Автор: Чайко Светлана Леонидовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №114"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинения по рисункам. Чудесное дерево» 2 класс
Раздел: начальное образование
Методическая разработка
урока русского языка
по теме: «Сочинения по рисункам.
Чудесное дерево»
2 класс
Работу выполнила:
Чайко Светлана Леонидовна,
учитель начальных классов
Цели:
–
обучающая:
формирование
умений,
необходимых
для
создания
собственных
развёрнутых
высказываний по сюжетному рисунку;
– развивающая:
обучение умению планировать свои действия, развитие умений формулировать
основную мысль текста;
– воспитательная: организация совместной деятельности, содействие воспитанию нравственных качеств
учащихся.
Оборудование: картинки деревьев и их плодов, гербарии деревьев: дуб, яблоня, ель.
I. Организационный момент
-Проверка готовности учащихся.
II. Актуализация знаний
2.1 Беседа
-Ребята, помогите, пожалуйста, расположить эти единицы речи в порядке увеличения.
ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ
-Назовите самую масштабную (крупную) из этих единиц. (Текст)
-Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать? (Продолжать учиться составлять тексты)
-Мы не раз сочиняли с вами истории, читали сказки, рассказы, считалки, загадки. Вы не раз слышали
слово «текст». А что такое текст? (Связанные между собой предложения)
-Каким образом можно работать с текстом? Что бы вы предложили делать? (Составлять предложения, а
из них – текст)
2.2 Итоги работы на прошлом уроке
-На прошлом уроке мы с вами уже выступали в роли писателей. Мы придумывали тексты о чём?
-По итогам прошлой работы лучшими писателями стали:…
2.3 Формирование темы и учебной задачи
-Сегодня с вами будем продолжать фантазировать и придумывать сами тексты.
-Посмотрите на рисунок. Какая тема нашего сочинения?
III. Работа по теме урока
3.1 Обсуждение темы урока
-Ребята, а что такое дерево? Вспомните из материалов окружающего мира первого класса. (Часть живой
природы, растение)
-Какие бывают деревья? (Хвойные и лиственные)
-Какие деревья называются лиственными?
-Приведите примеры лиственных деревьев.
-Какие деревья называются хвойными?
-Приведите примеры хвойных деревьев.
-Определите, какие деревья задумала я. В этом вам помогут гербарии растений, примеры картинок
деревьев и их плодов на партах. (Дуд – жёлуди, ель – шишки, яблоня – яблочки)
-Молодцы, это обычные деревья, которые можно встретить в природе.
3.2 Беседа по вопросам (стр.6-7)
-А это дерево, на странице 6 (приложение стр. 65) выглядит обычным?
-Чем оно необычно?
-Это дерево лиственное или хвойное?
-А, может быть, оно объединяет в себе признаки лиственных и хвойных деревьев?
-Как тебе удалось догадаться: по плодам или по каким-то ещё признакам?
-Какой величины это дерево: оно небольшое или огромное?
-Как описать его ствол: мощный, толстый, крепкий?
-Какие у дерева корни: они выступают из земли? Они извиваются?
-На что (или кого) они похожи? Их можно назвать змеевидными?
-Какие плоды лежат под деревом?
-Могут ли они быть пищей для разных животных, например, для белки, мыши или дятла? Обратите
внимание на справочный материал в нашей тетради на странице 7. Он вам поможет ответить на этот
вопрос.
-На что больше всего похоже это дерево: на яблоню, ель или дуб? Попробуй учесть его величину, то, какие
у него листья, плоды и ствол.
-Какое название бы вы придумали для этого дерева? Прочитайте версии в тетради. А, может быть, у вас
своя версия есть названия этому дереву?
-В какое время года мы видим это дерево, если судить по тому, что яблоки, шишки и жёлуди уже падают
на землю: это весна, лето или осень?
-Если дерево необычное, может ли быть, что плоды его созревают не тогда, когда у обычных деревьев? А
может быть, оно созревает зимой?!
-Как вы думаете, на дереве может кто-то жить, или прятаться?
-Кто может обитать в самом верхнем дупле? (Белка)
-А внизу, в норе у корней? (Мышь)
-Могло ли большое дупло весной служить гнездом для птиц, например для дятла? (Да)
-Правда ли, что дерево может служить жилищем для разных зверей и птиц?
-Можно ли сказать, что каждое животное (птица или зверь) использует только свою часть дерева?
-Можно ли сказать, что животные смотрят на одно и то же, но видят разное?
IV. Физ.минутка
-Тогда представьте, что на это дерево смотрит белочка? Покажите, как она это делает?
-А мышка?
-А как исследует, облетает вокруг этого дерева дятел?
V. Самостоятельная работа
5.1 Подготовка к письменной работе
-Рассмотрите это дерево ещё раз.
-Работаем с вопросами на странице 8 тетради.
5.2 Составление и запись текста сочинения
-Опишите свои наблюдения. Напишите сочинение «Чудесное дерево». Используйте в написании свои
собственные средства выражения для оформления мысли. Мне очень интересно прочитать ваше мнение.
VI. Итоги урока
6.1 Рефлексия
-Какая тема урока у нас была?
-Какой этап работы над сочинением вам понравился больше?
-На каком этапе работы испытывали затруднения?
-Удалось ли справиться с этими затруднениями?
-Что вам помогло преодолеть затруднения?
6.2 Домашнее задание
-Ребята, вы сегодня все работали очень хорошо. Наш конкурс на лучшее сочинение продолжается. Я
проверю работы и выберу лучшего писателя.
-А кому из вас захотелось самому придумать и нарисовать такое чудесное дерево?
-Попробуйте дома выполнить рисунок такого неожиданного и чудесного дерева. А можно и раскрасить это
чудесное дерево.
-На следующем уроке мы рассмотрим ваши рисунки и выберем ещё и лучшего художника-фантазёра.
6.3 Подведение итогов
-С каким настроением заканчиваете наш урок?
-Ребята, благодарю вас за хорошую работу и желаю получить звание лучшего художника-фантазёра.
-Урок закончен.