Напоминание

"Откуда хлеб пришел?"


Автор: Балдина Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Полазненский детский сад №5"
Населённый пункт: пгт. Полазна Пермский край
Наименование материала: Конспект НОД в старшей группе с самоанализом
Тема: "Откуда хлеб пришел?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Непосредственная образовательная деятельность

с детьми старшей группы

Дата: 13.10.2016 г.

Количество детей: 20

Ознакомление с предметным окружением.

Тема: « Откуда хлеб пришел?»

Цель:

Формирование представлений детей о хлебе, как о главном богатстве.

Образовательные задачи:

Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.

Уточнить и закрепить знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба

( зерновых культур).

Познакомить с профессиями людей, выращивающих хлеб и техникой, помогающей им.

Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида хлебобулоч-

ных изделий в творческой деятельности.

Учить лепить хлебобулочные изделия из теста.

Развивающие задачи:

Развивать диалогическую и связную речь детей; обогащать словарь прилагательными.

Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с полу-

чением хлеба (тракторист, сеяльщик, комбайнер, пекарь), сельскохозяйственной техникой

(трактор, комбайн, сеялка, борона).

Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками.

Координировать речь детей с движениями.

Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.

Способствовать формированию мыслительных операций.

Развивать память и слуховое внимания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, выращива-

ющих хлеб.

Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.

Интегрируемые образовательные области:

ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Рече-

вое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие»

Предварительная работа:

Рассматривание колосьев пшеницы и ржи (совместная образовательная деятельность в

ходе режимных моментов). Задача: познакомить с внешним видом колосьев пшеницы и

ржи.

Рассматривание картины И.Шишкина «Рожь» (совместная образовательная деятельность в

ходе режимных моментов). Задача: познакомить с картиной И.Шишкина «Рожь»; фор-

мировать представления о хлебном поле.

Чтение сказки «Колосок» (НОД – занятие). Задача: познакомить с этапами приготовления

хлеба посредством сказки.

Чтение стихотворения С.Погореловского «В каждый дом, на каждый стол» (совместная

образовательноя деятельность в ходе режимных моментов). Задача: воспитывать бережное

отношение к хлебу, как к богатству страны.

Экскурсия на кухню в день выпечки булочек (совместная образовательная деятель-

ность в ходе режимных моментов). Задача: закрепить представления детей о том, откуда

берутся вкусные булочки в детском саду.

Заучивание стихов, пословиц, поговорок о хлебе (совместная образовательная деятель-

ность в ходе режимных моментов). Задача: Расширять словарный запас; прививать интерес

к народному творчеству.

Хороводная игра «Лады, лады, ладушки» (совместная образовательная деятельность в

ходе режимных моментов). Задача: Познакомить и разучить слова и мелодию песни – хо-

ровода; учить ходьбе в хороводе легким, равномерным шагом, соответствуя ритмическому

рисунку песни.

Оборудование и материалы: хлебные изделия, колоски пшеницы и ржи, иллюстрации о

труде хлеборобов, аудио запись хороводной песни «Лады, лады, ладушки» (минусовка),

мука, мяч

Для детей: соленое тесто, доски разделочные, влажные салфетки.

План проведения занятия:

1.Вводная часть

2.Основная часть

Дидактическая игра «Какой хлеб?»

Беседа о выращивании хлеба с показом иллюстраций

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

Хоровод "Лады, лады, ладушки".

Игра «Расставь правильно»

Изобразительная деятельность

3. Заключительная часть

Ход занятия:

1.

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о чем я хочу сегодня с вами

поговорить.

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Дети:

Хлеб.

2.

Основная часть

Воспитатель открывает поднос, на котором лежит белый и черный хлеб, мука, хлебные

колосья, булочки.

Воспитатель:

-Да, сегодня мы поговорим именно о нем. Ребята, подойдите поближе к столу, рассмотрите

всё , что я приготовила. Что чувствуете? (Дети подходят, рассматривают,

наслаждаются ароматом свежего хлеба) Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он – самый

главный на каждом столе. А вот каким он может быть, вы мне и расскажете.

Дети вместе с воспитателем встают в круг и передают по кругу мяч, называя

определения.

Дидактическая игра «Какой хлеб?»

Предполагаемые ответы детей: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий,

черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, вкусный и т.д..

Воспитатель:

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин

В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто

знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети:

Его покупают в магазине.

Воспитатель: Как хлеб попал в магазин?

Ответы детей.

Воспитатель:

Скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

Дети:

Пекут из муки.

Воспитатель:

А что такое мука, из чего её получают?

Дети:

Из зёрен пшеницы и ржи.

Воспитатель:

Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают

ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил:

сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются

хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети:

Да хотим.

Воспитатель:

Тогда давайте сядем в кружок и я вам расскажу. Выращивать и убирать людям хлеб

помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле

выходит трактор. Кто ведет его …

Дети:

Тракторист.

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций.

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля

стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору

прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна

пшеницы (иллюстрация). Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях.

Поле в это время очень красивое, посмотрите (иллюстрация). Давайте и мы свами

превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают, группируются)

Прорастать на солнце стало (руки над головой, ладошки вместе)

Дождик землю поливал, (встряхивание кистями рук)

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (встать на носочки)

И красавцем обернулся. (руки на пояс, повороты вправо, влево))

Воспитатель:

Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва-пора уборки пшеницы и ржи. Повторите это

слово.

