Напоминание

«ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»


Автор: Капанжи Виктория Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ
Населённый пункт: г. Бикин, Хабаровский край
Наименование материала: Тренинговое занятие
Тема: «ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Дом детского творчества

города Бикина Бикинского муниципального округа Хабаровского края

Тренинговое занятие

«ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Капанжи Виктория Викторовна,

педагог-психолог

г. Бикин

Пояснительная записка

Понятие

"эмоциональное

выгорание"

определяется

как

"синдром

физического

и

эмоционального

истощения,

который

включает

развитие

отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и снижение

понимания и сочувствия по отношению к сотрудникам и клиентам".

Эмоциональное

истощение возникает в

результате наслаивающихся

стрессов средней интенсивности. Эмоциональное выгорание проявляется в

чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не

может отдаваться жизни, работе так, как это было прежде). Это потеря

творческого потенциала, отсутствие реакции на скуку.

Эмоциональное

выгорание

инициируется

комплексом

факторов,

включающих

индивидуально-психологические

особенности

педагога

и

специфические

особенности

профессиональной

деятельности,

эмоционального характера.

Многочисленные исследования не ответили на вопрос, что же является

главным

в

возникновении

этого

явления,

какова его

основная

причина:

личностные

черты

или

характеристики

деятельности,

особенности

взаимодействия или факторы рабочей среды? По исследованиям в различных

научных

лабораториях

наиболее

высокие

показатели

подверженности

синдрому эмоционального выгорания дали педагоги со стажем работы 15-20

лет.

В

практике

образовательных

учреждений

возникает

проблема

профессиональной деформации, как отражение личностных противоречий

между

требуемой

от

педагога

мобилизацией

и

наличием

внутренних

энергоресурсов,

вызывающих

достаточно

устойчивые

отрицательные

психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении,

что

приводит

к

формированию

синдрома

эмоционального

выгорания

в

профессиональной

деятельности,

возникновению

невротических

расстройств, психосоматических заболеваний.

В

связи

с

этим

организация

работы

по

сохранению

психического

здоровья

педагогов

является

актуальной

задачей

современной

системы

образования,

а

проблема

эмоциональной

саморегуляции

одной

из

важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного

и профессионального развития современного педагога.

Данный тренинг направлен на профилактику возникновения синдрома

«эмоционального

выгорания»

у

педагогов

и

направлен

на

достижение

следующих целей и задач:

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты

эмоциональной,

когнитивной

и

физической

энергии,

проявляющийся

в

симптомах

эмоционального,

умственного

истощения,

физического

утомления,

личностной

отстраненности

и

снижения

удовлетворения

исполнением

работы.

Он

рассматривается

как

результат

неудачно

разрешенного стресса на рабочем месте.

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно

четко

прослеживается факт

потери интереса к

ученику как

к

личности,

неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны

профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие

психических

состояний,

дестабилизирующих

профессиональную

деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование,

хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с

педагогами по профилактике эмоционального выгорания.

Цель: создание

условий

для

сохранения

и

укрепления

психологического

здоровья

педагогов,

формирования

навыков

регуляции

психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в

педагогической деятельности.

Задачи:

1.

Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

2.

Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

3.

Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе.

4.

Формирование позитивного отношения к себе, к жизни.

5.

Повышение мотивации к профессиональной деятельности.

6.

Формировать навыки эффективного взаимодействия с

участниками образовательного процесса.

7.

Обучение способам саморегуляции.

Форма проведения: круг, возможно свободное перемещение по залу

при выполнении упражнение в подгруппах.

Время проведения: 40 - 45 минут

Ход занятия.

Введение.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Свое выступление начну со слов Владимира Путина, 25.08.2021г., которые

он произнес на заседании президиума Госсовета, посвящённому улучшению

качества

образования:

«Без

современного

качественного

доступного

образования, причем во всех регионах страны, невозможно добиться ничего в

сфере развития. Должен, безусловно, соблюдаться базовый принцип системы

российского

образования

это

справедливость,

то

есть

доступность

качественного

образования

для

каждого

ребенка

в

соответствии

с

его

интересами и способностями, причем независимо от того, где он живет — в

городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо

от того, где учится — в государственной школе или частной, и, конечно,

независимо от социального статуса и доходов родителей». В соответствии с

представленной концепцией проекта "Школа Минпросвещения России" в

развитии

единого

образовательного

пространства

выделяются

пять

магистральных направлений, в центре которых стоит ученик: качество и

объективность знаний, здоровье, творчество, воспитание, профориентация.

Эти

направления

дополняются

ещё

тремя

составляющими:

учитель,

школьный

климат

и

образовательная

среда

(это

три

кита,

на

которых

базируется современное образование).

И особое внимание я хочу уделить учителям.

Сегодня наше занятие будет посвящено эмоциональному выгоранию

педагога.

В последние годы тема эмоционального выгорания педагогов стала

особенно

актуальной.

По

данным

исследований,

более

60%

учителей

сталкиваются с симптомами выгорания в своей профессии. Это тревожный

сигнал, который требует внимания, в первую очередь, со стороны самих

педагогов

Синдром эмоционального выгорания — это состояние физического,

эмоционального и психического истощения, вызванное продолжительным

стрессом.

В

контексте

педагогической

деятельности,

он

проявляется

в

чрезмерном уровне усталости, депрессии, чувства безысходности и снижения

профессиональной

эффективности.

Педагоги,

которые

ежедневно

взаимодействуют с

детьми,

родителями и

коллегами, подвержены этому

состоянию в особенной степени.

Профессия педагога относится к особо престижным и почитаемым, потому

что работать с людьми - это дело важное, достойное и необходимое. Но

большая часть времени работы педагога рассчитана на работу с тревожными,

гиперактивными,

агрессивными

детьми,

конфликтными

и

сложными

родителями,

и

т.п..

