Автор: Кузменко Екатерина Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №7 "Светлячок"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Киселёвск
Наименование материала: Публикация
Тема: "Пути, методы и способы повышения профессиональной компетентности педагогов в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Пути, методы и способы повышения профессиональной компетентности
педагогов в детском саду
Каждый день, который вы не пополнили хотя бы маленьким, но
новым для вас куском знаний,…
считайте невозвратно для себя прожитым.
Константин Сергеевич Станиславский
Деятельность современного педагога неразрывно связана с его творческой
самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и
нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и
культурным уровнем. Это, несомненно, выдвигает на первый план
необходимость поиска и внедрения в практику современных педагогических
технологий, стимулирующих образовательную активность личности.
Достижения данных требований невозможно без осознания своей высокой
педагогической ответственности, без постоянного обновления знаний
практических умений в процессе повышении квалификации,
самообразования и самосовершенствования.
Важной предпосылкой начала процесса самосовершенствования есть
отношение самого педагога к предъявляемым требованиям.
Профессиональное самосовершенствование педагогов осуществляется в двух
взаимосвязанных формах – самообразование и самовоспитание, взаимно
дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер
работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно
самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые
условия их организации.
Важным условием успеха в профессиональном самосовершенствовании
является овладение средствами и способами самовоспитания и
самообразования, такие как:
работа с книгой;
выполнение специальных упражнений;
решение педагогических и психологических задач;
педагогическая саморегуляция.
Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность
человека по систематическому формированию и развитию у себя
положительных и устранению отрицательных качеств личности.
Без самовоспитания невозможно узнать себя, других, радости жизни, ее
сложности. Без работы над собой в непреодолении трудностей, в
недостижении желаемого.
По словам Ксении Юрьевны Белой (канд. пед. наук): «Самообразование -
необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество
всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие
требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все
остальные».
Наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система
самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и
творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации
воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует
поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания,
памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также
является необходимым условием успешного повышения уровня
квалификации педагога.
Педагог должен учиться всему постоянно, каждый год меняются временные
этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Основные направления самообразования педагога предполагает
наличие:
- непрерывное пополнение педагогических знаний;
- совершенствование педагогического мастерства;
- расширение общего кругозора.
Для роста профессианализма педагог должен обладать следующими
профессионально-педагогическими умениями:
- познавательные;
- конструктивные;
- организаторские;
- коммуникативные.
Познавательные умения включают:
- умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;
- способность анализировать собственную деятельность.
Конструктивные умения:
- формировать цели и задачи педагогического процесса.
Организаторские умения:
- ставить цели перед собой и детьми.
Для развития коммуникативных умений рекомендуется:
- учиться понимать другого человека, «читать» по лицу, тону, жестам,
мимике;
- совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою
речевую культуру;
- изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения.
Данная деятельность тесно связана с инноватикой. Инновационная суть
самообразования заключена в открытии новых знаний. Постоянная работа
педагога над своим собственным развитием чрезвычайно важна и в силу
особенности, специфики человеческой деятельности, основного предмета ее
– развивающегося ребенка.
Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого
педагога. Исходный момент самосовершенствования – самопознание,
непосредственное и опосредственное.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к
самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,
родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает
необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек
не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему
календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же
доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть
интересной и доставлять удовольствие.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую
очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и
соответственно, очень часто, формируют образ педагога как
«несовременного человека».
Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится
ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом
с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги,
способные превращать любую учебную ситуацию в пространство для
развития ребенка и способного к проектированию развивающей
педагогической среды и самого себя. Успешное воспитание дошкольников
напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными
качествами воспитателя. Именно от профессионализма педагогов напрямую
зависит уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в
школе и к жизни. Поэтому создание условий для самореализации каждого
педагогом своих профессиональных возможностей в целом является одним
из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного
образования.