Автор: Ермакова Светлана Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 54
Населённый пункт: Г.Курск
Наименование материала: статья
Тема: Древнерусский костюм
Раздел: среднее образование
Славянский народный костюм и сегодня все чаще воплощается в самобытных
современных образах. 12 июля в День апостолов Петра и Павла в России отмечается
Праздник русской рубахи или День косоворотки.
А что же такое рубаха? Рубаха – основа гардероба, как для мужчин, так и для
женщин, вне зависимости от благосостояния, социального статуса, семейного положения
и региона Российской империи. Она была близка к телу и крестьянина, и князя, нищего
юродивого и состоятельного купца.
Какова же история столь популярной во все времена и универсальной вещи?
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ РУБАХИ
Русская рубаха имела совсем простой крой, который не требовал разрезания ткани или
сложного сшивания деталей. Внешне она напоминала сложенное пополам полотнище,
которое имело отверстие для головы и закреплялось на теле с помощью пояса.
Первые модели и вовсе представляли собой оторванный руками кусок полотна, чаще
всего ткань делали из конопли и льна. Впоследствии материал стали скреплять по бокам и
добавили широкие рукава прямоугольной формы. Во времена старообрядцев рубаха
дополнилась воротником-стойкой, которая кроилась по косой. Это и определило ее
название. . Ворот обычно застегивался на одну или несколько пуговиц. Таким
образом,наиболее популярным типом русской народной рубахи стала косоворотка. Разрез
горловины сместили влево. Как ни странно произошло это с принятием христианства.
Сделали так, чтобы нательные крестики во время работы не выпадали наружу и не
мешали выполнению дела. В рубахах ходил и «старый и малый»
Первые детские рубашки старались шить из рубах родителей. Считалось, что так энергия
предков передастся малышам и защищает их. До определенного возраста одежда
мальчиков и девочек выглядела одинаково и представляла собой длинную рубаху. На
трехлетие дети получали свою первую рубаху из новой ткани. Разрез на ней был либо по
центру, либо сбоку (косоворотка). Главное украшение рубахи – вышивки (обереги),
которые пускали по вороту, нижнему краю изделия, и концам рукавов. Одежда выглядела
асимметричной.
Полотняная косоворотка стала настолько популярной и удобной, что превратилась в
основную деталь любого костюма. Она была рабочей или праздничной — это зависело от
материала и типа отделки. При пошиве чаще всего использовались:
льняное полотно — обычно плотное или более тонкое, беленое;
ситцевые;
натуральный шелк;
дорогой сверкающий атлас.
Длина рубах у мужчин -обычно была до колен, при этом они не заправлялись, а носились
на выпуск. Для удобства ношения их подпоясывали шнурами или ткаными кушаками, у
которых на концах были кисти А сами они были полосатыми. По подолу, вороту и
запястьям косоворотки обычно украшали вышивкой, которая имела значение оберега.
КАК КРОИЛИ ТРАДИЦИОННУЮ РУССКУЮ РУБАХУ
Женская рубаха была длинной ,до пят.
В изготовлении она была более сложной, однако, также выкраивалась экономично.
Обрезков ткани после пошива оставаться не должно — материал старались максимально
экономить. Все детали были прямоугольными или клинообразными, что позволяло
уменьшать расход ткани. Перед и спина вырезались по долевой нити с таким замыслом,
чтобы они располагались вдоль деталей. Рубахи были широкими и просторными
благодаря тому, что в них делали вставки бокового полотна или клина. Рукава
соединялись с центральной деталью под прямым углом.
Они тоже были разными:
1.
Расширенными за счет одного или сразу нескольких клиньев.
2.
Имели вид и зауженных книзу.
3.
Заканчивались манжетами или сборками над узкой обтачкой.
4.
Могли быть отрезные по талии(верх был из тонкой льняной ткани ,а низ –подол
пришивалось более грубое полотно)
Долевая нить в рукавах размещалась вдоль руки. Свобода движений обеспечивалась
благодаря ластовице. Так называлась квадратная или клинообразной формы деталь,
которую вшивали под проймой. Она могла быть другого цвета. Например: красная.