Профессиональная

деятельность

педагогов

является

одним

из

наиболее

напряженных

психологическом

плане)

видов

деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-

факторов:

это

наша

педагогическая

нагрузка,

необходимость

постоянно

поддерживать

высокий

уровень

профессионализма,

быть

в

курсе

инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством

людей - все это осложняет жизнь педагога и эти факторы в совокупности

могут привести к выгоранию, что негативно сказывается на психическом

здоровье педагогов и качестве образования.

В

нашей

школе была проведена диагностика эмоционального выгорания

Бойко В.В.

И получились следующие результаты:

Крайне низкий уровень - 4,1%

Низкий - 30,4%

Средний уровень - 53,6%

Высокие значения - 8,1%

Крайне высокие - 3,8%

Сегодня, мы попытаемся понять, что же такое "синдром эмоционального

выгорания и как помочь себе.

Тест «Субъективная минутка»

Прямо сейчас через свой телефон (на часах) включите секундомер или

засеките время.

После этого – закройте глаза и мысленно понаблюдайте за течением времени

1 минуту.

Важно именно наблюдать, а не считать 60 секунд в ритме «и 1, и 2, и 3…».

Когда, - по вашему мнению, - минута пройдет, посмотрите на секундомер,

проверьте себя. Я помолчу чуть больше минуты, чтобы точно все успели

выполнить тест.

Начинаем.

1. Засекаем время.

2. Наблюдаем предполагаемую минуту.

3. Проверяем себя – важно запомнить, через сколько секунд посмотрели на

часы.

Результаты

65-70 секунд - 0 тревожности или есть погрешности, сопротивление;

55-64 секунды - легкая тревожность;

45-54 секунды - умеренная тревожность;

35-45 секунд - выраженная тревожность;

менее 35 секунд - острое переживание тревоги.

Упражнение «Поплавок в океане» (визуализация)

Цель: обучение навыкам саморегуляции, тренинг самонаблюдения и навыка

«отпускать ситуацию».

Инструкция. Займите удобное положение. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на

своем дыхании. Обратите внимание, какие части вашего тела соприкасаются

со

стулом,

полом,

воздухом.

Почувствуйте,

как

прикасающиеся

к

вам

поверхности и воздух поддерживают вас. А сейчас вообразите, что вы

маленький поплавок на поверхности океана… у вас нет цели, компаса, карты,

руля, весел, удочки… Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и волны

океана… Ощутите движение волн… тепло солнца… брызги воды… подушку

моря под вами, поддерживающую вас… Большая волна может на некоторое

время накрыть вас, но вы непременно вновь выныриваете на поверхность…

постарайтесь понаблюдать эти толчки, волны, выныривания… И снова вы

покачиваетесь на поддерживающей подушке моря… Понаблюдайте за своими

чувствами,

когда

вы

представляете

себя

маленьким

непотопляемым

поплавком, играющим с океаном… Сейчас я досчитаю до трех и вы снова

окажетесь собой на тренинге.

Обсуждение. Что было трудно (легко)? Какие чувства и мысли появились за

время плавания поплавка?

Резюме

ведущего.

Данное

упражнение

полезно

использовать,

когда

вы

чувствуете какое-то напряжение или когда вам необходимо контролировать

себя, а вы опасаетесь, что можете этот контроль потерять.

Исследования

показывают,

что

эффективным

средством

профилактики

симптома

эмоционального

выгорания

являются

приемы

саморегуляции

и

самовосстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов,

имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей

работы

Существует множество других методик, которые мы можем самостоятельно

применять для профилактики эмоционального выгорания.

И сейчас мы проведем пару таких упражнений.

Упражнение «Гора с плеч»

Цель: сброс мышечного напряжения в области плечевого пояса и спины,

контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Выполняется

стоя,

можно

на

ходу.

Максимально

резко

поднять

плечи,

широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша

осанка. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею в

сторону.

Как себя сейчас чувствуете?

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова

опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается

сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша

задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Трудно было избавиться от мухи?

Как себя чувствуете и что ощущаете сейчас?

И еще одно упражнение (дыхательное)

Упражнение «Свеча».

Нужно представить, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте вдох и

постарайтесь одним выдохом задуть свечу. Ещё раз. Затем представьте перед

собой пять маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи

маленькими порциями выдоха. Ещё раз.

Раздать всем участникам буклеты с упражнениями для самостоятельного

снятия эмоционального напряжения.

А сейчас мы с вами проведем еще одно упражнение, чтобы закрепить нашу

сегодняшнюю встречу и поднять настроение.

Упражнение «Путаница».

Все встают плотно в круг, закрывают глаза. Поднимают руки вверх. Правой

рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остаётся свободной. Затем

ведущий свободные соединяет руки таким образом, чтоб получилась

путаница. Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не

разрывая спонтанно образованные «связи»

Заключительная часть.

Притча.

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец

знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая

бабочка у меня в руках: мертвая или живая? ” А сам думает: “Скажет живая –

я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в

твоих руках”.

В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой мы будем

чувствовать себя комфортно.

Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!

Используемая литература

1.Здоровьесбережение педагога. Выбираем: эмоциональное выгорание

или Ресурсы и профессиональный азарт /авт.-сост. Назарова Е.И.- Х:

Псилогия, 2024 г.

2.Профилактика синдрома профессионального

выгорания педагогов:

диагностика, тренинги, упражнения / Авт. -сост. О. И. Бабич. – Волгоград:

Учитель, 2009.

3. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова.

- СПб.: Питер, 2003.

4. Шепель В. М. Как жить долго и радостно. – М. : АНТИКВА, 2006.

5. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. -

Вып. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Изд. Учитель

2009



В раздел образования