Автор: Смирнова Оксана Петровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ "Страна чудес", детский сад № 52 "Улыбка"
Населённый пункт: Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение игр со строительным материалом в развитии детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Значение игр со строительным материалом
в развитии детей раннего возраста.
Смирнова Оксана Петровна
МАДОУ «Страна чудес»,
Д/с 52 «Улыбка»
г. Новоуральск
Свердловской области
Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех
человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является
приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это
период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный
опыт человечества. Именно ранний дошкольный возраст
большинством исследователей считается наиболее благоприятным
для совершенствования деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире.
Основоположником отечественной дошкольной психологии
А. В. Запорожцем была сформулирована концепция
амплификации детского развития. Теория основывается не на
принудительном подстёгивании детского развития, по сути
сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного
проживания возраста.
Амплификация детского развития основывается на
применении специфических видов детской деятельности согласно возрасту и учёте
возрастных и индивидуальных особенности детей.
Как известно, в раннем возрасте у детей активно развивается восприятие, речь,
мышление, память и другие познавательные способности. Внимание у малышей пока
непроизвольное. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое
эмоциональное состояние. Малыши легковозбудимы, обидчивы, неуступчивы. В этом
возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников. Формируется
познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании
окружающих предметов.
Развивается игра, которая ведёт к развитию общения. Мышление у малышей
наглядно – действенное, поэтому предметная деятельность является ведущей.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов
действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Предметная деятельность детей раннего возраста развивает познавательные процессы и
мелкую моторику рук.
Конструктивная деятельность детей проходит путь от игрового манипулирования и
условного использования материала к функциональному его применению: ребёнок
понимает назначение строительных деталей, простейших предметов, которые можно из
них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают
элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и
узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам.
Л.А. Парамоновой была выявлена динамика взаимосвязи игры и конструирования на
протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование
слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает
приобретать самостоятельное значение для детей дошкольного возраста. Т.е. необходимо
отметить, что в раннем возрасте конструирование как таковое еще отсутствует, а
присутствует игра со строительными материалами, которая является одним из
специфических видов деятельности в возрасте до трёх лет.
Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для малышей,
они также и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра
способствует развитию его познавательного интереса. Конструируя, дети узнают цвет,
форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные
представления, что обогащает сенсорный опыт малышей. Восприятие становиться более
целенаправленным.
Воспитатель учит детей называть словом те признаки предметов, с которыми они
познакомились: кубик красный, кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор
высокий и т. д. Таким образом, в играх со строительным материалом развивается речь
детей, расширяется их словарный запас.
Возведение постройки требует сосредоточенности, внимания, памяти. Развиваются
также движения детей: они становятся более точными, ловкими, целенаправленными.
Игры со строительным материалом организуют детей, дают возможность проявить
самостоятельность.
Малыш приучается аккуратно пользоваться материалом, бережно относиться к
постройке, сооруженной им самим или товарищем.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает
заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами
созданные постройки - это способствует повышению их интереса к конструированию.
Инициатором в этих играх остается взрослый, от которого ребенок получает
подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. Дети
продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются
представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Малыши учатся
создавать конструкции по образцу с инструкцией, используют слова для обозначения
предметов и обобщения.
Дети учатся:
правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик);
понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный -
короткий, высокий - низкий, широкий - узкий);
правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери,
принеси, уложи и т.д.).
Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным
материалом:
размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд);
накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка);
замыкает пространство (загородка, забор, домик);
делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
Общение взрослого с детьми должно быть доверительным и выражаться в форме
предложений, советов, подсказок, вопросов, похвалы. Взрослый включается в совместные
действия, в игру. Особенно результативно общение с детьми от лица игрушек.
Большой интерес к конструктивной деятельности у детей возникает в тех случаях,
когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам стихотворения, сказки
(«Сделаем стульчик и кроватку для Мишутки из сказки «Три медведя»).
Следует содействовать формированию детского партнёрства, поощрять игровые
объединения, поддерживать неуверенных детей, поощрять самостоятельность,
ненавязчиво помогать, не сдерживать инициативу ребёнка.
Необходимо также отметить, что в конце каждого занятия необходимо побуждать
детей к совместному складыванию материала в коробку. Поиск места в ограниченном
пространстве для каждой формы детали, с учетом других форм, способствует развитию
сенсорных способностей детей, а также умения ориентироваться в пространстве.
Для того чтобы научить ребенка действовать со строительным материалом,
необходимо его разнообразие. Место для игр, сюжет и мелкие игрушки нужно менять для
того, чтобы у детей повышался и развивался познавательный интерес к строительству.
Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и
нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать
результат!
Литература:
Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и
методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.-64с.
Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателей детского сада.- М.: 1981.-159с.
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М.:
Изд. центр «Академия», 2002.-192 с.
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для
студентов пед. институтов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.:
Просвещение, 1977
Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие -
М.: ТЦ сфера, 2008.
Материалы блога воспитателя МБДОУ №41 «Звездочка» города Южно-Сахалинска
Шайдаровой Жанны Витальевны «Ни минуты покоя…»