Дети повторяют слово хором и индивидуально.

Саша, объясни, что такое жатва?

Ответ Саши.

На поле выходят другие машины – комбайны (иллюстрация). Кто работает на комбайне?

Дети:

Комбайнёр.

Воспитатель:

Что же делает комбайн?

Дети:

Собирает колосья.

Воспитатель:

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному

длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по

сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна через определенные промежутки

времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы- специальные сооружения для хранения зерна.

(иллюстрация).

Дети повторяют слово хором и индивидуально.

Воспитатель: Ну, вот и убрали урожай с поля, теперь можно и песни петь, хороводы во-

дить, как это делалось в старину после жатвы. А давайте и мы с вами споем песню и по-

водим хоровод.

Дети вместе с воспитателем встают в хоровод; исполняют песню, шагая в хороводе лег-

ким, равномерным шагом, соответствуя ритмическому рисунку песни.

Хоровод "Лады, лады, ладушки".

Музыка Е. А. Гомонова, слова 1 куплет Е. А. Гомонова, 2,3 куплеты из сборника "Народ-

ные праздники в детском саду". Авторы: М.Б. Засцепина, Т. В. Антонова

Лады, лады ладушки,

Рада нам хозяюшка

Мы о хлебушке поем

Разговор ведем о том.

Убран хлеб, и тише стало,

Жарко дышат закрома,

Поле спит, оно устало,

Приближается зима.

Над селом дымки плывут,

Люди хлеб в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Хлебом нашим угощайтесь

Воспитатель: А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети:

На мельницу.

Воспитатель:

Правильно, и там зерно мелют в муку (иллюстрация). Ребята, а куда потом отправляется

мука?

Дети:

На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель:

На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской (иллюстрация). В чан с закваской

добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими

«руками» вымешивают тесто для хлеба.

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь (иллюстрация).

Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.

А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети:

Булочки, печенье, торты, пироги, сухари и т.д.

Воспитатель: Как это все назвать двумя словами?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Игра «Расставь правильно»

Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной

последовательности.

Воспитатель: Ребята, а ведь в нашем игрушечном магазине нет хлебобулочных изделий.

Давайте налепим булочек, батонов, крендельков, косичек из соленого теста. Все это, когда

высохнет станет новыми игрушками для игры в «Магазин» или «Дом».

Изобразительная деятельность

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и слепить хлебобулочные изделия из

соленого теста. Показывает образцы и приемы лепки.

3.

Заключительная часть

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить

хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего

три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы

знаете пословицы о хлебе?

Дети:

(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

«Без хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много света – много хлеба»

Воспитатель:

Ну вот, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин.

Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь, не оставлять недоеденные

куски и не выбрасывать их. Старые люди говорят, что оставляя кусочек, оставляешь

своё здоровье.

Закончите предложение: Я знаю, что хлеб - наше богатство, поэтому я ….

Примерные ответы:

Беру столько, сколько съем.

Не бросаю на землю, на пол.

Хлеб всегда доедаю.

Самоанализ проведенного занятия

1.

Форма организации педагогического процесса – НОД (занятие)

Дата проведения – 13.10.2016

Продолжительность – 25 мин

Количество участвующих детей - 20

2. Доминирующий тип взаимодействия педагога с детьми - субъект-субъектное ;

доминирующие педагогические позиции педагог-партнер. Сначала проводится общее обсуждение,

чтобы дети выяснили, что они уже знают о хлебе. Воспитатель – партнер, рядом с детьми (вместе),

в едином пространстве (например, сидела в одном кругу вместе с детьми во время беседы, водила

хоровод вместе с детьми, помогала во время практической деятельности). Включенность

воспитателя в деятельность наравне с детьми. Добровольное присоединение детей к деятельности

(без психического и дисциплинарного принуждения). Свободное общение и перемещение детей во

время деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе.

3. Дети активны и заинтересованы на протяжении всего занятия. Оптимальность физической,

умственной и псхоэмоциональной нагрузки; изменение характера и величины нагрузки в разных

частях занятия. Признаков утомления не наблюдалось.

4. Все поставленные задачи на занятии были решены.

Причины: была проведена большая подготовительная работа. Ход занятия хорошо продуман.

5. Конспект соответствует реальной методике проведения занятия. Рассматривание

хлебобулочных изделий и вдыхание аромата хлеба позволило заинтересовать всех детей темой

занятия. Дидактическая игра «Какой хлеб» активизировала речь детей. Показ иллюстраций во

время беседы позволял удерживать внимание детей на протяжении всей беседы. Физкульминутка и

хороводная песня позволили снять усталость. Игра «Расставь правильно» была проведена для

закрепления материала. Во время практической деятельности дети были очень увлечены, так как

были мотивированы тем, что продукты их деятельности в последующем будут использоваться для

игр.

6. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в педагогическом процессе –

работа ведется как со всей группой детей так и индивидуально во время занятия. Мне хочется,

чтобы каждый ребенок дома делился с родителями новыми знаниями и впечатлениями от

прожитого дня.

7. Использование предметно-развивающей среды группы для решения образовательных задач:

используемые картинки для развития речи, демонстрационный материал для обследования и

рассматривания по теме занятия.

8. Предложения и рекомендации по совершенствованию; посещать занятия своих коллег, не

бояться делиться своим опытом.



В раздел образования