Напоминание

РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ДВУХ - ТРЁХ ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ


Автор: Клюева Лариса Константиновна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ Центр "Росток"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ДВУХ - ТРЁХ ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лариса Константиновна

Клюева,

учитель-логопед высшей

квалификационной

категории,

МБОУ ППМС Центр

«Росток»

г. Ульяновск

РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ДВУХ - ТРЁХ ЛЕТ С

ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Проблема ранней помощи сегодня является очень актуальной, так

как в последнее время всё большее количество детей имеют отклонения в

развитии и нуждаются в стимулирующем и коррекционном психолого-

педагогическом воздействии.

Ранний возраст является

сензитивным

периодом для многих когнитивных функций, в том числе и для речи [1, 2].

Овладение речью, которое происходит обычно в раннем возрасте, оказывает

чрезвычайное влияние на всё последующее развитие.

В настоящее время на консультацию к учителям – логопедам все

чаще стали обращаться родители, обеспокоенные состоянием речи их

детей в возрасте 2 - 3 лет. Мы, как специалисты Центра, видим свою

задачу в ознакомлении с нормами речевого развития и получении

родителями

дальнейших

рекомендаций

по

вопросам

преодоления

имеющихся у ребёнка отклонений в речи.

Известно, что знание возрастных норм речевого развития имеет

большое значение в ранней диагностике даже минимальных

отклонений, что очень важно для оказания своевременной коррекционной

помощи и предупреждения более серьезных последствий задержки

речевого развития.

Поэтому, в первую очередь мы знакомим родителей с нормами

речевого развития на данном возрастном этапе.

Уже начиная с третьей недели, новорожденный должен

издавать звуки в ответ на обращенную речь. С полутора до пяти

месяцев у новорожденных длится период гуления - произнесение

согласных «Г, Х, К» в сочетании с гласными «У, Ы» [6].

Малыш гулит как спонтанно, так и «отвечая» взрослым. В

возрасте примерно шести месяцев начинается стадия лепета - ребенок

произносит отдельные слоги, сочетания повторяющихся слогов - МА-

МА, БА-БА и т.п. Первые слова, имеющие значение, дети начинают

говорить

приблизительно

в

11

месяцев,

к

годовалому

возрасту

словарный запас должен составлять не менее 5 – 10 слов. К полутора

годам дети полностью понимают обращенную речь, могут выполнить

простые просьбы. В самостоятельной речи насчитывается около 20 слов.

По достижении двухлетнего возраста ребенок должен разговаривать

простыми предложениями, используя 50 слов. Малыш двух лет знает

изображения предметов на картинках. К 2 годам словарный запас

расширяется, малыш называет не только слова и действия, но и

пользуется двух – или трехсловной фразой [3]. В этом возрасте ребенок

может реагировать на звуки также как и взрослый. Речь является

средством закрепления своего опыта – ребенок комментирует свои

действия: « Саша гулять, копать, возить». А еще через год ребенок

способен вести беседу, рассказывать о несложных событиях. К трем

годам словарный запас насчитывает до 1500 слов. В это время дети

легко быстро запоминают новые слова, любят их повторять. Ребенок

любит не только называть предметы, но сообщать о своих впечатлениях.

Он делится своими переживаниями со взрослыми и ищет у них

понимания. Малыш начинает говорить о себе в первом лице, использует

местоимение

Я.

Вместо

простой

фразы

использует

развернутые

предложения. К трем годам ребенок использует все части речи, строит

грамматически оформленные предложения. Возникают первые модели

словообразования. Речь становится регулятором поведения.

В Научно-терапевтическом центре по профилактике и лечению

психоневрологической инвалидности под руководством И.А. Скворцова

для объективной диагностики и стандартизации определения уровня

развития высших психических функций разработана карта исследования

психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни, в которой

прослеживается формирование импрессивной и экспрессивной речи [6].

В возрасте от 1,5 до 3 лет ребенок умеет показывать все части

тела в 1г. 6 м., показывать все объекты в быту в 1 г. 8 м., показывать

много картинок в 2 г., узнавать знакомый предмет по описанию в 2 г. 5м.,

понимать

содержательную

речь, несложные

рассказы

в

2 г.5м.,

односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке в 2 г.5 м.,

выполнять около 10 инструкций, состоящих из одного действия в

2г.5.м., чувствовать ритм, повторять его по образцу в 3г.

