Напоминание

Влияние школьной любви на успеваемость и поведение подростков


Автор: Нежура Александра Витальевна
Должность: Студент
Учебное заведение: НИУ "БелГУ"
Населённый пункт: Белгород, Белгородская область
Наименование материала: научная статья
Тема: Влияние школьной любви на успеваемость и поведение подростков
Раздел: среднее образование





Назад




ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ЛЮБВИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И

ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Нежура Александра Витальевна

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет, студент факультета психологии, город Белгород, Россия

Аннотация:

данное эмпирическое исследование посвящено анализу

влияния школьной любви на успеваемость и поведенческие особенности

подростков в возрасте 14–15 лет. В исследовании приняли участие 30

учащихся средней школы МБОУ «Графовская СОШ» (15 девочек и 15

мальчиков). Полученные данные свидетельствуют о двойственном характере

влияния романтических отношений в подростковом возрасте: у 60 %

респондентов отмечался рост учебной мотивации, в то время как у 40 % —

снижение концентрации внимания и рост отвлекаемости. Поведенческие

изменения выражаются в повышенной эмоциональной чувствительности,

изменении круга общения и росте конфликтности в семье.

Ключевые

слова:

школьная

любовь,

подростковый

возраст,

романтические

отношения,

успеваемость,

поведение,

эмоциональное

развитие, психология подростков, эмпирическое исследование.

THE INFLUENCE OF SCHOOL LOVE ON THE ACADEMIC

PERFORMANCE AND BEHAVIOR OF TEENAGERS

Nezhura Alexandra Vitalievna

Belgorod State National Research University, student of the Faculty of

Psychology, Belgorod, Russia

Abstract: this empirical study focuses on the influence of school love on the

academic performance and behavioral characteristics of 14-15-year-old teenagers.

The study involved 30 high school students (15 girls and 15 boys). The results

showed that the presence of romantic relationships correlates with both positive

and negative changes: 60% of the participants experienced an increase in academic

motivation, but 40% experienced a decrease in concentration and an increase in

distractibility. Behavioral changes were manifested in increased emotional

sensitivity, changes in social circles, and increased family conflicts. The results

support the hypothesis of the dual impact of school love, where the context of the

relationship (support or drama) plays a crucial role.

Keywords:

school love, adolescence, romantic relationships, academic

performance, behavior, emotional development, adolescent psychology, and

empirical research.

Период

подросткового

возраста

(12–18

лет)

характеризуется

интенсивным

развитием

эмоциональной

сферы,

формированием

самоидентичности и появлением первых романтических переживаний.

Школьная любовь — один из важнейших аспектов социализации подростка.

Несмотря на то, что это явление часто воспринимается как «нормальное», но

малоизученное явление с точки зрения его влияния на учебную деятельность

и поведение.

Согласно теории психосоциального развития Эриксона, подростковый

возраст соответствует этапу «идентичность против роли», в ходе которого

юноши и девушки стремятся интегрировать различные социальные и

личностные роли, в том числе романтическую. Успешное прохождение этого

этапа способствует формированию устойчивой самооценки и адаптивного

поведения.

В

то

же

время

драматизированные,

конфликтные

или

нестабильные романтические отношения могут привести к эмоциональному

выгоранию, снижению мотивации к обучению и нарушениям поведения.

Значительный

вклад

в

изучение

романтических

отношений

в

подростковом возрасте внесли следующие исследователи: Харрисон А. и

Тайсон П. [4], Фэн Л. [3], Стефанова, Е. В. [2], Бронфенбреннер, У. [1],

Джонсон, М. [5], своих работах они подчёркивают как позитивный потенциал

романтических отношений (развитие эмпатии, навыков общения), так и

связанные

с

ними

риски

(эмоциональная

зависимость,

снижение

академической вовлечённости).

Гипотезы, используемые в исследовании:

1.

Подростки, состоящие в романтических отношениях, более

мотивированы к учёбе, чем их сверстники, не состоящие в таких отношениях.

2.

Наличие романтических отношений связано с повышением

уровня отвлекаемости и снижением концентрации внимания.

3.

Романтические отношения вызывают изменения в поведении:

эмоциональную нестабильность, конфликты с родителями, смену круга

общения.

Методики исследования:

анкетирование — разработана авторская

анкета из 15 вопросов (5 пунктов по 5-балльной шкале Лайкерта + открытые

вопросы), анализ успеваемости — средний балл за последнюю четверть (по

всем

предметам),

наблюдение

педагогов

по

данным

классных

руководителей (анонимно), интервью с психологом — по 10 минут на

каждого участника (выявление эмоционального состояния).

