждение о препятствиях, создание тактильных

ориентиров, обеспечение хорошего освещения.

o

Учебный процесс: Использование крупного шрифта,

аудиоматериалов, тактильных пособий, предоставление

дополнительного времени на выполнение заданий.

o

Режим дня: Акцент на развитие сохранных анализаторов

(слух, осязание), включение двигательной активности,

направленной на развитие ориентации в пространстве.

Обучающиеся с нарушениями слуха:

o

Коммуникация: Использование жестовой речи,

пиктограмм, наглядных пособий, четкая артикуляция,

зрительный контакт.

o

Безопасность: Предупреждение о приближающихся

транспортных средствах, использование световых

сигналов, обеспечение хорошей видимости.

o

Учебный процесс: Визуализация информации,

использование субтитров, работа с текстом,

предоставление дополнительного времени.

o

Режим дня: Сбалансированное чередование умственной и

физической активности, акцент на развитие речи и

коммуникации.

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного

аппарата (НОДА):

o

Физическая доступность: Обеспечение безбарьерной

среды (пандусы, широкие дверные проемы,

адаптированные санузлы), наличие специального

оборудования (кресла-коляски, ходунки).

o

Дозирование нагрузки: Чередование учебных занятий с

периодами отдыха, использование адаптированных

физических нагрузок, профилактика пролежней и

контрактур.

o

Учебный процесс: Адаптация рабочего места,

использование специальных приспособлений для письма и

работы с учебными материалами, предоставление

дополнительного времени.

o

Психологическая поддержка: Формирование позитивной

самооценки, развитие самостоятельности, профилактика

вторичных эмоциональных нарушений.

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями

(умственная отсталость):

o

Предсказуемость и структурирование: Создание

максимально структурированной среды, четкий,

повторяющийся режим дня, использование визуальных

расписаний.

o

Дозирование информации: Подача материала короткими

порциями, многократное повторение, использование

наглядных пособий, практических упражнений.

o

Позитивное подкрепление: Активное использование

поощрения за правильное поведение и выполнение

заданий.

o

Сенсорная интеграция: Учет сенсорных особенностей,

создание сенсорно-спокойной среды, предоставление

возможности для сенсорной разгрузки.

o

Развитие бытовых навыков: Акцент на формирование

самостоятельности в самообслуживании.

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра

(РАС):

o

Структурирование среды и предсказуемость: Создание

четких визуальных расписаний, зонирование пространства,

минимизация неожиданных изменений.

o

Сенсорная чувствительность: Учет гипер- или

гипочувствительности к звукам, свету, тактильным

ощущениям. Создание сенсорно-безопасной среды,

предоставление сенсорных перерывов.

o

Коммуникация: Использование альтернативных и

дополнительных средств коммуникации (PECS, жестовая

речь), визуальной поддержки.

o

Предсказуемость поведения: Четкие инструкции,

правила, постепенное обучение новым навыкам,

минимизация стрессовых ситуаций.

o

Интересы: Использование специфических интересов

ребенка как мотивационного ресурса для обучения.

Обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями

развития (ТНР):

o

Индивидуальный подход: Максимально

индивидуализированная программа, учитывающая все

имеющиеся нарушения.

o

Сенсорная стимуляция и разгрузка: Продуманное

использование сенсорных стимулов для развития, а также

зон для сенсорной разгрузки.

o

Формирование базовых навыков: Акцент на развитие

навыков самообслуживания, коммуникации, элементарных

двигательных функций.

o

Системность и постоянство: Максимальная

последовательность в действиях и требованиях.

o

Мультидисциплинарная команда: Тесное

взаимодействие всех специалистов.

4. Компоненты охранительного режима в образовательном

учреждении

Реализация охранительного режима требует системного подхода,

охватывающего различные аспекты организации образовательного

процесса.

Режим дня:

o

Структура: Четкое расписание, включающее время для

занятий, оздоровительных процедур, питания, прогулок,

отдыха, сна, самостоятельной деятельности.

o

Гибкость: Возможность корректировки расписания в

зависимости от состояния обучающегося, погодных

условий, специфики занятий.

o

Озвучивание: Проговаривание предстоящих событий,

использование визуальных расписаний.

Учебная деятельность:

o

Дозирование нагрузки: Ограничение продолжительности

учебных занятий, чередование видов деятельности,

предоставление перерывов.

o

Индивидуализация заданий: Адаптация учебного

материала, использование дифференцированных заданий,

предоставление дополнительного времени.

o

Использование наглядности и практических

методов: Применение различных дидактических средств,

игровых технологий, практических упражнений.

o

Создание комфортного рабочего места: Соответствие

рабочего места индивидуальным потребностям (высота

стола, освещение, наличие специального оборудования).

Оздоровительные мероприятия:

o

Регулярность: Систематическое проведение

оздоровительных процедур (лечебная физкультура,

физиотерапия, массаж, закаливающие процедуры,

витаминотерапия).

o

Индивидуальный подбор: Назначение процедур в

соответствии с медицинскими показаниями и

рекомендациями.

o

Связь с обучением: Объяснение детям пользы процедур,

создание позитивного отношения к оздоровлению.

Психологическая поддержка:

o

Создание поддерживающей атмосферы: Атмосфера

принятия, доверия, уважения.

o

Индивидуальное и групповое сопровождение: Работа с

психологом, направленная на развитие коммуникативных

навыков, саморегуляции, снижение тревожности.

o

Профилактика конфликтов: Обучение детей навыкам

конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Физическая безопасность:

o

Обеспечение безопасной среды: Устранение

потенциальных опасностей, контроль за состоянием

помещений и территории.

o

Правила поведения: Обучение детей правилам

безопасного поведения в здании, на территории, в

столовой, на спортивных площадках.

o

Контроль и наблюдение: Постоянное наблюдение за

обучающимися, особенно в моменты повышенного риска.

