Напоминание

"Картотека речевых игр для старших дошкольников"


Автор: Панасенко Снежана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с ОВ № 8
Населённый пункт: Кущевский район, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека речевых игр для старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАРТОТЕКА «РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ»

«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая?

какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное-

ласкательных суффиксов.

Материал: мяч

Ход

игры: воспитатель

произносит

фразу

и

бросает

мяч

ребенку.

Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в

ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

«ПОСЧИТАЙ»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет

звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить

согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки,

корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно –

символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно

задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств.

(Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с

предметами женского и среднего рода.

«УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель: упражнять составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход

игры:

воспитатель

просит

детей

самостоятельно

составить

описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый,

кислый, кладут в чай» (Лимон).

«ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?»

Цель: учить

передавать

правильную

временную

и

логическую

последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки.

Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать

сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно

предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от

слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

«РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и

разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок

выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в

одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из

которых можно сказать «она моя».

«НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА»

Цель: воспитывающие

умение

группировать,

обобщать

предметы

по

определенным признакам.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас мы поиграем.

Я произнесу слово, а вы назовите три предмета, которые относятся к этому

слову. Например, я скажу слово обувь. Какие три предмета можно назвать

этим

словом?»

(«Сапоги,

ботинки,

галоши»).

Воспитатель

называет

обобщающие слова (фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д.), затем после

небольшой паузы бросает мяч тому, кто должен ответить. После ответа

ребенок бросает мяч назад. Если он не смог назвать три предмета, он ударяет

мячом об пол и платит фант. В другой раз воспитатель называет три

предмета, а дети должны назвать их одним обобщающим словом. Более

труден вариант, когда задание меняется и в процессе игры: воспитатель

называет то одно родовое понятие, то три видовых.

«БЛИЗКИЕ СЛОВА»

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать

точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,… холодные,

проливные…

Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

«ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?),

ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин,

Шляпка (чья?) — бабушкина,

Поднос (чей?) - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,

Тапочек (чей?) – дедушкин.

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном

падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не

договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже

множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за

каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше

фишек.

«ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной

связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить

предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому

что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения,

главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в

первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки

получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

«СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

«КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в…

Волк живёт в …

Белка живёт в …

Ёжик живёт в …

«ИЗМЕНИ СЛОВО»

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании. Изменить слово

«окно» в контексте предложения.

В доме большое …

В доме нет …

Я подошел к …

Я мечтаю о большом …

У меня растут цветы под … .

«КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?»

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать,

лечить, водить ...).

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения

В.Маяковского «Кем быть?»

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем

работать.

- Я буду летчиком, летать на самолетах.

- Я буду врачом, лечить детей.

- Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

«КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей

«ОБРАЗУЙ СЛОВА»

Цель: расширять

и

активизировать

словарный

запас.

Упражнять

в

образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

«УЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ»

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа

имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит

ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

«ОБРАЗУЙ СЛОВА»

Цель: расширять

и

активизировать

словарный

запас.

Упражнять

в

образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

«

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«КОМУ ЧТО НУЖНО»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Цель: развивает логическое мышление, наблюдательность, внимание,

расширяет кругозор, способствует развитию связной речи.

Материал: карточки с предметами противоположных значений.

Ход игры: Предложить детям найти предметы с противоположным

значением.

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным

признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры:

На столе выкладывается по четыре картинки, три из них

относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой

группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из

них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите

одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он

ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить

следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку.

Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

«Четвертый лишний (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка, санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник, альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

«НАЗОВИ СЛОВА»»

Цель: Упражнять детей называть слова с заданным звуком.

Ход игры: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За

правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется

победитель.

«КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТПЕТ»

Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета

в пределах 10, развитие мышления.

Материал: мяч.

Ход игры: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в

игру «Кто знает, пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг.

Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу

мяч, будете считать дальше до 10.

Например, я скажу «пять» и брошу мяч Тане. Как надо считать?

Таня: «Шесть, семь, восемь, девять, десять».

Правильно. Начинаем играть».

Примечание. Усложненным вариантом может быть такой. Воспитатель

предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем

вы досчитаете до 10, и брошу его следующему ребенку со словами: «Считай

дальше».

Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш товарищ, и

продолжить счет. Например, я говорю: «Четыре» —и кидаю мяч Толе. Он

считает до 8, я забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай

дальше». Витя продолжает: «Девять, десять»».

Как вариант может быть игра «До» и «После». Воспитатель, бросая мяч

ребенку, говорит: «До пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до

пяти. Если воспитатель скажет: «После пяти», дети должны назвать: шесть,

семь, восемь, девять, десять.

Игра проходит в быстром темпе



В раздел образования