Напоминание

"Пути, методы и способы повышения профессиональной компетентности педагогов в детском саду"


Автор: Кузменко Екатерина Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №7 "Светлячок"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Киселёвск
Наименование материала: Публикация
Тема: "Пути, методы и способы повышения профессиональной компетентности педагогов в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пути, методы и способы повышения профессиональной компетентности

педагогов в детском саду

Каждый день, который вы не пополнили хотя бы маленьким, но

новым для вас куском знаний,…

считайте невозвратно для себя прожитым.

Константин Сергеевич Станиславский

Деятельность современного педагога неразрывно связана с его творческой

самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и

нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и

культурным уровнем. Это, несомненно, выдвигает на первый план

необходимость поиска и внедрения в практику современных педагогических

технологий, стимулирующих образовательную активность личности.

Достижения данных требований невозможно без осознания своей высокой

педагогической ответственности, без постоянного обновления знаний

практических умений в процессе повышении квалификации,

самообразования и самосовершенствования.

Важной предпосылкой начала процесса самосовершенствования есть

отношение самого педагога к предъявляемым требованиям.

Профессиональное самосовершенствование педагогов осуществляется в двух

взаимосвязанных формах – самообразование и самовоспитание, взаимно

дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер

работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно

самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые

условия их организации.

Важным условием успеха в профессиональном самосовершенствовании

является овладение средствами и способами самовоспитания и

самообразования, такие как:

работа с книгой;

выполнение специальных упражнений;

решение педагогических и психологических задач;

педагогическая саморегуляция.

Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность

человека по систематическому формированию и развитию у себя

положительных и устранению отрицательных качеств личности.

Без самовоспитания невозможно узнать себя, других, радости жизни, ее

сложности. Без работы над собой в непреодолении трудностей, в

недостижении желаемого.

По словам Ксении Юрьевны Белой (канд. пед. наук): «Самообразование -

необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество

всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие

требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все

остальные».

Наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система

самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и

творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации

воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует

поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания,

памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также

является необходимым условием успешного повышения уровня

квалификации педагога.

Педагог должен учиться всему постоянно, каждый год меняются временные

этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Основные направления самообразования педагога предполагает

наличие:

- непрерывное пополнение педагогических знаний;

- совершенствование педагогического мастерства;

- расширение общего кругозора.

Для роста профессианализма педагог должен обладать следующими

профессионально-педагогическими умениями:

- познавательные;

- конструктивные;

- организаторские;

- коммуникативные.

Познавательные умения включают:

- умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;

- способность анализировать собственную деятельность.

Конструктивные умения:

- формировать цели и задачи педагогического процесса.

Организаторские умения:

- ставить цели перед собой и детьми.

Для развития коммуникативных умений рекомендуется:

- учиться понимать другого человека, «читать» по лицу, тону, жестам,

мимике;

- совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою

речевую культуру;

- изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения.

Данная деятельность тесно связана с инноватикой. Инновационная суть

самообразования заключена в открытии новых знаний. Постоянная работа

педагога над своим собственным развитием чрезвычайно важна и в силу

особенности, специфики человеческой деятельности, основного предмета ее

– развивающегося ребенка.

Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого

педагога. Исходный момент самосовершенствования – самопознание,

непосредственное и опосредственное.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к

самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,

родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает

необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек

не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему

календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же

доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть

интересной и доставлять удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую

очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и

соответственно, очень часто, формируют образ педагога как

«несовременного человека».

Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится

ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом

с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги,

способные превращать любую учебную ситуацию в пространство для

развития ребенка и способного к проектированию развивающей

педагогической среды и самого себя. Успешное воспитание дошкольников

напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными

качествами воспитателя. Именно от профессионализма педагогов напрямую

зависит уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в

школе и к жизни. Поэтому создание условий для самореализации каждого

педагогом своих профессиональных возможностей в целом является одним

из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного

образования.



В раздел образования