Автор: Киселева Ирина Геннадиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Павелецкая СОШ № 1"
Населённый пункт: Рязанская область, Скопинский район, р.п.Павелец
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Принцип обратного обучения в математике"
Раздел: среднее образование
Говоря о принципах «обратного обучения» и противопоставляя его традиционному
формату, нужно отметить несколько существенных «плюсов».
Учитель в классе не тратит время на объяснение нового материала, а предлагает его
к изучить самостоятельно, как домашнее задание. А вся важная практическая работа,
включающая в себя и разбор сложных моментов, применение знаний в решении заданий и
взаимодействие с преподавателем, происходит непосредственно в урочное время.
С применением этого метода, можно решить вопрос со списыванием домашнего
задания из Интернет ресурсов. Получается, что этот принцип не отменяет само понятие
«домашнее задание», ведь это важная часть самоорганизации ребенка и метода
закрепления и отработки полученных знаний.
В рамках современных реалий принцип «обратного обучения» не отменяя, а
дополняя традиционный, может быть довольно успешен, особенно в рамках предмета
математика. Ведь это одна из дисциплин, где понимание теории очень важно для
возможности дальнейшего практического применения.
Конечно наряду с «плюсами», есть и «минус». И чтобы его избежать нужно очень
скрупулёзно проработать теоретический материал, который мы предложим детям к
самостоятельному изучению.
Я не против видео-уроков, но такой формат обучения использую не часто, так как
считаю, что «эфирного» времени у детей достаточно и никто не контролирует
установленные для их возраста временные рамки нахождения в сети Интернет.
Поэтому материал рекомендую подавать в виде статьи, ссылки на страницы
бумажного учебника или в виде небольшого пособия. Конечно в этом случае вам
потребуется принтер и запас бумаги. А чтобы это не так било по-нашему и без того
«тощему» карману, можно заламинировать листы и предлагать их в виде варианта «пиши-
стирай», увеличивая срок службы, сокращая финансовый и временной расход и в
дальнейшем используя уже готовую наработку в качестве материала для повторения в
других классах.
В
такие
теоретические
материалы,
можно
включать
пометки,
замечания,
написанные именно вашей рукой с призывом к какому – либо действию, например,
«обрати внимание», «это нужно запомнить» и т.д. Это несомненно создаёт ощущение
присутствие учителя-наставника рядом.
Такие уроки не могут проводится на регулярной основе, потому что все-таки
приходится опираться на факт самодисциплины и самоорганизации. Также не стоит
предлагать материал, который гарантированно вызовет затруднение. Также «обратный
урок» должен учитывать индивидуальный темп изучения нового материала и в целом
соблюдения требований к временному интервалу на выполнение домашнего задания.
Предлагаю вам рассмотреть этот метод на примере урока в 5 классе по теме
«Делители и кратные числа, разложение числа на множители».
ОБРАЗЕЦ
Тема «Делители и кратные числа»
ВСПОМИНАЕМ:
ЗАПОМНИ!
Делитель – это число, на которое другое число делится без остатка.
Пример.
24 : 4 = 6 ( 4 – делитель числа 24)
80 : 8 = 10 (8 – делитель числа 80)
? Ответь на вопрос (да/нет)
- 7 является делителем числа 49? ______________________________________
- 18 является делителем числа 9? ______________________________________
- 1 является делителем любого натурального числа? _____________________
- любое натуральное число является своим делителем? __________________
6 : 3 = 2 ( говорят, что 6 кратно 3)
ЗАПОМНИ!
Кратным называют такое натуральное число, которое делится на заданное
число без остатка.
Например, число 8 кратно – 1, 8, 2 и 4 (т.е. у числа 8 четыре делителя, на
каждый из которых оно делится без остатка)
? Ответь на вопрос (да/нет)
- 44 кратно 4 ? ____________________________________________________
- 5 кратно 5? _______________________________________________________
- 8 кратно 16? ______________________________________________________
- верно ли, что любое натуральное число является своим кратным? ________
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
! У натурального числа бесконечно много кратных.
! Наименьшее кратное любого натурального числа – это само это число.
! У каждого натурального числа есть не менее двух делителей – 1 и само
это число.
ПОДВОДЯ ИТОГИ.
1.
Обведи(закрась) в ряду все числа кратные 7
11, 13, 14, 20, 23, 28, 30, 34, 35, 37, 40, 45, 49, 50
2.
Запиши все делители числа 44 __________________________________