Кроилась русская рубаха разными способами. Основные различия касались оформления
горловины. Самым древним и практически вышедшим из употребления считается
туникообразный крой. Традиционное изделие швеи состояло из единого центрального
полотнища. Перегнутое пополам, оно уже представляло собой перед и спинку. Горловина
прорезалась посередине на сгибе вместе с разрезом ворота. В начале 20 столетия рубаха-
туника сохранилась лишь в качестве исподней или обрядовой, оставаясь заменяющей
саван одеждой покойника.
Большее распространение получили рубашки с поликами. Так назывались плечевые
вставки, которые использовались для соединения переда со спинкой и расширения
горловины. Полики могли быть прямоугольными и косыми. Прямые были в двух
вариантах. В первом дополнительные части сшивали с верхними срезами основных
деталей стана (ширина полотна равнялась ширине ткацкого станка-стана) параллельно
утку, во втором – параллельно основе.
Первые носили жительницы северных, начиная с Архангельской, и центральных
губерний, а вторые были характерной одеждой женщин верхней Оки, Москвы и Рязани и
юга Руси.
Существовали рубашки со слитными поликами. В них вместо верхней ластовицы был
выступ, предусмотренный при выкраивании рукавов. Получался своеобразный реглан.
Косые полики шили из двух частей, придавая им форму трапеции. Острые углы вставляли
в разрезы или вертикальные швы деталей спинки и переда. Эта русская народная рубашка
обычно носилась с поневой.
С круглыми сарафанами надевали бесполиковые варианты. В них линия горловины
образовывалась соединением задней части с краем передней посредством широких
рукавов.
Рубашка могла состоять из цельных продольных полотнищ. Чтобы достичь необходимой
ширины, их использовалось четыре. Однако встречались такие старинные одежды
нечасто, обычно они использовались в качестве обрядовых – свадебных или
погребальных. В большинстве случаев такая часть женского наряда была составной,
разделяясь на верхнюю и нижнюю половину. Дробление практиковали из соображений
экономии. Низ на обозрение не выставлялся, поэтому на его изготовление пускали
домотканый плотный холст.
Верхняя часть была видна из-под поневы или сарафана. Но полотна на нее требовалось не
слишком много, поэтому старались использовать качественную хлопковую или тонкую
льняную, иногда даже шелковую ткань. Бывало, что верх рубашки и стан выглядели как
два сшитых отдельно самостоятельных предмета. Таким образом, у женщины могло быть
несколько нарядных вариантов. А стан пришивался к тому из них, в котором хотелось
покрасоваться.
Все в русской одежде обязательно подчинялось простоте и практичности, чтобы как в
работе, так и в бою она не мешала свободным движениям. Почему при изготовлении
обычно использовали лишь вертикальные полосы полотна? Конструкция домашних
ткацких станков позволяла изготавливать своими руками полотно лишь до 40 см.
Согласно традиции предков, этот размер стал модульным, а безотходность выкройки
обеспечивалась дополнительной полосой, которая пришивалась вдоль стана. Хотя ширина
покупной ткани позволяла обходиться без нее, традиционный крой оставался
неизменным. Он кажется удивительно продуманным и рациональным даже по описанию,
к тому же он отражает все потребности народа. Прямые линии основных деталей в
сочетании с несущими эстетическую нагрузку поликами, клиньями и ластовицами
рукавов позволяли максимально экономить материал.
Простой геометрический крой позволял создавать сложные объемные формы, чтобы
подчеркнуть стать и красоту женщины. Максимальное удобство и конструктивная
практичность во время празднеств и рабочих будней стали результатом социального
отбора.
РАСШИФРОВКА ВЫКРОЙКИ И ЗНАЧЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
На стан обычно уходило четыре отрезка домотканого полотна или два — более широкой
покупной материи. Шириной холста определялась длина плечевого среза и форму линии
проймы. Полик выполнял много функций:
- Он позволял подогнать прямой крой под любой размер и фигуру.
- Расширяя верх плечевой части, создавал красивые женственные складки у ворота.
- Обеспечивал поворот, свободное движение рукавам.
- Выступал украшением и отделкой, если выкраивался из другой — цветной или
контрастной ткани. На самих поликах или в местах соединения их со станом находился
узор вышивки.
