Автор: Лихогуб Диана Владимировна
Должность: студент
Учебное заведение: НИУ «БелГУ»
Населённый пункт: Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дополнительное образование
Лихогуб Диана Владимировна
Белгородский государственный национальный исследовательский
университет, студент, город Белгород, Россия
Научный руководитель: Гуськова Екатерина Александровна
Белгородский государственный национальный исследовательский
университет НИУ «БелГУ», доцент кафедры возрастной и социальной
психологии, Белгород, Россия
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: работа посвящена выявлению особенностей мышления детей
младшего
школьного
возраста.
Выявлено,
что
большинство
учащихся
демонстрирует средний уровень развития мыслительных операций, при этом
наиболее высокие показатели наблюдаются в операции аналогии, а наиболее
низкие – в операциях сравнения и анализа. Полученные результаты позволяют
сделать вывод о необходимости целенаправленного развития мыслительных
операций у учащихся начальной школы с учетом их индивидуальных
особенностей и текущего уровня развития.
Ключевые слова: мышление, младший школьный возраст.
Развитие младшего школьника – важная составная часть педагогического
процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить
инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных
задач современной школы [3].
Проблема развития мышления актуальная для детей младшего школьного
возраста. Это определено в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [1]. В исследованиях
Б.Г. Ананьева, И.О. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинской и др. показана
важная роль образного мышления, при выполнении и решении задач разного
рода деятельности. Проблемами развития мышления у детей дошкольного
возраста занимались Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,
Р.С. Немов, Ж. Пиаже, Л.С.
Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Г.А. Урунтаева, В.И. Ядешко. Проблемам образного
мышления посвятили свои исследования зарубежные ученые: Р. Арнхейм, Д.
Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и другие [2].
Таким образом, развитие мышления школьников в процессе обучения
многогранно и требует комплексного подхода со стороны всех участников
образовательного процесса. Сочетание традиционных и современных методик,
акцент на критическое, логическое и творческое мышление, использование
технологии предоставляет учащимся возможности для гармоничного развития
и подготовки к будущей жизни в современном быстро меняющемся мире [1].
Цель
статьи
–
изучить
особенности
мышления
детей
младшего
школьного возраста.
Мы предположили, что у младших школьников наблюдается более
выраженные характеристики по операциям «аналогия» и «анализ», чем
«обобщение», «сравнение».
Методики исследования:
«Простые аналогии» (У. Гордон), «Исключение
понятий» (Е.И. Рогов), «Логические задачи» (А.З. Зак). Для начала нами был
проанализирован
уровень
логического
мышления
младших
школьников,
мыслительной операции «аналогия» (рис. 1).
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
0
5
10
15
20
25
30
35
30,5
15,8
11,7
Рис. 1. Степень выраженности уровня логического мышления, мыслительной
операции «аналогия» младших школьников, ср. б. (Mmax=32)
В структуре уровня логического мышления, мыслительной операции
«аналогия» младших школьников наибольшее количество показало высокий
уровень (Мx=30,5), чуть менее показали средний уровень (Мx=15,8) и
наименьшее количество показали низкий уровень (Мx=11,7). Высокий уровень
развития аналогии позволяет младшим школьникам устанавливать связи между
различными понятиями и явлениями, что способствует более глубокому
пониманию учебного материала и решению проблемных ситуаций. Однако,
необходимо учитывать, что наличие среднего и низкого) уровней развития
аналогии свидетельствует о существовании значительной группы учащихся,
испытывающих затруднения в установлении логических связей и переносе
знаний.
Далее
представлены
результаты
уровня
мыслительной
операции
«обобщение» (рис. 2).
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
0
5
10
15
20
25
11,7
20,5
4,6
Рис. 2. Степень выраженности уровня мыслительной операции «обобщение»
младших школьников, ср. б. (Mmax=20)
В
структуре
мыслительной
операции
«обобщение»
наибольшее
количество младших школьников показало средний уровень (Мx=20,5), чуть
менее показали высокий уровень (Мx=11,7) и наименьшее количество показали
низкий уровень (Мx=4,6).
Доминирование среднего уровня развития (Мx=20,5) указывает на то, что
большинство учащихся способны к установлению связей между отдельными
понятиями и выделению общих признаков в рамках предложенных заданий.
Высокий уровень развития обобщения (Мx=11,7) демонстрирует способность к
выделению существенных признаков, формированию сложных категорий и
пониманию иерархических связей между понятиями. Низкий уровень развития
обобщения (Мx=4,6) указывает на наличие значительных затруднений в
установлении связей между понятиями, выделении общих признаков и
формировании категорий.
Далее на рис. 3. представлены результаты уровня мыслительных
операций «анализ», «сравнение».
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
5,7
18,6
7,1
Рис. 2.3. Степень выраженности уровня мыслительных операций «анализ»,
«сравнение» младших школьников, ср. б. (M
max
=22)
В структуре мыслительных операций «анализ», «сравнение» наибольшее
количество младших школьников показало средний уровень (М
x
=18,6), чуть
менее показали низкий уровень (М
x
=7,1) и наименьшее количество показали
низкий уровень (М
x
=5,7).