В этом же возрасте ребенок может говорить около 10 слов (в

основном

названия)

примерно

в 1 г.6 м., говорить

двухсловные

предложения в 1 г. 8 м., составлять предложения из 3,4 слов в 2 г.,

задавать вопросы со словами «что?», «где?», «куда?» в 2г. 6 м., легко

повторять слова в 2 г. 6 м., употреблять личные местоимения в 2г. 6 м.,

использовать

некоторые

падежи

у

существительных

и основные

окончания единственного числа в 2 г. 6 м., учить короткие стихи в 2г. 6м.,

использовать

множественное

число,

прошедшее

время

в

3г.,

использовать отрицательные

частицы «не», «ни»

в

3г., использовать

предлоги (на,у,в) в 3г., усваивать основные окончания множественного

числа в 3г., использовать сложные предложения в 3г., пробовать себя

в монологе в 3г.

При обследовании ребёнка важно не только выяснить уровень

развития речевых функций, но и уровень активности, устойчивости или

истощаемости внимания, заинтересованности в выполнении заданий.

Необходимо учитывать тот факт, что малыш при обследовании

может не сразу вступить в контакт с логопедом, либо этот контакт

является кратковременным и проводится в незнакомых условиях. В этом

случае специалист прибегает к опросу родителей. Мы предлагаем опрос

по небольшой анкете [2].

Анкета (опросник для родителей)

Анамнестические данные

Гуление

Лепет

Первые слова

Предложения из 2-х слов

Ползает

Ходит

Понимание речи

Выполнение поручений дома, на улице

Показ предмета по описанию

Внимательно слушает песенки, стихи

Любит слушать сказки

Звукоимитация и

звукоподражание:

Воспроизведение звуков животных,

птиц, звуки машин

эмоциональные возгласы людей

Словарный запас (предметы)

Показывает по картинкам

Самостоятельно называет

(животные, игрушки, транспорт,

мебель, одежда, продукты питания,

части тела, детали лица, предметы

быта):

Словарный запас (действия)

Показывает по картинкам

Самостоятельно называет

Основные сферы активности

(движение, действия, эмоции, игры)

Словарный запас (признаки)

Показывает по картинкам

Самостоятельно называет

Качественные характеристики, цвет,

величина, вкус

Фраза

Составляет самостоятельно

Составляет с помощью

Составить предложение по картинке

(по вопросам)

Рассказать короткое

стихотворение

Рассказывает самостоятельно

Рассказывает с помощью

Эмоции, коммуникации

Настроение изменчивое

Настроение устойчивое

Капризы

Крупная моторика

Походка

Катается на велосипеде

Танцует

Игры с мячом

Мелкая моторика

Самостоятельно завязывает

Самостоятельно застегивает

Держит карандаш

Собирает пирамидку

Ведущая рука

Навык самообслуживания

Умеет надеть, снять носки, шапку,

варежки, туфли

Умеет вымыть руки, вытереть

полотенцем

Умеет пользоваться ложкой

Речевая активность

Общается с удовольствие

Общается с уговорами

Не хочет общаться

Режимные моменты

Ночной сон

Дневной сон

С кем чаще бывает дома

Родители

Бабушка, дедушка

Няня

Если у ребенка диагностируется задержка речевого развития, то

первым этапом в работе с родителями является разъяснительная беседа,

включающая сообщение объективной информации о состоянии речи

ребенка, о позитивных перспективах развития, о (при необходимости)

обращении к неврологу, сурдологу, педиатру [4]. Умение внимательно

выслушать родителей, доступные разъяснения проблемы значительно

снижают

уровень

тревожности

родителей,

что

способствует

положительному настрою на проведение коррекционных мероприятий.

Специальная помощь детям раннего возраста, имеющим отклонения

в речевом развитии, включает следующие основные направления:

- формирование оптимальной коммуникативной среды, так как чуткость и

восприимчивость родителей к любым проявлениям активности ребёнка

стимулирует появление самостоятельной речи детей.

- обучение родителей игровому взаимодействию с ребенком как средству

стимуляции вербального коммуникативного поведения.

- активизация самостоятельной инициативной речи во время проведения

совместных игр родителей с детьми.