- Вставка в подмышечной области – ластовица — иногда изготавливалась из набивной
материи, создавая акцент контрастного украшения. Но она выполняла и практические
цели, укрепляя швы, соединяющие рукава с боковыми полотнищами и позволяя руке
свободно выполнять крестьянскую работу. Форма рукавов создавала строгий или
торжественный силуэт костюма, дополняя его отделку. Женская рубаха обладала
сборчатым воротом. Мягкие складки подчеркивались узкой обшивкой, а планки разреза
ярко декорировались.
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ
На Руси рубаха обычно надевалась под сарафан или поверх нее носили юбки-поневы.
Они выступали частью праздничного наряда, но были скромно украшены для будней. В
разные жизненные обстоятельства использовали свои виды рубах:
- Для матерей, кормивших младенцев.
- Для ворожбы.
- Для покоса.
-Порукавка. .
Последняя имела особенности по длине рукавов, которые доходили до подола, а иногда
были даже длиной до пола. На запястьях располагались специальные прорези для кистей,
а висящие части обычно завязывали сзади.Или же наона на запястьях крепилась
браслетами , а в мотмент танца или ритуала браслеты снимали и рукава опускались до
Земли-матушки. В них не работали.
Кстати, выражение «работать спустя рукава» появилось именно благодаря национальной
одежде.
Еще одна традиция связана с Окончанием Петрова поста на Руси называли «верхушкой
лета», начинался сенокос.
В этот день родители дарили молодым сыновьям новые косоворотки, отмечая тем
самым их вступление в пору взросления и приобщения к полноценному крестьянскому
труду.
ЧТО ОЗНАЧАЛ ЦВЕТ ОДЕЖДЫ?
Окраски народных костюмов имеют определенную символичность, и их выбор имеет
свою историю. Прародители осознанно отдавали предпочтение белому и красному.
Второй символизировал радость, красоту, богатство и любовь, наполняющую жизнь
каждого человека особым смыслом. Но чаще всего русская мужская рубаха была белой. В
православии этот цвет считался символом торжества духа над плотью.
Сорочки для обряда крещения также всегда белоснежны, поскольку белизна означает
очищение души от черноты грехов, готовность к переходу в Царство Небесное. По этой
же причине наши предки уделяли внимание правильному расположению цветов в одежде.
Светлый верх как бы приближал к чудесному небу, а нижняя темная часть символически
связывалась с землей.
Помимо белого и красного, в национальных костюмах часто применялся малиновый цвет
и разные оттенки синего и зеленого. Мужские порты, как правило, были полосатыми,
сшитыми из холста с преобладанием серых, синих и белых полос. Они плотно прилегали к
ногам ниже колен и выкраивались из прямых полотнищ со вставкой-ластовицей по
шаговому шву. Низ портов для удобства заправлялся в сапоги, а верх завязывали на поясе
шнурком, который называли «гашник». Так как у одежды тогда не было карманов носили
все необходимое, что можно положить в карман, на поясе. Отсюда и выражение-
«Положить в загашник»
ОСОБЕННОСТИ ВЫШИВКИ-ОБЕРЕГА
С древности было принято украшать одежду. Верили, что о,собая вышивка цвет узора
способны защитить ее носителя. Когда славяне стали христианами, вера в силу вышивки
как оберега не была утрачена. Предки помнили, что враги могли вовсе передумать
нападать, увидев на одежде символичный рисунок.
Мощным оберегом на рубахе выступали солярные знаки, которые защищали хозяина от
черной энергии, сил зла. Другие популярные мотивы вышитых узоров:
- Берегини – изображения женских фигур с солнечными знаками, птицами или цветами в
руках. Они несли счастье, торжество души над всем материальным.
- Барвинок – цветок, который является символом вечности круга жизни.
- Ласточки, по поверьям, доставляли славянам на крыльях успех и возрождение весны.
- Петухи – украшение для одежды мужчины-хозяина, главы семьи.
- Хмель. Гирлянды из листьев и плодов были олицетворением молодости и любви. Они
проявляли защитную силу на одеждах юношей и девушек.
-Алатырь- восьми лепестковая звезда. Дарует божью Благодать всему сущему и не
сущему.
Конечно, использовали и многие другие символы, которые были не менее важны для
людей.
Таким образом: универсальная в своей элегантной простоте русская народная рубаха была
ключевой деталью и основной изюминкой в одежде всех слоев населения И даже сейчас
она основа современной модной одежды в фольклорном стиле.