Преобладание среднего уровня (М
x
=18,6) отражает сформированность
базовых навыков выделения признаков, установления сходства и различия
между объектами и явлениями, но свидетельствует о недостаточной развитости
навыков комплексного анализа и глубинного сравнения. Низкий уровень
развития аналитических и сравнительных операций (М
x
=7,1) указывает на
наличие у определенной части выборки выраженных затруднений в выделении
признаков объектов, определении общих и отличительных черт, а также в
решении логических задач, требующих последовательного анализа условий и
выведения заключений.
Наименьшее
количество
учащихся
(М
x
=5,7)
продемонстрировало
высокий
уровень
развития
аналитико-синтетических
способностей,
что
характеризуется умением не только выделять существенные признаки и
устанавливать отношения сходства и различия, но и способностью к
абстрагированию, систематизации и самостоятельному решению сложных
логических задач.
Далее мы задались вопросом, какие особенности мышления у младших
школьников. С целью выявления статистических различий был проведен
статистический анализ данных с применением непараметрический Н-критерий
Краскала-Уоллесса. Его результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Различия по показателям мышления у младших школьников
№
п/п
Показатели
мышления
Уровень мышления (ср.б.)
H
эмп
Высокий М
х1
Средний М
х2
Низкий М
х3
1
Аналогия
18,7
17,1
15,3
12,5**
2
Обобщение
29,1
14,5
11,6
9,8*
3
Анализ
27,3
24,1
16,7
11,2**
4
Сравнение
17,8
7,6
2,8
8,5*
Примечание: *- p≤0.05
Анализ
данных,
представленных
в
таблице
2.1,
демонстрирует
статистически значимые различия в показателях мышления у младших
школьников с разным уровнем развития мышления.
Проведенное
исследование
показало,
что
у
младших
школьников
наблюдается более выраженные характеристики по операциям «аналогия» и
«анализ», чем «обобщение», «сравнение», доказана.
Проведенное
исследование
позволило
выявить
существенные
особенности развития мыслительных операций у младших школьников.
Наиболее
успешно
у
учащихся
сформирована
операция
аналогии,
где
преобладает высокий уровень развития, что свидетельствует о хороших
способностях
детей
устанавливать
связи
между
понятиями.
Операция
обобщения характеризуется доминированием среднего уровня, при этом
высокий
уровень
выражен
менее
ярко.
Анализ
и
сравнение
также
преимущественно развиты на среднем уровне, хотя присутствуют и низкие
показатели.
Статистическая обработка данных с помощью Н-критерия Краскала-
Уоллеса подтвердила наличие значимых различий в развитии мыслительных
операций: наиболее выражены различия в операциях аналогии и анализа, тогда
как для обобщения и сравнения показатели несколько ниже. Это указывает на
неоднородность развития различных мыслительных операций у младших
школьников
и
необходимость
дифференцированного
подхода
к
их
формированию в образовательном процессе.
В целях стимулирования развития мышления, младших школьников
следует придерживать общих рекомендаций:
1. Создание интересных заданий. Для развития мышления детей
необходимо предоставлять им интересные и сложные задания.
2. Игры на развитие логического мышления. Логические игры, такие как
головоломки, конструкторы или настольные игры с логическими элементами,
способствуют развитию аналитического мышления у детей.
3. Развивающие книги и материалы. Использование специальных
развивающих
книг
и
материалов
поможет
развить
у
детей
навыки
самостоятельного мышления, памяти и внимания.
4.
Регулярные
интеллектуальные
тренировки.
Для
стимулирования
развития мышления детей младшего школьного возраста необходимо проводить
регулярные интеллектуальные тренировки.
5.
Поддержка
творческого
мышления.
Важно
поощрять
у
детей
творческое мышление и предоставлять им возможность самостоятельно
выражать свои идеи и взгляды.
6.
Использование
информационных
технологий.
Современные
информационные
технологии
предлагают
широкие
возможности
для
стимулирования развития мышления у детей.
7. Поддержка самостоятельности и исследовательского мышления. Важно
давать детям возможность самостоятельно мыслить, искать ответы на вопросы
и делать открытия.
Библиографический список:
1
.
Белоусова, А.К. Особенности мышления детей младшего школьного
возраста с трудностями в обучении / А.К. Белоусова, П.А. Гордеева, Н.И.
Яманова // Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. –
2023. – №6(2). – С. 79-88.
2. Глебова, М.В. Психолого-педагогические особенности умственного
развития учащихся в процессе учебной деятельности / М.В. Глебова //
Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 8. – С. 1-10.
3. 26. Спиридонов, В.Ф.
Психология мышления. Решение задач и
проблем: учебное пособие для вузов / В. Ф. Спиридонов. – 2-е изд., испр. и доп.
– М.: Издательство Юрайт, 2023. – 323 с.
ACADEMIC MOTIVATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
WITH DIFFERENT LEVELS OF PERSONAL SELF-ESTEEM
Likhogub Diana Vladimirovna
Belgorod National Research University, psychology student, Belgorod, Russia
Scientific supervisor: Guskova Ekaterina Alexandrovna
Belgorod State National Research University, Associate Professor of the
Department of Age and Social Psychology, Belgorod, Russia
Abstract: This study explores the thinking characteristics of primary school-
aged children. It was found that most students demonstrate an average level of
cognitive skills, with the highest scores observed in analogy and the lowest scores in
comparison and analysis. These results suggest the need for targeted cognitive skills
development in primary school students, taking into account their individual
characteristics and current level of development.
Keywords: thinking, primary school age.