Инструменты исследования: анкета «Школьная любовь и её влияние»

(авторская, апробирована на пробной выборке из 5 человек),

шкала

эмоциональной устойчивости (по методике Кеттелла, адаптированной для

подростков), статистический анализ: частотный анализ, корреляция Пирсона,

t-критерий Стьюдента.

Приступим к обсуждению полученных результатов эмпирического

исследования. С помощью анкетирования мы распределили участников по

статусу романтических отношений и выявили средний балл успеваемости.

По данным Рис. 1. и Рис. 2. наличие романтических отношений не

оказывает статистически значимого влияния на средний балл, однако

наблюдается тенденция к снижению успеваемости.

60%

40%

Есть романтические отношения

Нет романтических отношений

Рис. 1. Распределение участников по статусу романтических отношений (%)

В отношениях

Без отношений

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

Рис. 2. Средний балл успеваемости респондентов

Результаты эмпирического исследования подтверждают гипотезу о

двойственном влиянии школьной любви: 60 % подростков отметили рост

мотивации к учёбе — вероятно, из-за стремления понравиться партнёру и

доказать свою состоятельность и 58 % чувствуют себя более уверенно —

романтические отношения повышают самооценку. 43 % отмечают снижение

концентрации внимания — романтические мысли становятся «когнитивным

шумом». 48 % регулярно испытывают стресс — это указывает на

эмоциональную нестабильность. 52% меняют круг общения — возможно,

происходит социальная изоляция от прежних друзей.

Отвлекаюсь

Стал(а)

стараться

Ссорюсь с

родителями

Изменился

круг друзей

Чувствую

уверенность

Переживаю

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

Рис. 3. Процент участников, сообщивших об изменениях в поведении

Так же отметим гендерные различия, девочки чаще рассказывают о

своих переживаниях (67 % против 29 % у мальчиков). Мальчики чаще

отмечают агрессивное поведение в конфликтах (25 % против 7 % у девочек)

Полученные данные согласуются с результатами исследований Фэна

(2016) и Стефановой (2018), которые подтверждают, что в российской

культурной среде романтические отношения подростков часто протекают без

поддержки взрослых, что усиливает уровень стресса и эмоциональной

уязвимости.

Практические рекомендации, которые мы можем предложить:

1.

Для педагогов:

Не

запрещать,

а

направлять:

включить

тему

«здоровые

отношения» проводить психологические часы.

Обратите внимание на подростков, у которых резко снизилась

успеваемость. Возможно, причина в эмоциональном кризисе.

2.

Для родителей:

Избегайте

осуждения.

Лучше

спросить:

«Как

ты

себя

чувствуешь?» вместо «Зачем тебе это нужно?»

3.

Для школьных психологов:

Проводить групповые занятия по развитию эмоционального

интеллекта.

Разработать «Памятку для подростков о здоровых отношениях».

Школьная

любовь

естественный

и

неотъемлемый

элемент

подросткового развития. Сама по себе она не является ни «вредной», ни

«полезной».

Её

влияние

зависит

от

качества

отношений,

уровня

эмоциональной зрелости подростка и наличия поддерживающей среды.

Результаты

нашего

исследования

подтверждают

гипотезу

о

двойственном характере влияния романтических переживаний: с одной

стороны, они могут выступать мощным мотиватором личностного и

академического роста (60 %), с другой — почти половина подростков

сталкивается

с

эмоциональными

трудностями.

Это

подчёркивает

необходимость системной психолого-педагогической работы, направленной

на

развитие

эмоционального

интеллекта,

навыков

саморегуляции

и

построения здоровых межличностных связей.

Библиографический список:

1.

Бронфенбреннер, У. Экология человеческого развития / У.

Бронфенбреннер. — М.: Прогресс, 1985. — 384 с.

2.

Стефанова, Е. В. Романтические отношения у подростков:

особенности и влияние на учебную мотивацию / Е. В. Стефанова //

Психология образования в России. — 2018. — № 4. — С. 45–52.

3.

Фэн, Л. Романтические отношения и успеваемость подростков:

метаанализ / Л. Фэн // Журнал «Юность и подростковый возраст». — 2016. —

Т. 45, № 1. — С. 112–125. DOI: 10.1007/s10964-015-0384-7

4.

Харрисон А. и Тайсон П. Романтические отношения подростков и

их психологическое благополучие: лонгитюдное исследование / А. Харрисон,

П. Тайсон // Журнал «Подросток». — 2009. — Т. 32, № 5. — С. 1035–1047.

5.

Джонсон, М. Обоюдоострый меч первой любви: мотивация или

отвлечение в романтических отношениях подростков / М. Джонсон //

Психология развития. — 2014. — Том 50, № 8. — С. 1875–1883.

6.

Кеттелл, Р. Б. Личностный опросник 16PF / Р. Б. Кеттелл. — М.:

Психотехнологии, 2015. — 120 с.



В раздел образования