Взаимодействие с родителями:

o

Информирование: Регулярное информирование

родителей о состоянии ребенка, его успехах и трудностях.

o

Консультирование: Предоставление рекомендаций

родителям по поддержке ребенка в домашних условиях,

закреплению навыков.

o

Совместная разработка стратегий: Участие родителей в

планировании индивидуальных образовательных и

коррекционно-развивающих программ.

5. Роль педагога и других специалистов в реализации

охранительного режима

Успешность внедрения охранительного режима зависит от слаженной

работы всей команды специалистов.

Педагог (воспитатель, учитель):

o

Организатор образовательной

деятельности: Планирует и проводит занятия с учетом

особенностей обучающихся, дозирует нагрузки.

o

Наблюдатель: Постоянно отслеживает состояние

обучающихся, выявляет изменения в поведении,

самочувствии.

o

Коммуникатор: Поддерживает позитивные отношения с

детьми, родителями, коллегами.

o

Исполнитель: Строго следует предписанному режиму,

выполняет рекомендации медицинских и психологических

служб.

Медицинский работник:

o

Консультант: Определяет медицинские показания и

противопоказания, дает рекомендации по дозированию

нагрузок, оздоровительным процедурам.

o

Диагност: Осуществляет мониторинг состояния здоровья,

выявляет отклонения.

o

Практик: Проводит оздоровительные процедуры,

оказывает медицинскую помощь.

Психолог:

o

Диагност: Выявляет индивидуальные психологические

особенности, уровень тревожности, коммуникативные

навыки.

o

Консультант: Оказывает поддержку обучающимся и

педагогам, разрабатывает рекомендации.

o

Коррекционный специалист: Проводит индивидуальные и

групповые занятия, направленные на развитие социально-

психологических навыков.

Логопед, дефектолог:

o

Коррекционный специалист: Разрабатывает и реализует

программы коррекции речевых, когнитивных нарушений.

o

Консультант: Дает рекомендации педагогам по специфике

работы с детьми с определенными нарушениями.

6. Преодоление трудностей и оптимизация охранительного

режима

Несмотря на важность охранительного режима, его реализация может

сталкиваться с определенными трудностями.

Сопротивление со стороны обучающихся: Нежелание

следовать правилам, выполнять процедуры, соблюдать режим.

o

Решение: Объяснение значимости правил, использование

позитивного подкрепления, постепенное введение режима,

учет индивидуальных особенностей.

Недостаток ресурсов: Ограниченность в специалистах,

оборудовании, времени.

o

Решение: Оптимизация использования имеющихся

ресурсов, привлечение волонтеров, активное

взаимодействие с родителями, поиск внешних источников

финансирования.

Сложность индивидуализации: Необходимость разработки и

сопровождения множества индивидуальных программ.

o

Решение: Создание команд специалистов, использование

информационных систем для учета и анализа данных,

обучение педагогов принципам индивидуализации.

Баланс между охраной и развитием: Чрезмерная опека может

замедлить развитие самостоятельности.

o

Решение: Грамотное дозирование ограничений,

постепенное расширение самостоятельности

обучающегося, акцент на развитие его потенциала.

7. Значение охранительного режима для успешной социализации

и образовательной интеграции

Охранительный режим является не только условием физического и

психического здоровья, но и важным фактором успешной

социализации и образовательной интеграции обучающихся с ОВЗ.

Формирование чувства безопасности: Ощущение

безопасности является базовой потребностью, без

удовлетворения которой невозможно полноценное развитие и

обучение.

Снижение стресса и тревожности: Предсказуемость и

стабильность снижают уровень стресса, позволяя ребенку

сосредоточиться на обучении и взаимодействии.

Развитие самостоятельности: Грамотно выстроенный режим, с

учетом возрастных и индивидуальных особенностей,

способствует формированию у обучающихся навыков

самообслуживания и саморегуляции.

Улучшение коммуникативных навыков: Спокойная,

поддерживающая атмосфера облегчает установление контактов,

снижает страх перед общением.

Повышение мотивации к обучению: Когда ребенок чувствует

себя комфортно и безопасно, он более открыт к познанию и

развитию.

Предотвращение вторичных отклонений: Грамотное

построение режима помогает избежать или минимизировать

развитие вторичных эмоциональных, поведенческих и

соматических проблем.

Заключение

Охранительный режим является неотъемлемым компонентом

организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ. Это

не просто набор ограничений, а целенаправленная система создания

благоприятных условий, обеспечивающих физическое и

психоэмоциональное благополучие, а также способствующих

эффективному обучению, развитию и успешной социализации.

Успешная реализация охранительного режима требует глубокого

понимания принципов индивидуализации, комплексности,

последовательности и сотрудничества. Важно учитывать специфику

каждой категории ОВЗ, постоянно мониторить состояние обучающихся

и гибко адаптировать режим к их изменяющимся потребностям.

Ключевая роль в этом процессе принадлежит команде специалистов –

педагогов, медицинских работников, психологов, которые, работая в

тесном взаимодействии, могут создать среду, в которой каждый

ребенок с ОВЗ сможет реализовать свой потенциал, получить

качественное образование и стать полноценным членом общества.

Охранительный режим – это не барьер, а фундамент для развития и

интеграции.



В раздел образования