- реконструкция спонтанных высказываний ребенка в

грамматически

правильные формы, употребление коротких фраз.

Проведя обследование речи ребенка, проанализировав состояние

психоречевых функций,

специалисты

Центра дают

рекомендации

родителям, которые условно распределяются по двум возрастным

периодам.

От 2 лет до 2 лет 6 мес.:

Стимулируйте у детей употребление в речи глаголов. Глагол -

основа для построения предложения. Новое для ребенка слово,

обозначающее действие, вводите в сочетании со знакомыми

словами.

Активизируйте

употребление

разных

прилагательных.

Прилагательные

помогут

понять

основные

характеристики

знакомых предметов.

Включайте произнесение различных рифмовок, потешек, прибауток

со слоговым отхлопыванием. Это поможет предупредить ошибки в

слоговой структуре слов.

Проявляйте активную заинтересованность к игровым действиям,

совершаемым ребенком. Обучайте

детей

использованию

своих

реплик и речевых комментариев в процессе игры.

Активно используйте ролевые игры. Посещайте кукольный театр.

Учите короткие стихотворения по возрасту.

Поощряйте

любое

высказывание

малыша,

не

придираясь

к

произношению.

Развивайте артикуляционную моторику. Уделяйте этому 5 -8 минут

ежедневно.

Развивайте общую моторику. Научите кататься на трехколесном

велосипеде.

Развивайте моторику рук. Используйте раскраски, лепку [5,7].

От 2 лет 6 месяцев до 3 лет:

Четко проговаривайте с ребёнком падежные окончания слов.

Не требуйте от детей сразу отвечать на вопрос распространенным

предложением. Используйте прием постепенного наращивания

слов. Это в наибольшей степени предохранит его от риска

возникновения запинок в самостоятельной речи.

Будьте внимательны в подборе речевого материала. Слова сложной

слоговой

структуры

старайтесь

произносить

сопряженно,

по

слогам.

Следите за четким произнесением доступных звуков. Показывайте

образец правильного произношения всех звуков русского языка.

Знакомьте

детей

с

литературой

по

возрасту,

не

перегружая

информацией.

Формируйте умение присоединяться к игре, не лишая ребенка

инициативы. Формируйте умение вести диалог с ребенком во время

игры.

Четко соблюдайте режим дня ребенка, строго дозируя просмотр

телепередач. Учитывайте индивидуальные темповые особенности

ребенка. Будьте терпимы и последовательны в работе.

При необходимости проконсультируйтесь у психолога, невролога,

сурдолога, педиатра.

Уровень общего психического развития ребёнка до трёх лет во многом

определяется

тем,

насколько

он

овладел

речью.

Детский

организм

чрезвычайно пластичен, большинство детей с успехом преодолевают

серьёзные проблемы в развитии речи при условии раннего начала

логопедической коррекции. Помощь, оказанная своевременно, позволит

детям догнать своих сверстников в речевом развитии, предупредить

многие нежелательные последствия задержки речевого развития и

обеспечить максимальную реализацию возрастного потенциала.

В

нашем Центре логопедическая

помощь в случае ЗРР носит

консультационный характер. Родители выполняют рекомендации учителя-

логопеда, занимаясь с ребёнком дома, и приходят на

повторную

консультацию

через

2

-3

месяца.

Родительское

внимание

и

квалифицированная поддержка специалиста в раннем возрасте значат

больше, чем просто оценка развития. Свою задачу мы, специалисты Центра,

видим

в

том,

чтобы

сделать

родителей

активными

участниками

коррекционного процесса.

Список литературы:

1.

Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего

возраста.

М.: 2005-222с.

2.

Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая

группа. М.: Мозаика – Синтез, 2014 -112с.

3. Давидович, Л.Р., Резниченко, Т.С. Ребенок плохо говорит.

Почему? Что делать? М.: Гном и Д, 2007-112с.

4. Закревская, О.В. Развивайся малыш! Система работы по профилактике

и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М.:ГНОМ и

Д, 2009-88с.

5. Матвеева, Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у

детей

2 -3 лет. М.: Аркти, 2005-96с.

6. Скворцов, И.А. Исследование «профиля развития» психоневрологи-

ческих функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция

нарушений М.: 2002 - 28с.

7. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей

1,5 – 3 лет. М.: Теревинф, 2014-140с.



В раздел образования